Напоминание

ПРОЕКТ "Тактильные макеты букв"


Автор: Носкова Анна Евгеньевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №55 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Ухта, Республика Коми
Наименование материала: научно-методическая статья
Тема: ПРОЕКТ "Тактильные макеты букв"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Название статьи – ПРОЕКТ «Тактильные макеты букв».

ФИО автора – Носкова Анна Евгеньевна.

Полное

наименование

организации

Муниципальное

дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад №55 комбинированного вида» (МДОУ

«Детский сад №55 комбинированного вида»), город Ухта.

Должность автора – учитель-логопед.

Уважаемые

родители,

наверняка

вы

сталкивались

с

тем,

что

часто

у

детей

возникают трудности при запоминании букв русского алфавита? Или с тем, что дети

путают схожие по написанию буквы? Что же нужно сделать для того, чтобы ребенка не

пропал интерес к обучению?

Одним из самых действенных методов для запоминания информации являются

нетрадиционные

приемы,

например,

использование

больших

наглядных

букв,

в

оформлении которых, непосредственное участие будут принимать дети. Необычный

прием

будет

стимулировать

интерес

ребенка

к

познанию

и

превращает

занятие

в

увлекательную игру. А нестандартное и индивидуальное оформление каждой буквы

помогает облегчить восприятие и запоминание информации, сделать обучение более

эффективным.

При

использовании

нового

приема

работы,

дети

станут

лучше

запоминать

зрительный

образ

каждой

буквы,

перестанут

путать

похожие

буквы,

появится

дополнительная мотивация на занятиях и неподдельный интерес. При последующем

обучении,

у

ребенка

будет

легче

формироваться навык

чтения,

необходимый

для

дальнейшего успешного обучения в школе.

Опыт

работы

с

буквами,

изготовленными

из

различных

материалов

и

с

непосредственным

участием

самих

дошкольников

имеется

у

учителя-логопеда,

обращающегося сейчас к читателю.

Работа по изготовлению букв строилась в следующей последовательности: в

начале недели проходило занятие по обучению грамоте, на котором дети знакомились с

новой буквой. В свободное от занятий время, логопедом выбиралась группа детей,

которая будет участвовать в оформлении буквы. Первоначало логопед спрашивает у

детей характеристику нового звука, показывает трафарет буквы и обращает внимание

на материал, лежащий на столе перед детьми (например: бумага, ткань, солома и т.д.).

Дети должны были назвать материал и догадаться, какая в итоге получится буква

(например, из ваты – ватная, из стекла - стеклянная). Работа велась поэтапно - от

простого к сложному, от меньшего к большему.

В ходе учебной деятельности, было обнаружено и подтверждено, что дети охотно

включались в учебный процесс, проявляя заинтересованность и помогая учителю-

логопеду, предлагали свои идеи по созданию и оформлению букв русского алфавита,

при этом проявляя не только свои умения, но и демонстрируя свои знания о буквах,

параллельно приобретая новые. Дети имели возможность проявить творческий подход,

расширяя свой собственный кругозор.

В дальнейшем, изготовленные буквы могут найти более глубокое практическое

применение в учебно-практических занятиях с детьми, различных образовательных и

развивающих занятиях учителя-логопеда. Например, они могут быть использованы как

пособие по развитию мелкой моторики, тактильных ощущений и восприятий у детей, в

связи с тем, что каждая буква имеет свое индивидуальное неповторимое оформление,

так как помимо различной формы при их изготовлении использовались различные

материалы (ткани, крупы, металл, стекло), имеющие своеобразные структуру, фактуру,

форму и цвет.

Кроме того, данный проект и его результаты помогут нам продолжить работу по

развитию

и

увеличению

словаря

относительных

прилагательных

и

закреплению

в

памяти детей зрительного образа букв, что, безусловно, положительно скажется на

достижении

детьми

необходимого

результата

в

образовательном

и

обучающем

процессе.

Тактильный макет можно использовать в различных видах деятельности

Использование на занятиях «Подготовка к обучению грамоте»;

Развитие

тактильных

ощущений:

обвести

букву

пальцем,

ощупывать

руками;

Игра «Узнай на ощупь»;

Развитие умения образовывать относительные прилагательные;

Игра «Придумай слово на заданную букву» (в начале, середине или конце);

Составь слово из букв;

Найти предметы вокруг себя на заданную букву;

Назвать имена на заданную букву;

Придумать на кого или на что похожа буква;

Собрать букву из счетных палочек.



В раздел образования