Автор: Родина Елена Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №11"
Населённый пункт: город Усть-Илимск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Современные методы в коррекционно-развивающей работе с первоклассниками
Раздел: начальное образование
Современные методы в коррекционно-развивающей работе с
первоклассниками
Родина Е.Ю.,
Педагог-психолог
МАОУ «Средняя общеобразовательная
школа №11», г. Усть-Илимск, Иркутская обл.
Школьное обучение – один из серьезнейших этапов в жизни ребенка. Поэтому
вполне
понятна
та
озабоченность,
которую
проявляют
и
взрослые,
и
дети
при
приближающемся поступлении в школу. Часть родителей и воспитателей, да и самих
детей воспринимают этот момент как своеобразный экзамен ребенка за весь дошкольный
период
жизни.
Многим
первоклассникам
совсем
не
просто
выполнять
школьные
требования, для этого им необходимо значительное напряжение.
Важно в самом начале школьного обучения выяснить уровень готовности детей, а
также
спланировать
психолого-педагогическую
работу
по
предотвращению
школьной
дезадаптации.
Первоклассники,
пришедшие
в
школу,
имеют
разный
уровень
готовности
к
обучению. Готовность
является
важной
предпосылкой
успешного
обучения
в
школе.
Стойкая неуспешность в начале обучения опасна тем, что ребенок может потерять веру в
свои
силы,
у
него
может
сложиться
заниженная
самооценка,
могут
нарушиться
взаимоотношения с родителями, закономерно возникает негативное отношение к учению
и
стремление
избежать
учебной
деятельности.
Поэтому
своевременная
психолого-
педагогическая
помощь
и
сопровождение
детей,
демонстрирующих
низкий
уровень
готовности необходимы.
По итогам диагностики первоклассников были проведены родительские собрания в
классах, индивидуальные консультации для родителей детей, чьи результаты оказались
низкими. Родителям и учителям были даны рекомендации по коррекции недостатков
развития
тех
или
иных
психических
процессов.
Были
сформированы
коррекционно-
развивающие группы для посещения уроков психологического развития.
Уроки психологического развития проходят один раз в неделю, продолжительность
занятия в первом классе – 30 минут. Наполняемость группы – до 12 человек.
Для
осуществления
коррекционно-развивающей
работы
на
у р о ка х
психологического
развития
нами
была
разработана
и
составлена
программа
«Уроки
психологического
развития»,
основанная
на
психологической
программе
развития
когнитивной сферы младших школьников Н.П. Локаловой «120 уроков психологического
развития».
Также в программу были включены игры и упражнения с песком, пуговицами,
зерном и бусинами, работа с конструкторами и интерактивными играми, использование
мультимедийных технологий, психологические игры и упражнения.
Элементы песочной терапии на уроках психологического развития
Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное
ощущение.
Первое
ощущение
ребенка
в
мире
—
это
тактильное
ощущение.
И
подсознательно
люди
привыкли
ему
доверять.
Именно
это
доверие
к
тактильно-
кинестетическим
ощущениям
и
делает
терапевтические
игры
с
песком
столь
результативными.
Ниже приведены игры и упражнения с песком, которые мы используем на уроках
психологического развития с первоклассниками.
1.
Поглаживание песка, определение на ощупь и вербализация своих ощущений.
Песок какой? (шершавый, мелкий, прохладный, приятный и т.д.)
2.
Рисунки на песке (одним пальцем, двумя пальцами обеих рук, ладошкой, ребром
ладони).
3.
Пересыпать
песок
из
кулачка
тонкой
струйкой,
вербализуя
свои
ощущения;
пересыпать песок с помощью сита.
4.
Игра
«Слушай
меня
внимательно».
Ребята
работают
в
парах,
один
ребенок
засыпает руку другого песком, после чего просит его пошевелить только тем
пальчиком, который он назовет. Затем ребята меняются ролями.
5.
Игра
«Прятки».
Каждый
ребенок
получает
какой-нибудь
маленький
предмет,
водящему
предлагается
запомнить,
у
кого
какой
предмет
(например,
у
Ани-
ракушка, у Светы – стеклянная бусинка). Затем водящий закрывает глаза, ребята
прячут свои «сокровища» в пределах песочницы. Водящий открывает глаза и
одним пальчиком аккуратно раскапывает «сокровища», находя его хозяев.
6.
Игра «Найди пару». Каждому ребенку предлагается маленький предмет. Точно
такой же предмет заранее прячется в песочном ящике. Задача ребенка на ощупь с
закрытыми глазами отыскать пару своему предмету.
7.
Игра
«Совместная
история».
Каждый
из
ребят
выбирает
себе
миниатюрную
фигурку-персонажа.
Ведущий
начинает
историю,
каждый
по
очереди
ее
продолжает, при этом вплетая в рассказ своего героя. Ребята вместе создают город,
в котором живут их персонажи.
8.
Игра «Узоры из камней». Ребятам предлагается начальный узор – логический ряд,
при помощи камешков ребятам нужно его продолжить. Также можно учить ребят
пространственной ориентировке: «Камешек в верхний левый угол», «Камешек в
центр», «Камешек слева от… справа от… между…» и т.д.
9.
«Песочное
разукрашивание».
Ребятам
предлагаются
заготовки
раскраски,
клей
ПВА, кисточка и цветной песок. Ребята создают сою песочную картинку, а затем
придумать небольшую историю о ней.
Игры
и
упражнения
с
зерном,
пуговицами
и
бусинами
на
уроках
психологического развития
Особенно полезны и интересны для детей младшего школьного возраста игры с
использованием зерна, пуговиц и бусин. Это положительно сказывается на развитии
мелкой
моторики,
помогает
развивать
внимание,
усидчивость,
память
и
логическое
мышление.
1.
Игра с пуговицами «Найди свою» (в парах, тройках). Ребятам предлагается в куче
пуговиц по очереди находить только свои (Ира – только розовые цветочки, Маша –
мячики, Женя – звездочки). Затем предлагается сосчитать, сравнить, у кого больше, у кого
меньше, а у кого самое маленькое количество.
2.
Игра с пуговицами «Рассортируй». Детям предлагается рассортировать пуговицы
по цвету, затем по размеру, затем по форме, сравнить.
3.
Игра с пуговицами «Продолжи логический ряд». У каждого из ребят некоторое
количество пуговиц, психолог начинает логический ряд, а каждый из ребят выкладывает
продолжение.
4.
Игра с пуговицами «Собиратели». У каждого из ребят горстка разных пуговиц, их
задача – перемещаясь по классу и договариваясь с остальными ребятами поменяться
пуговицами и собрать только свои.
5.
Игра с зерном «Найди секрет». В объемную чашу с зерном прячутся маленькие
фигурки, ребятам необходимо их найти.
6.
Игра с зерном «Золушка». У каждого из ребят – маленькая чашечка с зерном 2
видов (например, фасоль и горох). Ребятам нужно рассортировать отдельно каждые зерна.
7.
Творческая работа «Панно из зерен». Ребятам предлагается заготовка-раскраска, на
которую они при помощи клея наносят зерна.
8.
Игра с бусинами «Нанизывание». Ребятам предлагаются шнурки и бусины разных
цветов и размеров. Задача ребят – собрать логическую цепочку по инструкции психолога,
продолжить логический ряд, поработать как самостоятельно, так и в парах.
Работа
с
конструкторами
и
интерактивными
играми,
использование
мультимедийных технологий на уроках психологического развития очень интересны
современным детям. Это позволяет разнообразить уроки, внести в них элемент яркости,
необычности,
всегда
воспринимается
ребятами
с
большой
радостью.
Эти
игры
у
упражнения имеют разные цели и задачи.
1.
Игра «Тик-так-бум!» (развитие скорости реакции, обогащение словарного запаса,
внимания). Ребята вытягивают карточку с темой разговора (например, «В холодильнике»).
Заводится таймер-бомбочка, ребята передают ее по кругу, при этом каждый называет
слово, подходящее теме. Слова не должны повторяться. Тот, у кого в руках бомбочка
«взорвалась»,
забирает
карточку
себе.
Выигрывает
тот,
кто
не
заработал
ни
одной
карточки.
2.
Игра
«Мемо»
(развитие
внимания,
памяти).
Перед
ребятами
выкладываются
карточки-пары,
участники
внимательно
смотрят
на
табло,
затем
карточки
переворачиваются,
каждый
по
очереди
ищет
парные
картинки.
Побеждает
тот,
кто
заработал больше всего карточек.
3.
Игра-конструктор
«Танграм»
(развитие
пространственных
отношений,
логического мышления, внимания, моторики, памяти, усидчивости). представляет собой
картонный
яркий
квадрат,
разрезанный
на
7
частей:
2
больших
треугольника,
один
средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей,
плотно
присоединяя
их
друг
к
другу,
нужно
составить
различные
изображения
по
образцам или по собственному замыслу. Цель игры - собирать всевозможные фигурки из
данных элементов по принципу мозаики.
4.
Логическая игра «IQ-твист» (развитие логического мышления, познавательных
способностей, зрительного и пространственного восприятия, мелкой моторики). Ребята
работают в парах, их задача – расположить фигуры–части конструктора в игровом поле в
соответствии с цветом и заданием в книжке-приложении. Все детали должны уместиться в
игровом поле, при этом их можно вращать как угодно.
5.
Интерактивная игра с использованием мультимедийных технологий «Лаборатория
профессора
Ума».
В
игре
подобраны
задания
на
развитие
внимания,
обобщение
и
классификацию.
Психологические игры и упражнения на уроках психологического развития.
Очень важным в коррекционно-развивающей работе с первоклассниками считаю
использование
психолгических
игр
и
упражнений.
Они
помогают
развивать
у
ребят
самоконтроль,
умение
устанавливать
контакт,
обращаться
с
просьбой,
находить
компромиссное решение в конфликтных ситуациях. К тому же для первоклассников –
вчерашних
дошкольников
игровая
деятельность
очень
близка
и
понятна,
принимая
правила игры и действую в соответствии с ними, они учатся принимать правила школьной
жизни, регулировать свое поведение.
1.
Игра «Принц на цыпочках». Выбирается один ведущий, на него надевается корона.
Он говорит: «Раз, два, три – замри». Все ребята замирают в каких-либо позах. Смеяться,
улыбаться, разговаривать и шевелиться запрещается. Если ведущий замечает, что кто то из
детей нарушил правило – он просит его встать за ним, они уже вместе ходят и говорят
такие слова «Тише, дети, не шумите, принц на цыпочках идет».
2.
Игра «Маргалки». Ребята рассчитываются на 1-2. Первые номера становятся перед
вторыми. Остается один водящий, он без пары. Его задача – подмигивая участникам под
номером 1, подозвать кого-либо из них. Задача участников под номером 2 – не дать
убежать своей паре, поймав его за плечи. Если кто-то из участников под номером 2
остался без пары – он становится водящим.
3.
Игра «Путаница». Выбирается один водящий, ему завязываются глаза, остальные
ребята берутся за руки, образуя круг. Их задача – не расцепляя рук, запутаться. Задача
водящего – распутать участников.
4.
Игра «Угадай, кого не стало». Ребята встают в круг, закрывают глаза, ведущий-
взрослый
тихонько
отводит
за
дверь
одного
из
ребят.
Затем
все
открывают
глаза
и
угадывают, кого не стало.
5.
Игра «Пальчики». Все ребята стоят в кругу. Ведущий взрослый показывает то
количество пальцев, сколько участников должный выйти в круг.
6.
Игра «Покажи секретик». Ребята закрывают глаза, одному из участников ведущий
взрослый кладет в руку маленькую фигурку. Затем ребята открывают глаза, их задача
убедить показать секретик (можно сказать «волшебное слово», сделать что-то приятное
или сказать комплимент). Чье убеждение понравится водящему больше – тому он и
показывает секретик.
7.
Игра «Передай число». Ребята становятся паровозиком, кладут друг другу руки на
плечи. Ведущий взрослый говорит цифру на ухо последнему участнику. Его задача –
передать впередистоящему участнику число хлопков, соответствующее цифре. И так по
цепочке. Произносить вслух и считать хлопки запрещается. Только про себя.
Предполагаемая структура занятий:
Разминка, ритуал приветствия
Ставит
перед
собой
цель:
включение
детей
в
работу
группы,
настрой
на
позитивный лад, сплочение группы.
Коммуникативные игры
Используются для формирования у первоклассников
коммуникативных умений,
толерантного отношения друг к другу, сплочённости группы, умения находить решение
сложных ситуаций;
Основная часть занятия
В
этой
части
занятий
психолог
использует
различные
психологические
упражнения, направленные на получение детьми навыков адекватно оценить себя и свою
деятельность
в
игре,
формирование
позитивного
отношения
к
школе
и
школьным
правилам.
Также
в
этой
части
занятия
происходит
работа
на
развитие
психических
познавательных процессов ребенка: память, внимание, речь, мышление;
Динамические паузы
Включены в занятия для снятия мышечного напряжения, координации движений,
умение взаимодействовать сообща в процессе выполнения различных упражнений;
Рефлексия
В этом возрасте не может быть полноценно осуществлена самими учащимися,
поэтому она поводится в форме ритуала прощания, который придумывают сами дети, а
также проговариванием учащимися
наиболее
удавшихся и запомнившихся моментов
занятия.
В первом классе ответ на вопрос об успешности ребёнка во многом зависит именно
от того, была ли проведена диагностика готовности к обучению и на её основе - коррекция
и индивидуализация процесса обучения.
Специально
организованная
система
коррекционно-развивающей
работы
способствует повышению уровня развития психических познавательных процессов, что
является основой для развития успешности в познавательной деятельности на всех этапах
дальнейшего образования.