Автор: Чижова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №88
Населённый пункт: г. Братск, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль сенсорного воспитания детей 3 – 4 лет в процессе познания окружающей действительности"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 88»
муниципальное образование города Братска
Статья на тему: «Роль сенсорного воспитания детей 3 – 4 лет в процес-
се познания окружающей действительности»
Подготовил воспитатель:
Чижова С.А.
г. Братск, 2017 г.
Тема: «Роль сенсорного воспитания детей 3 – 4 лет в процессе познания окружа-
ющей действительности»
Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их
чувственный опыт. Формированию чувственного опыта способствует сенсорное воспитание,
направленное на развитие полноценного восприятия (ощущений, восприятий, представле-
ний). Уже в раннем детстве большое значение имеет накопление ребенком сенсорных пред-
ставлений. Необходимо обеспечить ознакомление дошкольников с цветом, формой, величи-
ной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками и их звучанием в родной
речи. Задачи сенсорного воспитания решаются в той или иной мере на занятиях всех видов:
музыкальных, физкультурных, изо - деятельности, развитию речи.
В современной же системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями
большое место отводится дидактическим играм. В играх сенсорные и умственные задачи
воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и
представлений ребенка проходит в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска,
отгадывания и загадывания, соревнования в достижении результата). Большое значение име-
ют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками. Эти упражнения, основанные
на практической деятельности каждого ребенка, позволяют совершенствовать его сенсорный
опыт, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предме-
тов.
Проблемы сенсорного воспитания очень меня заинтересовали, поэтому, набрав в
конце года II младшую группу, я решила уделять этим вопросам особое внимание.
Прежде всего, я работаю над созданием окружающей среды, которая, как известно,
является важнейшим фактором для всестороннего развития личности ребенка. Игры охваты-
вают все аспекты сенсорного воспитания: цвет, форма, развитие мелкой моторики рук и т. д.
Разнообразие развивающих игр по сенсорике помогают моим малышам в усвоении названий
предмета, формы, в установлении связи между свойством предмета и его словесным обозна-
чением. В своей работе с детьми я использую эффективный прием, когда то или иное понятие
связывается в представлении малыша с реальным предметом, для которого данный признак
является характерным (предмет округлой формы - «мяч», прямоугольный брусок - «кирпи-
чик», треугольная призма - «крыша», красный предмет - «помидор», «ягодка», желтого - «цы-
пленок», «лимон», оранжевого - «апельсин»). Также я упражняю малышей в группировке од-
нородных предметов по одному из сенсорных признаков: величине, цвету или форме. В ходе
2
обучения дети оперируют словами, необходимыми для регуляции выполняемых ими дей-
ствий: такой же, разные, большой, маленький, цвет. В качестве дидактических пособий ис-
пользую деревянные вкладыши пяти геометрических форм, деревянные грибочки, плоскост-
ные геометрические фигуры. Особое значение уделяю играм, помогающим малышам разли-
чать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Ведь
только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить всё разнообразие цветовых
тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Большое внимание уделяю раз-
витию мелкой моторики пальцев. Здесь применяю игры с мелкими игрушками «киндер сюр-
призами», откручивание и закручивание пробок на бутылках, флаконах, собирание семян ку-
курузы, фасоли, складывание спичек в коробочку. Особый интерес вызывают у малышей раз-
личные игры с пальчиками, сопровождающиеся стихотворными текстами, гимнастика для
рук, подражание различным животным. Ну и, конечно же, дети с удовольствием играют в
развивающей зоне с играми различного содержания, а именно:
Игры на восприятие цвета:
«Собери букет в вазу»;
«Собери цветок» (розы, ромашки, василька);
«Найди пёрышки для петушка»;
«Что растет на дереве»;
«Парные картинки»;
«Волшебная палитра»;
«Наряди куклу»;
«Что бывает такого цвета?»
на восприятие формы:
«На что похоже»;
«Почини одеяло»
Развитие мелкой моторики рук:
«Зашнуруй ботинок»;
3
«Матрешка» (застегивание пуговиц).
4
Литература:
1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников// под. ред.
Л.А. Венгер – М., 1978г.
2. Косимова Т. А. Игра в жизни ребенка // Дополнительное образование в школе. №2. 2007г.
3. Сорокова М.Г. Система М. Монтесори . Теория и практика. М., 2003г.
5