Напоминание

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОЦИАЛЬНО- РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ


Автор: Съедина Татьяна Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: поселок Ивня, Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОЦИАЛЬНО- РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для

несовершеннолетних» Ивнянского района Белгородской области

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В

СОЦИАЛЬНО- РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ

Подготовила

социальный педагог

Съедина Татьяна Николаевна

"В воспитании человека важно добиваться,

чтобы нравственные и моральные истины были

не просто понятны, но и стали бы целью жизни

каждого человека, предметом собственных

стремлений и личного счастья".

Свадковский И.Ф.

Нравственное

воспитание

одна

из

актуальных

проблем,

которая

должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы

заложим

в

душе

ребёнка

сейчас,

появится

позднее,

станет

его

и

нашей

жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе

духовности

и

культуры,

что

непосредственно

связано

с

развитием

и

воспитанием ребёнка.

Чем младше ребёнок, тем больше влияние можно оказать на его чувства

и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем

формируются

нравственные

чувства и

алгоритм

социального

поведения.

Этическое воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развить у

детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам,

окружающему

миру.

Направленность

переживаний

ребёнка

на

эмоциональное

состояние

взрослого

в

первую

очередь

учителей,

воспитателей и сверстников способствует проникновению в их внутренний

мир, установлению доверительной связи с ними.

Анализ

контингента

воспитанников

социально-реабилитационных

учреждений свидетельствует, что основная категория несовершеннолетних,

помещенных в данные учреждения, - дети, проживающие в неблагополучных

семьях и находящиеся в социально опасном положении – 43,3%, оказавшиеся

в

различных

трудных

жизненных

ситуациях

54,5%,

не

имеющие

постоянного места жительства или средств к существованию – 2,2%. К тому

же, как показывает статистика, численность неблагополучных семей и детей

увеличивается.

В нашем учреждении находятся в большинстве своем дети оказавшиеся

в

трудной

жизненной

ситуации. Человеческая

душа,

особенно

в

юном

возрасте,

нуждается

в нравственном заполнении. Она как природа —не

терпит пустоты. При этом очень важно, что в конечном счете займёт в ней

главное место.

Приоритетным направлением работы

нашего центра

много

лет

является

нравственное воспитание. Острота и злободневность данной направленности

не теряет актуальности.

В

развитии

гармоничной,

свободной,

высоконравственной,

духовно

обогащенной

личности,

гражданственности

и

патриотизма

ведущая

роль

принадлежит педагогу. Воспитание в ребенке сильной личности невозможно

без духовно-нравственной базы. Если человек научится мудрому отношению

к страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле

этого слова.

Работая в Социально-реабилитационном центре, мы стараемся решить

данную проблему. Наша задача состоит в помощи воспитанникам встать на

путь

положительного

развития,

воспитании

в

них

ответственности,

доброжелательности,

сдержанности,

терпимости.

П р и о р и т е т н ы м

направлением

личностного

развития

является

индивидуализация

деятельности, позволяющая увидеть неповторимость и уникальность каждого

ребенка, выделение в нем хороших сторон и опора на них в своей работе, а не

просто опора на возрастную статистическую норму. Важная задача системы

социально-педагогиче ской

поддержки

детства

-

во с с т а н о в и т ь

воспитательный потенциал семьи, поскольку ни одно даже самое прекрасное

государственное учреждение не сможет заменить ребенку семью, и поэтому

следует направить все усилия на то, чтобы реабилитировать ее в социальном,

психологическом, педагогическом и других отношениях.

Для

развития

личности

ребенка,

формирования

культуры

поведения,

требуется соблюдение таких принципов как:

Системность.

Работа

по

формированию

культуры

поведения

должна

проводиться

систематически. Педагог гибко распределяет содержание в течение всего

процесса.

Целесообразно

проводить

во

второй

половине

дня

специально

организованные

занятия.

Что

же

касается

нерегламентированной

деятельности

детей,

то

эти

формы

работы

могут

осуществляться

как

в

утреннее время, так и во второй половине дня. Однако все это не исключает

работы воспитателя с детьми вне занятий, так как нельзя заранее обозначить

всю гамму спонтанно возникающих ситуаций и сложностей, и от педагога

могут

потребоваться

дополнительные

объяснения,

ответы

на

вопросы,

организация

игровой

ситуации,

привлечение

соответ ствующей

художественной литературы.

Опора на положительное.

Педагоги обязаны выявлять положительное в ребенке и, опираясь на

хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно

сориентированные

качества,

доводя

их

до

необходимого

уровня

и

гармонического

сочетания.

В

воспитательном

процессе

недопустима

конфронтация,

борьба

воспитателя

с

воспитанником,

противопоставление

сил и позиций. Только сотрудничество. Терпение и заинтересованное участие

воспитателя

в

судьбе

воспитанника

дают

положительные

результаты.

Опытные

воспитатели

не

скупятся

на

комплименты,

щедро

авансируют

будущие

положительные

сдвиги.

Они

проектируют

хорошее

поведение,

внушают

уверенность

в

успешном

достижении

высоких

результатов,

оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.

Гуманизация воспитательного процесса.

Принцип

требует

гуманного

отношения

к

личности

воспитанника;

уважения

его

прав

и

свобод;

предъявления

воспитаннику

посильных

и

разумно сформулированных требований; уважения к позиции воспитанника

даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;

уважения

права

человека

быть

самим

собой;

доведения

до

сознания

воспитанника

конкретных

целей

его

воспитания;

ненасильственного

формирования требуемых качеств; отказа от телесных и других унижающих

честь

и

достоинство

личности

наказаний;

признания

права

личности

на

полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам

противоречат ее убеждениям.

Личностно деятельный подход.

Педагог должен постоянно изучать и хорошо знать индивидуальные

особенности

темперамента,

черты

характера,

взгляды,

вкусы,

привычки

своих

воспитанников;

уметь

диагностировать

и

знать

реальный

уровень

сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления,

мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни,

труду,

ценностные

ориентации,

жизненные

планы;

постоянно

привлекать

каждого воспитанника к посильной для него воспитательной деятельности,

обеспечивающей прогрессивное развитие личности; своевременно выяснять

и

устанавливать

причины,

которые

могут

помешать

достижению

цели,

максимально

опираться

на

собственную

активность

личности;

сочетать

воспитание с самовоспитанием личности, помогать в выборе целей, методов,

форм

самовоспитания;

развивать

самостоятельность,

инициативу,

самодеятельность

воспитанников,

не

столько

руководить,

сколько

умело

организовать

и

направлять

ведущую

к

успеху

деятельность. Развивать

нравственные идеалы, нормы и правила общечеловеческой морали, чувство

долга и чести, порядочности, правдивости, честности и др.

Единство воспитательных воздействий.

Все

лица,

причастные

к

воспитанию,

должны

действовать

сообща,

предъявлять воспитанникам согласованные требования, идти рука об руку,

помогая другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое

единство и координация усилий не достигается, а противодействует, то на

успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные

психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может

определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные.

Надо сложить действие всех сил.

Таким образом, нравственное воспитание является основой всех основ.

В зависимости от того, что мы вложим в душу ребенка на каждой ступени

жизни, будет зависеть, что возведет ребенок сам в дальнейшем, как будет

строить свои отношения с окружающими. Важно не только сформировать

моральное сознание, нравственные чувства, но и, самое главное, - включить

ребенка в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные

отношения. Только построив отношения с детьми на основе искренности и

доверия,

уважения

их

достоинства

можно

добиться

таких

результатов,

которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых,

состоятся в нем.

Список литературы.

1.

Актуальные проблемы социального воспитания/ Отв. Ред. Т.Ф.

Яркина, В.Г. Богарова, В.Е. Львов. М: АПН, 1990.

2.

Булгаков

В.

Н.,

Волгарева

И.В.,

Федорова

Г.Г.

Основы

профилактики

правонарушающего

поведения

несовершеннолетних.

С.-П.:

АГУ, 1992.

3.

Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. М.: Педагогика, 1996.

4.

Дети «группы риска». Проблемная семья. Помощь, поддержка,

защита:

материалы

и

тезисы

всероссийской

научно-практической

конференции (ноябрь 1998 г). М.: Издательство ИПК и ПРНО МО, 1999.

5.

Дзугаева

А.

Как

устроить

судьбу

детей,

оставшихся

без

попечения родителей // Народное образование, 2001.

6.

Маленкова

Л.И.

Теория

и

методика

воспитания.

М.:

Пед.

Общество России, 2002.



В раздел образования