Автор: Родионова Валентина Васильевна
Должность: инструктор по труду
Учебное заведение: МБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: поселок Ивня, Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Труд в жизни воспитанников социально- реабилитационного центра
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Ивнянского района Белгородской области
Труд в жизни воспитанников социально-
реабилитационного центра
Подготовила
инструктор по труду
Родионова Валентина Васильевна
2017г.
Трудовое воспитание – важный проверенный принцип формирования
всесторонне и гармонически развитой личности. Труд в процессе воспитания
выступает
и
как
ведущий
фактор
развития
личности,
и
как
способ
творческого
освоения
мира,
обретения
опыта
посильной
трудовой
деятельности в различных сферах и как неотъемлемый компонент общего
образования.
Труд
в
жизни
каждого
человека
и
в
жизни
общества
имеет
определяющее значение.
От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во
многом
зависит
его
судьба.
Об
этом
ярко
и
образно
говорит
народное
творчество: пословицы, поговорки, сказки. Большое внимание трудовому
воспитанию
уделяется
в
народной
педагогике.
О
важности
трудового
воспитания
написано
много
философских,
психологических
и
педагогических
работ.
В
истории
воспитания
и
образования
общества
созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудовое воспитание.
Подчеркивая
роль
трудового
воспитания,
К.
Д.
Ушинский
писал:
«Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может
оставить своим детям и бедный, и богач». Трудовое воспитание в социально-
реабилитационном
центре
является
обязательным
компонентом
развития
базовых
и
творческих
способностей
ребенка,
важнейшим
средством
формирования культуры межличностных отношений. Трудовое воспитание
входит
в
жизнь
ребенка
с
самого
раннего
возраста
и
осуществляется
последовательно и систематично. Ставится задача постепенного развития у
детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса
к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной
трудовой
деятельности,
трудолюбия.
Трудовое
воспитание,
включая
его
основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в
природе, систематически осуществляется с трёх лет. Через основные формы
организации
труда
детей
-
поручения,
дежурства,
коллективный
труд
решаются вопросы воспитания трудолюбия у детей. Эти же задачи решаются
через
ознакомление
детей
с
трудом
взрослых
и
через
непосредственное
участие
детей
в
посильной
трудовой
деятельности.
При
этом
особенно
подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда,
его
социальной
значимостью,
формируется
уважительное
отношение
к
людям труда. В каждой группе определены виды и содержание трудовой
деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе детского труда.
Организуя
трудовую
деятельность
педагоги,
обеспечивают
всестороннее
развитие детей, помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют
жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и
самостоятельность. Наши педагоги стараются так организовывать труд детей,
чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность,
доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными.
В
нашем
центре
учитывают
основные
аспекты
руководства
трудовой
деятельностью детей, а именно:
- подчеркивают общественную значимость труда;
- следят за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали
возрастным возможностям детей;
- строго соблюдают нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их
перегрузки и переутомления;
- постепенно расширяют самостоятельность детей;
- создают благоприятную психологическую атмосферу, формируют у детей
доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности,
стремление помочь друг другу;
- направляют
внимание
и
усилия
детей
на
качественное
выполнение
трудовых действий;
В
процессе
любого
вида
труда
нашими
педагогами
решаются
задачи
разностороннего воспитания и развития ребенка: умственного, физического,
нравственного и эстетического. В разных видах трудовой деятельности дети
овладевают
способами
действий
с
разнообразными
орудиями,
что,
по
мнению
психологов,
способствует
умственному
и
физическому
развитию
воспитанников.
У
них
развивается
мелкая
моторика
рук,
формируются
ручные
умения,
совершенствуется
координация
движения
рук
и
глаз.
Вырабатывается умение действовать точно и аккуратно, доводить начатое
дело до конца, проявлять терпение и настойчивость в достижении результата.
Хорошо
выполненная
работа
вызывает
у
детей
ощущение
удовлетворенности от того, что, они сами могут сделать что-то нужное,
полезное.
Наряду
с
организацией труда,
важно
у
воспитанников
сформировать
психологическую
готовность
к
труду,
что
достигается
системой
воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:
1) осознание целей и задач труда;
2) воспитание мотивов трудовой деятельности;
3) формирование трудовых умений и навыков.
4)
овладение
общей
ориентировкой
в
мире
профессии
и
навыками
профессионального труда, профессионального самоопределения.
Экономические
трудности
последних
лет
и
рост
семейного
неблагополучия существенно обострили проблемы детства в нашей
стране в целом. Годы кризиса отбросили значительную часть семей с
несовершеннолетними
детьми
за
черту
бедности,
что
негативно
сказалось
не
только
на
их
материальном
положении,
но
и
на
эмоционально — психологическом климате. В особо трудной ситуации
оказались дети из неполных и многодетных семей. Большинство детей
из этих семей не посещают школу, питаются от случая к случаю,
бродяжничают, совершают правонарушения.
Вопросы социальной поддержки семьи и неотложной помощи детям группы
риска требуют незамедлительного решения. В связи с этим, в конце ХХ века в
н а ш е й
с т р а н е
в о з н и к л а о ст рая
необходимо сть
в
от к р ы т и и
специализированных
учреждений
(приюты,
центры
помощи
детям
и
социально - реабилитационные центры) для детей, оказавшихся в трудной
жизненной
ситуации.
У
воспитанников
специализированных
учреждений,
как правило, искажено нравственное сознание, недостаточно сформированы
потребности в основных видах деятельности (познании, общении, труде и т.
п.), а, следовательно, слабо развиты учебные и трудовые навыки и умения. У
детей
не
было
образца
жизни
близких,
испытывающих
радость
от
своей профессиональной
деятельности,
чаще
всего
они
живут
ка к
безработные и не стремятся заняться полезной деятельностью, перестают
трудиться вообще.
Наши наблюдения показывают, что привлечение воспитанников центра к
посильному,
каждодневному
труду
в
процессе
организации
их
жизнедеятельности, способствует наиболее эффективному восстановлению и
развитию их нравственных качеств личности.
У
многих
подростков
отсутствуют
отдаленные
во
времени
перспективы,
связанные
с
освоением
профессий
и
будущей
работой,
им
присущ
социальный
инфантилизм,
легко
трансформирующийся
в
социальное
иждивенчество.
Наш опыт позволяет утверждать, ранняя профориентация дезадаптированных
детей и подростков позволяет сформировать у них позитивное отношение к
труду как необходимому средству нормальной жизни человека.
Труд становится великим воспитателем. Когда он входит в жизнь наших
воспитанников, дает радость дружбы, развивает любознательность, рождает
новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство
– чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь
человека.
В.А. Сухомлинский.
Литература.
1.
Воспитание
дошкольника
в
труде
/
В.Г.
Нечаева,
Р.С.
Буре.
–
М.:
Просвещение, 1980
2.
Гуламов Г. "Взаимосвязь общественно полезного труда и нравственного
воспитания учащихся" // Сов. "педагогика", 1991 г.
3.
Макаренко А.С. «Лекции о воспитании детей» пед.сочинения в 8т.,т.4.
4.
Мудрость
тысячелетий/
автор-сост.
В.Балязин.
–
М.:ОЛМА
Медиа
Групп, 2010. – 304с.
5.
Воронкова
В.В.
Воспитание
и
обучение
детей
во
вспомогательной
школе.
6.
Шинкаренко
В.А.
Трудовое
обучение
и
воспитание
учащихся
вспомогательной школы. - Минск, 2009.
7.
Мачихина В.Ф. Воспитательная работа во вспомогательной школе. -
М., 1980.