Напоминание

Обучение в сотрудничестве


Автор: Говорова Лидия Владимировна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ г.Иркутска лицей №2
Населённый пункт: Иркутск [г.]
Наименование материала: статья
Тема: Обучение в сотрудничестве
Раздел: полное образование





Назад




Обучение в сотрудничестве.

Л.В.Говорова, учитель информатики

Обучение в сотрудничестве (cooperative learning), обучение

в малых группах – является важным элементом проектного мето-

да. Идеология обучения в сотрудничестве была разработана тремя

группами американских педагогов: Р. Славиным из университета

Джона Хопкинса; Р. Джонсоном и Д. Джонсоном из университета

штата Миннесота; группой Э. Аронсона из университета штата

Калифорния. Технология давно использовалась в Западной Гер-

мании,

Нидерландах,

в

Великобритании,

Австралии,

Израиле,

Японии.

В основе технологии лежит простая истина: необходимо,

чтобы

учащийся

захотел сам

приобретать

знания.

Знаете

из-

вестное изречение мудрецов: «Я могу подвести верблюда к водо-

пою, но не могу заставить его напиться!». Поэтому проблема

мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не

менее, а может быть и более важна, чем способ организации,

условия и методика работы над заданием.

В основе сотрудничества лежит идея совместной развива-

ющей деятельности взрослых и детей. Индивидуальный подход

заключается в том, чтобы идти не от учебного предмета к учаще-

муся, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которы-

ми

располагает

ребенок,

применять

психолого-педагогические

особенности личности. Обучение в сотрудничестве рассматрива-

ется в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива

традиционным методам. Педагогика сотрудничества – это одна из

технологий личностно-ориентированного обучения, которая осно-

вана на принципах:

взаимодействие членов группы;

личная ответственность каждого члена группы за собствен-

ные успехи и успехи группы

совместная учебно-познавательная деятельность в группе

общая оценка работы группы.

Рассмотрим, к примеру, один подход к организации обуче-

ния в сотрудничестве. Класс разбивается на однородные группы в

3-5 человек, в каждой группе предусматриваются сильный, сред-

ний и слабый ученики. Группа получает одно задание, которое яв-

ляется подзаданием какой-либо большой темы, над которой рабо-

тает весь класс. Только сотрудничество, а не соревнование лежит

в основе обучения в группе.

Обсудить очередную задачу, найти её эффективное реше-

ние можно, если рядом с тобой твои товарищи, у которых не стес-

няешься спросить, если что-то не понял, которые всегда помогут.

А если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не смо-

жешь не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи

твоих товарищей.

Именно от осознания данного факта отталкивались авторы

технологии обучения в сотрудничестве.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и

интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что

эта эффективность касается не только академических успехов

учеников, но и интеллектуального и нравственного развития обу-

чающихся.

Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить

радость успеха или горечь неудачи – естественно для современно-

го подростка.

Каждый

ученик

учится в силу собственных возможно-

стей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если

одаренный ученик затрачивает определенные усилия на достиже-

ния своего уровня, а слабый ученик затрачивает также максимум

усилий

для

достижения своего уровня, то будет справедливо,

если их усилия (в группе) будут оценены одинаково, при условии,

что в обоих случаях каждый сделал, что мог.

«Работа в группах, кроме всего прочего», – говорит одна из

учениц, – «позволяет мне научиться общаться с людьми, что

очень полезно в жизни».

Еще один важный довод в пользу описываемой техноло-

гии обучения: нередко встречается ситуация, когда на уроке вы

не в состоянии оказать помощь каждому конкретному ученику в

классе. Роль помощников ваши ученики могут взять на себя, если

они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи

каждого, они научатся помогать друг другу, нести ответствен-

ность за общее дело.

В результате совместной работы отдельных групп и всех

групп

в

целом

достигается

усвоение всего материала. Внутри

группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого чле-

на группы для: выполнения общего задания (у каждого, таким об-

разом, своя часть работы, свое подзадание); отслеживания, мони-

торинга активности каждого члена группы в решении общей зада-

чи; культуры общения внутри группы.

«Педагогическое общение в подлинном понимании – это

многоэтажная конструкция, которая предполагает: деятельность –

взаимодействие – общение – контакт» (А.А.Леонтьев).

Обучение в сотрудничестве предусматривает все уровни

общения, опирается на них. Практически, это обучение в процес-

се общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в ре-

зультате которого и возникает столь необходимый контакт.

Это социальное общение, поскольку в ходе его учащиеся

поочередно выполняют разные социальные роли: лидера, испол-

нителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д.

Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двой-

ную задачу: с одной стороны, академическую – достижение ка-

кой-то познавательной, творческой цели, а с другой социально-

психологическую – осуществление в ходе выполнения задания

определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значи-

мо. Учитель также обязательно отслеживает не только успеш-

ность выполнения академического задания группами учащихся,

но и способ их общения между собой, способ оказания необходи-

мой помощи друг другу.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе,

а не просто что-то вместе выполнять!

Плюсы технологии «Обучение в сотрудничестве»:

развитие коммуникативных качеств личности;

повышение самооценки учащегося;

комфортность условий изучения нового материала.

Минусы технологии «Обучение в сотрудничестве»:

требует больших затрат времени при подготовке итоговых

проектов;

существует возможность перегрузки учащихся в рамках

самостоятельной работы.

Данная педагогическая технология позволяет обеспечи-

вать обучение за возможно более сжатые сроки при оптимальных

затратах сил и средств.

Примеры работ учащихся, выполненных в рамках данной

технологии:

Фотоколлаж на тему «350 лет

Иркутску».

Видеоролик, выполненный в год

Учителя.

Фотоколлаж на тему «355 лет

Иркутску».



В раздел образования