"Диагностические задания для обследования речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Автор: Архипова Оксана Ивановна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: структурное подразделение "Детский сад "Центр коррекции и развития детей" ГБОУ ООШ №18 Населённый пункт: город Новокуйбышевск, Самарская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Диагностические задания для обследования речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Раздел: среднее профессиональное
« Диагностические задания для обследования речи детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
Архипова Оксана Ивановна.
Учитель - логопед.
Обследование атрибутивного словаря .
Задание №1.
Понимание антонимов – прилагательных
Цель.
Выявить уровень сформированности пассивного словаря антонимов-
прилагательных.
Оборудование:
Предметные картинки: 6 штук: ремень широкий и ремень узкий, книга
толстая и книга тонкая, мяч большой и мяч маленький, забор высокий и
забор низкий, шарф длинный и шарф короткий, стакан пустой и стакан
полный).
Идея подбора материала:
используются слова - антонимы,
Лингвистический материал:
ремень широкий и ремень узкий, книга толстая и книга тонкая, мяч большой
и мяч маленький, забор высокий и забор низкий, шарф длинный и шарф
короткий, стакан пустой и стакан полный.
Ход проведения диагностического задания:
Логопед называет признаки предмета, а ребенок показывает соответствие на
картинке.
Инструкция:
Покажи, где на картинке ремень широкий, а где узкий»
Где книга толстая, а где тонкая;
где мяч большой, а где маленький;
где забор высокий, а где низкий;
где шарф длинный, а где короткий;
где стакан полный, а где пустой.
Методические рекомендации:
Занятие проводится в тихой, спокойной обстановке. Логопед произносит
предложения чётко.
Поощрение в случае правильного ответа. Помощь в случае ошибки:
- организационная помощь (сядь удобно, ровно…)
- стимулирующая помощь ( посмотри ещё раз…)
Симптомы: Ошибается при выполнении задания, отказывается выполнять,
Механизм нарушения:
Снижение физиологического слуха, снижение слухового внимания, бедный
словарный запас, неорганизованное поведение.
Выводы: Пассивный словарь соответствует возрастной норме, ниже
возрастной нормы
Обследование атрибутивного словаря в активе. .
Задание №2
Исследование активного словаря антонимов-прилагательных
Цель:
Выявить уровень сформированности активного словаря антонимов-
прилагательных
.
Оборудование: -
Идея подбора материала: Прилагательные – антонимы.
Лингвистический материал:
Холодный-горячий; ленивый-трудолюбивый; твердый - мягкий, сухой-
мокрый; кислый- сладкий; злой- добрый; толстый –тонкий; тупой- острый;
высокий- низкий.
Ход проведения диагностического задания:
Логопед предлагает ребенку подобрать слово, противоположное названному.
Инструкция:
Скажи наоборот. Например: больной - здоровый»
Холодный….
Ленивый…
Твердый…
Сухой…
Кислый…
Злой…
Толстый…
Тупой…
Высокий…
Методические рекомендации:
Занятие проводится в тихой, спокойной обстановке. Логопед произносит
слова чётко.
Поощрение в случае правильного ответа. Помощь в случае ошибки:
- организационная помощь (сядь удобно, ровно…)
- стимулирующая помощь послушай ещё раз…)
Симптомы: Ошибается при выполнении задания, отказывается выполнять,
Механизм нарушения:
Снижение физиологического слуха, снижение слухового внимания, бедный
словарный запас, неорганизованное поведение.
Выводы: Активный словарь соответствует возрастной норме, ниже
возрастной нормы.
Обследование грамматического строя .
Обследование операций словоизменений.
Задание №3.
Образование имени существительного с уменьшительно - ласкательными
суффиксами.
Цель.
Выявить умение образовывать уменьшительно- ласкательные формы
существительных.
Оборудование: мяч
Идея подбора материала:
Материал подбирается с учётом возраста детей,
Лингвистический материал:
Стол - столик
Стул – стульчик
Ваза - вазочка
Чайник - чайничек
Салфетка – салфеточка
Кружка - кружечка
Окно – окошечко
Яблоко - яблочко
Солнце – солнышко
Ход проведения диагностического задания:
Логопед предлагает поиграть в игру «Назови ласково». Логопед бросает мяч
ребёнку называет предмет. Ребёнок возвращает мяч, называет предмет
«ласково».
Инструкция:
Я называю предмет и бросаю тебе мяч. Ты бросаешь мяч мне, и называешь
этот предмет ласково. Послушай: дом - домик.
Методические рекомендации:
Логопед стоит от ребёнка на расстоянии, при котором ребёнок, сможет
поймать мяч.
Симптомы:
Отказывается выполнять, называет неправильно,
Механизм нарушения:
нарушен физиологический слух, нарушено слуховое внимание, нарушена
слуховая память. Бедный словарный запас
Выводы:
Умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными
суффиксами сформировано. Умение образовывать существительные с
уменьшительно – ласкательными суффиксами сформировано частично
Умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными
суффиксами не сформировано.
Обследование операции словоизменения .
Задание №4.
Изменение имён прилагательных по числам.
Цель.
Определить умение изменять имена прилагательных по числам.
Оборудование:
Предметные картинки .
Идея подбора материала:
Предметы на картинках должны быть одного цвета.
Лингвистический материал:
Синий шар
Синяя машина
Синее платье
Синие носки
Красный флажок
Красная звезда
Красное солнышко
Красные яблоки
Ход проведения диагностического задания:
Занятие проводится в тихой, спокойной обстановке. Логопед предлагает
поиграть в игру : «один- много». Логопед произносит словосочетания в ед. ч.
Ребёнок должен назвать во мн. ч. Поощрение в случае правильного ответа.
Помощь в случае ошибки:
- организационная помощь (сядь удобно, ровно…)
- стимулирующая помощь( послушай ещё раз…)
Инструкция:
Назови предметы, когда их много.
Симптомы: Ошибается
при выполнении задания, отказывается выполнять,
Механизм нарушения:
Снижение физиологического слуха, снижение слухового внимания, бедный
словарный запас, неорганизованное поведение.
Выводы: Навык словоизменений сформирован, сформирован частично, не
сформирован.
Обследование связной речи .
Задание №5.
Составление рассказа по серии картинок
Цель.
Выявить уровень умения самостоятельно составлять рассказ по серии
сюжетных картин.
Оборудование:
серия сюжетных картинок «Как солнышко ботинок нашло»
Идея подбора материала:
Серия должна включать в себя картинки, связанных одних сюжетом;
Сюжетные картинки, входящие в состав серии, должны быть цветными, а
изображение на них - чётким;
Содержание серии сюжетных картинок должно быть доступно и интересно
детям, а также связано с окружающей действительностью.
Лингвистический материал:
Как солнышко ботинок нашло.
Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле
очень нравилось бродить по лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик
заметил, что на одной ноге у него нет ботинка.
Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но так и не нашёл. Пришёл он домой
и рассказал всё бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала,
искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла
мама. Но и она не смогла найти ботинок.
После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло
ботинок.
Ход проведения диагностического задания:
Занятие проводится в спокойной, тихой обстановке. Логопед показывает
ребёнку серию картинок.
Инструкция:
Посмотри на эти картинки, и по ним сам придумай рассказ.
Методические рекомендации:
Занятие проводится в тихой, спокойной обстановке. Поощрение в случае
правильного ответа. Помощь в случае ошибки:
- организационная помощь (сядь удобно, ровно…)
- стимулирующая помощь ( посмотри ещё раз…)
Симптомы:
Использование паралингвистических средств – жестов, мимики, интонации,
простое перечисление увиденных событий и предметов.
Переставление местами части рассказа, пропуск важных элементы сюжета
Морфолого-синтаксические нарушения.
Механизм нарушения:
Бедность словарного запаса, нарушение логико-временных связей в
повествовании.
Выводы:
Монологическая речь (связность и целостность): сформирована,
сформирована на элементарном уровне, не сформирована
Используемая литература:
Волкова, Г.А. Методика психолого - логопедического обследования
детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. -
С.- П.: "Детство - Пресс", 2003.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической
работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических
рекомендаций, - С-Пб.: «Детство-Пресс», 2000
Комплексное обследование нарушений речи: методическая разработка
по дисциплине «Логопедические технологии» -Изд. 2-е, доп.-
Самара:ПГСГА, 2014.- 114с.