Напоминание

"Взаимодействие Дошкольной образовательной организации с семьей".


Автор: Гусева Мария Сергеевна
Должность: студент 2-го курса магистратуры
Учебное заведение: Педагогического Института, Бурятского Государственного Университета
Населённый пункт: г.Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие Дошкольной образовательной организации с семьей".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимодействие Дошкольной образовательной организации с семьей.

Автор- Гусева Мария Сергеевна,

студентка 2-го курса Педагогического Института,

Бурятского Государственного Университета,

специальность «Менеджмент в образовании».

Ключевые слова: взаимодействие, взаимоотношения, семья, ДОО,

педагогическая культура родителей.

Концепция

модернизации

российского

образования,

Федеральные

государственные стандарты дошкольного образования нацеливают ДОО на

взаимодействие с семьями воспитанников с целью обеспечения высокого

качества образования, которое складывается из уровня профессиональной

компетентности

педагогов

и

педагогической

культуры

родителей.

Достижение высокого качества образования дошкольников, удовлетворения

запросов

родителей

и

интересов

детей,

создания

единого

открытого

образовательного пространства,

возможно только при условии разработки

новой системы управления взаимодействием ДОО и семьи.

В

современных

социальных

условиях

в

основе

новой

философии

взаимодействия семьи и ДОО лежит идея о том, что за воспитание детей

несут ответственность родители, а все остальные социальные институты (в

том числе ДОО) призваны поддерживать и дополнять их воспитательную

деятельность. Признание приоритета семейного воспитания на современном

этапе развития дошкольного образования требуют иных отношений семьи и

дошкольной организации. Эти отношения определяются такими понятиями,

как «сотрудничество» и «взаимодействие».

Термин «сотрудничество» обозначает общение «на равных», где никому

не

принадлежит

привилегия

указывать,

контролировать,

оценивать.

Сотрудничество предполагает

не

только

взаимные

действия,

но

и

взаимопонимание,

взаимоуважение,

взаимодоверие,

взаимопознание,

взаимовлияние.

Активная

совместная

работа

педагогов

и

родителей

позволяет

лучше

узнать

друг

друга,

способствует

усилению

их

взаимоотношений.

Термин

«взаимодействие»,

предполагающий

обмен

мыслями,

чувствами

переживаниями

сравнительно

молодой.

Он

был

раскрыт

в

работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство

линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось

на основе единого понимания. В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит

сотрудничество

педагогов

и

родителей,

которое

предполагает

равенство

позиций

партнеров,

уважительно е

отношение

друг

к

д р у г у

взаимодействующих

сторон

с

учетом

индивидуальных

возможностей

и

способностей [3].

Одно

из

самых

важных

требований,

которому

должен

отвечать

современный детский сад, обеспечивающий целостное развитие ребенка-

развитие конструктивного взаимодействия с семьей, обладающей, по мнению

отечественных

и

зарубежных

психологов,

способностью

передачи

и

поддержки присвоения личности основ материальной и духовной культуры

человечества. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать

ребенка, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии

способностей ребенка, формировании ценных жизненных ориентаций.

Основополагающей

идеей,

требующей

своего

развития

в

сфере

дошкольного

образования,

является

идея

построения

взаимодействия

с

семьей

на

основе

гуманно-личностного

подхода,

согласно

которому

признается право родителей на уважение и понимание, на участие в жизни

детского сада. Для воспитания, утверждающего гармоничное и целостное

развитие личности ребенка, а не разрушающее, воспитателю и родителям

необходимо избавиться от субординации, монологизма по отношению друг к

другу, критики; им следует видеть друг в друге полноправных партнеров,

союзников в процессе воспитания ребенка [2].

Анализ путей современного взаимодействия педагогов ДОО и семьи

позволил выделить педагогические условия выбора эффективных методов и

приемов

работы

с

родителями,

формирования

о п т и м а л ь н о й

стратегии взаимодействия

и

сотрудничества

семьи

и

детского

сада

относятся следующие: формирование у родителей воспитанников установки

на сотрудничество через знакомство их с потенциалом развития их детей;

согласование

представлений

родителей

и

педагогов

о

задачах

развития,

воспитания

и

обучения

детей

в

ДОО

и

семье,

в

процессе

проведения

систематической

работы

на

проблемных

семинарах;

постановка

с п е ц и ф и ч е с к и х

п р о бл е м

п ед а го г и ч е с ко го

с от руд н и ч е с т ва

с

дифференцированными группами родителей и организация индивидуальных

и подгрупповых консультаций; обучение родителей и воспитателей функциям

сотрудничества

через

использование

традиционных

и

нетрадиционных

методов

общения; развитие

интеллектуальной

и

творческой

инициативы

детей и взрослых в процессе организации коллективной деятельности по

методу творческих проектов.

Особенности

жизни

современного

человека

диктуют

идею

непрерывного образования воспитывающих взрослых. Семья и детский сад

живут в стремительно меняющемся мире, поэтому родителям и педагогам

необходимо непрерывно повышать уровень своей образованности, для того,

чтобы не потерять ориентиры в современных условиях жизни, уметь слушать

и

слышать

друг

друга.

Родителям

и

педагогам

необходимо

постоянное

обновление

психолого-педагогических

знаний,

обусловленное

развитием

науки,

и

развитие

способности

установки

связи

между

знаниями

и

определенной ситуацией, которая позволит понять ребенка. На сегодняшний

день

ребенок

наиболее

остро

нуждается

в

том,

чтобы

родители

были

педагогически образованы.

В основу создания образовательных программ для родителей должны

быть

положены

следующие

принципы

(Л.

Г.

Петряевская): принцип

приоритетности влияния семейных отношений, семейного воспитания на

становление

личности

ребенка;

принцип

значимости

внутрисемейных

отношений как ведущего компонента воспитательного потенциала семьи;

принцип

единства

и

непротиворечивости

воздействия

семьи

и

образовательного

учреждения

в

воспитании

ребенка; принцип целостного

развития ребенка, предполагающий отражение многообразия влияния семьи

на формирование целостной структуры личности ребенка [1].

Важно

не

только

предоставлять

родителям

право

выбора

форм

и

содержания взаимодействия с партнерами, обеспечивающими их образование

(социальных

педагогом,

психологом,

старшим

воспитателем,

группой

родителей и пр.), но и право на участие в планировании и формировании

содержания

образовательных

программ

«родительской

школы».

Работу

с

семьей

необходимо

планировать

по

тем

же

направлениям,

по

которым

строится образовательный процесс с детьми: взаимоотношения с ребенком в

игровой

деятельности,

воспитание

уверенности

в

себе,

ценностного

отношения

к

труду,

формирование

эмоциональной

отзывчивости,

толерантности,

развитие

навыков

безопасного

поведения

в

социуме,

ознакомление с нравственной оценкой поступков и моральными нормами.

Исследования по проблемам семейного воспитания показывают, что

многие родители испытывают трудности в воспитании детей. Для 70 %

современных родителей в той или иной степени характерна неуверенность в

правильности своей воспитательной позиции. Такая неуверенность взрослых

негативно

влияет

на

развитие

личности

дошкольников,

порождая

в

их

поведении

неуравновешенность,

тревожность,

стремление

управлять

поведением родителей, затрудняет нормальные взаимоотношения в семье.

При этом часто родители не осознают этих проблем, не понимают особой

роли семьи в развитии ребенка в дошкольном детстве, а среди тех родителей,

кто видит эти проблемы, только часть готова затратить усилия, чтобы их

решать.

Поэтому именно педагогу дошкольной организации во взаимодействии

с

семьями

воспитанников

принадлежит

роль

организатора,

инициатора

совместной

деятельности.

Для

формирования

сотрудничества

между

взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как

большую сплоченную семью, жизнедеятельность которой

интересна, если

организуется совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Это

способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми,

созданию комфортных условий в семье.

Литература:

1.

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для

вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.:

Питер, 2013. — 464 с.: ил.

2.

От рождения до школы Основная общеобразовательная программа дошкольного

образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.)

3.

Тонкова Ю. М., Веретенникова Н. Н. Современные формы взаимодействия ДОУ и

семьи [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II

Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-

74



В раздел образования