Автор: Хаирланамова Флюза Зифиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №79 "Садко"
Населённый пункт: г Сургут ХМАО
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность"
Раздел: дошкольное образование
ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Муниципального
бюджетного дошкольного
образовательного
учреждения детский сад №79
Садко»
Протокол №_____
от «____»________ 2017
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель заведующего
по УВР
_________
М. М. Секисова
от «___» ________ 2017
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом заведующего
Муниципального бюджетного
дошкольного
образовательного учреждения
детский сад № 79 «Садко»
Протокол
от «____»____________ 2017
__________ Л. В. Савчук
.
ПРОГРАММА
по развитию познавательной активности дошкольников
через экспериментальную деятельность
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 79 «Садко»
Программа составлена основе образовательной
программы МБДОУ № 79 «Садко» на 2017-2018
учебный период
Срок реализации: 2 года
Возраст детей: 5 – 6 лет, 6-7лет.
А вт о р ы : Ф.З.
Хаирланамова,
воспитатель
высшей квалификационной категории;
г. Сургут, 2017
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение. Нормативно – правовая база.
3
I
Пояснительная записка
4
1.1.
Цели и задачи Программы
7
1.2.
Принципы и подходы к формированию Программы
8
1.3
Информационная справка об особенностях реализации
10
1.4
Возрастные особенности детей 5-7 лет
10
1.5
Предполагаемые результаты
10
II
Содержательный раздел
11
2.1
Модель организации экспериментирования
11
2.2.
Механизм реализации
12
2.3
Структура проведения
12
III
Организационный раздел
13
3.1.
Организация
предметно-пространственной
развивающей
среды по опытно-экспериментальной деятельности
13
3.2
Перспективный
план
познавательной
деятельности
воспитанниками 5-6 лет
14
3.3
Перспективный
план
познавательной
деятельности
воспитанниками 6-7 лет
17
3.4.
Перспективный план работы с родителями (1год)_
20
3.5
Перспективный план работы с родителями (2 год)
21
3.6.
Возрастные
и
иные
категории
детей,
на
которых
ориентирована
Программа
Организации,
в
том
числе
категории детей с ОВЗ
23
3.7.
Список используемой литературы
24
2
ВВЕДЕНИЕ
Нормативно-правовая база
Данная
программа
разработана
в
соответствии
со
следующими
нормативными документами:
Международного уровня:
Конвенцией ООН о правах ребенка и другими международно-правовыми
актами;
Декларацией
прав
ребенка
Провозглашена
резолюцией
1386
(ХIV)
Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года
Федерального уровня:
Конституцией Российской Федерации;
Федеральным
законом
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
от
29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.06.2015);
Постановлением
Главного
государственного
санитарного
врача
РФ
от
15.05.2013
N
26
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.1.3049-13
«Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима
работы
дошкольных
образовательных
организаций»
(вместе
с
"СанПиН
2.4.1.3049-13.
Санитарно-эпидемиологические
правила
и
нормативы...") (зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 N 28564), (с
изм. от 04.04.2014);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г.
№ 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
Приказом
Минобрнауки
России
от
30.08.2013
№1014
«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013
№ 30038);
Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. №462
«Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной
организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г., № 28908);
Приказом
Минобрнауки
России
от
17.10.2013
N
1155
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования» (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
Регионального уровня:
Законом ХМАО - Югры от 01.07.2013 N 68-оз (ред. от 28.03.2014) «Об
образовании
в
Ханты-Мансийском
автономном
округе
–
Югре»
(принят
3
Думой
Ханты-Мансийского
автономного
округа
-
Югры
27.06.2013)
и
другими региональными нормативно-правовыми документами.
Муниципального уровня:
Постановлением
Администрации
города
от
21.06.2013г.
№
4297
«Об
утверждении
порядка
комплектования
муниципальных
образовательных
учреждений
города,
реализующих
основную
общеобразовательную
программу дошкольного образования»
Постановлением администрации города № 1986 от 26.03.2014г. «О внесении
изменений в постановление Администрации города от 20.12.2012 № 9788
«Об утверждении стандарта качества муниципальной услуги «Дошкольное
образование
в
образовательных
учреждениях,
реализующих
программу
дошкольного образования»
Локального уровня:
Уставом МБДОУ №79 «Садко» и другими локальными актами МБДОУ.
I .Пояснительная записка
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273
выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках
дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие
каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение
кругозора
ребенка,
преобразование
предметной
среды,
обеспечение
самостоятельной
и
совместной
деятельности
детей
в
соответствии
с
их
желаниями и склонностями.
Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
(от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в
содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена
экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.
Программа
по
развитию
исследовательской
деятельности
детей
дошкольного возраста
(далее – Программа) разработана в соответствии с
образовательной
программой
МБДОУ
№
79
«Садко»
на
2017-2018г.г.,
в
соответствии с введением в действие ФГОС дошкольного образования. К
старшему
дошкольному
возрасту
познавательно-исследовательская
деятельность
вычленяется
в
особую
деятельность
ребенка
со
своими
познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены
4
вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо
сфере жизни.
Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и
в
специально
организованной
деятельности,
легко
прививаются
и
переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что
самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те,
что
добыты
самостоятельно,
в
ходе
собственных
творческих
изысканий.
Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно
ученому
(проводя
исследования,
ставя
эксперименты,
др.),
чем
получать
добытые
кем-то
знания
в
готовом
виде.
Обучение
должно
быть
«проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска.
Организовать
его
надо
по
законам
проведения
научных
исследований,
строиться
оно
должно
как
самостоятельный
творческий
поиск.
Тогда
обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно
увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.
3адача педагога – не
пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Эксперименты –
не
самоцель,
а
только
способ
ознакомления
с
миром,
в
котором
детям
предстоит жить.
Я
считаю,
что
исследовательской
деятельности
уделяет ся
недостаточного внимания в нашем детском саду, а мне хотелось бы глубже
вникнуть
в
ее
суть.
Главное
достоинство
применения
метода
экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе
эксперимента дети получают реальные представления о различных сторонах
изучаемого объекта, обогащается память, активизируются его мыслительные
процессы
с
помощью
операции
анализа
и
синтеза,
сравнения,
классификации, обобщений. Развивается речь, формируются обнаруженные
закономерности
и
выводы,
самостоятельность,
целеполагание,
трудовые
навыки,
укрепляется
здоровье
за
счет
повышения
общего
уровня
двигательной активности. Позволяет ребенку моделировать в своем сознании
картину
мира,
основанную
на
собственных
наблюдениях,
опытах,
установления взаимосвязи, закономерностей. В соответствии с требованиями
ФГОС,
воспитателям
в
детском
саду
рекомендуется
ежедневно
организовывать
ситуации,
провоцирующие
познавательную
активность
во спитанников.
Одной
из
форм
такого
воздействия
я вл я е т с я
экспериментирование.
Она
помогает
поддержанию
интереса
детей
к
процессу обучения, делает усвоение материала легче, легко поддерживая
произвольное внимание детей.
Со временем у каждого воспитателя, который
поддерживает метод экспериментирования, накапливается большой опыт по
его использованию в разных видах деятельности.
5
Актуальность программы заключается в том, что на современном
этапе
к
выпускнику
–
дошкольнику
предъявляются
высокие
требования.
Ребенок
должен
быть
любознательным,
активным,
физически
развитым,
эмоционально
отзывчивым,
а
именно
в
детском
экспериментировании
развиваются
интегративные
качества
ребенка.
Востребована
творческая
личность,
способная
к
активному
познанию
окружающего,
проявлению
самостоятельности,
исследовательской
активности.
Поэтому
уже
в
дошкольном
возрасте
необходимо
заложить
первоосновы
личности,
проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру.
Детское
экспериментирование
как
форма
деятельности
используется
в
практике
недостаточно
широко,
хотя
является
эффективным
средством
развития
важных
качеств
личности,
как
творческая
активно сть,
самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие
качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в
педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать
свою
жизнь
в
пространстве
детского
сада,
проявляя
при
этом
изобретательность
и
оригинальность.
Рабочая
программа
обеспечивает
разностороннее
развитие
детей
в
возрасте
от
5
до
7
лет
с
учётом
их
возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
социально-коммуникативному,
познавательному,
речевому,
художественно–
эстетическому и физическому. Экспериментальная деятельность направлена
на
потребность
ребенка
в
познании
окружающего
мира,
на
новые
впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой
исследовательской
(поисковой)
деятельности.
Чем
разнообразнее
и
интенсивнее
поисковая
деятельность,
тем
больше
новой
информации
получает
ребенок,
тем
быстрее
и
полноценнее
он
развивается.
Понимая
значения
экспериментирования
для
развития
ребенка
в
детском
саду,
разработана программа
для детей старшего дошкольного возраста.
Она
построена таким образом, чтобы дети могли получить новые сведения, новые
знания,
на
получения
продуктов
творчества
и
на
развитие
творческого
воображения.
Интерес к экспериментальной деятельности обеспечивается
через мотивацию, образность и эмоциональность. Ведущие идеи программы
заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту
экспериментальной
деятельности
для
формирования
естественнонаучных
представлений дошкольников.
Новизной данной программы является комплексное использование
элементов
ранее
известных
и
современных
методик
дет ского
6
экспериментирования,
структуризация
практического
и
диагностического
материала именно для старших дошкольников.
«Социально – коммуникативное» и «Речевое развитие» (развитие свободного
общения с взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результатов
конструктивно-модельной деятельности);
«Познавательное
развитие»
(формирование
целостной
картины
мира
и
расширение кругозора).
Программа составлена на основе методического пособия Е. А. Мартыновой,
И. М. Сучковой «Организация опытно - экспериментальной деятельности
детей 2 - 7 лет» и пособия О. В. Дыбиной В. В. Щетининой, «Неизведанное
рядом».
Используются парциальные программы:
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной, О. Л.
Князевой, Н. Н. Авдеевой;
«Наш дом — природа» Н. А. Рыжовой;
«Социокультурные истоки» И.А. Кузьмина, А.В. Камкина;
1.1. Цель и задачи Программы: Создание условий для формирования основ
познавательной
активности,
целостного
мировосприятия
ребенка
дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи Программы:
1.Развивать
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
познавательные
способности
(анализ,
синтез,
классификация,
сравнение,
обобщение),
удовлетворить
детскую
любознательность,
интеллектуально
–
творческий
потенциал.
2. Способствовать развитию у детей дошкольного возраста познавательную,
поисковую
активность,
стремление
к
самостоятельному
познанию
и
решению,
включая
воспитанников
в
мыслительные,
моделирующие
и
преобразующие действия.
3. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с
элементарными знаниями из различных областей наук.
7
4. Формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного ан 1. 3.
Развивать
мышление,
речь
–
суждение
в
процессе
познавательно
–
исследовательской
деятельности:
в
выдвижении
предположений,
отборе
способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении
в деятельности.
5. Поддерживать у детей инициативность, сообразительность, пытливость,
критичность, самостоятельность.
6. Активизировать речь и обогащать словарь
детей.
1.2. Принципы к формированию Программы
В
Программе
на
первый
план
выдвигается
развивающая
функция
образования,
обеспечивающая
становление
личности
ребенка
и
ориентирующая
педагога
на
его
индивидуальные
особенности,
что
соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания»
(авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) о признании самоценности
дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к
ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных
и
общечеловеческих
ценностей,
а
также
способностей
и
интегративных
качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и
предметный центризм в обучении
При
разработке
программы
учитывались
принципы
и
подходы
её
формирования,
определённые
главной
целью
образовательной
системы,
заложенной
в
Примерной
общеобразовательной
программе
дошкольного
образования
«От
рождения
до
школы»
под
ред.
Н.Е.
Вераксы,
Т.С.
Комаровой,
М.А.
Васильевой,
которая
учитывает
основные
принципы
дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО:
1)
полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого,
раннего
и
дошкольного
возраста),
обогащение
(амплификация)
детского
развития;
2)
построение
образовательной
деятельности
на
основе
индивидуальных
особенностей
каждого
ребенка,
при
котором
сам
ребенок
становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования (индивидуализация дошкольного образования);
8
3)
содействие
и
сотрудничество
детей
и
взрослых,
признание
ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4)
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5)
сотрудничество детского сада с семьёй;
6)
приобщение
детей
к
социокультурным
нормам,
традициям
семьи,
общества и государства;
7)
формирование
познавательных
интересов
и
познавательных
действий
ребенка в различных видах деятельности;
8)
возрастная
адекватность
дошкольного
образования
(соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9)
учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Программа формируется на основе комплексного подхода в решении
задач
по
охране
жизни
и
укреплению
здоровья
детей,
в
организации
разнообразных
видов
детской
творческой
деятельности.
Особая
роль
в
Программе
уделяется
игровой
деятельности
как
ведущей
в
дошкольном
детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Программа
строится
на
принципе
культуросообразности:
учет
национальных ценностей и традиций в образовании, приобщение ребенка к
основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство,
труд).
Образовательный процесс :
-
соответствует
принципу
развивающего
образования,
целью
которого
является развитие ребенка;
-
сочетает
принципы
научной
обоснованности
и
практиче ской
применимости;
-
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей
и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
-
строится
с
учетом
принципа
интеграции
образовательных
областей
в
соответствии
с
возрастными
возможностями
и
особенностями
детей,
спецификой и возможностями образовательных областей;
-
основывается
на
комплексно-тематическом
принципе
построения
образовательного процесса;
-
предусматривает
решение
программных
образовательных
задач
в
совместной
деятельности
взрослого
и
детей
и
самостоятельной
деятельности
дошкольников
не
только
в
рамках
непосредственно
образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
-
предполагает
построение
образовательного
процесса
на
адекватных
возрасту
формах
работы
с
детьми,
основной
формой
работы
с
дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
9
- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными
дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
1.3. Информационная справка об особенностях реализации Программы:
таблица №1
Общий срок реализацииисходной
программы (количество лет)
2 года
Год обучения (первый, второй)
первый
Возраст воспитанников
5-6 лет; 6-7 лет.
Количество воспитанников в текущем
учебном году
25
Количество часов в неделю
5-6 лет – 1акад.час; 6-7 лет – 1
акад.час.
Общее количество часов в год
5-6 лет – 36 акад.час.; 6-7 лет – 36
акад.час.
Занятия проводятся с группой детей 5-7 лет 1 раз в неделю,
продолжительность занятий – 30 минут. Всего -31 занятие в год.
1.4. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 5 -7
лет.
Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе
является
воспитание
у
него
внутренней
потребности
в
знаниях,
проявляющихся в познавательном интересе.
Это
объясняется
тем,
что
старшим
дошкольникам
присуще
наглядно-
действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как
никакой
другой
метод,
соответствует
этим
возрастным
особенностям.
В
дошкольном
возрасте
он
является
ведущим,
а
в
первые
три
года
-
практически единственным способом познания мира.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя
живой
интерес
к
различного
рода
исследовательской
деятельности,
в
частности - к экспериментированию.
К
старшему
дошкольному
возрасту
заметно
возрастают
возможности
поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие»
нового,
которые
развивают
продуктивные
формы
мышления.
При
этом
главным фактором выступает характер деятельности.
10
В
старшем
возрасте
многие
дети
задумываются
о
таких
физических
явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в
воде,
различная
окраска
объектов
окружающей
действительности
и
возможность
самому
достичь
желаемого
цвета
на
занятиях
по
изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п.
Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с
опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать
модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным
путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о
ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
1.5. Предполагаемые результаты:
Созданы
необходимые
условия
для
формирования
основ
целостного
мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать,
выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений,
обобщать их по этим признакам.
Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности
своих детей.
Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе
родного края.
II. Содержательный раздел.
2.1 . Модель организации экспериментирования
Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация
следующих действий:
Создание центра экспериментально-поисковой деятельности «Почемучка»
Организация
образовательного
экспериментально-поискового
пространства в группе;
Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;
Создание
у
воспитанников
и
их
родителей
устойчивого
интереса
к
экспериментальной деятельности.
2.2.. Механизм реализации Программы:
11
Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
Самостоятельная деятельность детей.
Фронтальные занятия.
КВН, развлечения.
Наблюдения в природе.
Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
Беседы по теме эксперимента.
Целевая прогулка.
Экскурсия др.
2.3. Структура проведения :
Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых
детьми;
Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное
предположение, требующее, однако, специального доказательства)
Подведение итогов, вывод;
Фиксация результатов;
Вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются
различные стимулы:
внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
тайна, сюрприз;
мотив помощи;
познавательный мотив (почему так?)
ситуация выбора;
III. Организационный раздел.
12
3.1.Организация
предметно-пространственной
развивающей
среды
по
опытно-экспериментальной деятельности.
Для
успешного
воспитательно-образовательного
процесса
по
данному
направлению
в
группе
преобразована
предметно-развивающая
среда
и
создана мини-лаборатория «Удивительные эксперименты».
Основное оборудование и материалы:
Приборы
–
помощники:
увеличительное
стекло,
чашечные
весы,
песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.
Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного
объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы,
глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок. птичьи
перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев,
листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.
Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани,
пробки,
проволока,
деревянные,
пластмассовые,
металлические
предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.
Технические материалы:
гайки, винты, болтики, гвозди.
Разные
виды
бумаги:
обычная
альбомная
и
тетрадная,
калька,
наждачная.
Красители: ягодный сироп, акварельные краски.
Медицинские
материалы:
пипетки,
колбы,
пробирки,
шпатели.
Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые
без игл) марля, мерные ложечки.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки,
растительное
масло,
мука,
соль,
цветные
и
прозрачные
стекла,
формочки,
поддоны,
стеки,
линейки,
сито,
таз,
спички,
нитки.
Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.
Игровое оборудование:
13
Материал,
находящийся
в
центре
экспериментально-поисковой
деятельности
должен
соответствовать
среднему
уровню
развития
ребенка.
Необходимо
также
иметь
материалы
и
оборудование
для
проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных
детей и детей с высоким уровнем развития.
Создание
лаборатории
не
требует
больших
финансовых
вложений.
Организация лаборатории осуществляется: с помощью родителей.
Ожидаемые результаты:
Созданы необходимые условия для формирования основ целостного
мировидения
дошкольника
средствами
эксперимента льной
деятельности.
Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
У
дошкольников
развиты
умения:
наблюдать,
анализировать,
сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов
и явлений, обобщать их по этим признакам.
Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности
своих детей.
Развито
эмоционально-ценностное
отношение
воспитанников
к
природе
родного края. Результативность реализации
Она способствует развитию самостоятельности, инициативности и дает
детям
возможность
реализовать
способности,
которые
у
них
имеются.
Предметно-развивающая
среда
улучшает
опыт
эмоционального
и
практического взаимодействия ребенка с окружающими людьми, а также
помогает поднять познавательную активность всех детей группы
.
3.2. Перспективный план познавательной деятельности
воспитанниками 5-6 лет
таблица№2
месяцы
НОД
Образовательн
ые области
Совместная
деятельность
взрослого с
детьми
Самостоятельн
ая деятельность
детей
Сотрудниче
ство с
родителями
14
09
Тема «Цветущие
растения»
Цель:
систематизироват
ь знания детей о
росте и развитии
растения от
семени до семени.
Воспитывать
желание у детей
сажать цветы,
создавать красоту
вокруг себя.
Познавательное
Социально-
коммуникативно
е
Речевое
Художественно-
эстетическое
Физкультурное
Цикл
наблюдений за
цветущими
растениями
Опыт «Что цветет
в сентябре на
нашем участке»
(опыт№62);
Опыт «Что было
до цветка, что
будет потом»
(опыт№63)
Труд в природе:
сбор семян
цветущих
садовых
растений;
Рисование «Мои
любимые
цветы»;
Акция
«Красивая
клумба»
10
Тема:
«Знакомство с
ветром»
Цель:
Познакомить
детей с
природным
явлением - ветер
(приложение №1)
Познавательное
Социально-
коммуникативно
е
Речевое
Художественно-
эстетическое
Физкультурное
Опыт: «Как
рождается ветер»
(опыт №32),
Изготовление
вертушек
Игра «А если
бы?»
Надувание
воздушных
шариков «Смеш
ные мордашки»
Рисование «Нар
исуй ветер»
Чтение
«Сказка о
ветерке»
Опыт
«Как
услышать
воздух?»
(опыт №31),
11
Тема: «Кто в
доме – природе
живет»
Цель: определить
условия, при
которых будет
расти растение;
воспитывать
желание
наблюдать за
ростом на
примере лука
Познавательное
Социально-
коммуникативно
е
Речевое
Художественно-
эстетическое
Физкультурное
Опыт: «Посадка
лука»(№55)
«Опыт нужен ли
корешкам воздух
(№56)
п/р игра «Расти,
расти, лучок?»
Наблюдение за
ростом лука
п/р игра «Расти,
расти, лучок»
Интервьюи
рование
детей
родителями
12
Тема: «Снег и
его свойства»
Цель: Формиров
ать представления
о снеге, его
свойствах, о том,
что снег и лед –
это замерзшая
вода (приложение
№1)
Познавательное
Социально-
коммуникативно
е
Речевое
Художественно-
эстетическое
Физкультурное
Беседа: «Что
такое снег?»
Рассматривание
альбома «Зима»
Опыт: «Снег и
его свойства»
(опыт №32),
Игра по ТРИЗ
«Снегопад - это
хорошо или
плохо?»
Наблюдение за
снежинками.
Игра
«Снежинки»
Лепка
«Снеговик» (из
снега)
Беседа
«Как
рождаются
снежинки?»
Цель:
Формироват
ь
представлен
ия о красоте
снега и
льда,
развивать
познаватель
ную
активность.
01
Тема: «Лед и его
свойства»
Цель: Формиров
ать представления
детей о льде, его
свойствах, о том,
что лед – это
Познавательное
Социально-
коммуникативно
е
Речевое
Художественно-
эстетическое
Рисование
«Зимние забавы»
Опыт: «Лед
легче воды» (опыт
№33).
Разноцветные
сосульки» (опыт
Рассматривани
е снежинок
через лупу
Игра «Пройди
по следам на
снегу»;
придумывание
Аппликаци
я из
бросового
материала
«Зимняя
избушка»
совместно с
15
замерзшая вода.
(приложение №1)
Физкультурное
№34)
загадок;
родителями
02
Тема: «Как
услышать
воздух?»
Цель: Формиров
ать представления
детей о явлениях
зимней погоды, со
свойствами
воздуха
(приложение №1)
Познавательное
Социально-
коммуникативно
е
Речевое
Художественно-
эстетическое
Физкультурное
Изготовление
цветных
льдинок
Опыт:
«Разноцветные
сосульки»
(опыт №34)
Конструирован
ие снежинок из
бумаги
Подарить
малышам
снежинки
Придумыва
ние загадок
о снеге,
льде,
морозе,
запись их в
«Альбом
природы»
03
Тема «Жизнь
растений»:
Цель: помочь
установить, что
растение
выделяет
кислород; понять
необходимость
дыхания для
растений.
Познавательное
Социально-
коммуникативно
е
Речевое
Художественно-
эстетическое
Физкультурное
Беседа
«Пробуждение
природы»;
Игра: А если…?
Опыт: «Что
выделяет
растение?»
(опыт№56);
Опыт: «Есть ли у
растений органы
дыхания?»
(опыт№57)
Наблюдение за
жизнью
растений;
Нарисуй свое
любимое дерево
Игра -
забава
«Забавные
фокусы»
Цель:
развить у
детей
любознател
ьность,
наблюдатель
ность,
активизиров
ать
мыслительн
ые
процессы.
04
Тема:
«Здравствуй
солнечный
лучик!»
Цель: познакоми
ть детей с
солнечными
лучами, ролью
солнца
(приложение №1)
Познавательное
Социально-
коммуникативно
е
Речевое
Художественно-
эстетическое
Физкультурное
П/и«Догони
солнечного
зайчика»
Опыт: «Цветные
огоньки»
(опыт №36)
С/р игра
«Журналист»
рассказ
ведущего о том,
что ему
нравиться в
неживой
природе и
почему
Аппликац
ия
«Радуга»,
разучить с
родителями
считалку:
«Каждый
охотник,
желает
знать, где
сидит
фазан»
05
Тема: «Кто в
доме – природе
живет»
Цель:
познакомить с
одуванчиком в
разных стадиях
развития.
Познавательное
Социально-
коммуникативно
е
Речевое
Художественно-
эстетическое
Физкультурное
Чтение
стихотворения
«Одуванчик»
М.Полянская.
Опыт:
«Познакомьтесь
одуванчик»!
(опыт№53)
(опыт второй
части опыта №54)
П\и
«Одуванчики»
Наблюдение за
одуванчиками и
за мать – и –
мачехой.
П\и Солнышко и
одуванчики»;
Рисование
«Одуванчики»
Подбор
художествен
ной
литературы:
загадки,
стихи,
рассказы
06
Тема
«Путешествие по
экологической
тропе:
Познавательное
Социально-
коммуникативно
е
Труд в природе:
посадка
цветочной
рассады ;
Наблюдение за
первоцветами;
Физминутка
«Распускается
Летние
наблюдени
я за
природой.
16
первоцветы»
Цель:
формировать
представление о
садовых
первоцветах,
закрепляя
признаки ранней
весны.
Речевое
Художественно-
эстетическое
Физкультурное
Опыт «Не забудем
незабудки»
(опыт№65)
Чтение
стихотворения
«Подарки весны»
М. Скребцовой.
одуванчик»
07
Тема: «Вода –
труженица»
Цель: Формиров
ать элементарные
представления
детей об
использовании
воды и ее силе.
(Приложение №1)
Познавательное
Социально-
коммуникативно
е
Речевое
Художественно-
эстетическое
Физкультурное
Беседа: «Кому
нужна вода?»
Опыт:
«Что растворяется
в воде?»
(опыт№20)
Опыт
«Фильтрование
воды»
(Опыт № 38)
Игры с водой и
механическими
игрушками.
Рассматривани
е капелек воды
через лупу
Полезные и
забавные игры с
водой: «Купание
игрушек»;
«Стираем маме
помогаем»
Подобрать с
детьми
стихотворен
ия о
явлениях
природы
связанных с
водой (роса,
снег, лед,
дождь)
Опыт:
«Вода
способна
испаряться?
»
(опыт 31)
08
Тема:
«Путешествие
капельки»
Цель: дать детям
представления о
круговороте воды
в природе
(Приложение №
1)
Познавательное
Социально-
коммуникативно
е
Речевое
Художественно-
эстетическое
Физкультурное
Конструировани
е на тему
«Брызгалка»
Выучить
стихотворение
Н.Григорьевой
«Песня дождя»
Дидактическая
игра
«Путешествие
капельки»
С/р игра
«Магазин»
Опыт:
«Бережем воду»
(опыт №39),
П/игра «Ходят
капельки по
кругу»
Праздник
«День
Нептуна»
Рисование
картины
«Морской
пейзаж»
П/и
«Водоносы»
3.3.. Перспективный план познавательной деятельности с
воспитанниками 6-7 лет
таблица№3
Ме
сяц
ы
НОД
Образовательны
е области
Совместная
деятельность
взрослого с
детьми
Самостоятель
ная
деятельность
детей
Сотрудниче
ство с
родителями
09
Тема: «Песок»
Цель: расширить
представления
детей о свойствах
песка .
Познавательное
Социально-
коммуникативное
Речевое
Художественно-
эстетическое
Физкультурное
Чтение «На
песке» Л.
Квитко;
Опыт:
«Удивительный
песок»
(опыт №40)
Опыт: «Песок
путешествует
по пустыне»
(опыт №41)
Опыт:
«Игры с
песком»
(опыт №22),
Рисование на
песке
«Песочная
страна»;
П/и
«Песчинки»
Игра
«Волшебное
сито»»
Цель:
познакомить
детей со
способом
отделения
камешков от
песка.
17
10
Тема: «Почва»
Цель: учить
определять и
сравнивать сухую
и влажную почву.
Познавательное
Социально-
коммуникативное
Речевое
Художественно-
эстетическое
Физкультурное
Беседа «Влияние
состава почвы
на рост
растений»
Опыт: «Сухая и
влажная почва»
(опыт№52)
Труд в
природе:
взрыхление
почвы у
комнатных
растений
Опыт:
«Как
передвигается
вода в
почве?»
(опыт №43),
11
Тема: « Все обо
всем»
Цель:
развить
познавательную
активность детей
в процессе
самостоятельного
выполнения
опытов.
Познавательное
Социально-
коммуникативное
Речевое
Художественно-
эстетическое
Физкультурное
Рассказ
воспитателя о
нефти.
Опыт: «Чем
можно
измерить
длину?»
(опыт №45)
Опыт:
«Нюхаем,
пробуем,
трогаем,
слушаем»
«опыт№1)
С/Р игра
«Ученый»
«Нарисуй
дождь»
Беседа
«Почему в
космос
летают на
ракете?»
12
Тема: «Мир
магнит»
Цель:
расширить
логический и
естественнонаучн
ый опыт детей,
связанный с
выявлением
таких свойств
материалов, как
липкость,
способность
приклеивать и
приклеиваться,
свойств магнитов
притягивать
железо.
Познавательное
Социально-
коммуникативное
Речевое
Художественно-
эстетическое
Физкультурное
Опыт: «Как
действуют
магниты?!»
(опыт №44),
Настольная
игра: «Ловись,
рыбка, и мала,
и велика»
Опыт
«Земля –
магнит»
(опыт №46),
01
Тема «Наша
елочка»
Цель:
познакомить с
елочкой, которая
растет на
территории
детского сада;
уточнить знания
об особенностях
внешнего вида
елочки
Познавательное
Социально-
коммуникативное
Речевое
Художественно-
эстетическое
Физкультурное
Наблюдение
«Рассмотрим
нашу елочку»;
«Чем пахнет
елочка»,
Чем ель
отличается от
лиственных
деревьев.
Объемная
аппликация
«Наша елка»;
Выставка из
бросового
материала
«Необычные
елочки»
02
Тема: «Камни»
Цель:
познакомить с
камнями,
Познавательное
Социально-
коммуникативное
Речевое
Опыт:
«Какие
удивительные!
»
«Развивающая
игра
«Камешки»
Рассматрива
ние
энциклопеди
й о камнях
18
различными по
форме и текстуре.
Художественно-
эстетическое
Физкультурное
(опыт №49)
Опыт
«Сравнение
глины и
камня»
(опыт №50),
03
Тема: «Огонь»
Цель: углубить
представления
детей о роли огня
в жизни
человека;
Познавательное
Социально-
коммуникативное
Речевое
Художественно-
эстетическое
Физкультурное
Чтение мифа о
Прометее
Опыт: « !»
(опыт №49)
Беседа: «Огонь
– спутник и
помощник
человека или
стихийное
бедствие»
Инсценировка
сказки
«Кошкин дом»
Игра «Хорошо
– плохо»
Чтение
сказки «Как
огонь с
человеком
подружился»
; подбор
загадок
Семейная
стенгазета
«Огонь –
враг- огонь –
друг»
04
Тема«Предметы
»
Цель:
познакомить со
свойствами и
изменениями
форм предметов.
Познавательное
Социально-
коммуникативное
Речевое
Художественно-
эстетическое
Физкультурное
Опыт: «Секрет
сосновой
шишки»
(опыт№59);
Опыт: «Мыло –
фокусник»
(опыт№60);
Опыт: «Как
заместить
тесто?» (опыт
№61)
Наблюдение за
ростом еловых
растений
Сбор
природного
материала
для опытов
05
Тема: «Космос
Вселенная.
Звезды»
Цель: уточнить
и расширить
представления о
космосе, вызвать
познавательный
интерес.
Познавательное
Социально-
коммуникативное
Речевое
Художественно-
эстетическое
Физкультурное
Беседа
«Вселенная.
Звезды»
Игра –
импровизация
«Обитатели
космоса»
П/и «Планеты
по местам»
Художественно
е творчество
(аппликация)
«Космос»
Опыт: «Звезд
ы светят
постоянно»
(опыт №52),
06
Тема: «Облака»
Цель:
формировать
умение видеть
красоту неба,
учить делать
открытия;
развивать
творческое
воображение,
(приложение №1)
Познавательное
Социально-
коммуникативное
Речевое
Художественно-
эстетическое
Физкультурное
Беседа об
облаках;
Игра «Что
будет, если…?»
Рисование
(прием
кляксографии)
«Облака»
Чтение Я.
Акима
«Облака»
07
Тема:
«Путешествие в
мир стеклянных
вещей»
Цель:
познакомить со
стеклянной
посудой, с
Познавательное
Социально-
коммуникативное
Речевое
Художественно-
эстетическое
Физкультурное
Опыт:
«Страна
Узнавайкина»
(опыт №55)
Игра
«Чудесный
мешочек»
Рассматривани
е предметов
через
разноцветное
стекло
Пополнение
альбома
«Удивительн
ое рядом»
19
процессом ее
изготовления,
развивать
познавательную
активность.
08
Тема «Человек»
Цель: показать,
как человек
слышит звук,
знакомить со
строением глаза,
функцией его
частей
Познавательное
Социально-
коммуникативное
Речевое
Художественно-
эстетическое
Физкультурное
Беседа
«Сохрани свое
здоровье с
детства»
Опыт:
«Проверим
слух»
(опыт№57);
Опыт «Наши
помощники –
глаза»
(Опыт№58);
Лепка
«Человек»
Изучение
модели
человека
Беседа на
тему
«Здоровье»
3.4. Перспективный план работы с родителями (1год)
таблица№4
№
п/
п
Формы
работы
Тема
Цели и задачи
Срок
проведения
1
Родительско
е собрание
«Воспитание
любознательности
, познавательной
активности
средствами
природы»
Привлечь внимание родителей к
организации
экспериментальной
деятельности дошкольников.
Сентябрь
2
Памятка
«Развитие
познавательной
активности
дошкольников»
Дать рекомендации родителям по
р а з в и т и ю
п о з н а в а т е л ь н о й
активности
детей
дошкольного
возраста.
Октябрь
3
Консультаци
я
«Центр
экспериментально
-поисковой
деятельности
дома»
Познакомить
родителей
с
с о в р е м е н н ы м и
ф о р м а м и
и
методами работы, направленными
на
познавательно
–
поисковое
развитие детей.
Ноябрь
4
Экскурсия в
«Музейный
центр»
«Богатства
Югры»
Расширить
знания
родителей
о
б о г а т с т в а х
р о д н о г о
к р а я .
Развивать интерес к окружающему
миру,
чувство
гордости
за
свой
край.
Декабрь
5
Создание
мини –
музея
«Морские
фантазии»
Стимулировать
родителей
на
создание
в
группе
мини
–музея
«Морские фантазии».
Январь
6
Практикум
«Мир моих
увлечений»
П р и в л е ч ь
р о д и т е л е й
к
и з г о т о в л е н и ю
и г р у ш е к
и з
природного
материала
моря
(
р а к у ш е к ,
к а м у ш е к ) .
Февраль
20
С п о с о б с т в о в а т ь
р а з в и т и ю
ф а н т а з и и ,
х уд о ж е с т в е н н о -
эстетического вкуса.
7
Викторина
«Как? Сколько?
Почему?»
Р а с ш и р и т ь
п р е д с т а в л е н и я
родителей об объектах и явлениях
п р и р о д ы .
Р а з в и в а т ь
наблюдательность,
п о з н а в ат е л ь н ы й
и н т е р е с
к
природе.
Март
8
Фотовыстав
ка
«За красотой в
природу»
Привлечь родителей к участию в
ф о т о в ы с т а в к е .
Р а з в и в а т ь
наблюдательность, умение видеть
удивительное в обычных объектах
неживой природы.
Апрель
9
Трудовой
десант
«Цветущим садом
станет наш
«Садко»»
Привлечь
внимание
родителей
к
благоустройству
тер р ито р ии
детского сада. Развивать желание
прийти
на
помощь,
создавая
красоту своими руками.
Май
10
Дискуссия
«Правила
разумного
поведения в
природе»
Обсудить
с
родителями
правила
поведения
в
природе.
Развивать
потребность
быть
активными
её
защитниками.
Июнь
11
Экскурсия
«В гости к
Водяному»
Показать
о сеннюю
к р а с от у
родной
природы.
Развивать
действенное отношение к природе,
э к о л о г и ч е с к и
г р а м о т н о е
поведение
во
время
отдыха
на
берегу водоема.
Июль
12
Круглый
стол
«Хочу всё знать»
Привлечь родителей к просмотру
вместе
с
детьми
телепередач
«Галилео», «Вокруг света», «Хочу
Все знать».
Август
3.5. Перспективный план работы с родителями (2год)
таблица№5
№
п/п
Формы
работы
Тема
Цели и задачи
Срок
проведени
я
1
Анкетиров
ание
«Роль семьи в
развитии
поисковой
активности
ребёнка»
Выявить отношение родителей к
поисковой деятельности детей.
Сентябрь
2
Родительск
ое
«Фенологические
наблюдения в
Привлечь внимание родителей к
фенологическим наблюдениям.
Октябрь
21
собрание
развитии поисково-
исследовательской
деятельности детей
дошкольного
возраста»
3
Дискуссия
«Особенности
детского
экспериментирован
ия»
Обсудить с родителями условия
необходимые для детского
экспериментирования. Выявить
особенности в процессе
дискуссии.
Ноябрь
4
Конкурс
загадок
«Ходит капелька по
кругу»
Привлечь
родителей
к
подбору
загадок о волшебнице – воде.
Декабрь
5
Выставка
«Сказка подводного
царства»
П р и в л е ч ь
р о д и т е л е й
к
п о п о л н е н и ю
м и н и -
м у з е я
«Морские фантазии» экспонатами.
Стимулировать
познавательную
активность.
Январь
6
Круглый
стол
«Воспитательный
потенциал
чтения
ребёнку
природоведческой
литературы»
Сконцентрировать
внимание
родителей на
природоведческой
литературе для детей дошкольного
возраста; её
роли в
развитии
всесторонней личности человека.
Февраль
7
Викторина
« Уж
т а е т
с н е г,
бегут ручьи…»
Привлечь
внимание
родителей
к
весенним
процессам
в
природе.
Развивать
наблюдательно сть,
поисковую активность.
Март
8
Памятка
«Берегите воду!»
П р и з в а т ь
р о д и т е л е й
к
ответственности
за
экологически
целесообразное
поведение
по
о т н о ш е н и ю
к
п р и р о д н ы м
ресурсам (воде).
Апрель
9
Выставка
камней
«Удивительное
рядом!»
Привлечь родителей к участию в
в ы ст ав ке
с
уд и в и т е л ь н ы м и
объектами
природы
(камни).
Развивать поисковую активность.
Май
10
Игра-
развлечени
е
День Земли
Активизировать эмоциональные
переживания родителей от
совместной деятельности.
Формировать устойчивый интерес
к явлениям общественной жизни и
объектам природы.
Июнь
11
Консульта
ция
Полезные и
забавные игры с
водой!
Расширить
знания
родителей
о
свойствах
воды
полезных
для
зд о р о в ь я
л юд е й ;
р о л и
з а к а л и в а н и я ;
и г р а х ,
способствующих
приобретению
Июль
22
новых знаний о ней.
12
Фотоальбо
м
«Как мы отдыхали
летом»
Привлечь
родителей
к
созданию
ф о т о а л ь б о м а .
Р а з в и в а т ь
стремление
участвовать
в
жизни
группы.
Август
3.6. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована
Программа Организации, в том числе категории детей с ОВЗ.
Наш
детский
несколько
лет
работает
с
детьми
с
ОВЗ,
которые
посещают
группы
общеразвивающей
направленности.
Мы
стараемся
включать этих детей наравне со всеми в разнообразные виды деятельности.
Подробнее мы хотим остановиться на включении детей с ограниченными
возможностями
здоровья
в
экспериментально
-
исследовательскую
деятельность. Все дети по своему, талантливы, поэтому к каждому ребёнку с
ОВЗ подходим не с позиции, что он не может в силу своей особенности, а с
позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения. Так как у детей с
о собыми
образовательными
пот ребно стями
о р и е н т и р о в оч н о -
исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и
качеств,
предметов
затруднена,
им
требуется
большее
количество
практических проб и исследований при решении поставленной задачи. Мы
учим
детей,
сопровождать
речью
свои
действия,
подводить
итог,
давать
словесный отчет, фиксировать результаты исследования с помощью рисунка
или карточки с символом, а на более поздних этапах работы - составлять
инструкции для себя и для других, т. е. обучаем действиям планирования. В
нашем детском саду созданы все условия для детской экспериментально-
исследовательской
деятельности.
Имеется
лаборатория,
в
которой
мы
с
ребятами
проводим
опыты
со
снегом,
водой,
почвой,
песком,
воздухом,
проводим
исследования
движения
воды
и
воздуха
в
природе,
исследуем
условия необходимые для жизни растений. В группе имеются коллекции
комнатных растений, минералов, коллекции семян цветов и деревьев. Дети с
удовольствием рассматривают эти коллекции и учатся их классифицировать.
Для
проведения
исследовательской
деятельности
на
прогулке
в
группе
имеется переносной контейнер. Перед прогулкой мы с ребятами складываем
в него все, что пригодиться для очередного исследования. Экспериментально-
исследовательская деятельность помогает ребятам выявлять проблему и в
процессе
ряда
действий
ее
решить.
Мы
предоставляем
им
возможность
действовать
самостоятельно
(принцип
«Я
делаю
и
понимаю»).
Ребенок,
испытывающий затруднения, обязательно работает в паре или в группе с
детьми которым это задание по силам.
Ребята с особенностями развития
стараются не отставать от своих товарищей. Большую помощь в работе с
23
детьми с особыми образовательными потребностями оказывают родители.
Мы показали им на примерах,
что необходимо предоставлять ребенку
возможность действовать самостоятельно - пусть не у всех сразу получается,
это поможет сформировать инициативность, творческое отношение к делу,
свободу поведения. Именно разные совместные проекты с родителями и
детьми
дают
очень
хорошие
результаты.
Ведь
работая
над
совместным
проектом, родители и дети сближаются эмоционально и психологически, это
дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым», а папе и маме -
лучше узнать его. В номинации «Я и родитель» дети могут защищать проект
вместе с членом семьи. Это придает ему больше уверенности в своих силах,
дает возможность лучше раскрыть свои способности. В старшей группе дети
с особенностями в развитии защищали свои проекты вместе с родителями, а
уже
в
подготовительной
группе
-
некоторые
смогли
самостоятельно
выступить с проектом. При включении детей с ОВЗ в экспериментально-
исследовательскую деятельность у них повышается интерес к живой природе
и
естествознанию,
они
проявляют
инициативу
и
самостоятельность
в
познавательно-
исследовательской
деятельности,
интересуются
причинно-
следственными связям и, пытаются самостоятельно придумывать объяснения
явлениям
природы.
Все
это
помогает
развивать
психические
процессы:
внимание,
память,
восприятие,
мышление,
речь
у
детей
с
ОВЗ.
Использование
экспериментально-исследовательской
деятельности
способствует и социально-коммуникативному развитию. Ребята осваивают
правила
поведения,
культуру
общения,
комфортно
чувствуют
себя
среди
сверстников. Дети учатся взаимопомощи и толерантности.
3.7.Список используемой литературы:
1.
Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и
дома.- Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. – (Детский сад:
день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
2.
Дыбина
О.В.
,
Поддъяков
Н.Н.,
Рахманова
Н.П.,
Щетинина
В.В.,
Ребенок в
мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного
возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
3.
Дыбина
О.В.
Рахманова
Н.П.,
Щетина
В.В.
Неизведанное
рядом:
занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред.
О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
24
4.
Короткова
Н.А.
Познавательно-исследовательская
деятельность
старших дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5.
2002. №1
5.
Николаева
С.Н.
Ознакомление
дошкольников
с
неживой
природой.
Природопользование
в
детском
саду.
Методическое
пособие.
–
М.:
Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
6.
Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для
дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
7.
Организация
экспериментальной
деятельности
дошкольников:
Методические
рекомендации/
Под
общ.
Ред.Л.Н.Прохоровой.
–
М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
8.
Соловьева
Е.
Как
организовать
поисковую
деятельность
детей
//
Дошкольное воспитание. 2005. №1.
9.
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. –
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
25