Напоминание

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей 3-4 лет.


Автор: Новикова Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Звёздочка"
Населённый пункт: город Малая Вишера, Новгородская область
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: Формирование нравственно-патриотических чувств у детей 3-4 лет.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование нравственно-патриотических чувств

у детей 3-4 лет.

(из опыта рабаты)

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к

родной

речи

задача

первостепенной

важности,

и

нет

необходимости

это

доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к

своей

семье,

к

своему

дому.

Постоянно

расширяясь,

эта

любовь

к

родному

переходит

в

любовь

к

своему

государству,

к

его

истории,

его

прошлому

и

настоящему, а затем ко всему человечеству» так говорил академик Дмитрий

Сергеевич Лихачев.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности,

и особую роль в этот период играет нравственно-патриотическое воспитание, которое,

собственно,

и

создает

основу

для

формирования

и

развития

личности

активного

гражданина своей страны, полноценного и полезного члена общества. Федеральный

Государственный

Образовательный

Стандарт

Дошкольного

Образования

включает

вопросы патриотического воспитания в содержание трех образовательных областей:

социально-коммуникативное

развитие,

познавательное

развитие

и

художественно-

эстетическое развитие. Чтобы научиться любить свою Родину, нужно многое знать и

понимать. Но прежде, чем открывать ребенку весь мир, необходимо поддержать в нем

стремление

осознать

самого

себя,

свое

ближайшее

окружение,

среду

непосредственного обитания, поощрять его чистые чувства к своим родным и близким.

Именно

с

этого

начинается

нравственно-патриотическое

воспитание.

Именно

это

актуально для детей 3-4-х лет. Чувство Родины у детей этого возраста начинается с

отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, к дедушке и бабушке.

Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Работая воспитателем во 2-й младшей группе, я стараюсь воспитывать у детей

нравственно-патриотические чувства через расширение (углубление) представлений о

семье (её членах, родственных отношениях, своём месте в ней) и семейных традициях.

Работу по этому направлению провожу систематически, на доступном, понятном и

интересном для детей этого возраста (3-4 года) уровне, используя различные формы,

методы и приёмы совместной работы.

Такие как:

Беседы о семье, о близких родственниках, о доме;

Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций, тематических альбомов

изображающих

семью,

членов

семьи

в

отдельности,

показывающих

взаимоотношения

членов

семьи

(заботливое

отношение,

совместные

действия);

1

Рассматривание семейных фотографий, альбомов, портфолио детей;

Рассматривание вещёй, принесённых детьми из дома (бабушки, мамы, папы,

дедушки;

Составление небольших рассказов о семье по фотографиям;

Чтение художественных произведений о семье (рассказы, сказки, стихи,

поешки);

Отгадывание загадок;

Слушание

песен

о

семье

(«Моя

семья»,

«Мама,

папа,

я»,

«Песенка

о

счастье» и др.);

Просматривание мультфильмов с последующим обсуждением (Мама для

мамонтёнка», «День рождение бабушки», «Моя семья» и др.;

Просматривание развивающих видеофльмов о семье;

Рисование семейного портрета, раскрашивание картинок о семье.

Так как ведущим и любимым видом деятельности ребёнка дошкольника является,

игра мы с детьми очень много играем. Ведь через игру дети обучаются, развиваются,

познают окружающий мир и накапливают багаж положительных эмоций. Мы с детьми

играем в дидактические игры, такие как «Собери семью», «Расставь членов семьи по

росту», «Кто в домике живёт?», «Чьи вещи?». Играем в пальчиковые игры

«Моя

семья» (этот пальчик дедушка….), «Ладушки»,

настольно-печатные

игры «Моя

семья»,

«Мой

дом»,

сюжетно-ролевые

игры

«Семья

принимает

гостей»,

«Дочки-

матери», «День большой уборке».

Во время прогулок на площадке мы с детьми так же много играем. Дети с большим

интересом

любят играть

с песком в песочнице. Они лепят пирожки и куличики:

«Лепим, лепим, пирожки», «Для мамочки испечём мы прянички», «Испечём торт для

мамы».

Мастерят

домики

для

своей

семьи,

украшают

их

формочками,

травкой,

цветочками,

возводят

вокруг

него

заборчики.

Мальчики

конструируют

из

песка

«Гараж для папиной машины». Рисуют на песке себя и свою семью «Нарисуй на песке

маму (папу, себя, всю семью), солнышко и др. Из обычных камушков и веточек

выкладывают узор «В подарок для любимой мамочки». В процессе таких игр у детей

продолжают развиваться нравственно-патриотические чувства: любовь к маме и папе,

привязанность к семье, своим близким, доброжелательные отношения друг к другу,

творческие способности.

В тесном сотрудничестве с родителями в группе был оформлен семейный

уголок «Я и моя семья», в котором размещаются семейные фотографии, альбомы,

предметы, принесённые из дома, поделки, изделия ручной работы. В любой момент

дети

могут

посмотреть

на

свои

семейные

фотографии,

вспомнить

маму

и

папу,

показать

их

пальчиком

и

с

гордостью

рассказать,

как

их

зовут.

Одно

только

прикосновение к этим фотографиям вызывает у детей сильные эмоции и гордость.

Всё это используется нами на занятиях, в совместной деятельности с детьми.

2

Для укрепления отношений детей, родителей и педагогов, ещё большего

сближения детей со своей семьёй я организую и провожу разнообразные совместные

мероприятия:

Фотовыставки «Моя семья – мой мир», (с рассказом о семье), «Как мы

весело отдыхали, и Новый Год встречали!» (с рассказом) ;

Выставки плакатов и газет к 23 февраля «Наши папы и дедушки», к 8 марта

«Женщины любимые мои» (с рассказом);

Выставки рисунков «Наша семья»;

Физкультурные досуги: «Папа, мама, я дружная семья», «Весёлый стадион»,

«Сильные, смелые, ловкие», «Мой весёлый, звонкий мяч», «Вместе с папой,

вместе с мамой поиграть хочу!» и др.;

Праздники:

День

именинника

(по

сезонам).

Я

немного

подробнее

хочу

остановиться на этом мероприятии. Проведение этого праздника для нашей

группы

стало

уже

традицией.

На

праздник

приглашаем

родителей

именинников.

Вместе

поём,

танцуем,

играем,

говорим

желалки

и

поздравлялки, дарим именинникам подарки. Родители пекут праздничный

пирог,

а

именинники

задувают

на

нём

праздничные

свечи.

В

конце

праздника

все

садимся

за

стол

и

устраиваем

чаепитие

под

весёлую

и

красивую музыку. В конце учебного года проводим праздник «Прощание с

группой».

В течение всего года дети вместе со своими родителями принимают активное

участие

в

тематических

и

календарных

праздниках,

творческих

выставках

и

фестивалях:

День матери, Новый Год, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, День семьи, День

рождения детского сада и мн. др.;

Участвуют в художественных выставках «Краски Осени», «Зимушка-зима»,

«Весна-красна», «Солнечное лето»;

Участвуют

в

районных

конкурсах-фестивалях

декоративно-прикладного

творчества «Пасхальное яйцо», «Славлю Рождество».

Проделанная работа повысила интерес у родителей к совместной деятельности,

направленной на формирование у детей нравственно-патриотических чувств.

Несмотря на то, что нравственно-патриотическое воспитание является одним из

самых

сложных

направлений

дошкольного

образования,

систематическая

и

целенаправленная работа в этом направлении даёт свои положительные результаты. И

пускай мои детки ещё маленькие, я вижу, что у них расширились (углубились) знания

о семье, об окружающем мире. Они, стали больше уважать и любить свою семью,

своих

близких,

сопереживать

им,

стали

больше

говорить

о

своей

семье.

У

них

обогатился

словарный

запас,

они

стали

более

эмоционально

отзывчивыми

и

3

любознательными.

Я

считаю,

что

основа

заложена,

на

которой

будет

строиться

нравственно-патриотическое воспитание в дальнейшем.

4



В раздел образования