Напоминание

"Линия – выразительное средство в композиции и рисунке".


Автор: Шелипова Анастасия Егоровна
Должность: преподаватель изобразительного отделения
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ п. Айхал"
Населённый пункт: РС(Я), Мирнинский район, п. Айхал
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Линия – выразительное средство в композиции и рисунке".
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств» п. Айхал

Методический доклад.

«Линия – выразительное средство в композиции и рисунке».

Автор: Шелипова А. Е

п. Айхал 2016 г.

Введение в мир изобразительного искусства через линию.

В изобразительном искусстве есть один закон – закон красоты, гармонии, который

достигается созданием образа через форму простую или сложную. И есть множество

выразительных средств, которые составляют язык художника, знание и владение которого

даёт возможность выражать свои чувства, мысли. Каждое произведение художника – это

его

монолог,

который

становится

диалогом,

когда

работа

начинает

самостоятельную

жизнь, покидая стены мастерской, где она рождалось. В данной методической разработке

даётся методика работы над композицией, которая разбита на этапы. Каждый этап работы

над композицией несёт свою функциональную нагрузку.

Предложенная методика – это

анализ разработок применённых в младших и старших классах, где дети использовали

средства композиции, и главный акцент был на линии, без которой не сможет

существовать не один рисунок, живопись, станковая композиция и много другое. В

каждом учебном предмете мы не можем обойтись без неё.

Значение линии в учебном предмете.

Композиция как учебный

предмет

изучает

важнейшие

вопросы

главной

художественной

формы

произведений

искусства

с целью

познания

закономерностей

создания произведений и обучения

детей основам этого сложнейшего дела. Процессы

отражения

действительности

в сознании,

процессы

познания

человеком

природы

являются весьма сложными и многообразными.

В учебном предмете рисунок, линия

остаётся ведущей и незаменимой.

Рисунок — широко распространенный вид искусства и первый, с которым

сталкивается человек в своем эстетическом опыте. Это может звучать высокопарно, но

наши детские каракули — свидетельства приобщения к искусству графики. За кисти и

краски, глину, камень и резец потом мало кто берется, а вот карандаши, акварель и бумага —

верные спутники любого детства. Рисунок в виде простейшего линейного изображения,

носящего

подготовительный

характер,

он

встречается

в

древнейших

произведениях

человека - в наскальных росписях палеолита, обнаруженных в пещерах Ласко (Франция) и

Альтамира (Испания). Скульпторы Древнего Египта наносили на камень углем контур

будущей статуи, приступая к работе над ней; в подготовительных целях им пользовались и

греческие вазописцы. В Средние века свинцовый карандаш был непременным спутником

художника:

иконописец

рисовал

им

абрис

композиции

на

загрунтованной

доске,

миниатюрист

-

орнаменты

и

сюжетные

картины

на

пергаменте

будущей

рукописи.

Рисунок пером или карандашом в основном состоит из линий - длинных или коротких,

волнистых или отрывистых, толстых или тонких. Линии отличаются по своему характеру.

Можно почувствовать то весомость и уверенность, то беглость и поспешность линий.

Линия может быть лихой, смелой или строгой. Обстоятельной. Она может очерчивать

контур, как упругая проволока, выявляя изображение, или быть росчерком, оставляющим

на бумаге сводный след впечатлений. Можно сказать, что в природе линий нет. В то же

время мы их видим. Линией мы обозначаем контур предмета, его край, но в жизни этой

черты нет. Линия - это знак, она условна, придумана нами как способ обозначения. Ведь и

буквы - тоже линии. У человека, рисующего линией, как и у пишущего, есть свой почерк -

своя манера вести линию, обрисовывать контуры предмета. И этот почерк может быть

очень

разным:

строгим,

когда

всякий

знак

завершен,

и

непринужденным,

упругим,

энергичным. Характер линии выражает эмоции, чувства художника!

Главное выразительное средство графики – линия.

Язык графики и главные его выразительные средства — это линия, штрих, контур,

пятно и тон. Одним из главных и изначальных элементов графи ческого языка является

линия.

Задача линии в определении границы формы, объединении и связывании изобразительных

элементов, взаимодействии с плоскостью.

Одним из отличительных признаков графики является особое отношение

изображаемого

предмета

к

пространству.

Чистый

белый

фон

листа,

не

занятый

изображением

и

даже

проступающий

под

красочным

слоем

фон

бумаги

условно

воспринимаются как пространство. Художнику порой достаточно очень простых средств –

графитного карандаша или шариковой ручки, чтобы выполнить графический рисунок.

Линия активно участвует в создании общего впечатления от произведения графики белый

лист

бумаги.

Е е ,

безусловно,

можно

рассматривать

как одно

из основных

средств

изобразительного искусства в целом. Линией пользуются и в длительном рисунке, и в

кратковременных набросках, и в эскизах композиций. Она лежит всеми своими точками

на поверхности листа бумаги и этим как бы удерживает изображение в пределах формата,

подчеркивая двухмерность плоскости. Однако в линейном наброске возможно решение

и пространственных задач.

Линия, во-первых, изображает, создает иллюзию пластической формы. Во-вторых,

линия

обладает

своим

собственным

ритмом.

Ритм

линий

может

передавать

рост,

становление, движение (в рисунках Ван Гога), а может нести декоративные функ ции, как у

Боттичелли или Шонгауэра. И наконец, линия доносит до нас темперамент, переживание

или настроение художника, она обладает выразительными возможностями. Может быть

спокойной и плавной, как у Матисса или Модильяни, а может быть рваной, колючей, как у

немецких экспрессионистов.

Свойства линий, формы линий композиции изображения

Контурная линия заключает форму предмета. Несмотря на то, что на плоскости

проведены только линии, создается впечатление, что внутри контура тон изображенного

предмета темнее или светлее, чем окружающий его фон плоскости. Возникает иллюзия

силуэта предмета светлым пятном на фоне, кажущемся темнее, чем он есть на самом деле.

Более

того,

линейный

рисунок

может

передать

впечатление

объема

предмета.

Это достигается, во-первых, тем, что линия строит форму в пропорциях и в перспективе,

во-вторых, тем, что линия изменяется по своей толщине, а, следовательно, и по силе

звучания.

Даже

незаконченная,

она способна

выполнять

одновременно

несколько

функций:

отграничивать

форму,

компоновать

изображение,

определять

характер

и движение

всей

формы,

ее пропорции

и т.

д. Плавность,

текучесть

и направленность

линии при нанесении контура позволяют выявить пластические качества формы.

Вертикальная линия - сама по себе никогда не вызовет напряжения, так как

находится

в

состоянии

равновесия

-

наше

восприятие

говорит

нам

-

что

на

силы,

действующие на эту линию - равновелики со всех сторон, или отсутствуют вовсе -

поэтому она имеет возможность находиться в устойчивом вертикальном положении. То же

относится к горизонтальной линии. Если же мы видим линию слегка изогнутую с одной

стороны - то подсознательно начинаем думать - что она изогнута под дейсвием неких сил -

воздейстующих

на

нее.

Если

изгиб

не

велик

и

линия

в

целом

горизонтальна

или

вертикальна - то обычно такая линия воспринимается в качестве устойчивой. Линия -

отклонившаяся от вертикали или горизонтали - воспринимается как неустойчивая. Самой

неустойчивой - считается линия, наклонившаяся на 45 градусов.

Извилистый,

линии,

извитые

подобно

букве

S

-

могут

считаться,

как

устойчивыми,

уравновешенными, так и неустойчивыми - в зависимости от конкретной формы. Например

-

слегка

изогнутая

"гармошкой"

линия,

расположенная

вертикально

-

вполне

может

считаться устойчивой, в ней также будет чувствоваться некое напряжение - словно у

пружины. Слегка изогнутые горизонтальные линии - это, например - линии горизонта в

горном пейзаже, изгибы рек или тела человека.

Линии диагонали. Частный случай наклонной линии – диагональ. То есть линия –

идущая из одного угла изображения – в другой угол.

Линия бывает чертежной и живописной. Чертежная линия — это линия одной

толщины, одного тона. Она проведена по линейке, и называется «чертежной», чаще всего

она прямая и тонкая. Художники ею не пользуются из-за её однообразия. Линия на

рисунках

художников

необычная,

она

«живая»,

то

есть

динамичная,

меняющаяся,

ускользающая. Рисунки, выполненные простой линией, принято называть линейными, они

передают силуэт и контур изображаемого объекта. Из известных мастеров такой линией

работали (П. Пикассо. «Танец»), А. Матисс. «Автопортрет»). Четкий линейный рисунок у

Дюрера. Живописная линия - это линия, которая из самой тонкой, светлой, прерывистой

становится

толстой,

жирной,

подчеркивающей.

Особый

живописный

стиль

создали

Тициан,

П.

Веронезе,

Тинторетто.

Свободную

манеру

рисунка

легко

прочитать

у

Рембрандта, Рубенса. Посмотрите на работы известного художника Ван Гога. Как он с

помощью различных линий (коротких и длинных, тонких и толстых, грубых и изящных)

п е р е д а е т

п р о с т р а н с т в о

и

н а с т р о е н и е

в

п е й з а ж е .

Короткие линии называются штрихами.

Задача штриха в формировании пятна и

фактуры.

Взаимодействуя

с

линией,

штрих

выполняет функцию

передачи

формы

и

пространства.

В

художественной

практике

линия

и

штрих

обладают

большими

выразительными

возможностями.

Их

бесконечное

разнообразие

можно

обнаружить

в

произведениях

графики

разных

эпох.

Штриховые

линии

могут

быть

длинными,

короткими, толстыми по желанию рисующего, постепенно и плавно переходить в тонкие,

едва

заметные

«паутинки».

Пластические

качества

динамической

штриховой

линии

при умелом

пользовании

открывают

богатые

художественно-творческие

и технические

возможности.

Они способны

придавать

изображению

объемно-пространственные

качества. Различная толщина штриховых линий в световой и теневой частях объемной

формы

позволяет

передать

глубину

пространства.

Множество

параллельных

или перекрещивающихся штриховых линий создают так называемое штриховое тональное

пятно требуемой силы. Наряду с линией штрихи используются в процессе первоначальной

разработки композиции.

Таблица упражнений для 1 класса фгт.

Итоговая работа 1 класса фгт.

Таблица упражнений для 4 класса фгт.

Работы 4 класса фгт.

Взаимодействии линии, пятна и цвета.



В раздел образования