Автор: Маковецкая Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1161 корпус №6
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Раздел: дошкольное образование
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
THEORETICAL APPROACHES TO THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL
READINESS OF CHILDREN FOR SCHOOL
Аннотация
. До недавнего времени основной и ведущей идеей образования
было
приобретение
знаний
через
передачу
накопленного
от
поколения
к
поколению опыта, сегодня система нацелена на развитие умений ребенка,
его компе- тентности, способствующих и обеспечивающих его собственную
«готовность учиться» на протяжении всего образо- вания и в течение всей
жизни.
Abstract
: Until recently, the main and leading idea of education was to acquire
knowledge through the transfer of accumulated from generations of experience,
today the system is aimed at developing skills of the child, his competence,
promote
and
ensure
its
own
«willingness
to
learn»
throughout
education
and
throughout life.
Ключевые слова
: дошкольник, компоненты готовности, внутренняя позиция
школьника, стартовая готовность.
Keywords
:
preschooler,
components
of
readiness,
the
internal
position
of
the
student, the starting readiness.
Современная
дошкольная
образовательная
организа-
ция,
в
соответствии
с
Законом
«Об
образовании
в
РФ»
-
первая
ступень
государственного
общественного
образова-
ния,
нуждающаяся
не
в
косметических
преобразованиях,
а
в
фундаментальных
глубоких реформах.
Изменить, значит уйти от чего-то и прийти к чему-то
качественно новому, другому. Этих реформ касается и
под-
готовка ребенка к школе в условиях детского сада,
где
в
о с -
нове
находятся
социокультурные
концепции
детства.
Начало обучения в школе – один из самых сложных
и ответственных этапов в жизни каждого ребенка. У него
резко изменяется весь образ жизни, условия, в которых
он
действует;
обретает
новое
положение
в
обществе;
совер- шенно иные складываются взаимоотношения со
взрослы-
ми
и
сверстниками.
Желание
стать
школьником
сливается
с
п о н и м а н и е м
в а ж н о с т и
школьного обучения.
Школа, как источник знаний» предъявляет к перво-
класснику
довольно
высокие
требования
к
особенностям
познавательной
сферы,
особенностям
развития
личности
дошкольника,
особенностям
деятельности и общения в до-
школьном возрасте, как
социальная среда – жесткие прави-
ла и расписания.
«Готовность к
школьному
обучению
заключается
не
столько
в
количественном
запасе
представлений,
сколько в уровне развития познавательных процессов; быть
готовым
к школьному обучению - значит, прежде всего,
обобщать
и
дифференцировать
в
соответствующих
категориях
предме-
ты
и
явления
окружающего
мира
(Л.С. Выготский).
Для определения степени готовности будущего школь-
ника используется такой критерий как школьная зрелость
или психологическая готовность ребенка к школьному
образованию. Психологическая готовность (школьная
зрелость) – это целостное состояние психики ребенка,
обеспечивающее успешное принятие им системы требова-
ний, предъявляемых школой в целом и учителем, успеш-
ное овладение новой для него деятельностью, и новы-
ми
социальными ролями (Е.А. Грудненко, Н.И. Гуткина,
Я.Л.Коломинский) 3,4 , это необходимый и достаточный
уровень психического развития ребенка для овладения им
школьной программой в условиях обучения в группе свер-
стников, это смена ведущей деятельности ребенка с игро-
вой на учебную 4 . Таким образом, психологическая готов-
ность это системная характеристика психического развития
ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает
в
себя сформированность способностей и свойств, обеспе-
чивающих возможность выполнения им учебной деятель-
ности, а также принятие социальной позиции школьника,
это комплексный показатель, позволяющий прогнозиро-
вать успешность (неуспешность) обучения первоклассника.
Готовым к школьному обучению является тот ребенок,
которого привлекает в школе не ее внешняя сторона
(атри-
буты школьной жизни — портфель, тетради,
учебники), а
именно возможность получать новые знания,
что предпо-
лагает развитие его познавательных интересов.
Компонентами психологической готовности
к школе
выступают как интеллектуальная (определенный уровень
развития интеллектуальной сферы и познавательных инте-
ресов,
способность
обобщать
и дифференцировать
предме-
ты), таки личностная готовности ребенка.
Однако не всегда высокий уровень интеллекта
ребенка
совпадает с личностной готовностью его к
школе. Особую
тревогу вызывают такие действия-
поступки ребенка как за-
висимость успехов от
интереса к занятиям, выполнение за-
даний из чувства
долга и ответственности. В результате та-
кие дети не
достигают нужного результата, учатся неровно.
Практический опыт показывает, что наибольшие труд-
ности в школе испытывают не те дети, которые
обладают
недостаточно большим объемом знаний,
умений и навы-
ков, а те, кто не готов к новой
социальной роли ученика с
определенным набором
таких качеств, как умение слушать
и слышать, работать
в коллективе и самостоятельно, жела-
ние и привычка
думать, стремление узнавать что-то новое.
Одним не
хватает собственного опыта движений и деятель-
ности, выстраивания отношений со взрослыми и
сверстни-
ками, другие не способны разрулить
конфликтную ситуа-
цию или принять совместное решение.
В связи с этим рассмотрим личностную готовность
к
школе
трактуемую
как
самостоятельность,
способность
к
самоорганизации,
желание
осваивать
знания, интерес к учёбе. Личностная готовность как
социальный компонент
готовности к школе включает:
•
социальную
готовность
(новые
коммуникативные
уме-
ния и навыки ребёнка): умение устанавливать
деловые
отношения
со
сверстниками
и
со
взрослыми; умение влиться в детский коллектив,
приняв его правила и за-
коны; умения налаживать
отношения со взрослыми;
•
мотивационную
готовность
(наличие
учебной
м о т и в а -
ции,
стремление
получать
высокие
оценки, интерес к
атрибутам школьной жизни);
•
эмоциональная готовность к школе: позитивное от-
ношение к себе, другим детям, педагогам;
достаточная эмоциональная зрелость, чтобы уметь
чувствовать на- строение другого человека, уметь
сотрудничать. Социальная готовность – это
потребность и готов-
ность к новым формам общения, умение подчинять свое
поведение законам, установленным детским коллективом,
способность принимать и исполнять социальную роль
уче-
ника,
это
навыки
самопрезентации,
это
важный
показа- тель социальной позиции ребенка. Социальная
готовность
включает
навыки
и
способности
войти
в
контакт с одно-
классниками, с учителем.
Важнейшие показатели социальной готовности ре-
бенка,
обеспечивающие
безболезненную
адаптацию
к
новой социальной среде и успешному обучению в школе
выступают 2 : желание ребенка учиться, получать новые
знания,
мотивация
к
началу
учебной
работы;
умение
пони-
мать
и
выполнять
распоряжения
и
задания,
которые
дают
ребенку
взрослые;
умение
считаться
с
другими,
уступать
и
п о д ч и н я т ь с я
и м
п р и
необходимости;
навык
сотрудниче-
ства;
старание
д о в е с т и
н а ч а т у ю
р а б о т у
д о
к о н ц а ;
у м е н и е
приспосабливаться и адаптироваться; способность самому
решать
свои
простейшие
проблемы,
обслужить
себя;
эле-
менты
волевого
поведения
–
поставить
цель,
создать
п л а н
действия,
реализовать
его,
преодолев
препятствия,
оценить
результат
своего
действия.
Если
ребенок
готов
к
социаль-
ной
позиции
школьника,
значит
он
примет
и
основную
деятельность
более
высокого
уровня,
выполнение
более
с е -
рьёзных
обязанностей.
3
Гуманитарные науки.
№9/2017
Мотивационная готовность – это наличие стимула
вы-
полнять
непривлекательные
утомительные
задания
(гарант
легкости
освоения
программы),
ставить
перед
собой задачи
и выполнять их (залог успеха в процессе
обучения), отстаи-
вать, не задираясь, свое достоинство
(гарантия на установку
доброжелательных отношений).
Важнейшим
пок азателем
эмоциональной
готовности
выступают: способность выдерживать нагрузки
и разочаро-
вания; уверенность в себе и своих силах; желание ходить в
школу и приобретать знания
Таким
образом,
присвоение
необходимых
социальных
навыков,
осознание
их
исполнения,
готовность
к
выпол-
нению
своей
новой
социальной
роли
(положению
школь-
ника),
овладение
чувством
собственного
достоинства,
учет
интересов
и
чувств
других
–
вот
те
целевые
ориентиры,
о т -
ражающие
завершение этапа дошкольного детства
Литература
1.
Безруких М. М. Ступеньки к школе: кн. Для педагогов и родителей. – 2-е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 256с.
2.
Белова Е. С. Влияние внутрисемейных отношений на развитие одаренности в
дошкольном возрасте // Психолог в детском саду. – 2008. – № 1. – С. 27–32.
3.
Грудненко
Е.А.
Психологическая
готовность
к
школе.
подходы
отечественных
психологов
к
определению
психологической
готовности
//
Личность,
семья
и
общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. III междунар. науч.-
практ. конф. № 3. – Новосибирск: СибАК, 2010.
4.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: учеб. пособие [Текст] /Н.И.
Гуткина. – СПб., Питер 2007г. – 208с.
5.
Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников:
учебное пособие – М.: Мосаика-синтез, 2013. – 264с.
6.
Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность
ребенка к школе: пособие для практических психологов, педа- гогов и родителей. –
М.: Гуманит. Изд. центр Владос, 2001. – 256с.
Маковецкая Н.Ю.,
студент
ка.
Московский
гуманитарный институт,
г. Москва, Россия
Makovetskaya N.U.,
Stude
nt.
Moscow Institute for
the Humanities,
Moscow, Russia