Напоминание

"Диагностические задания для обследования речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.


Автор: Архипова Оксана Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: структурное подразделение "Детский сад "Центр коррекции и развития детей" ГБОУ ООШ №18
Населённый пункт: город Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Диагностические задания для обследования речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




« Диагностические задания для обследования речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». Архипова Оксана Ивановна. Учитель - логопед. Обследование атрибутивного словаря
.
Задание №1. Понимание антонимов – прилагательных
Цель. Выявить уровень сформированности пассивного словаря антонимов- прилагательных. Оборудование: Предметные картинки: 6 штук: ремень широкий и ремень узкий, книга толстая и книга тонкая, мяч большой и мяч маленький, забор высокий и забор низкий, шарф длинный и шарф короткий, стакан пустой и стакан полный). Идея подбора материала: используются слова - антонимы, Лингвистический материал: ремень широкий и ремень узкий, книга толстая и книга тонкая, мяч большой и мяч маленький, забор высокий и забор низкий, шарф длинный и шарф короткий, стакан пустой и стакан полный. Ход проведения диагностического задания: Логопед называет признаки предмета, а ребенок показывает соответствие на картинке. Инструкция: Покажи, где на картинке ремень широкий, а где узкий» Где книга толстая, а где тонкая; где мяч большой, а где маленький; где забор высокий, а где низкий; где шарф длинный, а где короткий; где стакан полный, а где пустой. Методические рекомендации: Занятие проводится в тихой, спокойной обстановке. Логопед произносит предложения чётко. Поощрение в случае правильного ответа. Помощь в случае ошибки: - организационная помощь (сядь удобно, ровно…) - стимулирующая помощь ( посмотри ещё раз…) Симптомы: Ошибается при выполнении задания, отказывается выполнять, Механизм нарушения: Снижение физиологического слуха, снижение слухового внимания, бедный словарный запас, неорганизованное поведение. Выводы: Пассивный словарь соответствует возрастной норме, ниже возрастной нормы
Обследование атрибутивного словаря в активе.
.
Задание №2 Исследование активного словаря антонимов-прилагательных Цель: Выявить уровень сформированности активного словаря антонимов- прилагательных . Оборудование: - Идея подбора материала: Прилагательные – антонимы. Лингвистический материал: Холодный-горячий; ленивый-трудолюбивый; твердый - мягкий, сухой- мокрый; кислый- сладкий; злой- добрый; толстый –тонкий; тупой- острый; высокий- низкий. Ход проведения диагностического задания: Логопед предлагает ребенку подобрать слово, противоположное названному. Инструкция: Скажи наоборот. Например: больной - здоровый» Холодный…. Ленивый… Твердый… Сухой… Кислый… Злой… Толстый… Тупой… Высокий… Методические рекомендации: Занятие проводится в тихой, спокойной обстановке. Логопед произносит слова чётко. Поощрение в случае правильного ответа. Помощь в случае ошибки: - организационная помощь (сядь удобно, ровно…) - стимулирующая помощь послушай ещё раз…) Симптомы: Ошибается при выполнении задания, отказывается выполнять, Механизм нарушения: Снижение физиологического слуха, снижение слухового внимания, бедный словарный запас, неорганизованное поведение. Выводы: Активный словарь соответствует возрастной норме, ниже возрастной нормы.
Обследование грамматического строя
.
Обследование операций словоизменений. Задание №3. Образование имени существительного с уменьшительно - ласкательными суффиксами. Цель. Выявить умение образовывать уменьшительно- ласкательные формы существительных. Оборудование: мяч Идея подбора материала: Материал подбирается с учётом возраста детей, Лингвистический материал: Стол - столик Стул – стульчик Ваза - вазочка Чайник - чайничек Салфетка – салфеточка Кружка - кружечка Окно – окошечко Яблоко - яблочко Солнце – солнышко Ход проведения диагностического задания: Логопед предлагает поиграть в игру «Назови ласково». Логопед бросает мяч ребёнку называет предмет. Ребёнок возвращает мяч, называет предмет «ласково». Инструкция: Я называю предмет и бросаю тебе мяч. Ты бросаешь мяч мне, и называешь этот предмет ласково. Послушай: дом - домик. Методические рекомендации: Логопед стоит от ребёнка на расстоянии, при котором ребёнок, сможет поймать мяч. Симптомы: Отказывается выполнять, называет неправильно, Механизм нарушения: нарушен физиологический слух, нарушено слуховое внимание, нарушена слуховая память. Бедный словарный запас Выводы: Умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами сформировано. Умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами сформировано частично Умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами не сформировано.
Обследование операции словоизменения
.
Задание №4. Изменение имён прилагательных по числам. Цель. Определить умение изменять имена прилагательных по числам. Оборудование: Предметные картинки . Идея подбора материала: Предметы на картинках должны быть одного цвета. Лингвистический материал: Синий шар Синяя машина Синее платье Синие носки Красный флажок Красная звезда Красное солнышко Красные яблоки Ход проведения диагностического задания: Занятие проводится в тихой, спокойной обстановке. Логопед предлагает поиграть в игру : «один- много». Логопед произносит словосочетания в ед. ч. Ребёнок должен назвать во мн. ч. Поощрение в случае правильного ответа. Помощь в случае ошибки: - организационная помощь (сядь удобно, ровно…) - стимулирующая помощь( послушай ещё раз…) Инструкция: Назови предметы, когда их много. Симптомы: Ошибается при выполнении задания, отказывается выполнять, Механизм нарушения: Снижение физиологического слуха, снижение слухового внимания, бедный словарный запас, неорганизованное поведение. Выводы: Навык словоизменений сформирован, сформирован частично, не сформирован. Обследование связной речи
.
Задание №5. Составление рассказа по серии картинок
Цель. Выявить уровень умения самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картин. Оборудование: серия сюжетных картинок «Как солнышко ботинок нашло» Идея подбора материала: Серия должна включать в себя картинки, связанных одних сюжетом; Сюжетные картинки, входящие в состав серии, должны быть цветными, а изображение на них - чётким; Содержание серии сюжетных картинок должно быть доступно и интересно детям, а также связано с окружающей действительностью. Лингвистический материал: Как солнышко ботинок нашло. Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень нравилось бродить по лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик заметил, что на одной ноге у него нет ботинка. Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но так и не нашёл. Пришёл он домой и рассказал всё бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок. После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло ботинок. Ход проведения диагностического задания: Занятие проводится в спокойной, тихой обстановке. Логопед показывает ребёнку серию картинок. Инструкция: Посмотри на эти картинки, и по ним сам придумай рассказ. Методические рекомендации: Занятие проводится в тихой, спокойной обстановке. Поощрение в случае правильного ответа. Помощь в случае ошибки: - организационная помощь (сядь удобно, ровно…) - стимулирующая помощь ( посмотри ещё раз…) Симптомы: Использование паралингвистических средств – жестов, мимики, интонации, простое перечисление увиденных событий и предметов. Переставление местами части рассказа, пропуск важных элементы сюжета Морфолого-синтаксические нарушения. Механизм нарушения: Бедность словарного запаса, нарушение логико-временных связей в повествовании. Выводы: Монологическая речь (связность и целостность): сформирована, сформирована на элементарном уровне, не сформирована
Используемая литература:

 Волкова, Г.А. Методика психолого - логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - С.- П.: "Детство - Пресс", 2003.  Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций, - С-Пб.: «Детство-Пресс», 2000  Комплексное обследование нарушений речи: методическая разработка по дисциплине «Логопедические технологии» -Изд. 2-е, доп.- Самара:ПГСГА, 2014.- 114с.


В раздел образования