Напоминание

"И мастерство и вдохновенье"


Автор: Гунькина Нина Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества г. Воронеж
Населённый пункт: г.Воронеж
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "И мастерство и вдохновенье"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества г.Воронеж

Школа развития ребенка «Синяя птица»

Педагогическая гостиная

«И мастерство, и вдохновенье…»

Педагог:

Гунькина Нина Васильевна.

Воронеж 2017

I Приветствие, исполнение песни Никитиных «Мы начинаемся

наивным – почему?»

II Основная часть – вокальное мастерство:

1. упражнения на постановку и развитие вокального дыхания,

2. разминка речевого аппарата,

3. самомассаж,

4. элементарные вокальные попевки с нотками.

III. Фото – видео презентация творческой деятельности , хобби.

IV. Сладкий стол.

Ход встречи:

I.Приветствие, исполнение песни.

II. Основная часть.

1.Упражнения на постановку и развитие вокального дыхания. Добрый

день!

Сегодня

мы

встречаемся

в

нашей

педагогической

гостиной

«И

мастерство,

и

вдохновенье»,

которая

немного

приоткроет

нам

секреты

вокального мастерства.

Музыка

успокаивает

и

утешает,

снимает

психологическое

напряжение,

помогает преодолевать стрессы, становится одним из источников здоровья

человека.

Сядем

удобно,

плечи

расправим.

Начинаем

вокальную

гимнастику

с

разминки «танец сидя» (исполнение под музыку движений кистями рук и

плечами). Еще раз плечи расправили, сели прямо. Прочистим носик перед

началом дыхательных упражнений: закрыли 3 пальцем одно крыло носа и три

раза резко вздохнем свободным крылом носа, выдыхая через рот. Поменяли

другое крыло носа, 3 раза резко вздохнем. С поднятием рук вверх глубоко

вздохнем носом, опуская руки, выдыхаем через рот.

Поставим

руки

на

край

ребер

и

проконтролируем

правильный

вдох:

упражнение

«надуть

шарик»,

руки

контролируют

расширение

грудной

клетки, на выдох он должен «сдуваться».

Теперь

правильно

вдохнули

воздух

носом

и,

положив

руки

на

живот,

выдыхаем

воздух

до

конца,

руки

контролируют

выдох

до

конца,

слегка

прижимая верхнюю часть живота.

Вдохнули воздух носом и выдыхаем на счет 5, контролируя выдох. Затем

выдыхаем на счет 10 и 15.

Упражнение «Егорка»: Как на горке на пригорке жили 33 Егорки, раз Егорка,

два Егорка, три Егорка… и считаем Егорок, пока хватит дыхания на один

вдох.

Одними

губами

без

звука

нужно

сказать

число,

которое

насчитали

в

упражнении «Егорка», хорошо артикулируя ртом, окружающие угадывают

число.

Дальше упражнения на развитие

вокального дыхания усложняются. Всем

известное стихотворение «Дама сдавала в багаж». Правильно, спокойно, но

уже в темпе берем дыхание и читаем первую строчку стихотворения: Дама

сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж – выдох «до конца» и сразу вдох,

так продолжаем чередовать четкое произношение, вдох и выдох до конца

стихотворения.

Упражнение

«собачка»:

немного

показать

язычок

и

подышать

ртом

и

животом, как собачка, четко ощущая, как работает дыхание.

Правильное расходование дыхания - один из столпов вокального мастерства,

оно позволяет петь на опоре звука без напряжения голосовых связок за счет

резонаторов.

2. Разминка речевого аппарата. Скороговорки-считалки: «Конь ретивый

долгогривый, скачет полем, скачет нивой. Кто коня того поймает, с нами в

салочки играет». «Тары- бары, растабары. У Варвары куры стары». «Шла

кукушка мимо леса за каким-то интересом. Инти – инти - интерес, выходи на

букву с!» Сначала говорим медленно со шлепками по коленям, затем темп

убыстряется.

Дальше

говорим

по

одному

каждый

в

своем

темпе,

но

в

максимально быстром.

Какие части лица участвуют в голосообразовании? (ответы: ротовая полость,

нижняя челюсть, нос для набора дыхания, и во рту: губы, верхнее небо,

язык, гортань с голосовыми связками, и т.д.). Упражнения: вытянуть губки

вперед, «сделать уточку», затем губки хотят достать ушки (уточка – ушки)

Губки

уточкой

решили

нарисовать

кружок

(выполнение).

Пожевали

губки(выполнение).

Язычок делает свою гимнастику: укол в одну и другую щечки, почистить

зубки язычком, осторожно пожевать язычок с одной стороны щеки, затем с

другой. Можно добавить упражнения для языка: змея, лопата, трубочка. А

также: часики, ручеёк.

Надуть воздухом одну щечку (положить апельсин), перекатить в другую

несколько раз,

затем полоскаем воздухом верхнюю и нижнюю челюсть,

далее обе щеки надуваются и пальчиками «лопаем» шарик.

3. Самомассаж: легко постучать кончиками пальцев двух рук по щекам и

носу, перемещая на лоб и на голову, затем поглаживаем голову, перемещая

поглаживание на

нос – щеки, подбородок, шею и будим голосок легким

касанием

постукиванием

ладошкой

со

звуком:

ааа…

Можно

также

выполнить упражнение «лошадка»: Но! Язык выполняет цокание лошадки,

затем губы складываются вместе со звуком: тпр, тормозим лошадку.

4. Элементарные вокальные попевки с нотками.Теперь можно и нотки

спеть,

сели

удобно,

улыбнулись,

пение

должно

доставлять

человеку

удовольствие. Вспомним что-нибудь очень хорошее в вашей жизни, спрятали

во

рту

конфетку

(рот

приобретает

форму

купола),

также

можно

сказать

горячую картошку. Музыкальная распевка «повторялки»: я пою нотки, а вы

повторяете их за мной: соль, соль, соль; соль, ля, соль; соль, ми, до; до, ре,

до; си, ре, до; до, ре, ми, фа, соль; соль, фа, ми, ре, до; доI, доII, доI и весь

звукоряд. И немного вокальных распевов на слоги: НЭ-НА-НО-НУ-НЫ, МЭ-

МА-МО-МУ-МЫ (на одной ноте по полутонам).

А

теперь

можно

спеть

и

сольфеджио

с

повторением

за

педагогом

музыкальных фраз, небольшой фрагмент ( 2 номера сольфеджио

на 2/4 и

3/4).

Сегодня ваши голоса зазвучали легко и звонко, мы правильно набирали

дыхание

и

пели

без

всякого

напряжения.

Надеюсь

на

будущие

встречи,

благодарю за внимание.

III. Просмотр фото и видео презентации творческой деятельности, хобби.

IV. Сладкий стол, чаепитие.



В раздел образования