Автор: Носкова Анна Евгеньевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №55 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Ухта, Республика Коми
Наименование материала: научно-методическая статья
Тема: ПРОЕКТ "Тактильные макеты букв"
Раздел: дошкольное образование
Название статьи – ПРОЕКТ «Тактильные макеты букв».
ФИО автора – Носкова Анна Евгеньевна.
Полное
наименование
организации
–
Муниципальное
дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №55 комбинированного вида» (МДОУ
«Детский сад №55 комбинированного вида»), город Ухта.
Должность автора – учитель-логопед.
Уважаемые
родители,
наверняка
вы
сталкивались
с
тем,
что
часто
у
детей
возникают трудности при запоминании букв русского алфавита? Или с тем, что дети
путают схожие по написанию буквы? Что же нужно сделать для того, чтобы ребенка не
пропал интерес к обучению?
Одним из самых действенных методов для запоминания информации являются
нетрадиционные
приемы,
например,
использование
больших
наглядных
букв,
в
оформлении которых, непосредственное участие будут принимать дети. Необычный
прием
будет
стимулировать
интерес
ребенка
к
познанию
и
превращает
занятие
в
увлекательную игру. А нестандартное и индивидуальное оформление каждой буквы
помогает облегчить восприятие и запоминание информации, сделать обучение более
эффективным.
При
использовании
нового
приема
работы,
дети
станут
лучше
запоминать
зрительный
образ
каждой
буквы,
перестанут
путать
похожие
буквы,
появится
дополнительная мотивация на занятиях и неподдельный интерес. При последующем
обучении,
у
ребенка
будет
легче
формироваться навык
чтения,
необходимый
для
дальнейшего успешного обучения в школе.
Опыт
работы
с
буквами,
изготовленными
из
различных
материалов
и
с
непосредственным
участием
самих
дошкольников
имеется
у
учителя-логопеда,
обращающегося сейчас к читателю.
Работа по изготовлению букв строилась в следующей последовательности: в
начале недели проходило занятие по обучению грамоте, на котором дети знакомились с
новой буквой. В свободное от занятий время, логопедом выбиралась группа детей,
которая будет участвовать в оформлении буквы. Первоначало логопед спрашивает у
детей характеристику нового звука, показывает трафарет буквы и обращает внимание
на материал, лежащий на столе перед детьми (например: бумага, ткань, солома и т.д.).
Дети должны были назвать материал и догадаться, какая в итоге получится буква
(например, из ваты – ватная, из стекла - стеклянная). Работа велась поэтапно - от
простого к сложному, от меньшего к большему.
В ходе учебной деятельности, было обнаружено и подтверждено, что дети охотно
включались в учебный процесс, проявляя заинтересованность и помогая учителю-
логопеду, предлагали свои идеи по созданию и оформлению букв русского алфавита,
при этом проявляя не только свои умения, но и демонстрируя свои знания о буквах,
параллельно приобретая новые. Дети имели возможность проявить творческий подход,
расширяя свой собственный кругозор.
В дальнейшем, изготовленные буквы могут найти более глубокое практическое
применение в учебно-практических занятиях с детьми, различных образовательных и
развивающих занятиях учителя-логопеда. Например, они могут быть использованы как
пособие по развитию мелкой моторики, тактильных ощущений и восприятий у детей, в
связи с тем, что каждая буква имеет свое индивидуальное неповторимое оформление,
так как помимо различной формы при их изготовлении использовались различные
материалы (ткани, крупы, металл, стекло), имеющие своеобразные структуру, фактуру,
форму и цвет.
Кроме того, данный проект и его результаты помогут нам продолжить работу по
развитию
и
увеличению
словаря
относительных
прилагательных
и
закреплению
в
памяти детей зрительного образа букв, что, безусловно, положительно скажется на
достижении
детьми
необходимого
результата
в
образовательном
и
обучающем
процессе.
Тактильный макет можно использовать в различных видах деятельности
Использование на занятиях «Подготовка к обучению грамоте»;
Развитие
тактильных
ощущений:
обвести
букву
пальцем,
ощупывать
руками;
Игра «Узнай на ощупь»;
Развитие умения образовывать относительные прилагательные;
Игра «Придумай слово на заданную букву» (в начале, середине или конце);
Составь слово из букв;
Найти предметы вокруг себя на заданную букву;
Назвать имена на заданную букву;
Придумать на кого или на что похожа буква;
Собрать букву из счетных палочек.