Напоминание

"Траектория педагогических измерений в тяжелой атлетике".


Автор: Кузнецов Игорь Васильевич
Должность: студент-магистрант
Учебное заведение: Курский Государственный Университет
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: Система педагогических измерений при отборе юных спортсменов в ДЮСШ
Тема: "Траектория педагогических измерений в тяжелой атлетике".
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Траектория педагогических измерений в тяжелой атлетике.

Аннотация. В статье представлена система педагогических измерений,

которую можно использовать при отборе юных спортсменов в ДЮСШ для

раннего выявления предрасположенности к занятиям тяжелой атлетикой.

Ключевые

слова:

н ач а л ь н ы й

от б о р ,

тя же л а я

а т л е т и к а ,

антропометрические

измерения,

тестирование,

прогно стиче ская

информативность.

Вопросы совершенствования системы ранней спортивной ориентации в

настоящий

момент

привлекают

пристальное

внимание

со

стороны

специалистов

различного

профиля.

Научно

обоснованные

методы

отбора

детей в детско- юношеские спортивные школы, а также прогнозирование их

будущих результатов становится важным этапом и неотъемлемой частью

современной

системы

подготовки

спортсменов

от

новичков

до

мастеров

международного класса. Особенно актуальным стал вопрос о своевременном

выявлении способностей у детей и подростков, так как рост и развитие

приводят к выявлению спортивной индивидуальности.

Измерение,

проводимое

с

целью

определения

состояния

или

способностей

спортсмена,

называется

тестом.

Информативностью

теста

является степень точности, с которой он измеряет то или иное качество

(свойство) спортсмена. Если тест используется для определения состояния

спортсмена в момент обследования, то данный тест несет диагностическую

информативную

нагрузку.

Если

же

на

основе

результатов

тестирования

делают вывод о возможных будущих показателях спортсмена, то данный тест

несет прогностическую информативную нагрузку. В случае недостаточной

информативности

какого-либо

теста

прибегают

к

использованию

батареи

тестов.

Помимо

информативности

тесты

должны

отвечать

и

таким

специальным

требованиям

как

стандартность,

наличие

системы

оценок,

надежность, объективность

1

.

Занятия

в

школьно-подготовительных

группах

детско-юношеских

спортивных

школ

по

своему

содержанию

направлены

на

приобщение

подростков

с

11-12

лет

к

регулярным

занятиям

тяжелой

атлетикой,

на

укрепление

здоровья,

воспитание

любви

к

этому

виду

спорта,

развитие

уверенности в своих силах и раскрытие способностей. Представленная в

статье траектория контрольно- педагогических измерений

проводится

после

окончания занятий в школьно-подготовительной группе по тяжелой атлетике

и позволяет выявить подростков, которые могут успешно заниматься данным

видом спорта в ДЮСШ.

Возраст спортсменов 11-12 лет.

Анализ физического развития.

1



Бочаров М.И. Спортивная метрология: учеб. пособие / М.И. Бочаров. – Ухта :УГТУ, 2012, С.31

2

При анализе физического развития подростков необходимо обратить

внимание

на

следующие

антропометрические

показатели:

вес

и

объем

грудной

клетки.

Для

получения

объективных

данных

при

проведении

антропометрических

измерений

спортсменов

необходимо

соблюдать

ряд

требований к проводимым измерениям

2

:

1.

Измерения

должны

проводиться

специальным,

предварительно

выверенным инструментарием.

2.

Приемы

использования

антропометрического

инструментария

должны соответствовать инструкции и требованиям стандартизации.

3.

Измерения

следует

проводить

между

определенными

антропометрическими точками;

4. Обследуемый должен находиться в определенной позе, близкой к

принимаемой

по

команде

«смирно»:

пятки

вместе,

носки

врозь,

ноги

выпрямлены,

живот

подобран,

руки

опущены

вдоль

туловища,

кисти

свободно свисают, пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу, голова

фиксируется так, чтобы верхний край козелка ушной раковины и нижний

край глазницы находились в одной горизонтальной плоскости («немецкая

горизонталь»).

Эту

позу

необходимо

сохранять

на

протяжении

всего

измерения;

5. При всех антропометрических измерениях испытуемый обнажен до

плавок. Он стоит на жесткой площадке босиком, поэтому t° помещения, где

проводится обследование должна быть не ниже 18°С. Место обследования

должно быть хорошо освещено;

6 Исследование не может быть длительным по времени (не более 10-15

мин). Антропометрические измерения лучше проводить утром, натощак. При

необходимости проведения исследований днем или вечером измеряемому

рекомендуется предварительно 10-15 минут провести в положении лёжа;

7. Необходимо соблюдать точность измерений. Пределы допустимых

отклонений при двукратном измерении не должны превышать 2-3 мм. В

протокол

исследования

заносится

средняя

величина

наиболее

близких

результатов измерения. Для длины тела допускаются различия между двумя

измерениями в 4 мм;

8.

К

началу

исследования

должны

быть

разработаны

программа

измерений и формы протоколов, куда заносятся результаты обследования.

Для

проведения

антропометрических

измерений

используют

следующий антропометрический инструментарий.

Сантиметровая лента используется для определения окружностей

тела.

Она

может

быть

стальной

или

прорезиненной

хлопчатобумажной.

Последняя

легко

растягивается

и

дает

ошибку

до

1

см.

После

50-ти

измерений прорезиненную ленту необходимо заменить.

Электронные

весы

напольные для

взвешивания

человека

в

медицинских,

спортивных,

культурно-оздоровительных

учреждениях.

2



Капилевич Л.В., Кабачкова А.В. Возрастная и спортивная морфология: практикум: Метод. рекоменд. –

Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009, С.32

3

Мах=200кг, Min=2кг, e=d=50/100г. Весы имеют платформу с нескользящим

покрытием 300Х300. Рабочая температура: + 10...+ 40 град С.

В процессе отбора для зачисления в группу начальной подготовки на

отделение тяжелой атлетики проводятся педагогические измерения уровня

развития

физических

качеств

и

двигательных

способностей

юных

спортсменов.

На

основе

рекомендаций

Холодова

Ж.К.

по

комплексу

контрольных

испытаний

(тестов),

которые

целесообразно

применять

в

тяжелой атлетике на начальных этапах отбора была разработана следующая

стандартная программа тестирования

3

:

1 . Бег 30 м с высокого старта, с (даются 2 попытки). Проводится на

дорожке стадиона или легкоатлетического манежа в спортивной обуви без

шипов.

Количество

стартующих

в

забеге

определяется

условиями,

при

которых бегущие не мешают друг другу. После 10-15 мин. разминки дается

старт.

2 . Челночный

бег

3x10

м,

с (даются 2 попытки). Тест проводят в

спортивном

зале

на

ровной

дорожке

не

менее

12-13м.

Отмеряют

10

-

метровый участок, начало и конец которого отмечают линией (стартовая и

финишная черта). За каждой чертой - два полукруга радиусом 50 см с

центром

на

черте,

на

дальний

полукруг

за

финишной

линией

кладут

деревянный кубик (5 см). Спортсмен становится за ближней чертой на линии

старта и по команде «марш» начинает бег в сторону финишной черты;

обегает полукруг, берет кубик и возвращается к линии старта. Затем кладет

кубик (бросать не разрешается) в полукруг на стартовой линии и снова

бежит

к

дальней

-

финишной

-

черте,

пробегая

ее.

Учитывают

время

выполнения задания от команды «марш» и до пересечения линии финиша.

3 . Прыжок в длину с места, см (даются 3 попытки) - выполняют

толчком двух ног от линии или края доски на покрытие, исключающее

жесткое приземление. Измерение дальности прыжка осуществляют стальной

рулеткой.

4.Прыжок в высоту с места, см (даются 3 попытки) - выполняется

толчком двух ног со взмахом рук от поверхности пола. Измерение высоты

прыжка

проводят

рулеткой

или

сантиметровой

лентой

по

методике

Абалакова.

5 . Подтягивание

в

висе

на

перекладине,

количество

раз (даются 2

попытки). Выполняют из положения вис хватом сверху, руки на ширине

плеч.

Темп

выполнения

произвольный.

Подтягивание

считается

выполненным,

если

при

сгибании

рук

подбородок

находится

выше

перекладины. Не засчитываются попытки при вспомогательных движениях

ног и туловища.

6.Бросок набивного мяча весом 2 кг вперед из-за головы, см (даются 3

попытки). Выполняют из положения сидя ноги врозь, мяч в вытянутых руках

3



Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для

студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Издательский центр «Академия», 2013, С.124

4

над головой. Перед броском спортсмен занимает у линии старта положение,

при котором тазовый угол, образуемый при разведении ног, не выходит за

стартовую линию. Дальность броска измеряют рулеткой.

В таблице 1 приведены шкалы единых нормативных требований для

оценки уровня развития физических качеств и двигательных способностей

юных спортсменов

4

.

Таблица 1

Нормативные требования к оценке показателей развития физических качеств

и двигательных способностей юных спортсменов

Упражнения

Оценка в

баллах

Возрастная группа, лет

11

12

Бег 30 м, с

5

4

3

2

1

5,3 и меньше

5,4-5,8

5,9-6,3

6,4-6,8

6,9 и больше

5,0 и меньше

5,1-5,5

5,6-6,0

6,1-6,5

6,6 и больше

Прыжок в

длину с

места, см

5

4

3

2

1

196 и больше

181-195

166-180

151-165

150 и мень.

211 и больше

196-210

181-195

166-180

165 и мень.

Прыжок

вверх с места, см

5

4

3

2

1

48 и больше

42-47

37-42

31-36

30 и меньше

55 и больше

48-54

41-47

34-40

33 и меньше

Бросок набивного

мяча 2 кг двумя

руками из-за

головы, см.

5

4

3

2

1

396 и больше

351-395

306-350

261-305

260 именьше

436 и больше

391-435

346-390

301-346

300 именьше

4



Дворкин Л.С. Подготовка юного тяжелоатлета. - Москва, Советский спорт, 2006, С.98

5

Подтягивание из

виса, кол-во раз

5

4

3

2

1

0

13 и больше

9-12

5-8

2-4

1

упражн. не выполнено

15 и больше

11-14

7-10

3-6

2-1

упражн.

не

выполнено

Челночный бег

3x10 м, с.

5

4

3

2

1

7,5 и меньше

7,6-8,0

8,1-8,5

8,6-9,2

9,3 и больше

7,3 и меньше

7,4-7,8

7,9-8,3

8,4-8,8

8,9 и больше

Минимальная суммарная оценка результатов тестирования показателей

физических

качеств

и

двигательных

способностей

юных

тяжелоатлетов

рассчитывается путем вычисления среднего балла по сумме всех попыток и

дальнейшего суммирования полученных баллов по всем упражнениям.

Минимальная суммарная оценка результатов тестирования показателей

физических качеств и двигательных способностей юных тяжелоатлетов по

весовым категориям:

- до 25 кг – 24 балла

- до30 кг – 23 балла

-до 35 кг – 22 балла

- до40 кг – 21 балл

- до 45 кг – 20 баллов

- свыше 45 кг – 19 баллов

Не менее важной представляется оценка технической подготовленности

юных

тяжелоатлетов

на

этапе

окончания

занятий

в

школьно-

подготовительной группе. Для её оценки используется следующая батарея

тестов.

1.Подъем штанги на грудь (нагрузка снаряда 50- 95% от максимального

веса

5

)

2.Рывок штанги (нагрузка снаряда 50- 90% от максимального веса)

3.Приседание

со

штангой

на

плечах

(нагрузка

снаряда

50-90%

от

максимального веса)

Оценка в баллах: 4 балла – 4 и более раз

3

балла – 3 раза

2 балла – 2 раза

1 балл – 1 раз

0 баллов – упражнение не выполнено

5



Богданова И. Как оценить двигательные способности? Тесты для детей школьного возраста//Спорт в

школе,2011, №8, С.26

6

Проводя

педагогические

измерения,

следует

помнить,

что

никакое

измерение не может быть выполнено абсолютно точно и результат измерения

всегда содержит в себе ошибку. Необходимо стремиться к тому, чтобы эта

ошибка была разумно минимальна.

Перед проведением любых измерений

нужно

определить

источники

систематических

погрешностей

и

по

возможности устранить их. Но так как полностью это сделать нельзя, то

внесение поправок в результат измерения позволяет исправить его с учётом

систематической

погрешности.

Для

устранения

систематической

погрешности необходимо использовать тарирование – проверку показаний

измерительных приборов путём сравнения их с показаниями эталонов во

всём

диапазоне

возможных

значений

измеряемой

величины,

а

также

проводить калибровку

– определять погрешность и величину поправок

6

.

Важно не давать оценку степени развития исследуемых физических качеств и

двигательных способностей юных тяжелоатлетов, основываясь на различиях

в пределах или очень близких к пределам погрешностей.

В процессе

тренировочных

занятий

ведутся

педагогические

наблюдения

для

выявления

наиболее

способных

спортсменов.

Главное

внимание

обращается

на приспособляемость

организма

подростка

к воздействию упражнений с отягощениями, способность осваивать технику

классических

и вспомогательных

упражнений

со штангой,

развитие

скоростно-силовых качеств, координации, утомляемости, интерес к занятиям,

дисциплинированность,

прилежание,

настойчивость.

Информированность

показателей

прироста

результатов

в контрольных

упражнениях

должна

оцениваться не столько по абсолютному результату, сколько по его приросту

по отношению

к исходному

уровню.

Если

сумма

приростов

в одном

из упражнений

выходит

за верхнюю

границу

доверительного

интервала,

следовательно,

прогресс

подростка

за год

тренировок

был

значительным,

если за нижнюю границу - то прирост был ниже среднего уровня. Таким

образом,

проводя

систему

педагогических

наблюдений

за подростком

на протяжении всего учебного года, можно составить весьма достоверное

представление о способностях его как спортсмена, обладающего не только

высокими

физическими

возможностями,

но и необходимыми

морально-

волевыми и психологическими качествами.

Таким образом, для раннего выявления предрасположенности юных

спортсменов к занятиям тяжелой атлетикой проводится анализ физического

развития подростков (рост, вес, объем грудной клетки), измерения уровня

развития физических качеств и двигательных способностей с учетом весовой

категории,

дается

оценка

технической

подготовленности

юных

тяжелоатлетов. Представленная система педагогических измерений позволит

выявить предрасположенность подростков к дальнейшим занятиям тяжелой

атлетикой и составить прогнозы успешности отдельных спортсменов.

6



Губа В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте / В.П. Губа. – М., 2010, С.49

7

Список используемой литературы:

1.

Богданова И. Как оценить двигательные способности? Тесты

для

детей

школьного

возраста//Спорт

в

школе,

2011,

№8,

С.25-28

2.

Бочаров М.И. Спортивная метрология: учеб. пособие / М.И.

Бочаров. – Ухта :УГТУ, 2012 – 156 с.

3.

Губа В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте /

В.П. Губа. – М., 2010. – 120 с.

4.

Дворкин

Л.С.

Подготовка

юного

тяжелоатлета.

-

Москва,

Советский спорт, 2006. – 338 с.

5.

Дорохов Р.Н. Спортивная морфология: Учебное пособие для

высших

и

средних

специальных

заведений

физической

культуры / Р.Н. Дорохов, В.П. Губа. – М.: СпортАкадемПресс,

2012. – 236 с

6.

Капилевич Л.В., Кабачкова А.В. Возрастная и спортивная

морфология: практикум: Метод. рекоменд. – Томск: Изд-во

Том. ун-та, 2009. – 69 с.

7.

Платонов

В.Н.

Система

подготовки

спортсменов

в

олимпийском

спорте.

Общая

теория

и

ее

практические

приложения / В.Н. Платонов - К.: Олимпийская литература,

2014. - 808 с.

8.

Спортивная морфология: Учебное пособие / Г.Д. Алексанянц,

В.В. Абушкевич, Д.Б. Тлехас и др. – М.: Советский спорт,

2005. – 92 с.

9.

Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического

воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.

заведений. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Издательский центр

«Академия», 2013, С.123-128



В раздел образования