Автор: Овтина Валентина Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №98 "Загадка" Населённый пункт: г. Норильск Наименование материала: Конспект интерактивного занятия Тема: "Живое – неживое" Раздел: дошкольное образование
Конспект интерактивного занятия
«Живое – неживое»
Программное содержание:
1. Систематизировать и обобщить знания и представления детей о живом и неживом.
2. Раскрыть взаимозависимость живого от неживого.
3. Продолжать учить детей доказывать и обосновывать свои ответы.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материал:
Аквариум с рыбками, цветок в горшке, клетка с птицей, игрушка Незнайка;
В баночках – песок, земля, вода, руда.
Предварительная работа:
Беседа с детьми по схеме о живом.
Живое Неживое
растения животные
травянистые рыбы
кусты звери
деревья птицы
человек
насекомые
все в природе делится на живое и неживое.
Живое имеет пять признаков: растет, дышит, питается, размножается, передвигается. Все
живое делится на мир растений и мир животных.
Признаки растений: имеет стебель, листья, корни, семена или плоды. Растения делятся на три
группы:
Травянистые: стебель, листья, корни;
Кусты: много стеблей…
Деревья: один ствол…
Животные имеют признаки:
Живые существа, которые передвигаются в поисках пищи.
Для передвижения у них есть конечности.
Для того, чтобы есть – рот.
Они видят.
Они слышат, это им помогает находить пищу и прятаться от врагов.
У них есть детеныши – из икринок, яиц, живые.
Животные
делятся
на
рыб,
насекомых,
зверей,
птиц,
людей.
Рыбы
дышат
жабрами,
передвигаются с помощью плавников, покрыты чешуей, живут в воде, растут из икринок или
живородящие. Птицы: покрыты перьями, есть клюв, две ноги, два крыла, растут из яиц.
Насекомые: есть голова, грудка, брюшко, шесть ног. Звери: покрыты шерстью, имеют четыре
ноги, детеныши появляются живыми и кормят их молоком.
Ход занятия:
Дети подходят к табло и находят символ, соответствующий своему настроению, объясняют
Незнайке, почему у них такое настроение.
Воспитатель предлагает разделить группу по принципу «фруктового салата» на капелек и
ветер. Встать по парам: капельки впереди с закрытыми глазами, а ветерок сзади, руки на
плечи капельке. По сигналу воспитателя ветерок водит капельку по ручейку (спокойный
темп); затем ветерок усилился и пригнал капельки в реку (темп увеличивается); затем
ветерок превращается в ураган и пригоняет капельки в бурный океан (быстрый темп).
Пары меняются и игра повторяется.
Воспитатель предлагает капелькам и ветерку образовать тихое спокойное озеро (присесть на
ковер), закрыть глаза и послушать (проиграть: «Тропический ливень»).
Незнайка: Как здорово вы играли! Шел я к вам в детский сад, а на улице грустно, холодно,
нет ни листика, деревья все голые стоят. А у вас такая красота!!!Цветы распускаются, рыбки
плавают, птички прыгают! Вы их каким ключиком заводили?
Дети: Они ведь живые, и рыбки живые…
Н: Как это живые?
Д: Да они ведь дышат, растут, едят, у них детки бывают, они двигаются.
Н: Живые! Как красиво! Я был в другом детском саду ребята просили меня принести что-
нибудь красивое! Вы мне дайте это красивое, я и отнесу. У меня сумка есть (открывает
сумку). Вы поймайте рыбку сюда. А из растения грязь стряхните и оно в сумку поместится, а
потом и птичку туда же. Я закрою. Ничего, попрыгает там немножко.
Д: Рыба разве без воды может? (доказывают невозможность подобных действий).
В:Ну, конечно, Незнайка не понял, ему надо убедительнее доказать почему так как он хочет
поступить – это неправильно!
Д: доказывают…
В: Правильно ты сказал, что рыбка в сумке станет неживой. А почему ты так думаешь?
Д: Она дышит только в воде, она может передвигаться только в воде.
В: Правильно. И даже есть она может только в воде. А если камушек, песка не будет на дне?
(Ответы детей). Да, есть рыбки, которые ищут еду под камушками. А птицам нужен воздух,
для того, чтобы только дышать или зачем-нибудь еще?
Д: Ласточка только в воздухе может еду поймать (комаров…).
В: Ребята, нам надо решить, почему Незнайка ошибся?
Д: Потому что он не знал, что птичка живая, что рыбка не может жить без воды, что растение
не может расти без земли.
В: а что же он должен знать, чтобы не сделать ошибки?
Д: рассуждают, доказывают…
В: Птичка живая… Надо поточнее ответить, чтобы понятно было.
Д: Она живая потому что дышит, ест, растет, летает, птенчики бывают.
В:Ну, а рыбка живая? Докажите.
Д: доказывают
В: А растение живое?
Д: доказывают.
В: Так что же Незнайка хотел в другой детский сад отнести (обобщающий жест)
Д: Живое, красоту.
Н: Теперь я понял. Живое в другой сад переносить нельзя!
Д: Можно… Рыбку надо в банке с водой нести, растение не надо выдергивать из земли.
В: Растение, значит, надо оставить в земле, а рыбку?
Д: В воде.
(Воспитатель выставляет в прозрачных емкостях землю, песок, вожду, камни)
В: Итак, вы согласны, что растение, рыбка, птичка – живые?
Д: Да, потому что они растут, дышат, питаются, передвигаются, размножаются.
В: (показывает банки) А что это такое?
Д: Живое… неживое, вода живая – неживая (рассуждают)
В: Хорошо, если вы считаете, что это живое надо доказать, как мы доказывали про птичку.
Если же считаете, что это неживое, то тоже нужно доказать…
Д: выслушиваются ответы детей. Это неживое.
В: Почему вы так думаете? Ведь похоже все живое! Рыбка ест?
Д: И птичка ест.
В: Кошка ест, ты ешь, я ем. Значит, мы какие?
Д: Живые.
В: Значит, чем живое похоже? Да, питается. А камень?
Д: Не ест.
В: Так он живой?
Д: Нет.
В: А еще почему он неживой?
(Рассмотреть аналогично воду, песок, землю)
В: А что же на нас одето: живое или неживое?
Д: Неживое.
В: Неживое.
Докажите, может ли живое жить без неживого?
Д: рассуждения детей.
Воспитатель предлагает детям подойти к плакату, где все перепутано и распутать
«Путаницу». Незнайка поселил камни жить на деревья, солнце в реку, рыб на небо и т. д.
Затем по принципу «Фруктового салата» группа делится на живое и неживое.
Детям дается задание нарисовать или только живое или только неживое.
Работа детей
Затем обсуждение, дети защищают свои работы.