Автор: Гусева Мария Сергеевна
Должность: студент 2-го курса магистратуры
Учебное заведение: Педагогического Института, Бурятского Государственного Университета
Населённый пункт: г.Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие Дошкольной образовательной организации с семьей".
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие Дошкольной образовательной организации с семьей.
Автор- Гусева Мария Сергеевна,
студентка 2-го курса Педагогического Института,
Бурятского Государственного Университета,
специальность «Менеджмент в образовании».
Ключевые слова: взаимодействие, взаимоотношения, семья, ДОО,
педагогическая культура родителей.
Концепция
модернизации
российского
образования,
Федеральные
государственные стандарты дошкольного образования нацеливают ДОО на
взаимодействие с семьями воспитанников с целью обеспечения высокого
качества образования, которое складывается из уровня профессиональной
компетентности
педагогов
и
педагогической
культуры
родителей.
Достижение высокого качества образования дошкольников, удовлетворения
запросов
родителей
и
интересов
детей,
создания
единого
открытого
образовательного пространства,
возможно только при условии разработки
новой системы управления взаимодействием ДОО и семьи.
В
современных
социальных
условиях
в
основе
новой
философии
взаимодействия семьи и ДОО лежит идея о том, что за воспитание детей
несут ответственность родители, а все остальные социальные институты (в
том числе ДОО) призваны поддерживать и дополнять их воспитательную
деятельность. Признание приоритета семейного воспитания на современном
этапе развития дошкольного образования требуют иных отношений семьи и
дошкольной организации. Эти отношения определяются такими понятиями,
как «сотрудничество» и «взаимодействие».
Термин «сотрудничество» обозначает общение «на равных», где никому
не
принадлежит
привилегия
указывать,
контролировать,
оценивать.
Сотрудничество предполагает
не
только
взаимные
действия,
но
и
взаимопонимание,
взаимоуважение,
взаимодоверие,
взаимопознание,
взаимовлияние.
Активная
совместная
работа
педагогов
и
родителей
позволяет
лучше
узнать
друг
друга,
способствует
усилению
их
взаимоотношений.
Термин
«взаимодействие»,
предполагающий
обмен
мыслями,
чувствами
переживаниями
–
сравнительно
молодой.
Он
был
раскрыт
в
работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство
линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось
на основе единого понимания. В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит
сотрудничество
педагогов
и
родителей,
которое
предполагает
равенство
позиций
партнеров,
уважительно е
отношение
друг
к
д р у г у
взаимодействующих
сторон
с
учетом
индивидуальных
возможностей
и
способностей [3].
Одно
из
самых
важных
требований,
которому
должен
отвечать
современный детский сад, обеспечивающий целостное развитие ребенка-
развитие конструктивного взаимодействия с семьей, обладающей, по мнению
отечественных
и
зарубежных
психологов,
способностью
передачи
и
поддержки присвоения личности основ материальной и духовной культуры
человечества. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать
ребенка, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии
способностей ребенка, формировании ценных жизненных ориентаций.
Основополагающей
идеей,
требующей
своего
развития
в
сфере
дошкольного
образования,
является
идея
построения
взаимодействия
с
семьей
на
основе
гуманно-личностного
подхода,
согласно
которому
признается право родителей на уважение и понимание, на участие в жизни
детского сада. Для воспитания, утверждающего гармоничное и целостное
развитие личности ребенка, а не разрушающее, воспитателю и родителям
необходимо избавиться от субординации, монологизма по отношению друг к
другу, критики; им следует видеть друг в друге полноправных партнеров,
союзников в процессе воспитания ребенка [2].
Анализ путей современного взаимодействия педагогов ДОО и семьи
позволил выделить педагогические условия выбора эффективных методов и
приемов
работы
с
родителями,
формирования
о п т и м а л ь н о й
стратегии взаимодействия
и
сотрудничества
семьи
и
детского
сада
относятся следующие: формирование у родителей воспитанников установки
на сотрудничество через знакомство их с потенциалом развития их детей;
согласование
представлений
родителей
и
педагогов
о
задачах
развития,
воспитания
и
обучения
детей
в
ДОО
и
семье,
в
процессе
проведения
систематической
работы
на
проблемных
семинарах;
постановка
с п е ц и ф и ч е с к и х
п р о бл е м
п ед а го г и ч е с ко го
с от руд н и ч е с т ва
с
дифференцированными группами родителей и организация индивидуальных
и подгрупповых консультаций; обучение родителей и воспитателей функциям
сотрудничества
через
использование
традиционных
и
нетрадиционных
методов
общения; развитие
интеллектуальной
и
творческой
инициативы
детей и взрослых в процессе организации коллективной деятельности по
методу творческих проектов.
Особенности
жизни
современного
человека
диктуют
идею
непрерывного образования воспитывающих взрослых. Семья и детский сад
живут в стремительно меняющемся мире, поэтому родителям и педагогам
необходимо непрерывно повышать уровень своей образованности, для того,
чтобы не потерять ориентиры в современных условиях жизни, уметь слушать
и
слышать
друг
друга.
Родителям
и
педагогам
необходимо
постоянное
обновление
психолого-педагогических
знаний,
обусловленное
развитием
науки,
и
развитие
способности
установки
связи
между
знаниями
и
определенной ситуацией, которая позволит понять ребенка. На сегодняшний
день
ребенок
наиболее
остро
нуждается
в
том,
чтобы
родители
были
педагогически образованы.
В основу создания образовательных программ для родителей должны
быть
положены
следующие
принципы
(Л.
Г.
Петряевская): принцип
приоритетности влияния семейных отношений, семейного воспитания на
становление
личности
ребенка;
принцип
значимости
внутрисемейных
отношений как ведущего компонента воспитательного потенциала семьи;
принцип
единства
и
непротиворечивости
воздействия
семьи
и
образовательного
учреждения
в
воспитании
ребенка; принцип целостного
развития ребенка, предполагающий отражение многообразия влияния семьи
на формирование целостной структуры личности ребенка [1].
Важно
не
только
предоставлять
родителям
право
выбора
форм
и
содержания взаимодействия с партнерами, обеспечивающими их образование
(социальных
педагогом,
психологом,
старшим
воспитателем,
группой
родителей и пр.), но и право на участие в планировании и формировании
содержания
образовательных
программ
«родительской
школы».
Работу
с
семьей
необходимо
планировать
по
тем
же
направлениям,
по
которым
строится образовательный процесс с детьми: взаимоотношения с ребенком в
игровой
деятельности,
воспитание
уверенности
в
себе,
ценностного
отношения
к
труду,
формирование
эмоциональной
отзывчивости,
толерантности,
развитие
навыков
безопасного
поведения
в
социуме,
ознакомление с нравственной оценкой поступков и моральными нормами.
Исследования по проблемам семейного воспитания показывают, что
многие родители испытывают трудности в воспитании детей. Для 70 %
современных родителей в той или иной степени характерна неуверенность в
правильности своей воспитательной позиции. Такая неуверенность взрослых
негативно
влияет
на
развитие
личности
дошкольников,
порождая
в
их
поведении
неуравновешенность,
тревожность,
стремление
управлять
поведением родителей, затрудняет нормальные взаимоотношения в семье.
При этом часто родители не осознают этих проблем, не понимают особой
роли семьи в развитии ребенка в дошкольном детстве, а среди тех родителей,
кто видит эти проблемы, только часть готова затратить усилия, чтобы их
решать.
Поэтому именно педагогу дошкольной организации во взаимодействии
с
семьями
воспитанников
принадлежит
роль
организатора,
инициатора
совместной
деятельности.
Для
формирования
сотрудничества
между
взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как
большую сплоченную семью, жизнедеятельность которой
интересна, если
организуется совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Это
способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми,
созданию комфортных условий в семье.
Литература:
1.
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для
вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.:
Питер, 2013. — 464 с.: ил.
2.
От рождения до школы Основная общеобразовательная программа дошкольного
образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.)
3.
Тонкова Ю. М., Веретенникова Н. Н. Современные формы взаимодействия ДОУ и
семьи [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II
Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-
74