Автор: Медведева Елена Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №1 им. Г.В.Свиридова
Населённый пункт: Курск, Курская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование общей музыкальной культуры учащихся на основе современных образовательных технологий"
Раздел: дополнительное образование
Формирование общей музыкальной культуры учащихся на основе
современных образовательных технологий
В
настоящее
время
в
России
идет
становление
новой
системы
образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в
педагогической
теории
и
практике
учебно-воспитательного
процесса.
Традиционные
способы
информации
–
уступают
место
компьютерным
средствам
обучения.
На
современном
этапе
развития
нашего
общества
особенно актуальна задача формирования духовной культуры подрастающего
поколения.
Достаточно
важный
ее
аспект
–
духовная
культура,
формирование которой является целью музыкального воспитания в школе
искусств. Темы учебной программы раскрывают различные грани законов
музыкального искусства, без которых невозможно формировать музыкальную
культуру.
В
российском
образовании
сегодня
провозглашен
принцип
вариативности, который даёт педагогическим коллективам образовательных
учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по
любой модели, применяя научные разработки и практическое обоснование
новых
идей
и
технологий.
Информационные
технологии
обогащают
методические
возможности
урока,
придают
ему
современный
уровень.
Аудио, видео техника, компьютер удобны не только для усвоения учебного
материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации
творческого
потенциала
ребёнка,
воспитания
интереса
к
музыкальной
культуре.
Таким образом, наша цель:
Создать благоприятные условия для развития музыкальной культуры
учащихся
посредством
современных
образовательных
технологий,
привлечь
учащихся
к
самостоятельному
изучению
предмета
с
использованием
компьютера,
развить
умение
ориентироваться
в
широком
объёме
информации,
анализировать
её,
выделяя
существенное, важное для всех участников деятельности
Разработать
педагогическую
систему,
включающую
элементы
современных образовательных технологий
Наши задачи:
Освоить
новые
элементы
информационно-коммуникационных
технологий, проблемного обучения, технологии метода проектов для
более качественной подготовки к уроку
Сформировать
информационную
культуру
и
т в о рч е с ку ю
познавательную активность учащихся.
Для
организации
работы
по
развитию
общей
музыкальной
культуры
учащихся выделяют следующие компоненты:
Знакомство с техническими средствами по проблеме исследования
Выбор информации из имеющихся мультимедийных и программных
ресурсов для развития общей музыкальной культуры
Проверка целесообразности применения этих материалов в
практической работе
Обобщение материала, выводы.
Программные, мультимедийные средства, применяемые на уроке могут быть
различного назначения:
справочные, энциклопедические издания (Энциклопедия классической
музыки, Шедевры музыки Кирилла и Мефодия, Сокровища мирового
искусства, МХК от наскальных рисунков до киноискусства, Учимся
понимать музыку, и др.)
музыкальные произведения
зрительный ряд
музыкальные игры
тесты
программные
средства
для
создания,
редактирования,
записи,
воспроизведения музыки (Сибелиус, Magic Score,
Capella, Увертюра и
др.)
Применение современных технических средств не только позволяют слушать
музыку
в
качественной
записи,
просматривать
фрагменты
произведений
видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с
миром искусства: живопись, музыка, литература. Такой урок, в отличие от
традиционного, помогает привлекать детей к самостоятельному изучению
предмета, развивать умение ориентироваться в большом объёме информации,
анализировать её, развивает образное и ассоциативное мышление.
Формы и методы обучения различны. Наиболее распространенные методы
представлены
на
слайдах.
Выполняя
представленные
задания,
ребенок
творит,
создает
что-то
уникальное
и
тем
самым
выражает
себя.
Такой
педагогический подход развивает, наполняет духовный мир учащихся.
Слушание и анализ музыкальных произведений
"Музыка в рисунке"
Комбинирование
музыки
с
другими
предметами
(ИЗО,
литература,
история)
Метод проблемного обучения
Метод обучения в сотрудничестве и другие формы и методы
"Наш маленький концерт"
Музыкальные
игры
(кроссворды,
викторины,
"Угадай-ка!",
"Наш
оркестр", "Юный композитор", игры-импровизации и другие)
Рефераты
Тесты
Анкеты
Ожидаемые результаты:
Усилить эмоциональное впечатление благодаря техническим средствам
различного значения
Привлечь детей к самостоятельному изучению предмета, развить
умение ориентироваться в широком объёме информации,
анализировать её, развить образное и ассоциативное мышление
Сформировать умение эмоционально, образно воспринимать и
характеризовать музыкальные произведения
Сформировать систему работы по развитию общей музыкальной
культуры на основе современных образовательных технологий.
Результативность отслеживается посредством:
обобщений по заданной теме;
творческих заданий;
контрольных тестов, анкет.
Таким образом, современные образовательные технологии, применяемые на
уроке,
способствует
значительному
расширению
кругозора
учащихся,
развивают
их
музыкальную
культуру, творческую
и
познавательную
активность, коммуникативные навыки в условиях проектной деятельности.
Применение
современных
технологий
в
образовательном
процессе
выполняют центральную роль в функционировании и развитии культуры
личности.