Автор: Говорова Лидия Владимировна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ г.Иркутска лицей №2
Населённый пункт: Иркутск [г.]
Наименование материала: статья
Тема: Обучение в сотрудничестве
Раздел: полное образование
Обучение в сотрудничестве.
Л.В.Говорова, учитель информатики
Обучение в сотрудничестве (cooperative learning), обучение
в малых группах – является важным элементом проектного мето-
да. Идеология обучения в сотрудничестве была разработана тремя
группами американских педагогов: Р. Славиным из университета
Джона Хопкинса; Р. Джонсоном и Д. Джонсоном из университета
штата Миннесота; группой Э. Аронсона из университета штата
Калифорния. Технология давно использовалась в Западной Гер-
мании,
Нидерландах,
в
Великобритании,
Австралии,
Израиле,
Японии.
В основе технологии лежит простая истина: необходимо,
чтобы
учащийся
захотел сам
приобретать
знания.
Знаете
из-
вестное изречение мудрецов: «Я могу подвести верблюда к водо-
пою, но не могу заставить его напиться!». Поэтому проблема
мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не
менее, а может быть и более важна, чем способ организации,
условия и методика работы над заданием.
В основе сотрудничества лежит идея совместной развива-
ющей деятельности взрослых и детей. Индивидуальный подход
заключается в том, чтобы идти не от учебного предмета к учаще-
муся, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которы-
ми
располагает
ребенок,
применять
психолого-педагогические
особенности личности. Обучение в сотрудничестве рассматрива-
ется в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива
традиционным методам. Педагогика сотрудничества – это одна из
технологий личностно-ориентированного обучения, которая осно-
вана на принципах:
взаимодействие членов группы;
личная ответственность каждого члена группы за собствен-
ные успехи и успехи группы
совместная учебно-познавательная деятельность в группе
общая оценка работы группы.
Рассмотрим, к примеру, один подход к организации обуче-
ния в сотрудничестве. Класс разбивается на однородные группы в
3-5 человек, в каждой группе предусматриваются сильный, сред-
ний и слабый ученики. Группа получает одно задание, которое яв-
ляется подзаданием какой-либо большой темы, над которой рабо-
тает весь класс. Только сотрудничество, а не соревнование лежит
в основе обучения в группе.
Обсудить очередную задачу, найти её эффективное реше-
ние можно, если рядом с тобой твои товарищи, у которых не стес-
няешься спросить, если что-то не понял, которые всегда помогут.
А если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не смо-
жешь не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи
твоих товарищей.
Именно от осознания данного факта отталкивались авторы
технологии обучения в сотрудничестве.
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и
интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что
эта эффективность касается не только академических успехов
учеников, но и интеллектуального и нравственного развития обу-
чающихся.
Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить
радость успеха или горечь неудачи – естественно для современно-
го подростка.
Каждый
ученик
учится в силу собственных возможно-
стей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если
одаренный ученик затрачивает определенные усилия на достиже-
ния своего уровня, а слабый ученик затрачивает также максимум
усилий
для
достижения своего уровня, то будет справедливо,
если их усилия (в группе) будут оценены одинаково, при условии,
что в обоих случаях каждый сделал, что мог.
«Работа в группах, кроме всего прочего», – говорит одна из
учениц, – «позволяет мне научиться общаться с людьми, что
очень полезно в жизни».
Еще один важный довод в пользу описываемой техноло-
гии обучения: нередко встречается ситуация, когда на уроке вы
не в состоянии оказать помощь каждому конкретному ученику в
классе. Роль помощников ваши ученики могут взять на себя, если
они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи
каждого, они научатся помогать друг другу, нести ответствен-
ность за общее дело.
В результате совместной работы отдельных групп и всех
групп
в
целом
достигается
усвоение всего материала. Внутри
группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого чле-
на группы для: выполнения общего задания (у каждого, таким об-
разом, своя часть работы, свое подзадание); отслеживания, мони-
торинга активности каждого члена группы в решении общей зада-
чи; культуры общения внутри группы.
«Педагогическое общение в подлинном понимании – это
многоэтажная конструкция, которая предполагает: деятельность –
взаимодействие – общение – контакт» (А.А.Леонтьев).
Обучение в сотрудничестве предусматривает все уровни
общения, опирается на них. Практически, это обучение в процес-
се общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в ре-
зультате которого и возникает столь необходимый контакт.
Это социальное общение, поскольку в ходе его учащиеся
поочередно выполняют разные социальные роли: лидера, испол-
нителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д.
Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двой-
ную задачу: с одной стороны, академическую – достижение ка-
кой-то познавательной, творческой цели, а с другой социально-
психологическую – осуществление в ходе выполнения задания
определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значи-
мо. Учитель также обязательно отслеживает не только успеш-
ность выполнения академического задания группами учащихся,
но и способ их общения между собой, способ оказания необходи-
мой помощи друг другу.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе,
а не просто что-то вместе выполнять!
Плюсы технологии «Обучение в сотрудничестве»:
развитие коммуникативных качеств личности;
повышение самооценки учащегося;
комфортность условий изучения нового материала.
Минусы технологии «Обучение в сотрудничестве»:
требует больших затрат времени при подготовке итоговых
проектов;
существует возможность перегрузки учащихся в рамках
самостоятельной работы.
Данная педагогическая технология позволяет обеспечи-
вать обучение за возможно более сжатые сроки при оптимальных
затратах сил и средств.
Примеры работ учащихся, выполненных в рамках данной
технологии:
Фотоколлаж на тему «350 лет
Иркутску».
Видеоролик, выполненный в год
Учителя.
Фотоколлаж на тему «355 лет
Иркутску».