Напоминание

"Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность"


Автор: Хаирланамова Флюза Зифиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №79 "Садко"
Населённый пункт: г Сургут ХМАО
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРИНЯТО

на педагогическом совете

Муниципального

бюджетного дошкольного

образовательного

учреждения детский сад №79

Садко»

Протокол №_____

от «____»________ 2017

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель заведующего

по УВР

_________

М. М. Секисова

от «___» ________ 2017

УТВЕРЖДЕНО:

Приказом заведующего

Муниципального бюджетного

дошкольного

образовательного учреждения

детский сад № 79 «Садко»

Протокол

от «____»____________ 2017

__________ Л. В. Савчук

.

ПРОГРАММА

по развитию познавательной активности дошкольников

через экспериментальную деятельность

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детского сада № 79 «Садко»

Программа составлена основе образовательной

программы МБДОУ № 79 «Садко» на 2017-2018

учебный период

Срок реализации: 2 года

Возраст детей: 5 – 6 лет, 6-7лет.

А вт о р ы : Ф.З.

Хаирланамова,

воспитатель

высшей квалификационной категории;

г. Сургут, 2017

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение. Нормативно – правовая база.

3

I

Пояснительная записка

4

1.1.

Цели и задачи Программы

7

1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

8

1.3

Информационная справка об особенностях реализации

10

1.4

Возрастные особенности детей 5-7 лет

10

1.5

Предполагаемые результаты

10

II

Содержательный раздел

11

2.1

Модель организации экспериментирования

11

2.2.

Механизм реализации

12

2.3

Структура проведения

12

III

Организационный раздел

13

3.1.

Организация

предметно-пространственной

развивающей

среды по опытно-экспериментальной деятельности

13

3.2

Перспективный

план

познавательной

деятельности

воспитанниками 5-6 лет

14

3.3

Перспективный

план

познавательной

деятельности

воспитанниками 6-7 лет

17

3.4.

Перспективный план работы с родителями (1год)_

20

3.5

Перспективный план работы с родителями (2 год)

21

3.6.

Возрастные

и

иные

категории

детей,

на

которых

ориентирована

Программа

Организации,

в

том

числе

категории детей с ОВЗ

23

3.7.

Список используемой литературы

24

2

ВВЕДЕНИЕ

Нормативно-правовая база

Данная

программа

разработана

в

соответствии

со

следующими

нормативными документами:

Международного уровня:

Конвенцией ООН о правах ребенка и другими международно-правовыми

актами;

Декларацией

прав

ребенка

Провозглашена

резолюцией

1386

(ХIV)

Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года

Федерального уровня:

Конституцией Российской Федерации;

Федеральным

законом

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

от

29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.06.2015);

Постановлением

Главного

государственного

санитарного

врача

РФ

от

15.05.2013

N

26

«Об

утверждении

СанПиН

2.4.1.3049-13

«Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации

режима

работы

дошкольных

образовательных

организаций»

(вместе

с

"СанПиН

2.4.1.3049-13.

Санитарно-эпидемиологические

правила

и

нормативы...") (зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 N 28564), (с

изм. от 04.04.2014);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г.

№ 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

Приказом

Минобрнауки

России

от

30.08.2013

№1014

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

основным общеобразовательным программам - образовательным программам

дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013

№ 30038);

Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. №462

«Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной

организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г., № 28908);

Приказом

Минобрнауки

России

от

17.10.2013

N

1155

«Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования» (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

Регионального уровня:

Законом ХМАО - Югры от 01.07.2013 N 68-оз (ред. от 28.03.2014) «Об

образовании

в

Ханты-Мансийском

автономном

округе

Югре»

(принят

3

Думой

Ханты-Мансийского

автономного

округа

-

Югры

27.06.2013)

и

другими региональными нормативно-правовыми документами.

Муниципального уровня:

Постановлением

Администрации

города

от

21.06.2013г.

4297

«Об

утверждении

порядка

комплектования

муниципальных

образовательных

учреждений

города,

реализующих

основную

общеобразовательную

программу дошкольного образования»

Постановлением администрации города № 1986 от 26.03.2014г. «О внесении

изменений в постановление Администрации города от 20.12.2012 № 9788

«Об утверждении стандарта качества муниципальной услуги «Дошкольное

образование

в

образовательных

учреждениях,

реализующих

программу

дошкольного образования»

Локального уровня:

Уставом МБДОУ №79 «Садко» и другими локальными актами МБДОУ.

I .Пояснительная записка

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273

выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках

дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие

каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение

кругозора

ребенка,

преобразование

предметной

среды,

обеспечение

самостоятельной

и

совместной

деятельности

детей

в

соответствии

с

их

желаниями и склонностями.

Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации

(от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в

содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена

экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.

Программа

по

развитию

исследовательской

деятельности

детей

дошкольного возраста

(далее – Программа) разработана в соответствии с

образовательной

программой

МБДОУ

79

«Садко»

на

2017-2018г.г.,

в

соответствии с введением в действие ФГОС дошкольного образования. К

старшему

дошкольному

возрасту

познавательно-исследовательская

деятельность

вычленяется

в

особую

деятельность

ребенка

со

своими

познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены

4

вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо

сфере жизни.

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и

в

специально

организованной

деятельности,

легко

прививаются

и

переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что

самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те,

что

добыты

самостоятельно,

в

ходе

собственных

творческих

изысканий.

Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно

ученому

(проводя

исследования,

ставя

эксперименты,

др.),

чем

получать

добытые

кем-то

знания

в

готовом

виде.

Обучение

должно

быть

«проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска.

Организовать

его

надо

по

законам

проведения

научных

исследований,

строиться

оно

должно

как

самостоятельный

творческий

поиск.

Тогда

обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно

увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

3адача педагога – не

пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Эксперименты –

не

самоцель,

а

только

способ

ознакомления

с

миром,

в

котором

детям

предстоит жить.

Я

считаю,

что

исследовательской

деятельности

уделяет ся

недостаточного внимания в нашем детском саду, а мне хотелось бы глубже

вникнуть

в

ее

суть.

Главное

достоинство

применения

метода

экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе

эксперимента дети получают реальные представления о различных сторонах

изучаемого объекта, обогащается память, активизируются его мыслительные

процессы

с

помощью

операции

анализа

и

синтеза,

сравнения,

классификации, обобщений. Развивается речь, формируются обнаруженные

закономерности

и

выводы,

самостоятельность,

целеполагание,

трудовые

навыки,

укрепляется

здоровье

за

счет

повышения

общего

уровня

двигательной активности. Позволяет ребенку моделировать в своем сознании

картину

мира,

основанную

на

собственных

наблюдениях,

опытах,

установления взаимосвязи, закономерностей. В соответствии с требованиями

ФГОС,

воспитателям

в

детском

саду

рекомендуется

ежедневно

организовывать

ситуации,

провоцирующие

познавательную

активность

во спитанников.

Одной

из

форм

такого

воздействия

я вл я е т с я

экспериментирование.

Она

помогает

поддержанию

интереса

детей

к

процессу обучения, делает усвоение материала легче, легко поддерживая

произвольное внимание детей.

Со временем у каждого воспитателя, который

поддерживает метод экспериментирования, накапливается большой опыт по

его использованию в разных видах деятельности.

5

Актуальность программы заключается в том, что на современном

этапе

к

выпускнику

дошкольнику

предъявляются

высокие

требования.

Ребенок

должен

быть

любознательным,

активным,

физически

развитым,

эмоционально

отзывчивым,

а

именно

в

детском

экспериментировании

развиваются

интегративные

качества

ребенка.

Востребована

творческая

личность,

способная

к

активному

познанию

окружающего,

проявлению

самостоятельности,

исследовательской

активности.

Поэтому

уже

в

дошкольном

возрасте

необходимо

заложить

первоосновы

личности,

проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру.

Детское

экспериментирование

как

форма

деятельности

используется

в

практике

недостаточно

широко,

хотя

является

эффективным

средством

развития

важных

качеств

личности,

как

творческая

активно сть,

самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие

качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в

педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать

свою

жизнь

в

пространстве

детского

сада,

проявляя

при

этом

изобретательность

и

оригинальность.

Рабочая

программа

обеспечивает

разностороннее

развитие

детей

в

возрасте

от

5

до

7

лет

с

учётом

их

возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:

социально-коммуникативному,

познавательному,

речевому,

художественно–

эстетическому и физическому. Экспериментальная деятельность направлена

на

потребность

ребенка

в

познании

окружающего

мира,

на

новые

впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой

исследовательской

(поисковой)

деятельности.

Чем

разнообразнее

и

интенсивнее

поисковая

деятельность,

тем

больше

новой

информации

получает

ребенок,

тем

быстрее

и

полноценнее

он

развивается.

Понимая

значения

экспериментирования

для

развития

ребенка

в

детском

саду,

разработана программа

для детей старшего дошкольного возраста.

Она

построена таким образом, чтобы дети могли получить новые сведения, новые

знания,

на

получения

продуктов

творчества

и

на

развитие

творческого

воображения.

Интерес к экспериментальной деятельности обеспечивается

через мотивацию, образность и эмоциональность. Ведущие идеи программы

заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту

экспериментальной

деятельности

для

формирования

естественнонаучных

представлений дошкольников.

Новизной данной программы является комплексное использование

элементов

ранее

известных

и

современных

методик

дет ского

6

экспериментирования,

структуризация

практического

и

диагностического

материала именно для старших дошкольников.

«Социально – коммуникативное» и «Речевое развитие» (развитие свободного

общения с взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результатов

конструктивно-модельной деятельности);

«Познавательное

развитие»

(формирование

целостной

картины

мира

и

расширение кругозора).

Программа составлена на основе методического пособия Е. А. Мартыновой,

И. М. Сучковой «Организация опытно - экспериментальной деятельности

детей 2 - 7 лет» и пособия О. В. Дыбиной В. В. Щетининой, «Неизведанное

рядом».

Используются парциальные программы:

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной, О. Л.

Князевой, Н. Н. Авдеевой;

«Наш дом — природа» Н. А. Рыжовой;

«Социокультурные истоки» И.А. Кузьмина, А.В. Камкина;

1.1. Цель и задачи Программы: Создание условий для формирования основ

познавательной

активности,

целостного

мировосприятия

ребенка

дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи Программы:

1.Развивать

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

познавательные

способности

(анализ,

синтез,

классификация,

сравнение,

обобщение),

удовлетворить

детскую

любознательность,

интеллектуально

творческий

потенциал.

2. Способствовать развитию у детей дошкольного возраста познавательную,

поисковую

активность,

стремление

к

самостоятельному

познанию

и

решению,

включая

воспитанников

в

мыслительные,

моделирующие

и

преобразующие действия.

3. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с

элементарными знаниями из различных областей наук.

7

4. Формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного ан 1. 3.

Развивать

мышление,

речь

суждение

в

процессе

познавательно

исследовательской

деятельности:

в

выдвижении

предположений,

отборе

способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении

в деятельности.

5. Поддерживать у детей инициативность, сообразительность, пытливость,

критичность, самостоятельность.

6. Активизировать речь и обогащать словарь

детей.

1.2. Принципы к формированию Программы

В

Программе

на

первый

план

выдвигается

развивающая

функция

образования,

обеспечивающая

становление

личности

ребенка

и

ориентирующая

педагога

на

его

индивидуальные

особенности,

что

соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания»

(авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) о признании самоценности

дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к

ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных

и

общечеловеческих

ценностей,

а

также

способностей

и

интегративных

качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и

предметный центризм в обучении

При

разработке

программы

учитывались

принципы

и

подходы

её

формирования,

определённые

главной

целью

образовательной

системы,

заложенной

в

Примерной

общеобразовательной

программе

дошкольного

образования

«От

рождения

до

школы»

под

ред.

Н.Е.

Вераксы,

Т.С.

Комаровой,

М.А.

Васильевой,

которая

учитывает

основные

принципы

дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО:

1)

полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого,

раннего

и

дошкольного

возраста),

обогащение

(амплификация)

детского

развития;

2)

построение

образовательной

деятельности

на

основе

индивидуальных

особенностей

каждого

ребенка,

при

котором

сам

ребенок

становится

активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом

образования (индивидуализация дошкольного образования);

8

3)

содействие

и

сотрудничество

детей

и

взрослых,

признание

ребенка

полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4)

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5)

сотрудничество детского сада с семьёй;

6)

приобщение

детей

к

социокультурным

нормам,

традициям

семьи,

общества и государства;

7)

формирование

познавательных

интересов

и

познавательных

действий

ребенка в различных видах деятельности;

8)

возрастная

адекватность

дошкольного

образования

(соответствие

условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9)

учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Программа формируется на основе комплексного подхода в решении

задач

по

охране

жизни

и

укреплению

здоровья

детей,

в

организации

разнообразных

видов

детской

творческой

деятельности.

Особая

роль

в

Программе

уделяется

игровой

деятельности

как

ведущей

в

дошкольном

детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

Программа

строится

на

принципе

культуросообразности:

учет

национальных ценностей и традиций в образовании, приобщение ребенка к

основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство,

труд).

Образовательный процесс :

-

соответствует

принципу

развивающего

образования,

целью

которого

является развитие ребенка;

-

сочетает

принципы

научной

обоснованности

и

практиче ской

применимости;

-

обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей

и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

-

строится

с

учетом

принципа

интеграции

образовательных

областей

в

соответствии

с

возрастными

возможностями

и

особенностями

детей,

спецификой и возможностями образовательных областей;

-

основывается

на

комплексно-тематическом

принципе

построения

образовательного процесса;

-

предусматривает

решение

программных

образовательных

задач

в

совместной

деятельности

взрослого

и

детей

и

самостоятельной

деятельности

дошкольников

не

только

в

рамках

непосредственно

образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;

-

предполагает

построение

образовательного

процесса

на

адекватных

возрасту

формах

работы

с

детьми,

основной

формой

работы

с

дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

9

- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными

дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

1.3. Информационная справка об особенностях реализации Программы:

таблица №1

Общий срок реализацииисходной

программы (количество лет)

2 года

Год обучения (первый, второй)

первый

Возраст воспитанников

5-6 лет; 6-7 лет.

Количество воспитанников в текущем

учебном году

25

Количество часов в неделю

5-6 лет – 1акад.час; 6-7 лет – 1

акад.час.

Общее количество часов в год

5-6 лет – 36 акад.час.; 6-7 лет – 36

акад.час.

Занятия проводятся с группой детей 5-7 лет 1 раз в неделю,

продолжительность занятий – 30 минут. Всего -31 занятие в год.

1.4. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 5 -7

лет.

Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе

является

воспитание

у

него

внутренней

потребности

в

знаниях,

проявляющихся в познавательном интересе.

Это

объясняется

тем,

что

старшим

дошкольникам

присуще

наглядно-

действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как

никакой

другой

метод,

соответствует

этим

возрастным

особенностям.

В

дошкольном

возрасте

он

является

ведущим,

а

в

первые

три

года

-

практически единственным способом познания мира.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя

живой

интерес

к

различного

рода

исследовательской

деятельности,

в

частности - к экспериментированию.

К

старшему

дошкольному

возрасту

заметно

возрастают

возможности

поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие»

нового,

которые

развивают

продуктивные

формы

мышления.

При

этом

главным фактором выступает характер деятельности.

10

В

старшем

возрасте

многие

дети

задумываются

о

таких

физических

явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в

воде,

различная

окраска

объектов

окружающей

действительности

и

возможность

самому

достичь

желаемого

цвета

на

занятиях

по

изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п.

Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с

опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать

модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным

путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о

ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

1.5. Предполагаемые результаты:

Созданы

необходимые

условия

для

формирования

основ

целостного

мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать,

выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений,

обобщать их по этим признакам.

Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности

своих детей.

Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе

родного края.

II. Содержательный раздел.

2.1 . Модель организации экспериментирования

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация

следующих действий:

Создание центра экспериментально-поисковой деятельности «Почемучка»

Организация

образовательного

экспериментально-поискового

пространства в группе;

Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;

Создание

у

воспитанников

и

их

родителей

устойчивого

интереса

к

экспериментальной деятельности.

2.2.. Механизм реализации Программы:

11

Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

Самостоятельная деятельность детей.

Фронтальные занятия.

КВН, развлечения.

Наблюдения в природе.

Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

Беседы по теме эксперимента.

Целевая прогулка.

Экскурсия др.

2.3. Структура проведения :

Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых

детьми;

Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное

предположение, требующее, однако, специального доказательства)

Подведение итогов, вывод;

Фиксация результатов;

Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются

различные стимулы:

внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

тайна, сюрприз;

мотив помощи;

познавательный мотив (почему так?)

ситуация выбора;

III. Организационный раздел.

12

3.1.Организация

предметно-пространственной

развивающей

среды

по

опытно-экспериментальной деятельности.

Для

успешного

воспитательно-образовательного

процесса

по

данному

направлению

в

группе

преобразована

предметно-развивающая

среда

и

создана мини-лаборатория «Удивительные эксперименты».

Основное оборудование и материалы:

Приборы

помощники:

увеличительное

стекло,

чашечные

весы,

песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного

объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы,

глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок. птичьи

перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев,

листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.

Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани,

пробки,

проволока,

деревянные,

пластмассовые,

металлические

предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.

Технические материалы:

гайки, винты, болтики, гвозди.

Разные

виды

бумаги:

обычная

альбомная

и

тетрадная,

калька,

наждачная.

Красители: ягодный сироп, акварельные краски.

Медицинские

материалы:

пипетки,

колбы,

пробирки,

шпатели.

Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые

без игл) марля, мерные ложечки.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки,

растительное

масло,

мука,

соль,

цветные

и

прозрачные

стекла,

формочки,

поддоны,

стеки,

линейки,

сито,

таз,

спички,

нитки.

Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.

Игровое оборудование:

13

Материал,

находящийся

в

центре

экспериментально-поисковой

деятельности

должен

соответствовать

среднему

уровню

развития

ребенка.

Необходимо

также

иметь

материалы

и

оборудование

для

проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных

детей и детей с высоким уровнем развития.

Создание

лаборатории

не

требует

больших

финансовых

вложений.

Организация лаборатории осуществляется: с помощью родителей.

Ожидаемые результаты:

Созданы необходимые условия для формирования основ целостного

мировидения

дошкольника

средствами

эксперимента льной

деятельности.

Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

У

дошкольников

развиты

умения:

наблюдать,

анализировать,

сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов

и явлений, обобщать их по этим признакам.

Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности

своих детей.

Развито

эмоционально-ценностное

отношение

воспитанников

к

природе

родного края. Результативность реализации

Она способствует развитию самостоятельности, инициативности и дает

детям

возможность

реализовать

способности,

которые

у

них

имеются.

Предметно-развивающая

среда

улучшает

опыт

эмоционального

и

практического взаимодействия ребенка с окружающими людьми, а также

помогает поднять познавательную активность всех детей группы

.

3.2. Перспективный план познавательной деятельности

воспитанниками 5-6 лет

таблица№2

месяцы

НОД

Образовательн

ые области

Совместная

деятельность

взрослого с

детьми

Самостоятельн

ая деятельность

детей

Сотрудниче

ство с

родителями

14

09

Тема «Цветущие

растения»

Цель:

систематизироват

ь знания детей о

росте и развитии

растения от

семени до семени.

Воспитывать

желание у детей

сажать цветы,

создавать красоту

вокруг себя.

Познавательное

Социально-

коммуникативно

е

Речевое

Художественно-

эстетическое

Физкультурное

Цикл

наблюдений за

цветущими

растениями

Опыт «Что цветет

в сентябре на

нашем участке»

(опыт№62);

Опыт «Что было

до цветка, что

будет потом»

(опыт№63)

Труд в природе:

сбор семян

цветущих

садовых

растений;

Рисование «Мои

любимые

цветы»;

Акция

«Красивая

клумба»

10

Тема:

«Знакомство с

ветром»

Цель:

Познакомить

детей с

природным

явлением - ветер

(приложение №1)

Познавательное

Социально-

коммуникативно

е

Речевое

Художественно-

эстетическое

Физкультурное

Опыт: «Как

рождается ветер»

(опыт №32),

Изготовление

вертушек

Игра «А если

бы?»

Надувание

воздушных

шариков «Смеш

ные мордашки»

Рисование «Нар

исуй ветер»

Чтение

«Сказка о

ветерке»

Опыт

«Как

услышать

воздух?»

(опыт №31),

11

Тема: «Кто в

доме – природе

живет»

Цель: определить

условия, при

которых будет

расти растение;

воспитывать

желание

наблюдать за

ростом на

примере лука

Познавательное

Социально-

коммуникативно

е

Речевое

Художественно-

эстетическое

Физкультурное

Опыт: «Посадка

лука»(№55)

«Опыт нужен ли

корешкам воздух

(№56)

п/р игра «Расти,

расти, лучок?»

Наблюдение за

ростом лука

п/р игра «Расти,

расти, лучок»

Интервьюи

рование

детей

родителями

12

Тема: «Снег и

его свойства»

Цель: Формиров

ать представления

о снеге, его

свойствах, о том,

что снег и лед –

это замерзшая

вода (приложение

№1)

Познавательное

Социально-

коммуникативно

е

Речевое

Художественно-

эстетическое

Физкультурное

Беседа: «Что

такое снег

Рассматривание

альбома «Зима»

Опыт: «Снег и

его свойства»

(опыт №32),

Игра по ТРИЗ

«Снегопад - это

хорошо или

плохо?»

Наблюдение за

снежинками.

Игра

«Снежинки»

Лепка

«Снеговик» (из

снега)

Беседа

«Как

рождаются

снежинки?»

Цель:

Формироват

ь

представлен

ия о красоте

снега и

льда,

развивать

познаватель

ную

активность.

01

Тема: «Лед и его

свойства»

Цель: Формиров

ать представления

детей о льде, его

свойствах, о том,

что лед – это

Познавательное

Социально-

коммуникативно

е

Речевое

Художественно-

эстетическое

Рисование

«Зимние забавы»

Опыт: «Лед

легче воды» (опыт

№33).

Разноцветные

сосульки» (опыт

Рассматривани

е снежинок

через лупу

Игра «Пройди

по следам на

снегу»;

придумывание

Аппликаци

я из

бросового

материала

«Зимняя

избушка»

совместно с

15

замерзшая вода.

(приложение №1)

Физкультурное

№34)

загадок;

родителями

02

Тема: «Как

услышать

воздух?»

Цель: Формиров

ать представления

детей о явлениях

зимней погоды, со

свойствами

воздуха

(приложение №1)

Познавательное

Социально-

коммуникативно

е

Речевое

Художественно-

эстетическое

Физкультурное

Изготовление

цветных

льдинок

Опыт:

«Разноцветные

сосульки»

(опыт №34)

Конструирован

ие снежинок из

бумаги

Подарить

малышам

снежинки

Придумыва

ние загадок

о снеге,

льде,

морозе,

запись их в

«Альбом

природы»

03

Тема «Жизнь

растений»:

Цель: помочь

установить, что

растение

выделяет

кислород; понять

необходимость

дыхания для

растений.

Познавательное

Социально-

коммуникативно

е

Речевое

Художественно-

эстетическое

Физкультурное

Беседа

«Пробуждение

природы»;

Игра: А если…?

Опыт: «Что

выделяет

растение?»

(опыт№56);

Опыт: «Есть ли у

растений органы

дыхания?»

(опыт№57)

Наблюдение за

жизнью

растений;

Нарисуй свое

любимое дерево

Игра -

забава

«Забавные

фокусы»

Цель:

развить у

детей

любознател

ьность,

наблюдатель

ность,

активизиров

ать

мыслительн

ые

процессы.

04

Тема:

«Здравствуй

солнечный

лучик!»

Цель: познакоми

ть детей с

солнечными

лучами, ролью

солнца

(приложение №1)

Познавательное

Социально-

коммуникативно

е

Речевое

Художественно-

эстетическое

Физкультурное

П/и«Догони

солнечного

зайчика»

Опыт: «Цветные

огоньки»

(опыт №36)

С/р игра

«Журналист»

рассказ

ведущего о том,

что ему

нравиться в

неживой

природе и

почему

Аппликац

ия

«Радуга»,

разучить с

родителями

считалку:

«Каждый

охотник,

желает

знать, где

сидит

фазан»

05

Тема: «Кто в

доме – природе

живет»

Цель:

познакомить с

одуванчиком в

разных стадиях

развития.

Познавательное

Социально-

коммуникативно

е

Речевое

Художественно-

эстетическое

Физкультурное

Чтение

стихотворения

«Одуванчик»

М.Полянская.

Опыт:

«Познакомьтесь

одуванчик»!

(опыт№53)

(опыт второй

части опыта №54)

П\и

«Одуванчики»

Наблюдение за

одуванчиками и

за мать – и –

мачехой.

П\и Солнышко и

одуванчики»;

Рисование

«Одуванчики»

Подбор

художествен

ной

литературы:

загадки,

стихи,

рассказы

06

Тема

«Путешествие по

экологической

тропе:

Познавательное

Социально-

коммуникативно

е

Труд в природе:

посадка

цветочной

рассады ;

Наблюдение за

первоцветами;

Физминутка

«Распускается

Летние

наблюдени

я за

природой.

16

первоцветы»

Цель:

формировать

представление о

садовых

первоцветах,

закрепляя

признаки ранней

весны.

Речевое

Художественно-

эстетическое

Физкультурное

Опыт «Не забудем

незабудки»

(опыт№65)

Чтение

стихотворения

«Подарки весны»

М. Скребцовой.

одуванчик»

07

Тема: «Вода –

труженица»

Цель: Формиров

ать элементарные

представления

детей об

использовании

воды и ее силе.

(Приложение №1)

Познавательное

Социально-

коммуникативно

е

Речевое

Художественно-

эстетическое

Физкультурное

Беседа: «Кому

нужна вода?»

Опыт:

«Что растворяется

в воде?»

(опыт№20)

Опыт

«Фильтрование

воды»

(Опыт № 38)

Игры с водой и

механическими

игрушками.

Рассматривани

е капелек воды

через лупу

Полезные и

забавные игры с

водой: «Купание

игрушек»;

«Стираем маме

помогаем»

Подобрать с

детьми

стихотворен

ия о

явлениях

природы

связанных с

водой (роса,

снег, лед,

дождь)

Опыт:

«Вода

способна

испаряться?

»

(опыт 31)

08

Тема:

«Путешествие

капельки»

Цель: дать детям

представления о

круговороте воды

в природе

(Приложение №

1)

Познавательное

Социально-

коммуникативно

е

Речевое

Художественно-

эстетическое

Физкультурное

Конструировани

е на тему

«Брызгалка»

Выучить

стихотворение

Н.Григорьевой

«Песня дождя»

Дидактическая

игра

«Путешествие

капельки»

С/р игра

«Магазин»

Опыт:

«Бережем воду»

(опыт №39),

П/игра «Ходят

капельки по

кругу»

Праздник

«День

Нептуна»

Рисование

картины

«Морской

пейзаж»

П/и

«Водоносы»

3.3.. Перспективный план познавательной деятельности с

воспитанниками 6-7 лет

таблица№3

Ме

сяц

ы

НОД

Образовательны

е области

Совместная

деятельность

взрослого с

детьми

Самостоятель

ная

деятельность

детей

Сотрудниче

ство с

родителями

09

Тема: «Песок»

Цель: расширить

представления

детей о свойствах

песка .

Познавательное

Социально-

коммуникативное

Речевое

Художественно-

эстетическое

Физкультурное

Чтение «На

песке» Л.

Квитко;

Опыт:

«Удивительный

песок»

(опыт №40)

Опыт: «Песок

путешествует

по пустыне»

(опыт №41)

Опыт:

«Игры с

песком»

(опыт №22),

Рисование на

песке

«Песочная

страна»;

П/и

«Песчинки»

Игра

«Волшебное

сито»»

Цель:

познакомить

детей со

способом

отделения

камешков от

песка.

17

10

Тема: «Почва»

Цель: учить

определять и

сравнивать сухую

и влажную почву.

Познавательное

Социально-

коммуникативное

Речевое

Художественно-

эстетическое

Физкультурное

Беседа «Влияние

состава почвы

на рост

растений»

Опыт: «Сухая и

влажная почва»

(опыт№52)

Труд в

природе:

взрыхление

почвы у

комнатных

растений

Опыт:

«Как

передвигается

вода в

почве?»

(опыт №43),

11

Тема: « Все обо

всем»

Цель:

развить

познавательную

активность детей

в процессе

самостоятельного

выполнения

опытов.

Познавательное

Социально-

коммуникативное

Речевое

Художественно-

эстетическое

Физкультурное

Рассказ

воспитателя о

нефти.

Опыт: «Чем

можно

измерить

длину?»

(опыт №45)

Опыт:

«Нюхаем,

пробуем,

трогаем,

слушаем»

«опыт№1)

С/Р игра

«Ученый»

«Нарисуй

дождь»

Беседа

«Почему в

космос

летают на

ракете?»

12

Тема: «Мир

магнит»

Цель:

расширить

логический и

естественнонаучн

ый опыт детей,

связанный с

выявлением

таких свойств

материалов, как

липкость,

способность

приклеивать и

приклеиваться,

свойств магнитов

притягивать

железо.

Познавательное

Социально-

коммуникативное

Речевое

Художественно-

эстетическое

Физкультурное

Опыт: «Как

действуют

магниты?!»

(опыт №44),

Настольная

игра: «Ловись,

рыбка, и мала,

и велика»

Опыт

«Земля –

магнит»

(опыт №46),

01

Тема «Наша

елочка»

Цель:

познакомить с

елочкой, которая

растет на

территории

детского сада;

уточнить знания

об особенностях

внешнего вида

елочки

Познавательное

Социально-

коммуникативное

Речевое

Художественно-

эстетическое

Физкультурное

Наблюдение

«Рассмотрим

нашу елочку»;

«Чем пахнет

елочка»,

Чем ель

отличается от

лиственных

деревьев.

Объемная

аппликация

«Наша елка»;

Выставка из

бросового

материала

«Необычные

елочки»

02

Тема: «Камни»

Цель:

познакомить с

камнями,

Познавательное

Социально-

коммуникативное

Речевое

Опыт:

«Какие

удивительные!

»

«Развивающая

игра

«Камешки»

Рассматрива

ние

энциклопеди

й о камнях

18

различными по

форме и текстуре.

Художественно-

эстетическое

Физкультурное

(опыт №49)

Опыт

«Сравнение

глины и

камня»

(опыт №50),

03

Тема: «Огонь»

Цель: углубить

представления

детей о роли огня

в жизни

человека;

Познавательное

Социально-

коммуникативное

Речевое

Художественно-

эстетическое

Физкультурное

Чтение мифа о

Прометее

Опыт: «

(опыт №49)

Беседа: «Огонь

– спутник и

помощник

человека или

стихийное

бедствие»

Инсценировка

сказки

«Кошкин дом»

Игра «Хорошо

– плохо»

Чтение

сказки «Как

огонь с

человеком

подружился»

; подбор

загадок

Семейная

стенгазета

«Огонь –

враг- огонь –

друг»

04

Тема«Предметы

»

Цель:

познакомить со

свойствами и

изменениями

форм предметов.

Познавательное

Социально-

коммуникативное

Речевое

Художественно-

эстетическое

Физкультурное

Опыт: «Секрет

сосновой

шишки»

(опыт№59);

Опыт: «Мыло –

фокусник»

(опыт№60);

Опыт: «Как

заместить

тесто?» (опыт

№61)

Наблюдение за

ростом еловых

растений

Сбор

природного

материала

для опытов

05

Тема: «Космос

Вселенная.

Звезды»

Цель: уточнить

и расширить

представления о

космосе, вызвать

познавательный

интерес.

Познавательное

Социально-

коммуникативное

Речевое

Художественно-

эстетическое

Физкультурное

Беседа

«Вселенная.

Звезды»

Игра –

импровизация

«Обитатели

космоса»

П/и «Планеты

по местам»

Художественно

е творчество

(аппликация)

«Космос»

Опыт: «Звезд

ы светят

постоянно»

(опыт №52),

06

Тема: «Облака»

Цель:

формировать

умение видеть

красоту неба,

учить делать

открытия;

развивать

творческое

воображение,

(приложение №1)

Познавательное

Социально-

коммуникативное

Речевое

Художественно-

эстетическое

Физкультурное

Беседа об

облаках;

Игра «Что

будет, если…?»

Рисование

(прием

кляксографии)

«Облака»

Чтение Я.

Акима

«Облака»

07

Тема:

«Путешествие в

мир стеклянных

вещей»

Цель:

познакомить со

стеклянной

посудой, с

Познавательное

Социально-

коммуникативное

Речевое

Художественно-

эстетическое

Физкультурное

Опыт:

«Страна

Узнавайкина»

(опыт №55)

Игра

«Чудесный

мешочек»

Рассматривани

е предметов

через

разноцветное

стекло

Пополнение

альбома

«Удивительн

ое рядом»

19

процессом ее

изготовления,

развивать

познавательную

активность.

08

Тема «Человек»

Цель: показать,

как человек

слышит звук,

знакомить со

строением глаза,

функцией его

частей

Познавательное

Социально-

коммуникативное

Речевое

Художественно-

эстетическое

Физкультурное

Беседа

«Сохрани свое

здоровье с

детства»

Опыт:

«Проверим

слух»

(опыт№57);

Опыт «Наши

помощники –

глаза»

(Опыт№58);

Лепка

«Человек»

Изучение

модели

человека

Беседа на

тему

«Здоровье»

3.4. Перспективный план работы с родителями (1год)

таблица№4

п/

п

Формы

работы

Тема

Цели и задачи

Срок

проведения

1

Родительско

е собрание

«Воспитание

любознательности

, познавательной

активности

средствами

природы»

Привлечь внимание родителей к

организации

экспериментальной

деятельности дошкольников.

Сентябрь

2

Памятка

«Развитие

познавательной

активности

дошкольников»

Дать рекомендации родителям по

р а з в и т и ю

п о з н а в а т е л ь н о й

активности

детей

дошкольного

возраста.

Октябрь

3

Консультаци

я

«Центр

экспериментально

-поисковой

деятельности

дома»

Познакомить

родителей

с

с о в р е м е н н ы м и

ф о р м а м и

и

методами работы, направленными

на

познавательно

поисковое

развитие детей.

Ноябрь

4

Экскурсия в

«Музейный

центр»

«Богатства

Югры»

Расширить

знания

родителей

о

б о г а т с т в а х

р о д н о г о

к р а я .

Развивать интерес к окружающему

миру,

чувство

гордости

за

свой

край.

Декабрь

5

Создание

мини –

музея

«Морские

фантазии»

Стимулировать

родителей

на

создание

в

группе

мини

–музея

«Морские фантазии».

Январь

6

Практикум

«Мир моих

увлечений»

П р и в л е ч ь

р о д и т е л е й

к

и з г о т о в л е н и ю

и г р у ш е к

и з

природного

материала

моря

(

р а к у ш е к ,

к а м у ш е к ) .

Февраль

20

С п о с о б с т в о в а т ь

р а з в и т и ю

ф а н т а з и и ,

х уд о ж е с т в е н н о -

эстетического вкуса.

7

Викторина

«Как? Сколько?

Почему?»

Р а с ш и р и т ь

п р е д с т а в л е н и я

родителей об объектах и явлениях

п р и р о д ы .

Р а з в и в а т ь

наблюдательность,

п о з н а в ат е л ь н ы й

и н т е р е с

к

природе.

Март

8

Фотовыстав

ка

«За красотой в

природу»

Привлечь родителей к участию в

ф о т о в ы с т а в к е .

Р а з в и в а т ь

наблюдательность, умение видеть

удивительное в обычных объектах

неживой природы.

Апрель

9

Трудовой

десант

«Цветущим садом

станет наш

«Садко»»

Привлечь

внимание

родителей

к

благоустройству

тер р ито р ии

детского сада. Развивать желание

прийти

на

помощь,

создавая

красоту своими руками.

Май

10

Дискуссия

«Правила

разумного

поведения в

природе»

Обсудить

с

родителями

правила

поведения

в

природе.

Развивать

потребность

быть

активными

её

защитниками.

Июнь

11

Экскурсия

«В гости к

Водяному»

Показать

о сеннюю

к р а с от у

родной

природы.

Развивать

действенное отношение к природе,

э к о л о г и ч е с к и

г р а м о т н о е

поведение

во

время

отдыха

на

берегу водоема.

Июль

12

Круглый

стол

«Хочу всё знать»

Привлечь родителей к просмотру

вместе

с

детьми

телепередач

«Галилео», «Вокруг света», «Хочу

Все знать».

Август

3.5. Перспективный план работы с родителями (2год)

таблица№5

п/п

Формы

работы

Тема

Цели и задачи

Срок

проведени

я

1

Анкетиров

ание

«Роль семьи в

развитии

поисковой

активности

ребёнка»

Выявить отношение родителей к

поисковой деятельности детей.

Сентябрь

2

Родительск

ое

«Фенологические

наблюдения в

Привлечь внимание родителей к

фенологическим наблюдениям.

Октябрь

21

собрание

развитии поисково-

исследовательской

деятельности детей

дошкольного

возраста»

3

Дискуссия

«Особенности

детского

экспериментирован

ия»

Обсудить с родителями условия

необходимые для детского

экспериментирования. Выявить

особенности в процессе

дискуссии.

Ноябрь

4

Конкурс

загадок

«Ходит капелька по

кругу»

Привлечь

родителей

к

подбору

загадок о волшебнице – воде.

Декабрь

5

Выставка

«Сказка подводного

царства»

П р и в л е ч ь

р о д и т е л е й

к

п о п о л н е н и ю

м и н и -

м у з е я

«Морские фантазии» экспонатами.

Стимулировать

познавательную

активность.

Январь

6

Круглый

стол

«Воспитательный

потенциал

чтения

ребёнку

природоведческой

литературы»

Сконцентрировать

внимание

родителей на

природоведческой

литературе для детей дошкольного

возраста; её

роли в

развитии

всесторонней личности человека.

Февраль

7

Викторина

« Уж

т а е т

с н е г,

бегут ручьи…»

Привлечь

внимание

родителей

к

весенним

процессам

в

природе.

Развивать

наблюдательно сть,

поисковую активность.

Март

8

Памятка

«Берегите воду!»

П р и з в а т ь

р о д и т е л е й

к

ответственности

за

экологически

целесообразное

поведение

по

о т н о ш е н и ю

к

п р и р о д н ы м

ресурсам (воде).

Апрель

9

Выставка

камней

«Удивительное

рядом!»

Привлечь родителей к участию в

в ы ст ав ке

с

уд и в и т е л ь н ы м и

объектами

природы

(камни).

Развивать поисковую активность.

Май

10

Игра-

развлечени

е

День Земли

Активизировать эмоциональные

переживания родителей от

совместной деятельности.

Формировать устойчивый интерес

к явлениям общественной жизни и

объектам природы.

Июнь

11

Консульта

ция

Полезные и

забавные игры с

водой!

Расширить

знания

родителей

о

свойствах

воды

полезных

для

зд о р о в ь я

л юд е й ;

р о л и

з а к а л и в а н и я ;

и г р а х ,

способствующих

приобретению

Июль

22

новых знаний о ней.

12

Фотоальбо

м

«Как мы отдыхали

летом»

Привлечь

родителей

к

созданию

ф о т о а л ь б о м а .

Р а з в и в а т ь

стремление

участвовать

в

жизни

группы.

Август

3.6. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована

Программа Организации, в том числе категории детей с ОВЗ.

Наш

детский

несколько

лет

работает

с

детьми

с

ОВЗ,

которые

посещают

группы

общеразвивающей

направленности.

Мы

стараемся

включать этих детей наравне со всеми в разнообразные виды деятельности.

Подробнее мы хотим остановиться на включении детей с ограниченными

возможностями

здоровья

в

экспериментально

-

исследовательскую

деятельность. Все дети по своему, талантливы, поэтому к каждому ребёнку с

ОВЗ подходим не с позиции, что он не может в силу своей особенности, а с

позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения. Так как у детей с

о собыми

образовательными

пот ребно стями

о р и е н т и р о в оч н о -

исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и

качеств,

предметов

затруднена,

им

требуется

большее

количество

практических проб и исследований при решении поставленной задачи. Мы

учим

детей,

сопровождать

речью

свои

действия,

подводить

итог,

давать

словесный отчет, фиксировать результаты исследования с помощью рисунка

или карточки с символом, а на более поздних этапах работы - составлять

инструкции для себя и для других, т. е. обучаем действиям планирования. В

нашем детском саду созданы все условия для детской экспериментально-

исследовательской

деятельности.

Имеется

лаборатория,

в

которой

мы

с

ребятами

проводим

опыты

со

снегом,

водой,

почвой,

песком,

воздухом,

проводим

исследования

движения

воды

и

воздуха

в

природе,

исследуем

условия необходимые для жизни растений. В группе имеются коллекции

комнатных растений, минералов, коллекции семян цветов и деревьев. Дети с

удовольствием рассматривают эти коллекции и учатся их классифицировать.

Для

проведения

исследовательской

деятельности

на

прогулке

в

группе

имеется переносной контейнер. Перед прогулкой мы с ребятами складываем

в него все, что пригодиться для очередного исследования. Экспериментально-

исследовательская деятельность помогает ребятам выявлять проблему и в

процессе

ряда

действий

ее

решить.

Мы

предоставляем

им

возможность

действовать

самостоятельно

(принцип

«Я

делаю

и

понимаю»).

Ребенок,

испытывающий затруднения, обязательно работает в паре или в группе с

детьми которым это задание по силам.

Ребята с особенностями развития

стараются не отставать от своих товарищей. Большую помощь в работе с

23

детьми с особыми образовательными потребностями оказывают родители.

Мы показали им на примерах,

что необходимо предоставлять ребенку

возможность действовать самостоятельно - пусть не у всех сразу получается,

это поможет сформировать инициативность, творческое отношение к делу,

свободу поведения. Именно разные совместные проекты с родителями и

детьми

дают

очень

хорошие

результаты.

Ведь

работая

над

совместным

проектом, родители и дети сближаются эмоционально и психологически, это

дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым», а папе и маме -

лучше узнать его. В номинации «Я и родитель» дети могут защищать проект

вместе с членом семьи. Это придает ему больше уверенности в своих силах,

дает возможность лучше раскрыть свои способности. В старшей группе дети

с особенностями в развитии защищали свои проекты вместе с родителями, а

уже

в

подготовительной

группе

-

некоторые

смогли

самостоятельно

выступить с проектом. При включении детей с ОВЗ в экспериментально-

исследовательскую деятельность у них повышается интерес к живой природе

и

естествознанию,

они

проявляют

инициативу

и

самостоятельность

в

познавательно-

исследовательской

деятельности,

интересуются

причинно-

следственными связям и, пытаются самостоятельно придумывать объяснения

явлениям

природы.

Все

это

помогает

развивать

психические

процессы:

внимание,

память,

восприятие,

мышление,

речь

у

детей

с

ОВЗ.

Использование

экспериментально-исследовательской

деятельности

способствует и социально-коммуникативному развитию. Ребята осваивают

правила

поведения,

культуру

общения,

комфортно

чувствуют

себя

среди

сверстников. Дети учатся взаимопомощи и толерантности.

3.7.Список используемой литературы:

1.

Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и

дома.- Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. – (Детский сад:

день за днем. В помощь воспитателям и родителям).

2.

Дыбина

О.В.

,

Поддъяков

Н.Н.,

Рахманова

Н.П.,

Щетинина

В.В.,

Ребенок в

мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного

возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.

3.

Дыбина

О.В.

Рахманова

Н.П.,

Щетина

В.В.

Неизведанное

рядом:

занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред.

О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

24

4.

Короткова

Н.А.

Познавательно-исследовательская

деятельность

старших дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5.

2002. №1

5.

Николаева

С.Н.

Ознакомление

дошкольников

с

неживой

природой.

Природопользование

в

детском

саду.

Методическое

пособие.

М.:

Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

6.

Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для

дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.

7.

Организация

экспериментальной

деятельности

дошкольников:

Методические

рекомендации/

Под

общ.

Ред.Л.Н.Прохоровой.

М.:АРКТИ, 2003. – 64с.

8.

Соловьева

Е.

Как

организовать

поисковую

деятельность

детей

//

Дошкольное воспитание. 2005. №1.

9.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей

среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. –

СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.

25



В раздел образования