Напоминание

"Портфолио - как средство оценки сформированности УУД учащихся начального общего образования".


Автор: Закирова Галина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 5"
Населённый пункт: город Черногорск, республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: "Портфолио - как средство оценки сформированности УУД учащихся начального общего образования".
Раздел: начальное образование





Назад




Портфолио - как средство оценки сформированности УУД учащихся

начального общего образования.

Закирова Г.Ю. учитель начальных классов

Реализация компетентного подхода в образовании направлена на изменение

целей, содержания обучения, а также технологий организации подходов, к оценке

образовательных результатов обучающихся в процессе промежуточной и итоговой

аттестации.

Сегодня мы работаем по стандартам II поколения, где одним из базовых

положений является формирование мотивации к обучению, познанию творчества в

течение

всей

жизни.

Изменения,

произошедшие

в

содержании

современного

образования за последнее десятилетие, – перенос акцента с предметных знаний,

умений и навыков, как основной цели обучения на формирование общеучебных

умений, на развитие самостоятельности учебных действий – влекут за собой и

изменение системы оценивания.

В

соответствии

с

ФГОС

НОО

Портфолио

является

современным

педагогическим

инструментом

сопровождения

развития

и

оценки

достижений

обучающихся,

ориентированным

на

обновление

и

совершенствование

качества

образования.

Портфолио или Портфель достижений обучающегося начальных классов

включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную

образовательную

программу

начального

общего

образования

и

является

обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов, обучающихся

по ФГОС НОО.

Портфолио ученика начальных классов реализует одно из основных положений

Федеральных

государственных

образовательных

стандартов

начального

общего

образования – формирование универсальных учебных действий.

Портфолио – (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист,

страница) – досье, собрание достижений (Словарь иностранных слов)

Портфолио – это комплект документов, представляющих совокупность

сертифицированных

или

не

сертифицированных

индивидуальных

достижений,

который является основой для определения образовательного рейтинга выпускника

начальной школы.

Портфолио – индивидуальная «папка», в которой зафиксирована динамика

личных достижений в деятельности на уровне качества результата.

Портфолио –

это способ фиксирования, накопления и оценки

индивидуальных достижений обучающегося за определенный период времени.

1.Значение портфолио

Портфолио является одним из трёх показателей, на основании которых создается

итоговая

оценка

выпускника

начальной

школы

и

приминается

решение

о

возможности или невозможности продолжения обучения каждого обучающегося на

следующей ступени общего образования.

Портфель достижений позволяет учитывать возрастные особенности развития

универсальных

учебных

действий

обучающихся

младших

классов,

лучшие

достижения

Российской

школы

на

этапе

начального

обучения,

а

также

педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана.

Портфель достижений предполагает активное вовлечение обучающихся и их

родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и

оптимистического прогнозирования.

2. Цели и задачи.

2.1 Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты

развития

ученика,

его

усилия,

прогресс

и

достижения

в

различных

областях,

демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и

умений.

2.2 Основными задачами ведения Портфолио являются:

• поддержание высокой учебной мотивации обучающегося;

• поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности обучения

и самообучения;

развитие

навыков

рефлексивной

и

оценочной

(самооценочной)

деятельности

учащихся;

• формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать

собственную учебную деятельность;

• укрепление взаимодействия с семьей ученика, повышение заинтересованности

родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной

педагогической деятельности с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5».

2.3 Портфолио реализует такие функции образовательного процесса:

• Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный

период времени.

Целеполагания:

поддерживает

образовательные

цели,

сформулированные

стандартом.

• Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в

достижении положительных результатов.

• Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых

работ.

Развивающую:

обеспечивает

непрерывность

процесса

развития,

обучения

и

воспитания от класса к классу.

• Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.

3. Как выглядит портфолио ученика начальной школы?

Жестких требований (государственного образца) на данный момент не

существует. И это радует! Ведь работа над портфолио – хорошая возможность

проявить

себя,

подойти

творчески

к

этой

задаче,

придумать

что-то

свое,

оригинальное.

Портфолио

представляет

собой

комплект

печатных

материалов

формата

А4,

в

который

входят:

листы-разделители

с

названиями

разделов;

тексты

заданий

и

инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы задач для оценки

сформированности универсальных учебных действий и др.

4. Структура, содержание и оформление портфолио

Примерная структура портфолио может быть представлена следующей таблицей

УУД

Разделы портфолио

Мой портрет

М о и

у ч е б н ы е

помощники

М о и

р а б о ч и е

материалы

Мои достижения

Личностные

Смысловая линия

«Я сам», «Я

чувствую», «Мое

отношение»

Автопортрет,

«Моя семья»,

схема

«Мир увлечений»,

анкеты

Таблица «Это

нужно знать для

того, чтобы…»,

правила

поведения в

школе, законы

жизни класса

Примеры заданий

из учебников и

рабочих тетрадей,

таблица «Что такое

хорошо и что такое

плохо?» (выводы по

собственным

жизненным и

литературным

событиям)

Продукты

творческой

деятельности,

отражающие

информацию из

схемы «Мир моих

увлечений», «Мои

самые важные

поступки в школе и

дома»

Регулятивные

Смысловая линия

«Я могу», «Я

знаю как», «Я

знаю разные

способы»

«Что я могу, умею

делать?»,

«Что я хочу делать

и чему могу

научиться?»

План-список

чтения, план

график работы в

проекте, план-

памятка решения

задач, памятка,

как поступать в

стрессовых

ситуациях (при

возникновении

опасности)

Самостоятельные

работы по

предметам

Самые лучшие

работы

Общеучебные

Смысловая линия

«Я учусь»

«Я учусь в школе

– значит, я

ученик», «Дерево

проблем», «Мои

любимые книги»

Вопросы для

работы с

разными видами

текста

Тексты, вырезки из

журналов по

выбранной теме,

образцы

самостоятельных

работ

Словарь новых

терминов, лучшие

работы, сочинения

Коммуникативны

е

Смысловая линия

«Мы вместе»,

« С п о с о б ы

общения»

«Мои друзья»

Памятка

«Правила

общения»,

рисуночные

анкеты

Примеры заданий

из учебников и

рабочих тетрадей

Продукты

совместного

творчества

(с родителями,

одноклассниками)

5.Функции портфолио

Портфолио ученика начальных классов как способ накопления и оценки

динамики

его

индивидуальных

образовательных

достижений

в

рамках

новой

системы оценивания выполняет следующие функции:

оценочная – обеспечивает системную оценку личностных, метапредметных

и предметных результатов обучения;

диагностическая – фиксирует изменения и рост за определённый период

времени и позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же

успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую образовательную

деятельность;

целеполагания – поддерживает учебные цели;

мотивационная

поощряет

результаты

учащихся,

преподавателей

и

родителей;

содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;

развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к

году;

рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.

Портфолио учащегося является не только отражением достижений личности в

той или иной сфере деятельности, но и способом улучшить эти достижения за счет

механизма

рефлексии,

заложенного

в

процесс

создания

портфолио.

Именно

рефлексия

позволяет

ученику

осмыслить

события

своей

жизни

через

призму

личных ценностей, желаний, стремлений и т.д., а иногда прийти к их переоценке.

В процессе работы над портфолио у учащихся формируются следующие

компетенции:

готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной

и трудовой деятельности;

потребность в активной познавательной деятельности.

Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза:

"Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".

6. Порядок формирования и хранения портфолио

6.1 Период составления портфолио – 1-4 года (1-4 классы начальной школы),

начинается

с

составления

папки

достижений,

где

осуществляется

сбор

работ

учащихся для дальнейшего анализа и классификации результатов.

6.2

Классный

руководитель

несет

ответственность

за

организацию

формирования Портфолио систематическое заполнение и знакомство

родителей (законных представителей), администрации ОУ с его содержанием.

6.3

В

первый

школьный

год

классный

руководитель

вместе

с

родителями

первоклассников

формируют

специальные

папки,

оформляют

титульный

лист.

Школьники (первоклассники) с сентября по апрель под руководством классного

руководителя собирают

свои работы в эту папку. В апреле – мае классный

руководитель, родители и обучающиеся 1 –го класса классифицируют собранные

материалы по

разделам, утвержденным данным Положением.

6.4

После

размещения

всех

необходимых

(по

мнению

ребенка)

материалов,

оставшиеся документы могут быть уничтожены, отданы учителю и т.п.

6.5 Обучающиеся 2-4 классов систематизируют и фиксируют результаты развития в

соответствии со структурой Портфолио в течении всего года.

6.6 .

В

начале

нового

учебного

года

необходимо

внимательно

изучить

портфолио, проанализировать собранный в нем материал. В последующие годы

разделы могут меняться, добавляться, внутреннее содержание которых также может

претерпевать изменения.

6.7 При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью

обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в

отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в

специальном

разделе.

Его

можно

озаглавить

«РАБОТЫ,

КОТОРЫМИ

Я

ГОРЖУСЬ»

6.8 Один раз в месяц Портфолио выдается на руки законным представителям

ребенка для совместного заполнения.

6.9

Информация

о

достигаемых

обучающимся

образовательных

результатов

допустима только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической

безопасности и эмоциональному статусу учащегося

6.10 Портфолио хранится в классном помещении ОУ в течение всего времени

пребывания ребенка в нем. При переводе ребенка в другое

образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным

представителям) вместе с личным делом (медицинской

картой) ребенка.

7.

Структура,

содержание

и

оформление

портфолио

ученика

начальной

школы:

7.1 Портфолио ученика начальной школы имеет следующую структуру:

• Титульный лист.

Содержит основную информацию: фамилия имя и отчество; учебное заведение,

фото ученика (важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного

листа, не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета, дать ему

возможность показать

себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим).

• РАЗДЕЛ «МОЙ МИР»

«Мое имя» - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых

людях, носивших и носящих это имя. Если у

ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она

означает.

«Моя семья» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить

небольшой рассказ о своей семье и рисунок

«Генеалогического древа»

«Мой город» - рассказ о родном городе, о его интересных местах. Здесь же

размещается нарисованная вместе с ребенком схема маршрута от дома до школы.

Важно чтобы на ней были отмечены опасные места.

«Мои друзья» - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

«Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же

написать о занятиях в кружках, в спортивных секциях, учебе в музыкальной школе

или других учебных заведениях дополнительного образования.

«Моя школа» - рассказ о школе

«Мои учителя» - рассказ о педагогах.

«Мои

любимые

школьные

предметы»

-

небольшие

заметки

о

любимых

школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится..., потому что...».

РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА»

В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету.

Ученик

наполняет

этот

раздел

удачно

написанными

контрольными

работами,

интересными

проектами,

отзывами

о

прочитанных

книгах,

графиками

роста

скорости чтения, творческими работами.

РАЗДЕЛ «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА»

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно

отнести к общественной работе (поручениям) - играл роль в спектакле, или читал

стихи

на

торжественной

линейке,

или

оформил

стенгазету

к

празднику

или

выступал на утреннике и т.д.

Оформлять этот раздел нужно с использованием фотографий и кратких сообщений

на тему. В этот раздел можно поместить рубрику «Моя помощь по дому» (отзывы

родителей)

РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО»

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи.

Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию.

Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении

этого

раздела!

Если

работа

принимала

участие

в

выставке

или

участвовала

в

конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название,

когда, где и кем проводилось и дополнить это сообщение фотографией. Если

событие освещалось в СМИ или Интернете – найти и приложить эту информацию.

Если

проводилось

Интернет

-

порталом,

сделать

распечатку

тематической

странички.

РАЗДЕЛ «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ»

В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-

познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи.

Необходимо

в

завершение

экскурсии

или

похода

предложить

ребенку

творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит

содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления,

а также сделать рисунок или приложить фото.

РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма,

а также итоговые аттестационные ведомости.

Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе

(похвальный

лист)

и

успехи,

например,

в

спорте(диплом,

грамота).

Расположение не в порядке значимости, а в хронологическом порядке. Здесь

могут

быть

размещены

работы, которые демонстрируют индивидуальный

прогресс ученика от начала, в середине, в конце учебного года. Например: «Так я

писал раньше», «Так я пишу теперь».

РАЗДЕЛ «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ»

В портфолио ученика начальной школы этот раздел включает положительную

оценку педагогом его стараний. Необходимо добавить лист отзывов, а также бланк,

где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам

учебного года.

Количество разделов может варьироваться классным коллективом.

7.2 Содержание Портфолио ученика начальной школы

7.2.1 В Портфолио включены следующие материалы:

Результаты стартовой диагностики

Выборка

детских

работ

формальных

и

творческих,

выполненных

в

ходе

обязательных

учебных

занятий

по

всем

изучаемым

предметам,

а

также

факультативных и внеурочных.

М ат е р и а л ы

в ход н о й

д и а г н о с т и к и ,

п р ом е ж у т оч н ы х

и

и т о г о в ы х

стандартизированных работ по отдельным предметам.

Остальные

работы

подобраны

так,

чтобы

их

совокупность

демонстрировала

нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких

уровней формируемых учебных действий.

¾ По русскому языку и литературному чтению – диктанты и изложения, сочинения

на

произвольную

или

заданную

тему,

аудиозаписи

монологических

и

диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные работы

детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п.;

¾ По математике – математические диктанты, оформленные результаты мини-

исследований, записи решения

учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели,

аудиозаписи устных ответов

(демонстрирующие

навыки

устного

счета,

рассуждений,

доказательств,

выступлений с сообщением на

математические темы), материалы самоанализа, рефлексии и т.п.;

¾ По окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные результаты

мини-исследований, интервью,

аудиозаписи

устных

ответов,

творческие

работы,

материалы

самоанализа

и

рефлексии и т.п.

¾

По

предметам

эстетического

цикла

аудиозаписи,

фото-

и

видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к

музыкальным

произведениям,

иллюстрации

на

заданную

тему,

продукты

собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний,

материалы самоанализа и

рефлексии и т.п.

¾ По технологии – фото- и видеоизображения продуктов исполнительской

деятельности,

аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты

собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

¾

По

физкультуре

видеоизображения

примеров

исполнительской

деятельности,

дневники

наблюдений

и

самоконтроля,

самостоятельно

составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений,

материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

Систематизированные

материалы

наблюдений

(оценочные

листы,

таблицы

образовательных результатов материалы и т.п.) за

процессом овладения универсальными учебными действиями

• Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и

внешкольной) и досуговой деятельности

7.2.2

В

Портфолио

входят

сертифицированные

(документированные)

индивидуальные образовательные достижения школьника: копии документов об

участии

в

олимпиадах,

конкурсах,

социальных

проектах

и

других

мероприятиях (копии выписок, грамот, свидетельств, сертификатов и т.п.)

7.2.3 Портфолио включает в себя собрание исследовательских и проектных

работ

ученика

с

приложениями

самих

работ:

текстов, бумажных или

электронных документов, фотографий и т.д.

7.2.4 В состав Портфолио входят характеристики отношения ученика к

различным

видам

деятельности,

представленные

учителями, родителями,

педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями

общественности,

анализ

самого

школьника

своей

деятельности

(тексты

заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.).

7.2.5

Варианты

оформления

страниц (листов)

Портфолио

выбираются

по

желанию

ребенка,

они

могут

быть

обрамлены

в

рамку украшены

художественными материалами, наклейками, либо могут быть использованы

готовые шаблоны (варианты страниц Портфолио приложение № 1)

8. Основные направления деятельности по формированию Портфолио

В формировании Портфолио участвуют: учащиеся, классные руководители,

учителя –

предметники,

педагог –

психолог,

социальный педагог, педагоги

дополнительного образования, администрация гимназии.

8.1 Учащиеся:

• осуществляют заполнение Портфолио

оформляют

Портфолио

в

соответствии

с

утвержденной

в

образовательном

учреждении структурой (в папке с файлами);

при

оформлении

соблюдают

систематичность

и

регулярность

ведения

Портфолио,

достоверность

сведений,

представленных

в

Портфолио,

аккуратность и эстетичность оформления, разборчивость при ведении записей,

целостность и завершенность

представленных материалов, наглядность, наличие оглавления;

могут презентовать содержание своего Портфолио на классном собрании, на

родительском собрании, на педагогическом совете.

8.2 Классный руководитель

оказывает

помощь

обучающимся

в

процессе

формирования

Портфолио

(стимулирует детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждает с ним

различные способы демонстрации достижений, рекомендует рубрики, дает советы

по оформлению);

проводит

информационную,

консультативную,

диагностическую

работу

с

учащимися и их родителями по формированию Портфолио;

осуществляет

посредническую

функцию

между

учащимися

и

учителями,

педагогами

дополнительного

образования,

представителями

социума

в

целях

пополнения Портфолио учащегося начальной школы;

осуществляет

контроль

за

наполняемостью

и

правильностью

заполнения

Портфолио;

• обеспечивает обучающихся необходимыми формами, рекомендациями,

• оформляет итоговые документы, табель успеваемости.

8.3 Учителя – предметники, педагоги дополнительного образования

предоставляют

учащимся

места

деятельности

для

накопления

материалов

Портфолио;

организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или

образовательной области;

разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную

деятельность по предмету или образовательной области;

• проводят экспертизу представленных работ по предмету;

• пишут рецензии, отзывы на учебные работы

8.4 Педагог – психолог, социальный педагог

• проводят индивидуальную психодиагностику;

• ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.

8.5 Администрация образовательного учреждения

разрабатывает

и

утверждает

нормативно-правовую

базу,

обеспечивающую

ведение Портфолио;

• организует работу по реализации в практике работы гимназии технологии

Портфолио как метода оценивания индивидуальных достижений обучающихся;

• осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива

по реализации технологии Портфолио в практике работы образовательного

учреждения;

9. Презентация Портфеля достижений учащихся начальной школы

9.1 Учащийся представляет содержание своего Портфолио на классном собрании,

на родительском собрании.

9.2 Презентация Портфолио обучающихся может проходить в форме выставок.

9.3

На

презентацию

учащийся

выходит

с

кратким

устным

комментарием

по

содержанию Портфолио.

10. Оценка

10.1

Анализ,

интерпретация

и

оценка

отдельных

составляющих

Портфолио

и

Портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых

результатов

с

учетом

основных

результатов

начального

образования,

устанавливаемых требованиями стандарта.

10.2 Оценка как отдельных составляющих Портфолио, так и Портфолио в

целом ведется на критериальной основе (приложение № 2).

10.3 Портфолио сопровождается документами:

• состав Портфолио;

• критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой

работы в накопленную оценку выпускника.

10.4

Критерии

оценки

отдельных

составляющих

Портфолио

могут

полностью

соответствовать

рекомендуемым

или

могут

быть

адаптированы

учителем

применительно

к

особенностям

образовательной

программы

и

контингента

учащихся конкретного класса.

10.5 При адаптации критериев необходимо соотносить их с критериями и нормами,

представленными в примерах инструментария для итоговой

оценки достижения планируемых результатов.

10.6

Все

составляющие

Портфолио

оцениваются

только

качественно.

Оценка

индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при

котором

фиксируется

достижение

опорного

уровня

и

его

превышение,

что

позволяет поощрять продвижение учащихся,

выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего

развития.

10.7 В

текущей

оценочной

деятельности

и

при

оценке

отдельных

составляющих

Портфолио

результаты,

продемонстрированные

учеником

соотносятся с оценками типа:

• «нормально», т.е. с оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы

знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках задач, построенных

на опорном учебном материале (необходимый базовый уровень);

• «хорошо», «отлично», - с оценками, свидетельствующими об усвоении опорной

системы

знаний

на

уровне

осознанного

произвольного

овладения

учебными

действиями,

в

том

числе

при

решении

нестандартных

задач

(повышенный

программный уровень).

• «превосходно» с оценками, свидетельствующими о самостоятельно усвоенных

умений

и

действий,

требуемых

на

следующих

ступенях

образования.

Это

демонстрирует

исключительные

успехи

отдельных

учеников

по

отдельным

предметах.

По

результатам

накопленной

оценки,

которая формируется

на

основе

материалов Портфолио,

в

характеристике

выпускника

начальной школы

делаются выводы:

• о сформированности у учащегося универсальных и предметных способов

действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность

продолжения образования на ступени основного общего образования;

о

сформированности

основ

умения

учиться,

т.е.

способности

к

самоорганизации с целью постановки и решения учебно-

познавательных и учебно-практических задач;

об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности:

мотивационно - смысловой,

познавательной,

эмоциональной,

волевой,

саморегуляции

Приложенние № 1

Варианты страниц Портфолио

8. Критерии оценки достижений учащихся.

Анализ,

интерпретация

и

оценка

отдельных

составляющих

Портфеля

достижений в целом ведётся с позиций достижения планируемых результатов с

учётом основных результатов начального общего образования, устанавливаемых

требованиями Стандарта.

Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в Портфолио, а также

всего Портфолио в целом, либо за определенный период его формирования, может

быть как качественной, так и количественной.

Оценивать материалы Портфолио должен, прежде всего, ученик с помощью

взрослых

(родителей,

учителя).

Начиная

со

2-го

класса

ученик,

обученный

учителем,

проводит

самооценку

материалов

Портфеля

своих

достижений

по

качественной

шкале:

«нормально»,

«хорошо»,

«отлично»,

«превосходно».

Самооценка материалов может проводиться по выбору ученика в разное время:

одновременно с размещением материала (например, рисунка) в Портфеле; в конце

четверти или учебного года – сразу все материалы или некоторые.

Портфолио учащихся классным руководителем оценивается не реже 1 раза в

полугодие.

Приложенние № 2

Критериальная основа

Количественная оценка материалов Портфолио складывается из следующих

обязательных составляющих:

Титульный лист, разделы: «Мой мир», «Моя учеба», «Моя общественная работа»,

«Моё творчество»,

«Мои впечатления», «Мои достижения», «дополнительное

образование», «Отзывы и пожелания».

Титульный лист

- содержится основная информация: фамилия, имя и отчество, учебное заведение,

фото ученика; эстетичность, красочность оформления,

От 1-го до 5-ти баллов

Раздел «Мой мир»

«Мое имя» - содержится информация о том, что означает имя; содержится

информация о знаменитых людях, носивших и носящих это имя; содержится

информация о фамилии.

«Моя

семья» -

содержится информация о

каждом

члене

семьи

или

небольшой рассказ о своей семье и рисунок «Генеалогического древа»

«Мой город» - содержится

рассказ о родном городе, о его интересных местах.

Содержится нарисованная вместе с ребенком схема маршрута от дома до школы с

отмеченными опасными местами.

«Мои друзья» - содержатся фотографии друзей, информация об их интересах,

увлечениях.

«Мои увлечения» - содержится небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок,

какие

посещает

кружки,

спортивные

секции,

другие

учебные

заведения

дополнительного образования.

«Моя школа» - содержится рассказ о школе

«Мои учителя» - содержится рассказ о педагогах.

«Мои любимые школьные предметы» - содержатся небольшие заметки о любимых

школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится..., потому что...».

-

красочность

оформления,

правильность

заполнения

данных,

эстетичность,

разнообразие и полнота материалов по каждому из составляющих раздел

От 1-го до 5-ти баллов

Раздел «Моя учеба»

-

по

каждому

из

предметов

есть

удачно

написанные

контрольные

работы,

интересные

проекты,

отзывы

о

прочитанных

книгах,

графики

роста

скорости

чтения, наличие творческих работ.

От 1-го до 5-ти баллов

Раздел «Моя общественная работа»

- красочность оформления, оригинальность, использование фотографий и краткий

сообщений

на

тему; возможно размещение рубрики «Моя помощь по дому» с

отзывами родителей

От 1-го до 5-ти баллов

Раздел «Мое творчество»

- наличие рисунков, творческих работ, стихов, сказок личного сочинения, фото

изделий

От 1-го до 5-ти баллов в зависимости от полноты сведений и разнообразия

материала

Раздел «Мои впечатления»

- наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок, спектаклей,

экскурсий, встреч, праздников и т.д.

От

1-го

до

5-ти

баллов

в

зависимости

от

полноты

сведений

и

разнообразия

материала

Раздел «Мои достижения»

Количество грамот, сертификатов, дипломов

1 балл за каждую грамоту школьного уровня,

благодарственное письмо;

2 балла – городского уровня;

3 балла – областного, всероссийского уровня.

Раздел «Дополнительное образование»

- наличие творческих работ кружков, грамоты, сертификаты, дипломы

1 балл - за благодарственное письмо;

2 балла – за грамоту городского уровня;

3 балла – областного, всероссийского уровня.

Раздел «Отзывы и предложения»

- содержится положительная оценка педагога с рекомендациями и пожеланиями

От 1-го до 5-ти баллов

Оценка индивидуальных образовательных достижений учащегося педагогом

в е д ё т с я «методом

сложения»

н а

о с н о в а н и и «листов

индивидуальных

достижений»,

при

котором

фиксируется

достижение

опорного

уровня

и

его

превышение,

что

позволяет

поощрять

продвижения

учащихся,

выстраивать

индивидуальные траектории движения с учётом «зоны ближайшего развития».

Лист индивидуальных достижений

Ученик______________________________ Класс ______________________.

Учитель ____________________________

Оценка предметных результатов

п\п

Формируемые навыки и умения

Даты проведения оценивания

1

Навыки чтения

I полуг.

II полуг.

Год

1.1

Техника чтения

Слоговое чтение

Слог + слово

Целыми словами

Безошибочность чтения

Выразительность чтения

Понимание прочитанного

1.2

Чтение наизусть

2

Русский язык

Каллиграфия

Орфография

Развитие речи

Аккуратность

3

Математика

Устный счет

Письменные вычисления

Геометрический материал

Решение задач

Моделирование

Работа с величинами

4

Окружающий мир

различать объекты живой и неживой природы

приводить

примеры представителей

разных

групп растений и животных, примеры из жизни

с р а в н и в а т ь , а н а л и з и р о в а т ь

обобщать,классифицировать

изученные

природные

объекты

и

явления,

предметы

Наблюдать,описывать,

характеризовать

объекты,предметы и явления

Работать с картами, таблицами

объяснять, рассуждать по заданной теме

находить факты экологического неблагополучия

в окружающей среде, оценивать положительное и

отрицательное влияние человеческой деятельности

на природу,

Создавать творческие проекты по заданной теме

Искать и извлекать дополнительную информацию

по теме

Оценка метапредметных результатов

Ученик______________________________ Класс ______________________.

Учитель ____________________________

п\п

Формируемые навыки и умения

Даты проведения оценивания

Начало уч.года

Конец уч.года

1 Способность принимать и сохранять учебную цель

и задачу

2 Умение планировать собственную деятельность в

соответствии с поставленной задачей

3 Умение

контролировать

и

оценивать

свои

действия, учитывая ошибки

4 Умение собирать информацию и выделять главное

5 Умение

использовать

знаково-символические

средства (схемы, таблицы, обозначения)

6

.

Осуществление

логических

операций

(анализ,

синтез, обобщение, классификация, аналогия)

7 Умение работать в сотрудничестве (с педагогом, со

сверстниками)

8 Умение

принимать

на

себя

ответственность

за

результаты своих действий

Оценка личностных результатов

Ученик______________________________ Класс ______________________.

Учитель ____________________________

п\п

Формируемые навыки и умения

Даты проведения оценивания

1 кл.

(нач.)

1 кл.

(оконч.)

2 кл.

3 кл.

4 кл

1

Сформированность

внутренней

позиции

обучающегося (освоение социальной роли)

2

Становление основ гражданственности

3

Развитие самоуважения, самооценки

4

Поиск и установление границ знаемого и

незнаемого,

стремление

к

преодолению

этого разрыва

5

Знание

основных

моральных

норм

и

ориентация на их выполнение

6

Развитие нравственных чувств

7

Способность встать на позицию

собеседника

По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе

материалов Портфеля достижений, делаются выводы о:

Сформированности

у

учающегося универсальных

и предметных способов

действий,

а

т а к ж е опорной

системы

знаний,

обеспечивающих

ему

возможность

продолжения

образования

на

ступени

основного

общего

образования;

Сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к

самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и

учебно-практических задач;

Индивидуальном

прогрессе в

основных

сферах

развития

личности

мотивационно-смысловой,

познавательной,

эмоциональной,

волевой

и

саморегуляции.

По результатам оформления Портфолио в конце 4 класса выставляется

комплексная оценка – это вывод по всем материалам «Портфеля достижений».

Оценка

выставляется

педагогами-экспертами

(учителем

данного

класса,

несколькими

учителями

других

начальных

классов;

возможно

привлечение

школьного психолога, представителя школьной администрации). Эксперты выносят

коллективное

мнение,

на

основании

анализа

каждым

экспертом

«Портфеля

достижений»

каждого

ученика.

Мнение

фиксируется

в

виде

листа-опросника

«Экспертная комплексная накопленная оценка достижений ученика».

Экспертная комплексная накопленная оценка достижений

ученика______________________________

1. Какой прогресс наблюдается в личностных результатах? Например:

-

появилось

ли

умение

ставить

цели

личностного

развития?

(обозначение

учеником этих целей в начале каждого года).

-

возросла

ли

способность

к

саморефлексии?

(наличие

самооценки

своих

достижений,

включение

учеником

в

портфель

материалов

по

самым

разным

достижениям в учёбе и вне учебы);

- в материалах этого раздела явно преобладают оценки (самого ученика и

педагога-эксперта)

«нормально»

(«зачёт»)

или

«хорошо»,

«отлично»,

«превосходно».

Недопустимо

делать

выводы

по

другим

сферам

личностных

результатов

(самоидентификация, моральный выбор и т.п.).

2. Каковы метапредметные результаты? (на основании диагностик, наблюдений

и других материалов «Портфеля достижений»):

-

сформировано

ли

умение

учиться:

ставить

цель,

планировать

действия,

получать и оценивать результат?

а) Не сформировано – нет материалов о результатах достижений.

б) Сформировано нормально – в материалах по этим действиям явно преобладают

оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» /«зачёт».

в) Сформировано хорошо или отлично – в материалах по этим действиям явно

преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «хорошо» и «отлично»;

-

умеет

ли

ученик

работать

с

информацией:

добывать,

перерабатывать,

представлять в разных формах?

а) Не умеет – нет материалов о результатах достижений.

б) Умеет нормально – в материалах по этим действиям явно преобладают оценки

(самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» /«зачёт».

в) Умеет хорошо или отлично – в материалах по этим действиям явно преобладают

оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «хорошо» и «отлично»;

- умеет ли ученик вступать в коммуникации: излагать свои мысли, понимать

собеседника, договариваться с ним, чтобы сделать что-то сообща?

а) Не умеет – нет материалов о результатах достижений.

б) Умеет нормально – в материалах по этим действиям явно преобладают оценки

(самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» /«зачёт».

в) Умеет хорошо или отлично – в материалах по этим действиям явно преобладают

оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «хорошо» и «отлично».

3. Каковы предметные результаты? (на основании решения задач по предметам –

текущих и контрольных)

По

каждому

предмету

освоил

ли

предметные

умения

с

опорной

системой

предметных знаний?

а) Не освоил – нет материалов о результатах достижений.

б) Освоил нормально – в материалах по этому предмету явно преобладают оценки

(самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» /«зачёт».

в)

Освоил

хорошо

или

отлично

в

материалах

по

этому

предмету

явно

преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «хорошо» и «отлично».

Итоговая оценка за ступень начальной школы

это словесная

характеристика

достижений

ученика,

которая

создаётся

на

основании

трёх

показателей:

1)

комплексной

накопленной

оценки

(вывода

по

«Портфелю

достижений»

совокупность всех образовательных результатов);

2) результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике

(освоение опорной системы знаний – через решение задач);

3) результатов предварительных диагностических работ по УУД за 4-й класс и

итоговой

комплексной

межпредметной

диагностической

работы

(уровень

метапредметных действий с предметными и надпредметными знаниями).

На основе трёх этих показателей педагогами-экспертами формулируется один

из трёх возможных выводов – оценок результатов по предметам и УУД:

Вывод-оценка

(о возможности

продолжения образования

на следующей ступени)

Показатели

(процентные показатели)

Комплексная оценка

(данные «Портфеля достижений»)

Итоговые работы

(русский язык,

математика и

межпредметная

работа)

1.

Не

овладел

опорной

с и с т е м о й

з н а н и й

и

необходимыми

учебными

действиями

Не

зафиксировано

д о с т и ж е н и е

планируемых

результатов

по всем

разделам

образовательной

программы

(предметные,

м е т а п р е д м е т н ы е ,

личностные результаты)

Правильно

выполнено

м е н е е

5 0 %

з а д а н и й

необходимого

(базового) уровня

2 . О в л а д е л

о п о р н о й

с и с т е м о й

з н а н и й

и

необходимыми

учебными

действиями,

с по с о бе н

и с п ол ь з о ват ь

и х

д л я

р е ш е н и я

п р о с т ы х

Достижение планируемых результатов

п о

в с е м

о с н о в н ы м

р а з д е л а м

образовательной

программы

как

м и н и м у м

с

о ц е н к о й

«зачтено»/«нормально»

Правильно НЕ менее

50% заданий

необходимого

(базового) уровня

стандартных задач

3 .

О в л а д е л

о п о р н о й

с и с т е м о й

з н а н и й

н а

у р о в н е

о с о з н а н н о г о

п р и м е н е н и я

у ч е б н ы х

действий, в

том

числе

п р и

р е ш е н и и

нестандартных задач

Достижение планируемых результатов

НЕ менее чем по половине разделов

образовательной программы с оценкой

«хорошо» или «отлично»

Правильно не менее

65% заданий

необходимого

(базового) уровня и

не менее 50% от

максимального балла

за выполнение

заданий

повышенного уровня

9. Преимущества портфолио

1.

В

отличие

от

традиционного

подхода,

который

разделяет

преподавание,

учение

и

оценивание,

портфолио

органически

интегрирует

эти

три

составляющие процесса обучения.

2.

Позволяет

объединить

количественную

и

качественную

оценку

способностей

учащегося

посредством

анализа

разнообразных

продуктов

учебно-познавательной деятельности.

3.

Поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а

также самоанализ и самоконтроль учащегося.

4.

Портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью

оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.

5.

Портфолио

форма

непрерывной

оценки

в

процессе

непрерывного

образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной

оценки к гибким условиям оценки альтернативной.

Критерии оценки достижений учащихся

Количественная оценка материалов Портфолио складывается из следующих

обязательных составляющих:

Титульный

лист,

разделы:

«Мой

мир»,

«Моя

учеба»,

«Моя

общественная

работа»,

«Моё

творчество»,

«Мои

впечатления»,

«Мои

достижения»,

«дополнительное образование», «Отзывы и пожелания».

Титульный лист

- содержится основная информация: фамилия, имя и отчество, учебное заведение,

фото ученика; эстетичность, красочность оформления,

От 1-го до 5-ти баллов

Раздел «Мой мир»

«Мое имя» - содержится информация о том, что означает имя; содержится

информация о знаменитых людях, носивших и носящих это имя; содержится

информация о фамилии.

«Моя

семья» -

содержится информация о

каждом

члене

семьи

или

небольшой рассказ о своей семье и рисунок «Генеалогического древа»

«Мой город» - содержится

рассказ о родном городе, о его интересных местах.

Содержится нарисованная вместе с ребенком схема маршрута от дома до школы с

отмеченными опасными местами.

«Мои друзья» - содержатся фотографии друзей, информация об их интересах,

увлечениях.

«Мои увлечения» - содержится небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок,

какие

посещает

кружки,

спортивные

секции,

другие

учебные

заведения

дополнительного образования.

«Моя школа» - содержится рассказ о школе

«Мои учителя» - содержится рассказ о педагогах.

«Мои любимые школьные предметы» - содержатся небольшие заметки о любимых

школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится..., потому что...».

-

красочность

оформления,

правильность

заполнения

данных,

эстетичность,

разнообразие и полнота материалов по каждому из составляющих раздел

От 1-го до 5-ти баллов

Раздел «Моя учеба»

-

по

каждому

из

предметов

есть

удачно

написанные

контрольные

работы,

интересные

проекты,

отзывы

о

прочитанных

книгах,

графики

роста

скорости

чтения, наличие творческих работ.

От 1-го до 5-ти баллов

Раздел «Моя общественная работа»

- красочность оформления, оригинальность, использование фотографий и краткий

сообщений

на

тему; возможно размещение рубрики «Моя помощь по дому» с

отзывами родителей

От 1-го до 5-ти баллов

Раздел «Мое творчество»

- наличие рисунков, творческих работ, стихов, сказок личного сочинения, фото

изделий

От 1-го до 5-ти баллов в зависимости от полноты сведений и разнообразия

материала

Раздел «Мои впечатления»

- наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок, спектаклей,

экскурсий, встреч, праздников и т.д.

От

1-го

до

5-ти

баллов

в

зависимости

от

полноты

сведений

и

разнообразия

материала

Раздел «Мои достижения»

Количество грамот, сертификатов, дипломов

1 балл за каждую грамоту школьного уровня,

благодарственное письмо;

2 балла – городского уровня;

3 балла – областного, всероссийского уровня.

Раздел «Дополнительное образование»

- наличие творческих работ кружков, грамоты, сертификаты, дипломы

1 балл - за благодарственное письмо;

2 балла – за грамоту городского уровня;

3 балла – областного, всероссийского уровня.

Раздел «Отзывы и предложения»

- содержится положительная оценка педагога с рекомендациями и пожеланиями

От 1-го до 5-ти баллов



В раздел образования