Автор: Съедина Татьяна Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: поселок Ивня, Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОЦИАЛЬНО- РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних» Ивнянского района Белгородской области
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В
СОЦИАЛЬНО- РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ
Подготовила
социальный педагог
Съедина Татьяна Николаевна
"В воспитании человека важно добиваться,
чтобы нравственные и моральные истины были
не просто понятны, но и стали бы целью жизни
каждого человека, предметом собственных
стремлений и личного счастья".
Свадковский И.Ф.
Нравственное
воспитание
–
одна
из
актуальных
проблем,
которая
должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы
заложим
в
душе
ребёнка
сейчас,
появится
позднее,
станет
его
и
нашей
жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе
духовности
и
культуры,
что
непосредственно
связано
с
развитием
и
воспитанием ребёнка.
Чем младше ребёнок, тем больше влияние можно оказать на его чувства
и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем
формируются
нравственные
чувства и
алгоритм
социального
поведения.
Этическое воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развить у
детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам,
окружающему
миру.
Направленность
переживаний
ребёнка
на
эмоциональное
состояние
взрослого
в
первую
очередь
учителей,
воспитателей и сверстников способствует проникновению в их внутренний
мир, установлению доверительной связи с ними.
Анализ
контингента
воспитанников
социально-реабилитационных
учреждений свидетельствует, что основная категория несовершеннолетних,
помещенных в данные учреждения, - дети, проживающие в неблагополучных
семьях и находящиеся в социально опасном положении – 43,3%, оказавшиеся
в
различных
трудных
жизненных
ситуациях
–
54,5%,
не
имеющие
постоянного места жительства или средств к существованию – 2,2%. К тому
же, как показывает статистика, численность неблагополучных семей и детей
увеличивается.
В нашем учреждении находятся в большинстве своем дети оказавшиеся
в
трудной
жизненной
ситуации. Человеческая
душа,
особенно
в
юном
возрасте,
нуждается
в нравственном заполнении. Она как природа —не
терпит пустоты. При этом очень важно, что в конечном счете займёт в ней
главное место.
Приоритетным направлением работы
нашего центра
много
лет
является
нравственное воспитание. Острота и злободневность данной направленности
не теряет актуальности.
В
развитии
гармоничной,
свободной,
высоконравственной,
духовно
обогащенной
личности,
гражданственности
и
патриотизма
ведущая
роль
принадлежит педагогу. Воспитание в ребенке сильной личности невозможно
без духовно-нравственной базы. Если человек научится мудрому отношению
к страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле
этого слова.
Работая в Социально-реабилитационном центре, мы стараемся решить
данную проблему. Наша задача состоит в помощи воспитанникам встать на
путь
положительного
развития,
воспитании
в
них
ответственности,
доброжелательности,
сдержанности,
терпимости.
П р и о р и т е т н ы м
направлением
личностного
развития
является
индивидуализация
деятельности, позволяющая увидеть неповторимость и уникальность каждого
ребенка, выделение в нем хороших сторон и опора на них в своей работе, а не
просто опора на возрастную статистическую норму. Важная задача системы
социально-педагогиче ской
поддержки
детства
-
во с с т а н о в и т ь
воспитательный потенциал семьи, поскольку ни одно даже самое прекрасное
государственное учреждение не сможет заменить ребенку семью, и поэтому
следует направить все усилия на то, чтобы реабилитировать ее в социальном,
психологическом, педагогическом и других отношениях.
Для
развития
личности
ребенка,
формирования
культуры
поведения,
требуется соблюдение таких принципов как:
Системность.
Работа
по
формированию
культуры
поведения
должна
проводиться
систематически. Педагог гибко распределяет содержание в течение всего
процесса.
Целесообразно
проводить
во
второй
половине
дня
специально
организованные
занятия.
Что
же
касается
нерегламентированной
деятельности
детей,
то
эти
формы
работы
могут
осуществляться
как
в
утреннее время, так и во второй половине дня. Однако все это не исключает
работы воспитателя с детьми вне занятий, так как нельзя заранее обозначить
всю гамму спонтанно возникающих ситуаций и сложностей, и от педагога
могут
потребоваться
дополнительные
объяснения,
ответы
на
вопросы,
организация
игровой
ситуации,
привлечение
соответ ствующей
художественной литературы.
Опора на положительное.
Педагоги обязаны выявлять положительное в ребенке и, опираясь на
хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно
сориентированные
качества,
доводя
их
до
необходимого
уровня
и
гармонического
сочетания.
В
воспитательном
процессе
недопустима
конфронтация,
борьба
воспитателя
с
воспитанником,
противопоставление
сил и позиций. Только сотрудничество. Терпение и заинтересованное участие
воспитателя
в
судьбе
воспитанника
дают
положительные
результаты.
Опытные
воспитатели
не
скупятся
на
комплименты,
щедро
авансируют
будущие
положительные
сдвиги.
Они
проектируют
хорошее
поведение,
внушают
уверенность
в
успешном
достижении
высоких
результатов,
оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.
Гуманизация воспитательного процесса.
Принцип
требует
гуманного
отношения
к
личности
воспитанника;
уважения
его
прав
и
свобод;
предъявления
воспитаннику
посильных
и
разумно сформулированных требований; уважения к позиции воспитанника
даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;
уважения
права
человека
быть
самим
собой;
доведения
до
сознания
воспитанника
конкретных
целей
его
воспитания;
ненасильственного
формирования требуемых качеств; отказа от телесных и других унижающих
честь
и
достоинство
личности
наказаний;
признания
права
личности
на
полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам
противоречат ее убеждениям.
Личностно деятельный подход.
Педагог должен постоянно изучать и хорошо знать индивидуальные
особенности
темперамента,
черты
характера,
взгляды,
вкусы,
привычки
своих
воспитанников;
уметь
диагностировать
и
знать
реальный
уровень
сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления,
мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни,
труду,
ценностные
ориентации,
жизненные
планы;
постоянно
привлекать
каждого воспитанника к посильной для него воспитательной деятельности,
обеспечивающей прогрессивное развитие личности; своевременно выяснять
и
устанавливать
причины,
которые
могут
помешать
достижению
цели,
максимально
опираться
на
собственную
активность
личности;
сочетать
воспитание с самовоспитанием личности, помогать в выборе целей, методов,
форм
самовоспитания;
развивать
самостоятельность,
инициативу,
самодеятельность
воспитанников,
не
столько
руководить,
сколько
умело
организовать
и
направлять
ведущую
к
успеху
деятельность. Развивать
нравственные идеалы, нормы и правила общечеловеческой морали, чувство
долга и чести, порядочности, правдивости, честности и др.
Единство воспитательных воздействий.
Все
лица,
причастные
к
воспитанию,
должны
действовать
сообща,
предъявлять воспитанникам согласованные требования, идти рука об руку,
помогая другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое
единство и координация усилий не достигается, а противодействует, то на
успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные
психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может
определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные.
Надо сложить действие всех сил.
Таким образом, нравственное воспитание является основой всех основ.
В зависимости от того, что мы вложим в душу ребенка на каждой ступени
жизни, будет зависеть, что возведет ребенок сам в дальнейшем, как будет
строить свои отношения с окружающими. Важно не только сформировать
моральное сознание, нравственные чувства, но и, самое главное, - включить
ребенка в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные
отношения. Только построив отношения с детьми на основе искренности и
доверия,
уважения
их
достоинства
можно
добиться
таких
результатов,
которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых,
состоятся в нем.
Список литературы.
1.
Актуальные проблемы социального воспитания/ Отв. Ред. Т.Ф.
Яркина, В.Г. Богарова, В.Е. Львов. М: АПН, 1990.
2.
Булгаков
В.
Н.,
Волгарева
И.В.,
Федорова
Г.Г.
Основы
профилактики
правонарушающего
поведения
несовершеннолетних.
С.-П.:
АГУ, 1992.
3.
Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. М.: Педагогика, 1996.
4.
Дети «группы риска». Проблемная семья. Помощь, поддержка,
защита:
материалы
и
тезисы
всероссийской
научно-практической
конференции (ноябрь 1998 г). М.: Издательство ИПК и ПРНО МО, 1999.
5.
Дзугаева
А.
Как
устроить
судьбу
детей,
оставшихся
без
попечения родителей // Народное образование, 2001.
6.
Маленкова
Л.И.
Теория
и
методика
воспитания.
М.:
Пед.
Общество России, 2002.