Напоминание

"Роль сенсорного воспитания детей 3 – 4 лет в процессе познания окружающей действительности"


Автор: Чижова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №88
Населённый пункт: г. Братск, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль сенсорного воспитания детей 3 – 4 лет в процессе познания окружающей действительности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 88»

муниципальное образование города Братска

Статья на тему: «Роль сенсорного воспитания детей 3 – 4 лет в процес-

се познания окружающей действительности»

Подготовил воспитатель:

Чижова С.А.

г. Братск, 2017 г.

Тема: «Роль сенсорного воспитания детей 3 – 4 лет в процессе познания окружа-

ющей действительности»

Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их

чувственный опыт. Формированию чувственного опыта способствует сенсорное воспитание,

направленное на развитие полноценного восприятия (ощущений, восприятий, представле-

ний). Уже в раннем детстве большое значение имеет накопление ребенком сенсорных пред-

ставлений. Необходимо обеспечить ознакомление дошкольников с цветом, формой, величи-

ной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками и их звучанием в родной

речи. Задачи сенсорного воспитания решаются в той или иной мере на занятиях всех видов:

музыкальных, физкультурных, изо - деятельности, развитию речи.

В современной же системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями

большое место отводится дидактическим играм. В играх сенсорные и умственные задачи

воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и

представлений ребенка проходит в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска,

отгадывания и загадывания, соревнования в достижении результата). Большое значение име-

ют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками. Эти упражнения, основанные

на практической деятельности каждого ребенка, позволяют совершенствовать его сенсорный

опыт, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предме-

тов.

Проблемы сенсорного воспитания очень меня заинтересовали, поэтому, набрав в

конце года II младшую группу, я решила уделять этим вопросам особое внимание.

Прежде всего, я работаю над созданием окружающей среды, которая, как известно,

является важнейшим фактором для всестороннего развития личности ребенка. Игры охваты-

вают все аспекты сенсорного воспитания: цвет, форма, развитие мелкой моторики рук и т. д.

Разнообразие развивающих игр по сенсорике помогают моим малышам в усвоении названий

предмета, формы, в установлении связи между свойством предмета и его словесным обозна-

чением. В своей работе с детьми я использую эффективный прием, когда то или иное понятие

связывается в представлении малыша с реальным предметом, для которого данный признак

является характерным (предмет округлой формы - «мяч», прямоугольный брусок - «кирпи-

чик», треугольная призма - «крыша», красный предмет - «помидор», «ягодка», желтого - «цы-

пленок», «лимон», оранжевого - «апельсин»). Также я упражняю малышей в группировке од-

нородных предметов по одному из сенсорных признаков: величине, цвету или форме. В ходе

2

обучения дети оперируют словами, необходимыми для регуляции выполняемых ими дей-

ствий: такой же, разные, большой, маленький, цвет. В качестве дидактических пособий ис-

пользую деревянные вкладыши пяти геометрических форм, деревянные грибочки, плоскост-

ные геометрические фигуры. Особое значение уделяю играм, помогающим малышам разли-

чать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Ведь

только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить всё разнообразие цветовых

тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Большое внимание уделяю раз-

витию мелкой моторики пальцев. Здесь применяю игры с мелкими игрушками «киндер сюр-

призами», откручивание и закручивание пробок на бутылках, флаконах, собирание семян ку-

курузы, фасоли, складывание спичек в коробочку. Особый интерес вызывают у малышей раз-

личные игры с пальчиками, сопровождающиеся стихотворными текстами, гимнастика для

рук, подражание различным животным. Ну и, конечно же, дети с удовольствием играют в

развивающей зоне с играми различного содержания, а именно:

Игры на восприятие цвета:

«Собери букет в вазу»;

«Собери цветок» (розы, ромашки, василька);

«Найди пёрышки для петушка»;

«Что растет на дереве»;

«Парные картинки»;

«Волшебная палитра»;

«Наряди куклу»;

«Что бывает такого цвета?»

на восприятие формы:

«На что похоже»;

«Почини одеяло»

Развитие мелкой моторики рук:

«Зашнуруй ботинок»;

3

«Матрешка» (застегивание пуговиц).

4

Литература:

1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников// под. ред.

Л.А. Венгер – М., 1978г.

2. Косимова Т. А. Игра в жизни ребенка // Дополнительное образование в школе. №2. 2007г.

3. Сорокова М.Г. Система М. Монтесори . Теория и практика. М., 2003г.

5



В раздел образования