Напоминание

Учебное занятие в современных условиях в системе дополнительного образования


Автор: Косьяненко Ольга Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУДО ЦДО "Радуга"
Населённый пункт: станица Брюховецкая
Наименование материала: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования
Тема: Учебное занятие в современных условиях в системе дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАДУГА»

СТ. БРЮХОВЕЦКОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН

Методическое пособие для педагогов дополнительного образования

художественного направления

«Современное учебное занятие в системе

дополнительного образования»

Составитель: Косьяненко Ольга Николаевна,

методист художественного направления

МБУДО ЦДО «Радуга»

ст. Брюховецкая, 2017 год

1

Введение

Настоящие пособия носят рекомендательный характер и являются профессиональным

ориентиром для педагогических работников, планирующих прохождение аттестации c целью

подтверждения соответствия занимаемой должности, а также для педагогов, желающих обоб-

щить свой опыт работы в виде подготовки методической разработки.

Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необыч-

ного в этих занятиях?

Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, огово-

ренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить,

что цель педагогической работы: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или

иной деятельности, повысить эффективность обучения.

Другим общим моментом является традиционная структура. Она может повторять

привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного,

а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с изменен -

ными способами организации, с игровой основой и т.д.

Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход,

как со стороны педагога, так и со стороны его учеников. Поэтому, более необычными яв -

ляются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для

развития личности, и каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт

педагог. Однако, обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно. Такие занятия

– переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные

эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это – возможность развивать свои творче-

ские способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить

взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду.

Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуще -

ствление собственных идей.

Педагогу важно раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от

того, какому виду искусства он обучает. Поэтому, методические рекомендации даны в виде

простых и доступных алгоритмов, представленных в организационных, методических и со-

держательных сценариях занятий.

При проведении занятия каждый педагог должен иметь план занятия: опытный - крат -

кий (сжатый), начинающий – более развернутый. Наличие подробных планов-конспектов

также необходимо в случаях, если педагогом проводится открытое занятие.

Структура написания конспекта учебного занятия

1.

Указывается полное наименование образовательного учреждения.

2.

Фамилия, имя, отчество, должность педагога.

3.

Название объединения. Можно указать направленность.

4.

Тема. Тема занятия берется из календарно-тематического плана. В её формулиров -

ке должен быть отражен конкретный материал из содержания образовательной

программы. Зачастую, в качестве темы занятия педагогами используются некон-

кретные или некорректные фразы типа «Веселый гномик», и т.п. Такие фразы мо-

гут быть использованы только в контексте, например: «Развитие навыка изображе -

ния фигуры человека в процессе рисования «Веселого гномика».

5.

Тип занятия.

Занятие изучения нового материала.

2

Занятие формирования умений и навыков.

Занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков.

Занятие повторение.

Занятие применения знаний, умений, навыков.

Комбинированное занятие.

Контрольное занятие.

6.

Цель. Цель занятия должна соответствовать его теме, а так же направленности об -

разовательной программы. Так, если взять для примера вышеуказанные темы учеб-

ных занятий, то цели могут звучать следующим образом: «Создать условия для

формирования основных навыков изображения…».

7.

Задачи.

Образовательные задачи направлены на общеинтеллектуальное развитие обучающих-

ся; формирование и расширение их представлений о достижениях науки, техники и особен-

ностях применяемых технологий.

Можно использовать следующие формулировки:

дать первоначальные представления о . . .

обеспечить усвоение . . .

продолжить формирование . . .

закрепить . . .

обобщить . . .

расширить следующие специальные производственные представления . . .

углубить следующие общетрудовые знания . . .

Развивающие задачи предполагают формирование у обучающихся профессиональных

умений и навыков. Развитие мышления, воображения, фантазии, речи, сенсорной и двига-

тельной сфер.

Формулировки:

сформировать у обучающихся умение. . . (определять объекты сравнения, выделять

основные признаки и параметры сравнения; соотносить, сопоставлять, противопо-

ставлять; устанавливать сходство и различие; выделять главное, анализировать, делать

выводы, принимать самостоятельное решение, применять имеющиеся знания на прак-

тике и т.д.);

развивать у обучающихся . . (глазомер, ориентировку в пространстве и во времени,

точность и тонкость различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи и

т.д.);

овладение моторикой мелких мышц, умение управлять своими двигательными дей-

ствиями, развивать двигательную сноровку, соразмеренность движений и т.п.;

развивать у обучающихся профессиональные интересы по. . .

подготовить обучающихся к сознательному выбору профессии;

содействовать развитию у обучающихся необходимых личностных качеств. . .

(воли,

бережливости, аккуратности, целеустремленности, самоконтроля . . .).

Воспитательные задачи призваны сформировать у обучающихся нравственные личност-

ные качества, формировать восприимчивость к новому, прививать любовь к окружающему

миру и отношение к вопросам экологии.

Формулировки:

совершенствовать (художественное,

экологическое,

нравственное,

технологическое

восприятие окружающего мира и т.п.);

формировать у обучающихся нравственные личностные качества (товарищество, до-

броту, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность,

гуманность; гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного

достоинства, аккуратность, добросовестность; чувство долга, трудолюбие, радость со-

переживания успехам товарищей; бережное отношение к имуществу Центра и учеб -

3

ным пособиям, максимальную работоспособность на занятии, усердие, собранность и

т.п.);

сформировать (продолжить формирование) взглядов, убеждений на жизненную пози-

цию, осознанную потребность к труду, творческого начала ребенка, понимание значе-

ния мобильности профессиональных знаний. . .

прививать (активную жизненную позицию, чувство ответственности, дисциплиниро-

ванности и критического отношения к современным технологиям и т.п.).

Формируемые результаты:

Предметные

Личностные,

Метапредметные.

8.

Оборудование (дидактические средства)

В классификации

дидактических

средств

чаще

всего

присутствуют

следующие

виды:

модели (виртуальные, физические и т.д.);

изделия (материальные модели, демонстрационные изделия);

проблемные задания (создаваемые и разрешаемые пути);

средства интерактивного обучения;

пособия (натуральные, изобразительные, знаковые и т.д.);

технические средства обучения: ТСО, носители информации и др. раздаточный материал,

аудио, видеотека и др.

9. Методы организации занятия в детском объединении дополнительного образования

Репродуктивный (от франц. - воспроизведение) — способ организации деятельности

обучающихся по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных

способов действий; обогащает обучающихся знаниями, умениями и навыками, формирует у

них основные мыслительные операции, но не гарантирует творческого развития.

Словесные методы обучения - лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог,

консультация.

Методы практической работы:

метод наблюдения - запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов,

сигналов, фото-, видеосъемка, прослушивание;

исследовательские методы - проведение опытов, поиск информации, эксперименты;

методы проблемного обучения - постановка проблемных вопросов, объяснение основ-

ных понятий, определений, терминов, создание проблемных ситуаций: постановка проблем-

ного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы;

проектно-конструкторские методы - создание произведений декоративно-прикладного

творчества; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;

метод игры - игры дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народ-

ные, игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения, игра-конкурс, игра-путе -

шествие, ролевая игра, деловая игра;

наглядный метод обучения - картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы,

чертежи, технологические карты; демонстрационные материалы;

использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной дея-

тельности, психологических и социологических методов и приемов.

10. Краткая аннотация. В этом пункте целесообразно кратко (не более 2-3 абзацев)

рассказать об образовательной программе, месте данного занятия в ней, контингенте

воспитанников. Указать, кому может быть полезна ваша методическая разработка (в

данном случае конспект занятия). Нужна ли предварительная подготовка к занятию,

если да, то какая и т.п.

11. Ход занятия.

4

Единых требований к описанию хода занятия не существует, главное расписать по-

дробно каждый этап:

содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;

мотивация деятельности детей на каждом этапе занятия;

приемы диагностика знаний и умений детей, развиваемых в ходе занятия;

приемы управления вниманием, активизация детей;

возможные затруднения детей и необходимые действия педагога для их ликвидации.

Количество этапов учебного занятия зависит от его типа и места в образовательном

процессе, а так же, выбранной педагогом, формы проведения. В современной педагогике вы-

деляют следующие возможные этапы учебного занятия:

организационный этап,

этап проверки ЗУН,

этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового матери-

ала,

этап усвоения новых знаний,

этап проверки усвоения новых знаний,

этап закрепления нового материала,

этап информирования обучающихся о домашнем задании,

подведение итогов занятия.

Этап занятия

Дидактические

задачи этапа

Содержание этапа

Показатели выполнения ди-

дактической задачи (плани-

руемый результат)

Организаци-

онный этап

- подготовить обу-

чающихся к рабо-

те;

- определить цели

и задачи занятия.

- взаимные приветствия пе-

дагога и обучающихся;

- фиксация отсутствующих;

- проверка внешнего состоя-

ния кабинета;

- проверка подготовленности

обучающихся к занятию;

- организация внимания и

внутренней готовности.

- кратковременность организа-

ционного момента;

- полная готовность группы к

работе;

- быстрое включение обучаю-

щихся в деловой ритм;

- организация внимания всех

обучающихся.

Этап про-

верки ЗУН

- глубоко и все-

сторонне прове-

рить знания обу-

чающихся;

- выявив причины

обнаруженных

пробелов в знани-

ях и умениях, сти-

мулировать опра-

шиваемых и всю

группу к овладе-

нию рациональ-

ными приемами

учения и самооб-

разования.

-проверка объема и качества

усвоения материала;

- характера мышления обуча-

ющихся;

- степени сформированности

общеучебных умений и на-

выков;

- комментирование отчетов

обучающихся;

- оценка ЗУН.

- проверка педагогом не только

объема и правильности зна-

ний, умений, но и их глубины,

осознанности, умения исполь-

зовать на практике;

- рецензирование ответов обу-

чающихся, направленное на

выяснение положительных и

отрицательных сторон в их

ЗУН и указание того, что необ-

ходимо сделать для усовер-

шенствования приемов само-

стоятельной работы;

Этап подго-

товки обучаю-

щихся к ак-

тивному и со-

знательному

усвоению но-

- организовать и

направить к цели

познавательную

деятельность обу-

чающихся

- сообщение цели, темы и за-

дач изучения нового матери-

ала;

- показ его практической зна-

чимости;

- постановка перед обучаю-

- активность познавательной

деятельности обучающихся на

последующих этапах;

- эффективность восприятия и

осмысления нового материала;

- понимание обучающимися

5

вого материа-

ла

щимися учебной проблемы.

практической значимости изу-

чаемого материала (выясняет-

ся на последующих этапах за-

нятия).

Этап усвоения

новых знаний

- дать обучаю-

щимся представ-

ление об изучае-

мых темах, основ-

ной идее изучае-

мого вопроса,

правилах, принци-

пах, законах;

- добиться от обу-

чающихся вос-

приятия, осозна-

ния, первичного

обобщения и си-

стематизации но-

вых знаний, усво-

ения способов,

путей, средств, ко-

торые привели к

данному обобще-

нию;

- организация внимания;

- сообщение педагогом ново-

го материала;

- обеспечение восприятия,

осознания, систематизации и

обобщения этого материала

обучающимися.

- правильность ответов и дей-

ствий в процессе беседы;

- качество выполнения практи-

ческой работы на последую-

щих этапах обучения.

Этап про-

верки усвое-

ния новых

знаний

- установить,

усвоили или нет

обучающиеся

связь между фак-

тами, содержание

новых понятий,

закономерности;

- устранить обна-

руженные пробе-

лы.

- проверка педагогом глуби-

ны понимания обучающими-

ся учебного материала, вну-

тренних закономерностей и

связей сущности новых по-

нятий.

- устранение пробелов в пони-

мании обучающимися нового

материала;

- осознание нового материала

большинством обучающихся

группы.

Этап закреп-

ления нового

материала

- закрепить у обу-

чающихся те зна-

ния и умения, ко-

торые необходи-

мы для самостоя-

тельной работы

по этому материа-

лу.

- закрепление полученных

знаний и умений;

- закрепление методики изу-

чения нового материала;

- закрепление методики

предстоящего ответа воспи-

танника при очередной про-

верке знаний.

- умение обучающихся соотно-

сить между собой факты, по-

нятия, правила и идеи;

- умение воспроизводить

основные идеи нового матери-

ала;

- умение выделить существен-

ные признаки ведущих поня-

тий, конкретизировать их;

- активность обучающихся.

Подведение

итогов заня-

тия

- проанализиро-

вать занятие;

- дать оценку

успешности до-

стижения цели;

- наметить пер-

спективы на буду-

щее.

- самооценка и оценка рабо-

ты группы и отдельных обу-

чающихся;

- аргументация поощрения;

- замечания по занятию;

- предложения о возможных

изменениях на последующих

занятиях.

- осознание воспитанниками

значимости полученных ре-

зультатов и готовность исполь-

зовать их для достижения

учебных целей.

6

Компетенции педагога, которые он должен продемонстрировать:

В области постановки целей и задач педагогической деятельности;

В области мотивирования обучающихся;

В области информационной основы педагогической деятельности (знание пред-

мета, умение его преподнести, владение современными методами и технология-

ми);

В

области

разработки

программ

и

принятии

педагогической

деятельности

(конспект занятия составлен с учетом преемственности материала в рамках

программы, умеет внести изменения в существующие дидактические и методи-

ческие материалы или разрабатывает их самостоятельно, умение организовать

самостоятельную деятельность обучающихся);

В

области

организации

учебной

деятельности,

диагностическая

компетент -

ность (методы организации индивидуальной и совместной деятельности, уме-

ние выстроить сотрудничество с детьми, умение организовать учащихся для по-

иска дополнительной информации, умеет определить ожидаемые результаты за-

нятия, точно формулирует критерии оценивания, обучает детей навыкам самоо-

ценки).

Педагогом продумывается логика построения занятия (взаимосвязь и завершенность

всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому

материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.

На первоначальном этапе занятия педагог должен создать благоприятный морально-

психологический климат, настроить детей на сотворчество и содружество в процессе познава -

тельной деятельности.

Лучшим способом закрепления теоретического материала служит этап его практиче-

ского использования в ходе выполнения творческой работы или проведения игровых момен -

тов.

В

ходе

подведения

итогов

занятия

педагог

анализирует

деятельность

детей

или

направляет их на самооценку, дает советы и рекомендации по применению изученного мате-

риала. На этом этапе оценивается общая работа группы.

Важное место в ходе занятия имеет динамическая пауза или этап релаксации, в случае,

если деятельность коллектива предполагает физическую работу (хореографический, хоровой

коллектив), педагог сам определяет место и время физкультурной паузы.

Так, в коллективах изобразительного и декоративно-прикладного творчества в течение

двух- или трехчасового занятия дети заняты «сидячей» работой, напрягают зрение. С целью

сохранения здоровья детей руководителю такого коллектива необходимо проводить целый

комплекс мероприятий по повышению двигательной активности (например, пальчиковую гимнастику

и общую ритмическую зарядку), а так же упражнения для глаз. Проведение релаксационных пауз по-

вышает активность детей, увеличивает их физические ресурсы, помогает преодолеть усталость и

способствует созданию здоровьесберегающей среды на занятии.

Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные сани-

тарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий

детей, применять в своей деятельности приемы здоровьесберегающих технологий.

Грамотно выстроенный план занятия, описание основных моментов каждого этапа, ис-

пользуемых методов обучения и контроля, придаст даже опытному педагогу ещё большую

уверенность в своих силах, и будет способствовать достаточно высокой результативности об-

разовательного процесса в целом.

Каждый педагог, организуя и проводя учебные занятия, должен помнить, чем конкрет -

нее и продуманнее будет план занятия, тем больше вероятность достижения поставленных

целей. А значит, педагог, помогает совершенствоваться воспитаннику, повышает его самоо -

ценку, развивает его творческие способности, а может быть и его профессиональные навыки.

Приложение 1.

Характеристика дидактических средств

7

Дидактические средства – это совокупность наглядных учебных средств, использование кото-

рых помогает педагогу более эффективно и конструктивно организовать учебный процесс.

В

учебном

кабинете

могут

быть

следующие

пособия,

помогающие

осуществлять

учебно-воспитательный процесс:

1. Печатные пособия

При изучении материалов, инструментов, приемов работы, организации трудовой дея -

тельности, изучении техники безопасности широко используются таблицы. В одних случаях

таблицы использую как иллюстрации, в других – как инструкции. Например, таблицы, пока -

зывающиеся приемы плетения, которые при объяснении приемов работы использую как ил-

люстрацию, а во время практической работы – как инструкцию.

Альбом творческих заданий для обучающихся «Россыпь бисерных фантазий», в котором

мною подобраны задания для развития творческих способностей в соответствии с темами

программы.

Методическое пособие «Бисерная азбука», в котором представлены схемы плетения,

изучаемые в рамках образовательной программы от самой простой до самой сложной.

Пособие для обучающихся «Цветочная мастерская», «В мире животных», «Пасхальные

сувениры», в которых собраны схемы плетения, помогающие ребятам в изготовлении изде-

лий, способствующие развитию воображения и цветового восприятия окружающего мира.

2.

Демонстрационные

пособия

сопровождают

объяснение

педагога,

обеспечивают

включение первой сигнальной системы обучающихся на начальном этапе восприятия учебно -

го материала и помогают преодолеть возникающий иногда разрыв между словом и представ -

ление в сознании.

Демонстрационные пособия реализуют принцип наглядности обучения, обеспечивая

непосредственное

восприятие

обучающимися

конкретных

предметов

и

их

образов.

Де -

монстрационные пособия активизируют сенсорные и мыслительные процессы ребенка, об -

легчая ему усвоение учебного материала.

Перечень использования демонстрационных посо-

бий может выглядеть так:

технологические карты;

коллекции;

слайды;

диафильмы;

видеофильмы и т.д.

Дидактика формулирует следующие правила демонстрации:

1.

Предмет необходимо показывать так, чтобы он воспринимался различными органами

чувств. При этом условии сильное впечатление окажут на обучающихся наиболее

значимые стороны объекта.

2.

Не все предметы можно показать в аудитории, поэтому большое значение в учебном

процессе имеет демонстрация видеофильма, слайдов, фотографий, схем об изучае-

мом объекте. Кроме того, видеофильмы позволяют показать обучающимся объект

или явление в движении, развитии, проникнуть в процессы, скрытые от обучающих-

ся. Демонстрация видеофильмов или слайдов позволяют успешно сочетать ее с

рассказом или беседой, сосредотачивать внимание обучающихся на отдельных кад -

рах, повторять их демонстрацию, успешно сочетать демонстрацию с чтением. А по-

сле демонстрации я использовать содержание фильма или слайд-презентации для бо-

лее глубокого понимания и овладения обучающимися изучаемого материала.

3. Иллюстративный материал (иллюстрации, репродукции картин, фотоработы и т.д.)

Использование педагогами иллюстративного материала на занятиях остается спорным

вопросом, так как остаются вне поля зрения более глубокие, внимательные представления о

нем в соответствии с основными функциями:

просветительская (определенная информация об окружающем мире, знакомство

с явлениями и формами реального мира, действительности);

8

наглядности;

художественная;

идейно-воспитательная.

Иллюстрация – это прямое дополнение, пояснение, наглядное изображение того, что бу-

дет изготавливать ребенок, о чем говорит педагог и т.д. При этом каждый художник отражает

жизненные явления творчески, вносит многое от своей личности, выбирает графическую

форму, характер оформления.

Постоянное внимание ко всем сторонам иллюстрации постепенно способствует воспи-

танию верного вкуса, оттачивает художественное чувство ребенка, помогает не только осмыс -

лить, осознать, но и увидеть мир глазами художника, почувствовать его, не остаться безучаст -

ным к исполнению иллюстрации, картины, фотографии. Иллюстрации так же активно ис-

пользуют и для развития речи обучающихся: по ним составляем небольшие рассказы или вы -

полняем несложные изделия.

Кроме того, используют рисунки и для самостоятельного получения детьми знаний. На

занятиях используются новые для обучающихся слова, термины, обозначения и пр., которые

они должны знать и помнить.

Решение той или иной задачи с помощью иллюстративного материала связано, прежде

всего, с определенным этапом изучения материала, с возрастом обучающихся, этапом в обу-

чении. Поэтому педагогу необходимо тщательно продумать время, место и методические

приемы использования иллюстративного материала на занятии.

6. Образцы декоративно-прикладного искусства, изготавливаемых изделий

На занятиях прикладного искусства обучающимся необходимо показать, что художе-

ственное начало присутствует при создании всех окружающих нас предметов, и каждый че-

ловек должен уметь создавать красивые вещи.

С этой целью занятиях можно использовать элементы художественного конструирова-

ния, которые предполагают в создаваемом предмете:

1. единство цвета и формы;

2. соответствие материала и формы;

3. соответствие формы и назначения;

4. пропорциональность различных форм.

Эстетическое воспитание обучающихся при этом осуществляется в процессе труда и

включает в себя три связанных между собой психических процесса: восприятие, воображе-

ние, воспроизведение представленного образа в изделии.

Следует отметить, что обучающиеся младшего школьного возраста склонны улавливать,

проявлять интерес к художественным деталям, из которых складывается эстетический объект.

А это предпосылки для развития у них творческого восприятия и воображения и на их основе

отображения мира.

7. Занимательный материал.

Занимательность создаёт заинтересованность, рождает чувство ожидания. А от уровня

заинтересованности зависит и внимание обучающихся на занятиях, их активность, творче -

ский подъём, степень утомляемости и возбуждённости, радостное или наоборот подавленное

настроение, зарождение потребности творчески применять полученные знания или наоборот

нежелание это делать. Есть в педагогике три правила:

1.

Пробуждая любопытство и заинтересованность темой, всегда надо помнить о том,

что это лишь средство для достижения цели, но не конечная цель.

2.

Чем раньше, развивая любознательность, ведёт педагог своих учеников к творче-

скому овладению знаниями, умениями и навыками на основе разносторонней

самостоятельной работы и с применением разнообразных дидактических средств,

тем больше гарантий для воспитания у обучающихся глубоких интересов и по -

требностей в знаниях.

9

3.

Пробуждая интерес, необходимо помнить о задаче обучения – научить, развить,

вдохновить каждого обучающегося на повседневный труд, систему личного само -

образования, творческое проведение досуга.

8. Творческие задания имеют большое значение для развития творчества и познаватель-

ной активности обучающихся. Применять такие задания можно на любом этапе занятия, а

также при проверке и контроле знаний обучающихся, при систематизации и обобщении изу -

чаемого материала. Творческие задания должны побуждать обучающихся к активной позна-

вательной и практической деятельности, требовать высказывания своего отношения к различ -

ным проблемам, отстаивать свои взгляды и убеждения.

Правильно организованная проверка знаний и умений затрагивает чувственную сферу

обучающихся, способствует развитию у них интереса к предмету деятельности, развитию

самооценки, побуждая желание успешно учиться. В творческие задания необходимо вклю -

чать вопросы, выясняющие главное, существенное, побуждающие ребят активно мыслить

(сравнивать, обобщать, приводить доказательства, делать выводы, устанавливать причинно-

следственные связи и т.п.). Такого рода вопросы привлекают внимание, вызывают интерес и

активизируют мыслительную деятельность обучающихся.

Творческие

задания

могут

быть

как индивидуальными,

так

и групповыми. Они

способствуют применению индивидуального подхода в обучении, т. к. задания могут быть

различными по уровню сложности, чтобы каждому обучающемуся было по силам их выпол-

нить.

Приложение 2.

Структура различных типов занятий

Тип занятия

Основные элементы структуры занятия

Комбинированное занятие

Организационная часть

Проверка знаний ранее изученного материала и вы-

полнение домашнего задания.

Изложение нового материала.

Первичное закрепление новых знаний, применение их

на практике.

Занятие сообщения и усвоения

новых знаний

Организационная часть

Изложение нового материала и закрепление его.

Занятие повторения и обобще-

ния полученных знаний

Организационная часть

Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение

учащимися заданий и решения задач.

Анализ ответов и оценка результатов работы, исправ-

ление ошибок.

Подведение итогов.

Занятие закрепления знаний,

выработки умений и навыков

Организационная часть

Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизве-

дение учащимися знаний, связанных с содержанием

предстоящей работы.

Сообщение и содержание задания, инструктаж его

выполнения.

Самостоятельная работа учащихся под руководством

педагога.

Обобщение и оценка выполненной работы.

Занятие применения знаний,

Организационная часть

10

умений и навыков

Определение и разъяснение целей занятия. Установле-

ние связи с ранее изученным материалом.

Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная

работа учащихся, оценка ее результатов.

Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении

занятий:

анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование;

психологические тесты;

создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окруже-

ние);

деловая игра.

Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности

с обучающимися

Традиционные занятия

Нетрадиционные занятия

Лекция, беседа

Устное изложение какой-либо темы, развиваю-

щее мыслительную деятельность обучающихся.

Презентация предмета, явления, события,

факта.

Описание, раскрытие роли предмета, соци-

ального предназначения в жизни человека,

участие социальных отношениях.

Семинар

Форма групповых занятий в виде обсуждения

подготовленных сообщений и докладов под ру-

ководством педагога.

Социадрама

Сюжетно-ролевая игра, предопределенная

позицией главных героев; ситуация выбора,

от которой зависят ход жизни и социально-

психологических отношений, осознание

себя в структуре общественных отношений.

Дискуссия

Всестороннее публичное обсуждение, рассмот-

рение спорного вопроса, сложной проблемы -

расширяет знания путем обмена информацией,

развивает навыки критического суждения и от-

стаивания своей точки зрения.

Защита проекта

Способность проецировать изменения дей-

ствительности во имя улучшения жизни, со-

отнесение личных интересов с обществен-

ными, предложение новых идей для реше-

ния жизненных проблем.

Конференция

Собрание, совещание представителей различ-

ных организаций для обсуждения и решения ка-

ких-либо вопросов.

Философский стол

Коллективная работа по отысканию соци-

ального значения и личностного смысла яв-

ления жизни - «Свобода и долг», «Человек

природа» и т.п.

Экскурсия

Коллективный поход или поездка с целью

осмотра, знакомства с какой-либо достоприме-

чательностью.

«Крепкий орешек»

Решение трудных вопросов в жизни сов-

местно с группой, доверительный разговор

на основе добрых взаимоотношений.

Туристический поход

Передвижение группы людей с определенной

целью.

Конверт вопросов

Свободный обмен мнениями на разные темы

в дружеской обстановке.

Учебная игра

Занятие, которое имеет определенные правила и

Выпускной ринг

Отчет выпускников творческих коллективов,

11

служит для познания нового, отдыха и удоволь-

ствия.

анализ прошлого, планы на будущее, созда-

ние атмосферы дружбы, взаимопонимания,

формирование умения взаимодействовать с

людьми.

Утренник, праздник т.д.

Организационно-массовые мероприятия, про

водимые в соответствии с планами воспита-

тельной и досуговой деятельности.

Психологическое занятие

Проведение уроков психологической культу-

ры личности позволяет педагогам дополни-

тельного образования оказывать своевремен-

ную квалифицированную помощь обучаю-

щимся в решении их возрастных задач.

Приложение 3.

6. АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Грамотный анализ занятия является условием совершенствования учебной деятельности

детского объединения дополнительного образования и профессиональной деятельности пе -

дагога.

Анализ учебного занятия должен опираться на следующие принципы:

- научности;

- единства требований;

- доступности и оптимальности;

- обратимости;

- объективности и доброжелательности;

- целесообразности.

Можно выделить следующие аспекты, от которых зависят успех проведения занятия

детского объединения и оценка профессионализма педагога:

1.организация занятия;

2.дидактическая деятельность педагога;

3.воспитывающая деятельность педагога;

4.профессионально – личностная характеристика педагога;

5.характеристика учебной группы (разные грани проявления детей в деятельности)

Качество организации занятия в совокупности определяют:

- состояние документации детского объединения;

- соответствие темы занятия образовательной программе и плану работы детского объеди-

нения на учебный год;

- соответствие организации занятия санитарно – гигиеническим требованиям;

- учет уровня работоспособности детей;

- выполнение правил техники безопасности и охраны труда;

- рациональность использования времени на занятии;

- оптимальность оборудования и оснащения кабинета и учебного занятия;

- организация ведения документации учащихся.

Качество дидактической деятельности педагога определяют:

- опора на основные принципы дидактики;

- оптимальность используемых методов обучения, их соответствие логике занятия, воз -

расту и развитию детей;

- эффективность контроля педагога за учебной деятельностью учащихся;

- объективность оценок их деятельности;

- степень технической оснащенности занятия;

-уровень методического обеспечения занятия;

- оптимальность использования технических средств и методических материалов;

12

- умелое использование смены видов деятельности;

- обеспечение обратной связи;

- достижение поставленной дидактической цели занятия.

Качество воспитывающей деятельности педагога на занятии определяют:

- воспитывающая направленность содержания занятия, наличие в нем идейной состав-

ляющей;

- опора на основные принципы воспитания;

- решение задач нравственного воспитания;

- эффективность формирования у детей трудолюбия и трудовых навыков;

- использование педагогом возможностей занятия в профессиональной ориентации и эко-

номическом воспитании детей;

- формирование у детей интеллектуальной культуры, потребности в знаниях, познаватель -

ной активности;

- реализация задач физического и гигиенического воспитания учащихся;

- обеспечение связи занятия с жизнью страны и самих учащихся;

- степень эстетического воздействия содержания им организации занятия на учащихся.

Профессионально–личностную характеристику («портрет») педагога составляют:

- знание им учебного предмета, свободное владение учебным материалом;

-его речь;

- педагогическая культура и такт;

- внешний вид педагога на занятии;

- позиция педагога по отношению к учащимся;

-стиль педагогического руководства;

- степень воздействия личности педагога на учащихся.

Характеристику группы (разные грани проявления детей в деятельности) составляют:

-степень их активности и работоспособности на занятии;

- заинтересованность темой и содержанием занятия;

- сформированность у детей навыков самостоятельной работы;

- выполнение учащимися поставленных учебных задач занятия;

- коммуникативная активность детей;

- интеллектуальное развитие учащихся;

- сформированность навыков работы с оборудованием и инструментами, учебно–методи-

ческими пособиями;

- организованность и дисциплинированность учащихся на занятии;

- стиль отношения детей к педагогу и друг к другу;

- внешний вид детей.

Самоанализ занятия (примерный)

I. Задачи занятия;

Какие конкретные задачи были поставлены:

часть какой общей педагогической проблемы решали поставленные задачи,

изменились ли задачи в ходе занятия и почему (нет психологического настроя).

П.

Педагогические средства и способы:

1.

Учитывались ли особенности данной группы и отдельных детей, уровень их умствен-

ного и психического развития, эмоциональное состояние, готовность к занятию, и как

это учитывалось (учитывались индивидуальные особенности каждого ребенка);

2.

Каков был. эмоциональный настрой педагога на работу с данной группой?

3.

Характеристика своего уровня подготовки к данному занятию.

4.

Какие формы, методы и приемы использовались на занятии, как было распределено

время на занятии. Сказалось ли это на результативности.

5.

Были ли неожиданные ситуации и как они решались.

Ш. Общая самооценка:

1.

Как работали дети в целом.

2.

Какие проблемы обнаружены у отдельных детей.

13

1.

Что удалось сделать из запланированного, а что нет. Получили

ли Вы удовольствие от работы с детьми?

Была ли причина неудачи в неправильном выборе методов и средств: - трудности

психологического плана и как они преодолевались; перспектива деятельности (как

вы будете учитывать результат данного занятия в будущем).

В работе можно ориентироваться на частно-методический анализ учебного занятия (Прило -

жение 3)

Образец плана-конспекта открытого занятия

Педагога дополнительного образования____________________________________

Творческое объединение_________________________________________________

Учебная группа____________________, год обучения________________________

Тема:__________________________________________________________________

Цель:__________________________________________________________________

Задачи:

I. Образовательные

1.

___

2.

___

3.

___

ІІ. Развивающие

1.

2.

3.

III. Воспитательные

1.

2.

3.

Оборудование занятия:

I. Дидактический материал для педагога:

1.

___

2.

___

3.

.

ІІ. Дидактический материал для воспитанников:

1.

___

2.

___

3.

4.

III. Материально техническое оснащение занятия:

14

1.

2.

п(педагог)

д(дети)

Ход занятия

(слова, действия педагога и воспитанников)

Время

П: Д: I этап. Организационный момент

2 мин.

П: Д: II этап. Введение в тему занятия

3 мин.

П: Д: III этап. Объяснение темы занятия

8 мин.

П: Д: IV этап. Практическая работа

15 мин.

П; Д: V этап. Физ. минутка

3 мин.

П: Д: VI этап. Практическая работа

10 мин.

П: Д: VII этап. Подведение итогов

2 мин.

П: Д: VIII этап. Организационный конец

2 мин.

Всего:

45 мин.

Дата____________________________

Педагог дополнительного образования:

Ф.И.О.___________________________________________ Подпись

Литература

1.

Технология составления календарно-тематического плана (Методические рекоменда-

ции). Автор: Савельева Ольга Владимировна, заведующая методическим отделом МОУ ДОД

«Центр развития творчества детей и юношества», Киселевск 2009.

2.

Современный урок. Рыба-диск. Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образова-

ния», г. Москва, 2011 год.

3.

Фомин А.А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий про-

фессиональную компетентность современного учителя.// Завуч. – №1. – 2000. с.59–65

4.

4. Асмолов, А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образо -

вания в России от традиционной педагогики к педагогике развития [Текст] /А. Г. Асмолов // -

Внешкольник, 1997, № 9.

15

16



В раздел образования