Напоминание

Современные методы в коррекционно-развивающей работе с первоклассниками


Автор: Родина Елена Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №11"
Населённый пункт: город Усть-Илимск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Современные методы в коррекционно-развивающей работе с первоклассниками
Раздел: начальное образование





Назад




Современные методы в коррекционно-развивающей работе с

первоклассниками

Родина Е.Ю.,

Педагог-психолог

МАОУ «Средняя общеобразовательная

школа №11», г. Усть-Илимск, Иркутская обл.

Школьное обучение – один из серьезнейших этапов в жизни ребенка. Поэтому

вполне

понятна

та

озабоченность,

которую

проявляют

и

взрослые,

и

дети

при

приближающемся поступлении в школу. Часть родителей и воспитателей, да и самих

детей воспринимают этот момент как своеобразный экзамен ребенка за весь дошкольный

период

жизни.

Многим

первоклассникам

совсем

не

просто

выполнять

школьные

требования, для этого им необходимо значительное напряжение.

Важно в самом начале школьного обучения выяснить уровень готовности детей, а

также

спланировать

психолого-педагогическую

работу

по

предотвращению

школьной

дезадаптации.

Первоклассники,

пришедшие

в

школу,

имеют

разный

уровень

готовности

к

обучению. Готовность

является

важной

предпосылкой

успешного

обучения

в

школе.

Стойкая неуспешность в начале обучения опасна тем, что ребенок может потерять веру в

свои

силы,

у

него

может

сложиться

заниженная

самооценка,

могут

нарушиться

взаимоотношения с родителями, закономерно возникает негативное отношение к учению

и

стремление

избежать

учебной

деятельности.

Поэтому

своевременная

психолого-

педагогическая

помощь

и

сопровождение

детей,

демонстрирующих

низкий

уровень

готовности необходимы.

По итогам диагностики первоклассников были проведены родительские собрания в

классах, индивидуальные консультации для родителей детей, чьи результаты оказались

низкими. Родителям и учителям были даны рекомендации по коррекции недостатков

развития

тех

или

иных

психических

процессов.

Были

сформированы

коррекционно-

развивающие группы для посещения уроков психологического развития.

Уроки психологического развития проходят один раз в неделю, продолжительность

занятия в первом классе – 30 минут. Наполняемость группы – до 12 человек.

Для

осуществления

коррекционно-развивающей

работы

на

у р о ка х

психологического

развития

нами

была

разработана

и

составлена

программа

«Уроки

психологического

развития»,

основанная

на

психологической

программе

развития

когнитивной сферы младших школьников Н.П. Локаловой «120 уроков психологического

развития».

Также в программу были включены игры и упражнения с песком, пуговицами,

зерном и бусинами, работа с конструкторами и интерактивными играми, использование

мультимедийных технологий, психологические игры и упражнения.

Элементы песочной терапии на уроках психологического развития

Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное

ощущение.

Первое

ощущение

ребенка

в

мире

это

тактильное

ощущение.

И

подсознательно

люди

привыкли

ему

доверять.

Именно

это

доверие

к

тактильно-

кинестетическим

ощущениям

и

делает

терапевтические

игры

с

песком

столь

результативными.

Ниже приведены игры и упражнения с песком, которые мы используем на уроках

психологического развития с первоклассниками.

1.

Поглаживание песка, определение на ощупь и вербализация своих ощущений.

Песок какой? (шершавый, мелкий, прохладный, приятный и т.д.)

2.

Рисунки на песке (одним пальцем, двумя пальцами обеих рук, ладошкой, ребром

ладони).

3.

Пересыпать

песок

из

кулачка

тонкой

струйкой,

вербализуя

свои

ощущения;

пересыпать песок с помощью сита.

4.

Игра

«Слушай

меня

внимательно».

Ребята

работают

в

парах,

один

ребенок

засыпает руку другого песком, после чего просит его пошевелить только тем

пальчиком, который он назовет. Затем ребята меняются ролями.

5.

Игра

«Прятки».

Каждый

ребенок

получает

какой-нибудь

маленький

предмет,

водящему

предлагается

запомнить,

у

кого

какой

предмет

(например,

у

Ани-

ракушка, у Светы – стеклянная бусинка). Затем водящий закрывает глаза, ребята

прячут свои «сокровища» в пределах песочницы. Водящий открывает глаза и

одним пальчиком аккуратно раскапывает «сокровища», находя его хозяев.

6.

Игра «Найди пару». Каждому ребенку предлагается маленький предмет. Точно

такой же предмет заранее прячется в песочном ящике. Задача ребенка на ощупь с

закрытыми глазами отыскать пару своему предмету.

7.

Игра

«Совместная

история».

Каждый

из

ребят

выбирает

себе

миниатюрную

фигурку-персонажа.

Ведущий

начинает

историю,

каждый

по

очереди

ее

продолжает, при этом вплетая в рассказ своего героя. Ребята вместе создают город,

в котором живут их персонажи.

8.

Игра «Узоры из камней». Ребятам предлагается начальный узор – логический ряд,

при помощи камешков ребятам нужно его продолжить. Также можно учить ребят

пространственной ориентировке: «Камешек в верхний левый угол», «Камешек в

центр», «Камешек слева от… справа от… между…» и т.д.

9.

«Песочное

разукрашивание».

Ребятам

предлагаются

заготовки

раскраски,

клей

ПВА, кисточка и цветной песок. Ребята создают сою песочную картинку, а затем

придумать небольшую историю о ней.

Игры

и

упражнения

с

зерном,

пуговицами

и

бусинами

на

уроках

психологического развития

Особенно полезны и интересны для детей младшего школьного возраста игры с

использованием зерна, пуговиц и бусин. Это положительно сказывается на развитии

мелкой

моторики,

помогает

развивать

внимание,

усидчивость,

память

и

логическое

мышление.

1.

Игра с пуговицами «Найди свою» (в парах, тройках). Ребятам предлагается в куче

пуговиц по очереди находить только свои (Ира – только розовые цветочки, Маша –

мячики, Женя – звездочки). Затем предлагается сосчитать, сравнить, у кого больше, у кого

меньше, а у кого самое маленькое количество.

2.

Игра с пуговицами «Рассортируй». Детям предлагается рассортировать пуговицы

по цвету, затем по размеру, затем по форме, сравнить.

3.

Игра с пуговицами «Продолжи логический ряд». У каждого из ребят некоторое

количество пуговиц, психолог начинает логический ряд, а каждый из ребят выкладывает

продолжение.

4.

Игра с пуговицами «Собиратели». У каждого из ребят горстка разных пуговиц, их

задача – перемещаясь по классу и договариваясь с остальными ребятами поменяться

пуговицами и собрать только свои.

5.

Игра с зерном «Найди секрет». В объемную чашу с зерном прячутся маленькие

фигурки, ребятам необходимо их найти.

6.

Игра с зерном «Золушка». У каждого из ребят – маленькая чашечка с зерном 2

видов (например, фасоль и горох). Ребятам нужно рассортировать отдельно каждые зерна.

7.

Творческая работа «Панно из зерен». Ребятам предлагается заготовка-раскраска, на

которую они при помощи клея наносят зерна.

8.

Игра с бусинами «Нанизывание». Ребятам предлагаются шнурки и бусины разных

цветов и размеров. Задача ребят – собрать логическую цепочку по инструкции психолога,

продолжить логический ряд, поработать как самостоятельно, так и в парах.

Работа

с

конструкторами

и

интерактивными

играми,

использование

мультимедийных технологий на уроках психологического развития очень интересны

современным детям. Это позволяет разнообразить уроки, внести в них элемент яркости,

необычности,

всегда

воспринимается

ребятами

с

большой

радостью.

Эти

игры

у

упражнения имеют разные цели и задачи.

1.

Игра «Тик-так-бум!» (развитие скорости реакции, обогащение словарного запаса,

внимания). Ребята вытягивают карточку с темой разговора (например, «В холодильнике»).

Заводится таймер-бомбочка, ребята передают ее по кругу, при этом каждый называет

слово, подходящее теме. Слова не должны повторяться. Тот, у кого в руках бомбочка

«взорвалась»,

забирает

карточку

себе.

Выигрывает

тот,

кто

не

заработал

ни

одной

карточки.

2.

Игра

«Мемо»

(развитие

внимания,

памяти).

Перед

ребятами

выкладываются

карточки-пары,

участники

внимательно

смотрят

на

табло,

затем

карточки

переворачиваются,

каждый

по

очереди

ищет

парные

картинки.

Побеждает

тот,

кто

заработал больше всего карточек.

3.

Игра-конструктор

«Танграм»

(развитие

пространственных

отношений,

логического мышления, внимания, моторики, памяти, усидчивости). представляет собой

картонный

яркий

квадрат,

разрезанный

на

7

частей:

2

больших

треугольника,

один

средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей,

плотно

присоединяя

их

друг

к

другу,

нужно

составить

различные

изображения

по

образцам или по собственному замыслу. Цель игры - собирать всевозможные фигурки из

данных элементов по принципу мозаики.

4.

Логическая игра «IQ-твист» (развитие логического мышления, познавательных

способностей, зрительного и пространственного восприятия, мелкой моторики). Ребята

работают в парах, их задача – расположить фигуры–части конструктора в игровом поле в

соответствии с цветом и заданием в книжке-приложении. Все детали должны уместиться в

игровом поле, при этом их можно вращать как угодно.

5.

Интерактивная игра с использованием мультимедийных технологий «Лаборатория

профессора

Ума».

В

игре

подобраны

задания

на

развитие

внимания,

обобщение

и

классификацию.

Психологические игры и упражнения на уроках психологического развития.

Очень важным в коррекционно-развивающей работе с первоклассниками считаю

использование

психолгических

игр

и

упражнений.

Они

помогают

развивать

у

ребят

самоконтроль,

умение

устанавливать

контакт,

обращаться

с

просьбой,

находить

компромиссное решение в конфликтных ситуациях. К тому же для первоклассников –

вчерашних

дошкольников

игровая

деятельность

очень

близка

и

понятна,

принимая

правила игры и действую в соответствии с ними, они учатся принимать правила школьной

жизни, регулировать свое поведение.

1.

Игра «Принц на цыпочках». Выбирается один ведущий, на него надевается корона.

Он говорит: «Раз, два, три – замри». Все ребята замирают в каких-либо позах. Смеяться,

улыбаться, разговаривать и шевелиться запрещается. Если ведущий замечает, что кто то из

детей нарушил правило – он просит его встать за ним, они уже вместе ходят и говорят

такие слова «Тише, дети, не шумите, принц на цыпочках идет».

2.

Игра «Маргалки». Ребята рассчитываются на 1-2. Первые номера становятся перед

вторыми. Остается один водящий, он без пары. Его задача – подмигивая участникам под

номером 1, подозвать кого-либо из них. Задача участников под номером 2 – не дать

убежать своей паре, поймав его за плечи. Если кто-то из участников под номером 2

остался без пары – он становится водящим.

3.

Игра «Путаница». Выбирается один водящий, ему завязываются глаза, остальные

ребята берутся за руки, образуя круг. Их задача – не расцепляя рук, запутаться. Задача

водящего – распутать участников.

4.

Игра «Угадай, кого не стало». Ребята встают в круг, закрывают глаза, ведущий-

взрослый

тихонько

отводит

за

дверь

одного

из

ребят.

Затем

все

открывают

глаза

и

угадывают, кого не стало.

5.

Игра «Пальчики». Все ребята стоят в кругу. Ведущий взрослый показывает то

количество пальцев, сколько участников должный выйти в круг.

6.

Игра «Покажи секретик». Ребята закрывают глаза, одному из участников ведущий

взрослый кладет в руку маленькую фигурку. Затем ребята открывают глаза, их задача

убедить показать секретик (можно сказать «волшебное слово», сделать что-то приятное

или сказать комплимент). Чье убеждение понравится водящему больше – тому он и

показывает секретик.

7.

Игра «Передай число». Ребята становятся паровозиком, кладут друг другу руки на

плечи. Ведущий взрослый говорит цифру на ухо последнему участнику. Его задача –

передать впередистоящему участнику число хлопков, соответствующее цифре. И так по

цепочке. Произносить вслух и считать хлопки запрещается. Только про себя.

Предполагаемая структура занятий:

Разминка, ритуал приветствия

Ставит

перед

собой

цель:

включение

детей

в

работу

группы,

настрой

на

позитивный лад, сплочение группы.

Коммуникативные игры

Используются для формирования у первоклассников

коммуникативных умений,

толерантного отношения друг к другу, сплочённости группы, умения находить решение

сложных ситуаций;

Основная часть занятия

В

этой

части

занятий

психолог

использует

различные

психологические

упражнения, направленные на получение детьми навыков адекватно оценить себя и свою

деятельность

в

игре,

формирование

позитивного

отношения

к

школе

и

школьным

правилам.

Также

в

этой

части

занятия

происходит

работа

на

развитие

психических

познавательных процессов ребенка: память, внимание, речь, мышление;

Динамические паузы

Включены в занятия для снятия мышечного напряжения, координации движений,

умение взаимодействовать сообща в процессе выполнения различных упражнений;

Рефлексия

В этом возрасте не может быть полноценно осуществлена самими учащимися,

поэтому она поводится в форме ритуала прощания, который придумывают сами дети, а

также проговариванием учащимися

наиболее

удавшихся и запомнившихся моментов

занятия.

В первом классе ответ на вопрос об успешности ребёнка во многом зависит именно

от того, была ли проведена диагностика готовности к обучению и на её основе - коррекция

и индивидуализация процесса обучения.

Специально

организованная

система

коррекционно-развивающей

работы

способствует повышению уровня развития психических познавательных процессов, что

является основой для развития успешности в познавательной деятельности на всех этапах

дальнейшего образования.



В раздел образования