Автор: Абрамович Ирина Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУСШ п.Парфино
Населённый пункт: посёлок Парфино, Новгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Менеджмент в образовании. Управление классным коллективом.
Раздел: среднее образование
«УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ»
Автор:
учитель истории и обществознания
МАОУСШ п.Парфино
Абрамович И.В.
Семья и школа – это берег и море,
на берегу ребенок делает свои первые шаги,
получает первые уроки жизни,
а потом перед ним открывается необозримое море знаний,
и курс в этом море прокладывает школа.
Л. Кассиль
Воспитание
–
один
из
сложнейших
социальных
процессов.
Его
сложность – в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии
управляемого
и
стихийного.
Воспитание
подрастающего
поколения
волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро
встает
на
сегодняшний
день,
поскольку
связана
с
резким
изменением
требований к человеку со стороны общества.
Развитие
образования
в
России
происходит
в
новых,
достаточно
сложных
условиях.
С
одной
стороны,
основа
существования
школы
–
верность отечественной традиции, с другой, - она включена в процессы
интеграции и глобализации, становится частью европейского и мирового
образовательного пространства.
В
современном
образовании
наступил
период
комплексной
модернизации.
За
последние
годы
утверждены
новые
федеральные
государственные образовательные стандарты (ФГОС второго поколения), в
основу
которых
положен
компетентностный
подход;
принципиально
обновлены
требования
к
результатам,
содержанию
образовательного
процесса. Несмотря на особые условия переходного периода, требования к
качеству подготовки школьников не только не снижаются, но становятся еще
более
высокими.
В
связи
с
этим
современные
школы
заинтересованы
в
создании
эффективных
систем
управления
качеством
образовательного
процесса, гарантирующих качество образования, необходимое и личности, и
обществу, и профессиональному сообществу, и государству. Это становится
возможным при условии объединения усилий семьи и школы для воспитания
личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Исключительную
роль
в
формировании
подрастающего
человека
играет
школьный
коллектив.
Именно
он
является
основной
социальной
средой,
в
которой
воспитываются
способности
личности.
В
школьном
коллективе
с
его
многогранными
отношениями,
благодаря
общей
деятельности его членов, обеспечивается всестороннее развитие личности,
надлежащая
подготовка
учащихся
к
труду,
к
активному
участию
в
общественной жизни, к защите Родины.
Многогранны виды деятельности, в которые вовлечены современные
школьники.
Это
и
общественно
полезные
дела,
и
трудовые
десанты,
и
спортивные
соревнования.
Но
для
того,
чтобы
они
стали
не
просто
мероприятиями,
а
ступеньками
в
духовном,
познавательном
развитии
и
возвышении
ребят,
важно
верное
педагогическое
руководство
их
отношениями,
создание
условий
для
взаимообогащающего
общения,
развития
и
укрепления
лучших
черт
характера,
чувства
коллективизма.
Деятельность школьников должна развертываться в такой воспитательной
среде,
психологический
климат
которой
отражает
нравственные
нормы
нашего общества. Без создания и воспитания коллектива педагог бессилен,
т.к.
один
не
в
состоянии
организовать
постоянное
влияние
на
личность
каждого учащегося.
Деятельность педагога направлена на помощь ребёнку в формировании
своей
системы интересов, как основы успешной социализации личности.
При этом для него должны быть значимыми общечеловеческие ценности,
такие
как
доброта,
гуманизм,
справедливость,
милосердие.
Современная
педагогическая
деятельность
опирается
на
технологии
саморазвития
личности
школьника,
здоровьесберегающие
технологии,
коллективную
творческую
деятельность
(КТД),
метод
проектов
и
ИКТ. Таким образом,
ш к о л а
н о в е й ш е г о
п е р и о д а
и с т о р и и
п р е д с т а в л я е т
с о б о й
сложноорганизованную социальную систему, задача которой – обеспечить
формирование
способности
человека
к
непрерывному
качественному
саморазвитию в течение всей жизни.
Методология управления качеством образования.
Современная школа находится на этапе модернизации. Любая, даже
эффективно
работающая
организация
требует
постоянного
обновления,
организационных
изменений,
делающих
ее
конкурентоспособной,
адаптивной к новым условиям. В связи с этим среди методологических и
теоретических
проблем
образования,
на
одно
из
приоритетных
мест
выдвигается проблема обеспечения современного качества образования на
основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и
перспективным потребностям личности, общества и государства. Повышение
качества
образования
является
одной
из
важнейших
задач
модернизации
образования, реализация которой позволит эффективно функционировать как
общеобразовательному учреждению, так и всей системе образования. Кроме
этого
нельзя
забывать,
что образование
является
важнейшей
сферой
социальной
жизни.
Именно
образование
формирует
интеллектуальное,
культурное, духовное состояние общества. Содержание образования и его
направленность отражают образовательные программы и стандарты. Таким
образом,
определение
«качество
образования»
включает
в
себя
востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения
для достижения конкретной цели и повышения качества жизни. Качество
з н а н и й
о п р ед е л я е т с я
и х
фу н д а м е н т а л ь н о с т ь ю ,
гл уб и н о й
и
востребованностью в работе после окончания обучения.
В современной России отмечается мощный инновационный всплеск в
направлении
построения
систем
оценки
качества
образования
соответствующего уровня. Для измерения оценки качества любых объектов и
процессов
используется
квалиметрия.
Квалиметрия
как
наука
о
количественном измерении качества продукции, труда и работ зародилась в
СССР и с 1968 года прошла сложный и большой путь. В ее развитие большой
вклад
внесли
Г.Г.Азгальдов,
Э.П.Райхман,
А.И.Субетто,
А.В.Гличев.
Педагогическая квалиметрия была провозглашена в 1972-1973 гг. (МПГИ им.
В.И.Ленина).
Педагогическая
квалиметрия
ориентирована
на
измерение
качества
обучения,
воспитания,
качества
педагогических
систем
(класс,
школа).
По
словам
Киплинга,
«Образование
–
самое
величественное
из
земных
благ,
если
оно
наивысшего
качества.
Иначе
оно
абсолютно
не
востребовано».
Таким
образом,
качество
образования
в
самом
широком
понимании этого слова является основой качества жизни, как отдельного
человека, так и всего общества в целом.
Теоретическая
основа
целостного
подхода
к
воспитательно-
образовательному
процессу
в
условиях
личностно-ориентированного
образования
содержит
основные
принципы
учебно-воспитательного
процесса:
принцип признания самобытности личности каждого ребенка;
принцип уникальности личности, индивидуальности каждого ребенка,
его возможностей и способностей.
Таким
образом,
учебно-воспитательный
процесс
должен
быть
ориентирован на максимальное развитие индивидуальности в противовес
традиционному, то есть направленному на «усреднение» детей, стандарту,
заданному общественно-государственными нормами. При таком подходе не
личность подгоняется под одну из существующих в обществе социальных
ролей, а, наоборот, для конкретной личности выбираются роли. Принцип
уникальности
личности
заложен
в
современный
учебно-воспитательный
процесс. Он характеризуется:
приоритетом личного развития (т.е. обучение выступает как средство
развития личности, а не сводится только к приобретению ребенком знаний,
умений и навыков, по которым оценивалась эффективность педагогической
работы);
ориентацией
на
внутреннюю
мотивацию
учения
–
стремление
к
самодвижению,
саморазвитию,
самовоспитанию,
а
не
на
внешнюю,
сопровождаемую
такими
стимулами,
как
отметка,
наказание.
При
этом
предусматривается выбор самим учащимся сфер приложения своих сил в
процессе организации школьной жизни и всей жизнедеятельности;
Основанный на этих принципах педагогический процесс принимает
школьника
таковым,
каков
он
есть,
и
помогает
ему
«творить
из
себя»
свободного, развитого, образованного человека
Проблема
управления
качеством
образования
–
одна
из
самых
актуальных для любой школы, для каждого учителя. Качество образования в
школе
-
важнейший
показатель
ее
успешности
в
образовательном
пространстве. Задача учителя, классного руководителя - обеспечение условий
для
качественного
образования
и
воспитания
всесторонне
развитой,
конкурентоспособной,
здоровой
личности
молодых
граждан
страны.
Управление возможно через мониторинг основных направлений:
Организация работы с ученическим коллективом.
Работа с родителями.
Мониторинг качества образования в классном коллективе.
Каждое из этих направлений обеспечивает соответствующий
уровень
качества
образования
учащихся.
Фундаментальной
основой
механизма
управления
качеством
образования
является
мониторинг,
включающий
в
себя
следующую
систему
показателей:
учебный
процесс,
воспитательная
работа,
социально-психологическая
поддержка
учащихся,
повышение личного профессионального уровня.
Сегодня в большинстве стран выработаны основы политики
контроля
и
оценки
образовательной
деятельности
в
рамках
глобальной
реформы систем образования своих стран. Определены нормы (стандарты)
при
разработке
программ
обучения,
что
является
важным
этапом
национальной политики в области образования и контроля его качества как
составной части. Современная политика в области образования связана с
социально-экономическими
процессами,
происходящими
в
обществе.
Открытость,
разделение
ответственности,
право
на
разнообразие
и
соотнесение
предложения
с
потребностями
являются
теми
принципами,
которые в первую очередь внедряются и реализуются в политической и
экономической отраслях, чтобы применяться затем в сфере образования.
Формы и методы в управлении качеством образования.
Воспитательные и образовательные функции в общеобразовательном
учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая
роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику,
на
которого
возложены
функции
классного
руководителя.
Классный
руководитель – центральная фигура воспитательного процесса. Нет работы в
школе более интересной, дающей большую отдачу. Управление воспитанием
классного коллектива – это радость общения, это круг своих детей, это
реализация педагогического сотрудничества.
Человек существо социальное и взаимодействие в системе «ученик –
учитель»,
формирование
эмоционально
–
волевого,
ценностно
–
мотивационного
компонента,
личностного
как
раз
и,
реализуется
в
деятельности общения. Как заметил классик советской педагогической науки
В.А. Сухомлинский, «в наших воспитанниках дремлют задатки талантливых
математиков
и
физиков,
филологов
и
историков,
биологов
и
инженеров,
мастеров творческого труда… Эти таланты раскроются лишь тогда, когда
каждый подросток встретит в воспитателе ту «живую воду», без которой
задатки засыхают…». Помочь ребёнку обрести свое лицо, сделать так, чтобы
он ощутил свою уникальность, осознал свои возможности, сформировать
веру в успех и как следствие, мотивацию на саморазвитие – вот основная
задача для меня, как классного руководителя. Педагогическая деятельность -
это целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящуюся на
основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа
предыдущей
деятельности,
позитивных
и
негативных
тенденций
общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода.
Педагогическая деятельность, направленная на повышение качества
образования имеет следующие этапы:
1.
Диагно стика
потребно стей
и
мотивации
всех
субъ е кто в
образовательного процесса;
2.
Определение целей и задач в совместной деятельности;
3.
Выбор методик для удовлетворения потребностей всех субъектов
образовательного процесса;
4.
Мониторинг совместной деятельности.
Главенствующее значение в определении форм и методов управления
качеством в образовании имеет педагогическая диагностика. Общие цели,
задачи
педагогов,
учащихся
и
родителей
вырабатываются
на
этапе
планирования
совместной
деятельности.
Хотя
они
выражают
общие
потребности
и
интересы
участников
взаимодействия,
но
при
этом
определяющими являются интересы и потребности детей. По содержанию и
формулировке жизненно-практические цели и задачи могут быть самыми
различными,
сориентированы
на
преобразование
окружающей
действительности, отношений в коллективе, на совершенствование самих
себя. Главное — они должны быть понятными, осознанными и принятыми
школьниками.
Общие
цели,
задачи,
выработанные
в
процессе
взаимодействия
педагогов и школьников, становятся основой для объединения их усилий в
дальнейшей
совместной
работе.
Для
получения
наиболее
достоверной
картины
потребностей
всех
субъектов
образовательного
процесса
целесообразно использовать следующую систему:
ПОТРЕБНОСТИ
Цель
образования и
воспитания
ФАКТОРЫ,УСЛОВИЯ
Ребёнка
Социальные экономические
условия
Родителей
Педагогов
Условия
образовательного
учреждения
Образовательного
учреждения
И н д и в и д у а л ь н ы е
и
возрастные
особенности
учащихся
Социальной сферы
У р о в е н ь
р а з в и т и я
коллектива
Общества
Таким
образом,
определив
общую
цель
совместной
деятельности,
каждая
сторона
конкретизирует
свою
роль,
индивидуальные
цели,
отражающие
общую,
позиции,
возможности
участников
образовательного
процесса.
Этап диагностики особенно важен, так как позволяет учителям
выявить наиболее значимые педагогические средства, действенные моменты
в предыдущем опыте, соотнести оценки эффективности работы взрослыми и
детьми, а следовательно, лучше понять запросы, потребности школьников и
их родителей, оценить совместную деятельность педагогов и учащихся с
позиции самих детей.
На основе материалов, информации, полученной в ходе диагностики,
совместного анализа, определяется ценностно-мотивационное направление
работы. Выше указанное направление предусматривает:
- Взаимодействие с учителями-предметниками: совместная разработка общих
педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном
процессе
на
основе
целей
образовательного
учреждения,
представление
интересов
своих
воспитанников
в
педагогическом
совете;
привлечение
учителей к работе с родителями; включение обучающихся класса в систему
внеклассной
работы
по
предметам
разнообразные
предметные
кружки,
факультативы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в
предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.
-
Совместно
с
педагогом-психологом
изучение
индивидуальности
обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро - и макросоциум.
Координация связи педагога-психолога с родителями для консультативной,
поддержки. Работа
педагога-психолога помогает классному руководителю
анализировать
развитие
коллектива
класса,
определять
познавательные,
творческие
способности
и
возможности
воспитанников,
что
помогает
ребенку определиться в выборе будущей профессии.
- Большое значение в деятельности отводится сотрудничеству с педагогами
дополнительного
образования.
Взаимодействие
с
ними
п ом о г а е т
использовать все многообразие системы дополнительного образования детей
для расширения познавательных, творческих способностей воспитанников,
стимулирования
их
самоопределения,
саморазвития
и
самовоспитания,
желания
расширить
зону
общения.
Такое
сотрудничество
способствует
включению школьников в различные творческие объединения по интересам
(кружки,
секции,
клубы),
действующие
как
в
общеобразовательных
учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.
- В организации внеурочной, внешкольной работы классного коллектива,
досуговых
и
каникулярных
мероприятиях
необходимо взаимодействие
с
педагогом-организатором.
Согласуя совместную деятельность, организуется
участие
обучающихся
своего
класса
в
общешкольных
мероприятиях
во
внеучебное и каникулярное время.
- Тесное взаимодействие с социальным педагогом обеспечивает планомерную
работу с семьями опекаемых детей и семей, оказавшихся в затруднительной
жизненной ситуации. Так как социальный педагог призван быть посредником
между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении
личностных кризисов обучающихся.
-
Сотрудничество
с
библиотекарем
способствует
решению
вопроса
об
обеспеченности необходимыми учебниками, а так же формированию у детей
этических
норм
поведения,
осознания
собственной
индивидуальности,
через освоение классической и современной литературы.
- Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья.
Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах
ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение
личности
ребенка,
его
психофизиологических
особенностей,
выработку
близких по сути требований, организацию помощи в, обучении, физическом
и
духовном
развитии
обучающегося.
Активное
привлечение
родителей
к
участию, в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении
способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и
эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Изучение
информации
о
наклонностях
воспитанников,
материально-бытовых,
условиях,
психологическом
климате
в
семье,
требованиях
родителей
к
обучению и воспитанию в школе происходит планирование и организация
работы с родителями через проведение родительских собраний и совместную
деятельность.
Качество образования – это равнодействующая следующих
составляющих: потребностей личности и общества, целевых приоритетов,
спрогнозированного
процесса
и
результата
(стандарта).
Особенность
мониторинга
качества
образования
заключается
в
том,
что
основными
являются два направления:
1)
Качество и эффективность профессиональной деятельности учителя (в
первую очередь эффективность образовательного процесса).
2)
Качество обученности, воспитанности, здоровье, физическое развитие,
социализация школьников.
Современная школа – это открытая, взаимодействующая со
многими
социальными
институтами
социально-педагогическая
система,
о
которой все чаще говорят как о сфере услуг, употребляя такие понятия, как
конкурентоспособность, образовательная услуга, реклама и т.д. Устойчивый
позитивный
имидж
школы
сегодня
можно
рассматривать
как
важный
современный
компонент
методического
продукта
школы
и
как
дополнительный
ресурс
управления,
ресурс
развития
образовательного
учреждения.
Одна
из
примечательных
особенностей
современной
образовательной
ситуации
–
растущее
влияние
на
жизнь
школы
«нетрадиционных» субъектов образовательного процесса. К их числу, прежде
всего, следует отнести родителей. Они во многом творят репутацию школы,
прямо или косвенно влияют на все стороны её жизни. Возрастающая роль
родительского «заказа», участие родителей в его реализации делают особенно
актуальным анализ «мира мнений» родителей по поводу школы, в которой
учатся
их
дети.
Удовлетворённость
родителей
прямо
зависит
от
психологического
и
физического
самочувствия
ребёнка.
Чем
комфортнее
чувствует себя в школе ребёнок, тем выше оценка, даваемая родителями
школе. Школа позитивно оценивается в той мере, в какой она обеспечивает
высокое качество знаний, формирует самостоятельность и инициативу.
Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод о том что,
мотивационному управлению качеством образования способствуют:
-
общая
атмосфера
положительного
отношения
к
учению,
профессиональным знаниям;
- включенность
учащихся
в совместную учебно-воспитательную
деятельность;
- построение отношения «педагог - учащийся» не по типу вторжения, а
на основе совета, создания ситуаций успеха, использования
различных
методов стимулирования (от похвалы, «Благодарственные письма» родителям
и т.д.);
- образная, ярко звучащая речь,
положительные эмоции в процессе
учения;
- использование познавательные игр, дискуссий, создание проблемных
ситуаций и их совместное и самостоятельное разрешение;
- развитие самостоятельности и самоконтроля учащихся
в учебной
деятельности,
планирования,
постановки
целей
и
реализации
их
в
деятельности, поиске нестандартных способов решения учебных задач.
- актуализация ранее сложившихся мотивов учения и социализации, (т.
е. не разрушать, а укреплять и поддерживать);
- создание условий для проявления новых качеств имеющихся мотивов
и
появления
новых
мотивов;
на
коррекцию
дефектных
мотивационных
установок.
Ценностно-мотивационное управление качеством образования - это
деятельность по организации взаимодействия между основными субъектами
образовательного процесса (учитель-ученик-родитель), предусматривающая
формирование системы ценностей, наличие соответствующих мотиваторов,
поддерживающих
сознательное
принятие
и
реализацию
этих
ценностей,
устанавливающая
четкую
связь
между
участниками
образовательного
процесса, способствующая непрерывному росту качества образования.
Модель управления качеством образования в 6 «Б» классе.
В современной педагогической науке происходит гуманизация
образовательной среды и наблюдается переход от информационной модели
обучения к деятельностной и личностной. Идеи и принципы, психолого-
педагогические
основы
личностно-ориентированного
обучения,
сформулированные
доктором
психологических
наук
И.С.
Якиманской
положены в основу модели управления качеством в классном коллективе. В
основе - развитие личности учащегося, раскрытие индивидуальности через
учение.
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В 6 «Б» классе.
I. Принципы работы:
1. Личностно-ориентированные:
•
целостное развитие (физическое, интеллектуальное, духовное);
•
психологический
комфорт
(атмосфера
раскрепощенности,
уважения,
успешности, достижения поставленной цели);
•
адаптивность (Школа – мой второй дом!).
2. Культурно-ориентированные:
•
смысловое отношение к окружающему миру;
•
опора на культуру, как на основу мировоззрения;
•
толерантность;
•
целостная картина мира.
3. Деятельностно-ориентированные:
•
овладение
деятельностью
(целеполагание,
контроль,
опора
на
самостоятельное развитие);
•
креативность
II. Структура модели.
Аналитико-диагностическая деятельность:
•
тестирование
•
анкетирование
•
микроисследования
•
педагогически направленное наблюдение
Профессиональная ориентация:
•
профессиональная диагностика (тестирование, анкетирование)
•
профессиональное просвещение (беседы, встречи, экскурсии)
•
профессиональное
консультирование
(работа
с
психологами,
педагогами)
Работа с семьёй:
•
изучение воспитательного потенциала семьи
•
психолого-педагогический всеобуч родителей
•
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
•
индивидуальная работа с родителями
Ценностно-ориентированная деятельность:
•
классное самоуправление
•
тематические классные часы
•
изучение документов о правах ребёнка
•
посещение музеев, выставок, театров
•
участие в социально значимых проектах и акциях
Дополнительное образование:
•
вовлечение в факультативы, кружки
•
организация кружков
•
творческие отчёты
Интеллектуально-познавательная деятельность:
•
познавательные классные часы
•
экскурсии
•
участие в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах
Спортивно-оздоровительная деятельность:
•
тематические классные часы
•
участие в спортивных мероприятиях
•
экскурсионно-туристическая работа
•
пропаганда физической культуры
Свободные общения:
•
классные часы на общения на свободную тему
•
походы,игры
III. Содержание направлений работы.
Главным системообразующим фактором служит коллективная
деятельность,
которая
в
большинстве
случаев
носит
личностно-
ориентированный
и
творческий
характер.
Основу
этой
деятельности
составляет
годовой
круг
традиционных
дел:
День
знаний,
осенний
и
весенний
кросс,
Новогодний
праздник,
праздник
мам
и
бабушек,
слёт
отличников, встреча с участниками ВОВ, День здоровья, участие в акциях,
проектах и др.
Реализация программы осуществляется одновременно по всем
направлениям с учетом особенностей учащихся и оказывает воспитательное
воздействие, как на весь коллектив учащихся, так и на отдельно взятую
личность ребенка.
IV. Органы ученического самоуправления в классном коллективе.
Особую роль в реализации системы играет самоуправление учащихся.
Ученическое самоуправление – управление жизнедеятельностью школьного
коллектива,
осуществляемое
учащимися,
основанное
на
инициативе,
самостоятельности,
творчестве,
совершенствовании
собственной
жизни,
чувства ответственности, взаимопомощи и организаторских способностей
школьников.
С 2010 года в нашей школе действует детская школьная организация
«Государство
Доброты».
«Государство
доброты»
работает
на
основе
творческих периодов (ТП), каждый творческий период заканчивается общим
ключевым делом.
Ежегодно их проводится три. Их выбирает школьное
правительство,
учитывая
особенности
учебного
года,
памятные
даты,
желание жителей «государства». По творческим периодам подводятся итоги
работы (за каждый триместр).
Развитие
навыков
самоуправления
осуществляется
через
систему
постоянных поручений. Каждый ученик отвечает за работу одной из служб,
координирует
и
направляет
работу
которых,
совет
класса.
Практическая
деятельность
в
составе
одной
из
12
служб
способствует
становлению
самостоятельной и творческой личности.
Органы ученического самоуправления в классном коллективе.
Общее собрание
коллектива
Родительский Учителя
Комитет предметники
Классный Администрация
Руководитель школы
Классное собрание
Староста Актив класса
Сектора
1.
Ответственный за ремонт кабинета, сектор труда и порядка в
«Государстве Доброты»;
2.
староста класса, сектор культуры в «Государстве Доброты»;
3.
сектор связи с общественностью в «Государстве Доброты»;
4.
учебный сектор, сектор науки и учёбы в «Государстве Доброты»;
5.
ответственный за озеленение кабинета;
6.
культмассовый сектор;
7.
ответственный за спорт мероприятия, сектор спорта в «Государстве
Доброты»;
8.
помощник старосты, ответственный за журнал;
9.
редколлегия;
10.
ответственный за питание;
11.
ответственный за ремонт кабинета;
12.
ответственный за дежурство.
Суть и значение совместной деятельности трудно переоценить.
Совершаясь общими усилиями, она полезна всем и приносит удовлетворение
каждому. Одинаково предполагает активность воспитанников и воспитателей.
Здесь каждый чувствует себя личностью и в процессе поиска самого дела, и
анализируя его результат.
В процессе создания модели я ещё раз убедилась, что в современных
условиях
обеспечивается
непрерывность
и
преемственность
достижений
педагогического творчества 1965-1985-х гг., так как в управлении качеством
образования используются педагогические технологии:
1.
Педагогика сотрудничества, где:
- сотрудничество распространяется на все этапы деятельности и все виды
отношений участников образовательного процесса;
- организуется сотрудничество в отношениях “ученик — ученик”, “учитель
— ученик”, “учитель — родитель”, “ученик – родитель”;
- идет наблюдение за личным ростом и развитием школьников, учет их
индивидуальных интересов и проблем;
- мотивирующим фактором действий ученика является познание и открытие
самого себя;
- основой деятельности является мотивационная среда ребенка, отражающая
его
внутренние
цели,
влияющие
на
формирование
потребности
в
непрерывном самосовершенствовании;
-
взаимодействие,
кооперация,
интеграция
действий
администрации,
педагогов и родителей помогают выстраивать единую стратегию развития
личности ребенка.
2.
Личностный
подход
(он
занимает
приоритетную
позицию),
который
предполагает
отношение
к
школьнику
как
к
личности,
как
к
самосознательному
субъекту
собственного
развития
и
как
субъекты
воспитательного воздействия.
В
рамках
реализации
данного
проекта
проведено
анкетирование
учащихся
и
родителей
с
целью
определения
уровня
мотивации
учебно-
воспитательного процесса. Анализ изучения мотивации учащихся 6 Б класса.
Анализ
позволил
мне
сделать
вывод,
что
для
этих
субъектов
образовательного
процесса
приоритетными
являются
компетенции,
определяющие качество образования:
- наличие общекультурных и учебно-познавательных компетенций;
- наличие информационно-коммуникационных компетенций;
- наличие социальных компетенций.
Исследуя социальный заказ учащихся на овладение компетенциями,
мною
было
выявлено,
что
наиболее
востребованными
являются
умения
ориентироваться в среде проживания, знания и умения, связанные с будущей
профессией, навыки работы с компьютером. Это свидетельствует о том, что
учащиеся ориентированы на овладение культурой социального общения, на
самореализацию
в
профессии.
В
связи
с
этим
мы
направляем
образовательную
деятельность
на
формирование
независимой
личности,
способной
неординарно
мыслить,
активно
действовать,
не сти
ответственность за принятые решения, прогнозировать будущее.
Представленная модель позволяет осуществлять управление
качеством образования.
Сотрудничество учителя, учащихся и родителей
является
одной
из
определяющих
основ
современного
обучения.
Таким
образом,
сотрудничество
участников
образовательного
проце сса
предполагает объединение их интересов и усилий в решении поставленной
проблемы, при этом школьник чувствует себя не объектом педагогических
воздействий, а самостоятельно и свободно действующей личностью. Это
предполагает этичное отношение к школьнику, уважение его достоинства,
поддержку
его
точки
зрения
и
суждений,
что
создает
атмосферу
взаимоуважения,
непринужденной
проектной
деятельности,
формирует
у
школьников этические нормы, нравственное поведение в обществе.
Предложенная модель управления качеством образования в классном
коллективе в полной мере отвечает таким требованиям образования, как:
- Освоение содержания знаний о природе, обществе, мышлении, способах
деятельности.
- Овладение системой интеллектуальных и практических навыков и умений.
- Освоение опыта творческой деятельности.
- Овладение опытом эмоционально-волевого отношения к миру, другим
людям, которые дают возможность личности самосовершенствоваться.
И, как результат управления качеством образования - благоприятный
имидж образовательного учреждения, который
может стать своеобразным
мерилом степени развития всего учреждения, оценки перспективности его
начинаний,
зрелости
и
профессионализма
всего
коллектива,
степени
своевременности
методического
продукта
и
креативности
методической
работы в школе.