Напоминание

Труд в жизни воспитанников социально- реабилитационного центра


Автор: Родионова Валентина Васильевна
Должность: инструктор по труду
Учебное заведение: МБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: поселок Ивня, Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Труд в жизни воспитанников социально- реабилитационного центра
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Ивнянского района Белгородской области

Труд в жизни воспитанников социально-

реабилитационного центра

Подготовила

инструктор по труду

Родионова Валентина Васильевна

2017г.

Трудовое воспитание – важный проверенный принцип формирования

всесторонне и гармонически развитой личности. Труд в процессе воспитания

выступает

и

как

ведущий

фактор

развития

личности,

и

как

способ

творческого

освоения

мира,

обретения

опыта

посильной

трудовой

деятельности в различных сферах и как неотъемлемый компонент общего

образования.

Труд

в

жизни

каждого

человека

и

в

жизни

общества

имеет

определяющее значение.

От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во

многом

зависит

его

судьба.

Об

этом

ярко

и

образно

говорит

народное

творчество: пословицы, поговорки, сказки. Большое внимание трудовому

воспитанию

уделяется

в

народной

педагогике.

О

важности

трудового

воспитания

написано

много

философских,

психологических

и

педагогических

работ.

В

истории

воспитания

и

образования

общества

созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудовое воспитание.

Подчеркивая

роль

трудового

воспитания,

К.

Д.

Ушинский

писал:

«Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может

оставить своим детям и бедный, и богач». Трудовое воспитание в социально-

реабилитационном

центре

является

обязательным

компонентом

развития

базовых

и

творческих

способностей

ребенка,

важнейшим

средством

формирования культуры межличностных отношений. Трудовое воспитание

входит

в

жизнь

ребенка

с

самого

раннего

возраста

и

осуществляется

последовательно и систематично. Ставится задача постепенного развития у

детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса

к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной

трудовой

деятельности,

трудолюбия.

Трудовое

воспитание,

включая

его

основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в

природе, систематически осуществляется с трёх лет. Через основные формы

организации

труда

детей

-

поручения,

дежурства,

коллективный

труд

решаются вопросы воспитания трудолюбия у детей. Эти же задачи решаются

через

ознакомление

детей

с

трудом

взрослых

и

через

непосредственное

участие

детей

в

посильной

трудовой

деятельности.

При

этом

особенно

подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда,

его

социальной

значимостью,

формируется

уважительное

отношение

к

людям труда. В каждой группе определены виды и содержание трудовой

деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе детского труда.

Организуя

трудовую

деятельность

педагоги,

обеспечивают

всестороннее

развитие детей, помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют

жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и

самостоятельность. Наши педагоги стараются так организовывать труд детей,

чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность,

доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными.

В

нашем

центре

учитывают

основные

аспекты

руководства

трудовой

деятельностью детей, а именно:

- подчеркивают общественную значимость труда;

- следят за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали

возрастным возможностям детей;

- строго соблюдают нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их

перегрузки и переутомления;

- постепенно расширяют самостоятельность детей;

- создают благоприятную психологическую атмосферу, формируют у детей

доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности,

стремление помочь друг другу;

- направляют

внимание

и

усилия

детей

на

качественное

выполнение

трудовых действий;

В

процессе

любого

вида

труда

нашими

педагогами

решаются

задачи

разностороннего воспитания и развития ребенка: умственного, физического,

нравственного и эстетического. В разных видах трудовой деятельности дети

овладевают

способами

действий

с

разнообразными

орудиями,

что,

по

мнению

психологов,

способствует

умственному

и

физическому

развитию

воспитанников.

У

них

развивается

мелкая

моторика

рук,

формируются

ручные

умения,

совершенствуется

координация

движения

рук

и

глаз.

Вырабатывается умение действовать точно и аккуратно, доводить начатое

дело до конца, проявлять терпение и настойчивость в достижении результата.

Хорошо

выполненная

работа

вызывает

у

детей

ощущение

удовлетворенности от того, что, они сами могут сделать что-то нужное,

полезное.

Наряду

с

организацией труда,

важно

у

воспитанников

сформировать

психологическую

готовность

к

труду,

что

достигается

системой

воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:

1) осознание целей и задач труда;

2) воспитание мотивов трудовой деятельности;

3) формирование трудовых умений и навыков.

4)

овладение

общей

ориентировкой

в

мире

профессии

и

навыками

профессионального труда, профессионального самоопределения.

Экономические

трудности

последних

лет

и

рост

семейного

неблагополучия существенно обострили проблемы детства в нашей

стране в целом. Годы кризиса отбросили значительную часть семей с

несовершеннолетними

детьми

за

черту

бедности,

что

негативно

сказалось

не

только

на

их

материальном

положении,

но

и

на

эмоционально — психологическом климате. В особо трудной ситуации

оказались дети из неполных и многодетных семей. Большинство детей

из этих семей не посещают школу, питаются от случая к случаю,

бродяжничают, совершают правонарушения.

Вопросы социальной поддержки семьи и неотложной помощи детям группы

риска требуют незамедлительного решения. В связи с этим, в конце ХХ века в

н а ш е й

с т р а н е

в о з н и к л а о ст рая

необходимо сть

в

от к р ы т и и

специализированных

учреждений

(приюты,

центры

помощи

детям

и

социально - реабилитационные центры) для детей, оказавшихся в трудной

жизненной

ситуации.

У

воспитанников

специализированных

учреждений,

как правило, искажено нравственное сознание, недостаточно сформированы

потребности в основных видах деятельности (познании, общении, труде и т.

п.), а, следовательно, слабо развиты учебные и трудовые навыки и умения. У

детей

не

было

образца

жизни

близких,

испытывающих

радость

от

своей профессиональной

деятельности,

чаще

всего

они

живут

ка к

безработные и не стремятся заняться полезной деятельностью, перестают

трудиться вообще.

Наши наблюдения показывают, что привлечение воспитанников центра к

посильному,

каждодневному

труду

в

процессе

организации

их

жизнедеятельности, способствует наиболее эффективному восстановлению и

развитию их нравственных качеств личности.

У

многих

подростков

отсутствуют

отдаленные

во

времени

перспективы,

связанные

с

освоением

профессий

и

будущей

работой,

им

присущ

социальный

инфантилизм,

легко

трансформирующийся

в

социальное

иждивенчество.

Наш опыт позволяет утверждать, ранняя профориентация дезадаптированных

детей и подростков позволяет сформировать у них позитивное отношение к

труду как необходимому средству нормальной жизни человека.

Труд становится великим воспитателем. Когда он входит в жизнь наших

воспитанников, дает радость дружбы, развивает любознательность, рождает

новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство

– чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь

человека.

В.А. Сухомлинский.

Литература.

1.

Воспитание

дошкольника

в

труде

/

В.Г.

Нечаева,

Р.С.

Буре.

М.:

Просвещение, 1980

2.

Гуламов Г. "Взаимосвязь общественно полезного труда и нравственного

воспитания учащихся" // Сов. "педагогика", 1991 г.

3.

Макаренко А.С. «Лекции о воспитании детей» пед.сочинения в 8т.,т.4.

4.

Мудрость

тысячелетий/

автор-сост.

В.Балязин.

М.:ОЛМА

Медиа

Групп, 2010. – 304с.

5.

Воронкова

В.В.

Воспитание

и

обучение

детей

во

вспомогательной

школе.

6.

Шинкаренко

В.А.

Трудовое

обучение

и

воспитание

учащихся

вспомогательной школы. - Минск, 2009.

7.

Мачихина В.Ф. Воспитательная работа во вспомогательной школе. -

М., 1980.



В раздел образования