Напоминание

"Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений"


Автор: Пилипчик Наталья Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ дтский сад № 156
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: реферат
Тема: "Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №156

РЕФЕРАТ

ЛОГОРИТМИКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ

НАРУШЕНИЙ

Выполнила

Учитель-логопед

МБДОУ детский сад 156

Пилипчик Н.М.

г.Хабаровск 2017

1

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы нарушения моторики и

речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

1.1

Понятие общего недоразвития речи

1.2

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР

Глава 2. Использование средств логоритмики в логопедической работе по

преодолению общего недоразвития речи у дошкольников

2.1 Понятие о логопедической ритмике

2.2 Коррекционная работа по преодолению ОНР у дошкольников на занятиях

логопедической ритмики

Заключение

Библиография

2

ВВЕДЕНИЕ

В системе развития личности ребенка особое место занимает развитие

речи и психомоторных функций. Речевое развитие ребенка тесно связано с

интеллектуальным и психическим развитием ребенка. Опираясь на данные

исследуемой литературы Т.Н. Волковой, О.А. Новиковской, Беляковой Л.И.,

Вороновой А.Е. можно сделать вывод, что общее недоразвитие речи важно

выявить в дошкольном возрасте, чтобы вовремя начать коррекционную

работу по устранению недостатков речи.

В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в

психомоторном и речевом развитии. Наибольший процент детей,

составляющий логопедические группы, имеет общее недоразвитие речи. У

таких детей отмечается значительное нарушение всех компонентов речевой

системы: они имеют бедный словарный запас, в самостоятельной речи

отмечается большое количество грамматических ошибок, связная речь не

развита, фонетическое оформление отстает от возрастной нормы. А так же, у

детей с ОНР недостаточно сформированы основные двигательные умения и

навыки, движения ритмично не организованы, повышена двигательная

истощаемость, снижена двигательная память и внимание.

Существенные нарушения в фонетико-фонематическом, лексико-

грамматическом строе речи и моторной функции детей служат серьезным

препятствием для овладения ими программы дошкольного учреждения, а в

дальнейшем и программой начальной школы.

В настоящее время, традиционные общепринятые психолого-

педагогические методы во многих случаях перестали приносить желаемые

результаты в процессе обучения. Логопедическая ритмика является

доступной и универсальной формой направленной коррекции речевой и

3

психомоторной функции детей. В этой связи разработка рациональных

двигательных режимов для направленной коррекции моторной и речевой

функции средствами логопедической ритмики дошкольников с общим

недоразвитием речи является актуальной задачей требующей своего

решения.

Цель исследования: теоретически обосновать эффективность

использования логоритмики у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

Рассмотреть влияние логоритмики на развитие речи и психомоторики у

детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

Рассмотреть особенности коррекционной работы по преодолению ОНР

у дошкольников на занятиях по логопедической ритмике.

4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ

МОТОРИКИ И РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

1.2 ПОНЯТИЕ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично

сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии,

при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы,

относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи (6).

При ОНР отмечается позднее начало речи, бедный словарный запас,

аграматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Речевое

недоразвитие выражается у детей в разной степени: это может быть

лепетная речь, отсутствие речи и развернутая речь с элементами фонетико-

фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют 3 уровня

общего недоразвития речи:

На первом уровне речевого развития у детей речь почти полностью

отсутствует: она состоит из звукоподражаний, аморфных слов-корней.

Свою речь дети сопровождают жестами и мимикой. Однако она

остается непонятной для окружающих.

Второй уровень речевого развития характеризуется тем, что речевые

возможности детей значительно возрастают, общение осуществляется

с помощью постоянных, но сильно искаженных речевых средств.

Недоразвитие речи проявляется в незнании многих слов,

неправильном произнесении звуков, нарушении слоговой структуры

5

слова, аграмматизме, хотя смысл произнесенного можно понять и вне

ситуации.

Третий уровень речевого развития характеризуется тем, что обиходная

речь детей становится более развернутой, грубых лексико-

грамматических и фонетических отклонений уже нет. В устной речи

отмечаются отдельные аграмматичные фразы, неточное употребление

некоторых слов, фонетические недостатки менее разнообразны.

1.2 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНИКОВ С

ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Общее недоразвитие речи сказывается на формировании у детей

интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического

развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая

полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями

(сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии

словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными

операциями.

У детей с ОНР недостаточные устойчивость и объем внимания,

ограниченные возможности его распределения. При относительно

сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная

память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные

инструкции, элементы и последовательность заданий (2).

6

Итак, у детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной

речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные

представления, внимание и память.

Дети с общим недоразвитием малоактивны, инициативы в общении они

обычно не проявляют. В исследованиях Ю.Ф. Гаркуши отмечается, что:

у дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в

незрелости мотивации потребностной сферы;

имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных

нарушений;

преобладающая форма общения с взрослыми у детей 4-5 лет

ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме.

Наличие общего недоразвития у детей приводит к стойким нарушениям

деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного

взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития

и обучения.

Детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной

сферы: движения у них плохо скоординированы, скорость, и четкость их

выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении

движений по словесной инструкции.

Как показывает изучение анамнеза детей с речевой патологией,

особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего

возраста. Эти дети при отсутствии у них неврологической двигательной

симптоматики (парезы, гиперкинезы и др.) позже возрастных нормативных

сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с

запозданием формируются локомоторные функции (лазанье, ходьба,

прыжки и др.). Родители таких детей отмечают задержку формирования

7

манипулятивных действий с игрушками, трудности в овладении навыками

самообслуживания (7).

У детей с ОНР на всех возрастных этапах наблюдается недостаточность

общих движений по многим параметрам. В большей степени затруднения

детей проявляются при удержании равновесия: возникает общее

напряжение и покачивание туловища, балансировка руками, схождение с

места. При ходьбе и беге, поворотах в движении отмечается

несогласованность работы рук и ног, шаркающая походка, нарушение осанки.

При переключении с одного движения на другое, наблюдается скованность,

зажатость движений, неточность, нечеткость двигательных актов.

При исследовании мелкой моторики у детей наблюдались явления

моторной истощаемости (усталость рук): замедление темпа, смазанность,

неточность движений к концу выполнения задания. Различные синкинезии (в

артикуляционном аппарате, в мышцах лица, в противоположной руке)

дополняли картину несформированности тонких движений кистей и пальцев

рук (4).

Наличие особенностей моторного развития у детей с нарушениями речи,

значимость двигательной системы в нервнопсихическом развитии ребенка

убеждают в необходимости специальной коррекционно-педагогической

работе по развитию у детей всех сторон (компонентов) двигательной сферы

(общей моторики, тонкой моторики рук, артикуляционной и мимической

моторики). Эта работа, включенная органичным элементом в ежедневные

разнообразные занятия с детьми, во все режимные моменты специального

учреждения, должна стать составной частью системы коррекционно-

педагогического воздействия, ориентированную на социальную

реабилитацию и личностное развитие каждого ребенка с речевой патологией

(5).

8

Таким образом, знание ранних этапов психомоторного развития детей в

онтогенезе, закономерностей развития психомоторных функций

необходимо логопеду, психологу, дефектологу для оценки уровня развития

ребенка, для своевременного выявления дисгармоничного развития и

определения группы риска, для проведения диагностики отклонений, а

также для организации коррекционных мероприятий и разработки

дифференцированных приемов воспитания.

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ЛОГОРИТМИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ

РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОНР У ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 ПОНЯТИЕ О ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ

Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и

воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с

речевой, средствами движения, музыки и речи. Логопедическая ритмика

является частью лечебной ритмики, базируется на использовании связи

слова, музыки, движения (3).

Г.А. Волкова определяет логопедическую ритмику как одну из форм

активной терапии, которая может быть включена в «любую

реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения детей с

различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой

патологией.

9

Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова,

музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть

разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.

Второе понимание логопедической ритмики обуславливает включение ее

в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения

людей с различными нарушениями речи (4).

Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки.

Движение помогает осмысливать слово. Слово и музыка организует и

регулирует двигательную сферу детей, что активизирует познавательную

деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям

внешней среды. Большую роль в слове, движении, музыки играет ритм, так

как звучащий ритм служит средством воспитания и развития у лиц с

речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включение его в речь.

Не зря понятие ритма вошло в название логопедической ритмики.

Объектом логопедической ритмики является структура речевого дефекта,

неречевые психические функции и речевые нарушения у лиц с речевой

патологией.

Предметом логопедической ритмики являются особенности моторных и

речевых функций лиц с речевыми нарушениями, а так же средства ЛР.

Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные,

образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.

В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений,

формирование двигательных навыков и умений, понятие о

пространственной организации тела, о некоторых музыкальных терминах

при формировании чувства ритма (музыкальный метр, размер, темп).

10

К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма

музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание

способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к

своим движениям и речи.

К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого

нарушения; развитие дыхания, голоса, артикуляции; развитие и

совершенствование основных психомоторных качеств (статической и

динамической координации, переключаемости движений, мышечного

тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах

моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

Планирование логоритмических занятий должно осуществляться на

основе следующих принципов:

принцип системности заключается в непрерывной регулярности,

планомерности коррекционного процесса,

принцип сознательности и активности заключается в сознательном и

активном отношении ребенка к своей деятельности,

принцип наглядности должен реализовываться ка путем

непосредственного показа педагогом движений, так и использованием

зрительного образа (картины, игрушки, пиктограммы образного слова

педагога),

принцип доступности и индивидуального подхода предусматривает

учет возрастных особенностей и возможностей детей,

этиопатогенетический принцип требует дифференцированного

построения занятий в зависимости от причины и патогенеза речевого

расстройства,

принцип учета симптоматики позволяет соотнести физические

возможности детей с речевой патологией, учитывая возможности

детей, дозируется соответствующая нагрузка,

11

принцип этапности, определяет логическую последовательность

приобретения, закрепления и совершенствования всего комплекса

знаний, умений и навыков. В его основу положен подход от простого к

сложному.

Все принципы связаны между собой и определяют единство восприятия,

развития и коррекции функциональных систем детей с речевыми

расстройствами (3).

2.2 КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОНР У ДОШКОЛЬНИКОВ НА

ЗАНЯТИЯХ ЛОГОРИТМИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим

недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так

как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и

неоднородностью клинических проявлений.

Преодоление общего недоразвития речи требует интегративного подхода,

при котором взаимосвязаны медикаментозное лечение, система

логопедической работы, занятия по коррекции развития психических

функций, логоритмические занятия по формирования общей, мелкой и

артикуляционной моторики.

Основу коррекционной работы составляют «метод сенсорно-двигательной

интеграции, слухо-двигательно-кинестетической интеграции, двигательно-

кинестетические упражнения». Музыка, ритмические занятия имеют

широкие возможности для развития слухо-двигательных связей, поскольку в

их содержании используются не только словесные, но и значимые для

12

возраста эмоциональная регуляция движений и действий обеспечиваемая

музыкальным сопровождением. Задаваемый музыкой ритм и темп, а также

эмоциональная включенность ребенка позволяют на первых порах достичь

общей корректности движений, автоматизировать их, а затем добиваться

осознанности кинестетического и кинетического контроля. Включение в

содержание музыкально-ритмических заданий на движения и действия по

подражанию, по образцу и по графическим схемам позволяют отрабатывать

систему зрительно-двигательных координаций (4).

Многообразие средств логопедической ритмики способствует решению

следующих задач: развитие оптико-пространственных, слуховых функций,

праксиса, тактильного гнозиса, познавательных, творческих способностей,

музыкально-ритмического чувства, коррекции эмоционально-волевой сферы

и речевой функциональной системы.

Логоритмические занятия лучше проводить 2 раза в неделю всей группой

детей в первой половине дня. Продолжительность занятий от 20 до 25 минут

в соответствии с возрастной нормой. Материал подбирается с учетом

двигательных и речевых возможностей детей. Содержание двигательного и

речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности

моторных навыков и имеющегося в запасе активного словаря. В начале

коррекционного курса отрабатываются двигательные умения и навыки, затем

они переносятся на речь. При подготовки логоритмических занятий следует

исходить из необходимости правильного понимания их сути, назначения.

Недопустима подмена логоритмических занятий музыкальными.

При проведении логоритмических занятий с детьми старшего возраста

возрастает доля учебных заданий связанных с развитием чувства

музыкального ритма, метра, темпа в сочетании с разнообразными

движениями. Значительно увеличивается число игр по расширению

13

словарного запаса детей, уточнению значения слов, формированию

обобщающих понятий, а также развитию у дошкольников грамматического

строя речи, умению связно излагать свои мысли (7).

Данные требования реализуются в ходе логоритмических занятий

следующими средствами:

музыкально-двигательными

двигательно-речевыми

МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Ходьба – автоматизированный моторный акт, при котором четко

координируются движения рук и ног. Она используется на каждом занятии,

на протяжении всего курса как вводное упражнение. От занятия к занятию

дети осваивают все более сложные виды ходьбы.

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса – это упражнения,

способствующие формированию умения напрягать или расслаблять мышцы.

Такие упражнения используются на протяжении всего курса занятий сразу

после ходьбы и маршировки. Большая или меньшая сила мышечного

напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием

музыки.

Игра: ФЛАЖКИ.

Цель: регуляция мышечного тонуса рук.

Оборудование: флажки (по два на каждого ребенка).

Описание: дети стоят или сидят на стульчиках. Под громкую музыку дети,

подняв руки, машут флажками над головой. Под тихую музыку флажки

опускаются, руки отдыхают. Смена характера музыки производится несколько

раз.

14

Игра: СЛУШАЙ И ХЛОПАЙ.

Цель: регуляция мышечного тонуса рук.

Описание: дети сидят на полу на коленях. Под громкую музыку бьют

ладонями по полу (одновременно двумя руками), а под тихую делают легкие

хлопки перед собой. Смена характера музыки производится несколько раз.

Упражнения на развитие дыхания – данные упражнения способствуют

выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности

выдоха, его силы и постепенности.

Игра: РУКИ ПОДНИМАЕМ - ЗВУКИ РАСПЕВАЕМ

Цель: воспитание правильного речевого дыхания, умения произнести на

одном выдохе два гласных звука, автоматизация изолированных звуков.

Описание: После короткого глубокого вдоха дети поднимают руки вверх,

одновременно пропевая звук А, а затем опускают руки вниз, произнося звук

У.

Ира: НАМОТАЙ КЛУБОЧЕК

Цель: формирование длительного речевого выдоха, автоматизация

изолированных звуков.

Описание: дети вращают одна вокруг другой руки перед грудью и в это время

длительно пропевают гласный звук – как будто наматывают на клубок

длинную звуковую ниточку. Можно посоревноваться, чья ниточка окажется

длиннее.

Упражнения на развитие мелкой моторики – эти упражнения, развивая

движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию, способствуют

развитию артикуляционной моторики.

15

Игра: ПОКАТАЙ МЕЖДУ ЛАДОШЕК

Цель: самомассаж ладоней.

Оборудование: грецкий орех или граненый карандаш.

Описание: под спокойную музыку дети катают между ладонями граненый

карандаш (движение ладоней вперед-назад) или грецкий орех (движения по

кругу). Важно не прекратить движение и не выронить карандаш из рук.

Игра: КТО БЫСТРЕЕ

Цель: развитие подвижности пальцев рук, точности и силы их движений.

Оборудование: стаканчики или коробочки с мелкими предметами

(пуговицами, фасолью или элементами мозаики)

Описание: двое детей под энергичную музыку перекладывают из одной

емкости в другую мелкие предметы. Побеждает тот, кто первым выполнит

задание.

Упражнения на развитие чувства ритма – данная работа начинается с

прослушивания простейших ритмов и выполнения под них сначала

однотипных, а затем все более разнообразных движений. В дальнейшем к

движениям добавляются звукоподражания, а потом и слова, которые

дошкольник должен произносить в заданном ритме.

Игра: МЫ ПОТОПАЕМ НЕМНОЖКО

Цель: воспитание чувства ритма, умения передать в движении простой

ритмический рисунок.

16

Дети стоят в шеренге. Педагог демонстрирует детям движения: топает

правой ногой, топает левой ногой, а потом делает три шага на месте. После

этого движения ногами выполняются детьми одновременно с педагогом. И,

наконец, дети показывают эти движения самостоятельно (по памяти).

Игра: ПРИВЕТСТВИЕ

Цель: воспитание чувства ритма, умения передать в движении и с помощью

слова ритмический рисунок.

Описание: Дети стоят в шеренге. Повернув голову влево, говорят соседу:

«Здравствуй», затем поворачивают голову вправо, говорят соседу:

«Здравствуй», после этого смотрят вперед на педагога и с наклоном головы

вперед медленно проговаривают: «Здравствуйте».

ДВИГАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Упражнения по формированию фонематического восприятия

прослушивание музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма не

только совершенствует музыкальный слух детей, но и создает основу для

формирования у них фонематического слуха.

Игра: КОМАРЫ И ЖУКИ

Цель: активизация слухового внимания, развитие фонематического

восприятия.

Описание: дети делятся на две группы. Первая группа детей изображает

комариков, а вторая – жуков. Первая группа, услышав звук З, «летает» по

залу до тех пор, пока не прозвучит звук Ж – тогда комарики замирают, а

«летать» начинают «жуки». Смена звуковых команд должна повториться

несколько раз.

Игра: ЛИШНИЙ СЛОГ

17

Цель: активизация слухового внимания, развитие фонематического

восприятия.

Описание: взрослый произносит цепочку слогов и просит детей найти в ней

слог, отличающийся от остальных. Дети прослушивают всю цепочку слогов, а

при ее повторении хлопают в ладоши, услышав лишний слог. Например: ТА-

ТА-ТА-НА. Дети хлопают в тот момент, когда звучит лишний слог НА.

Упражнения на коррекцию звукопроизношения – в данных упражнениях

на основе музыкально-звуковой и жестовой символики ребенок не только

выполняет действия, но и сам озвучивает их, четко проговаривая звуки.

Игра: РУЧЕЕК

Цель: автоматизация изолированного звука С.

Описание: дети под спокойную музыку идут цепочкой, взявшись за руки за

педагогом, изображая ручеек, и поют песенку водички – «с-с-с».

Упражнения, направленные на формирование грамматического строя

с помощью данных упражнений закрепляются знания, полученные на

логопедических занятиях.

Игра: ОДИН МНОГО

Цель: закрепить умение образовывать формы множественного числа имен

существительных.

Описание: педагог называет предмет в единственном числе, например,

«стол», а ребенок повторяет его во множественном - «столы». Аналогично,

стул – стулья, шкаф – шкафы, полка – полки, диван – диваны.

18

Упражнения, направленные на расширение словарного запаса – в

данных упражнениях идет обогащение словаря по темам: овощи, фрукты,

игрушки, посуда и т. д.

Игра: ИЗ КАКИХ ЧАСТЕЙ

Цель: закрепление представлений о том, из каких частей состоит тот или

иной предмет.

Описание: взрослый спрашивает: «Из каких частей состоит рубашка?». Дети

перечисляют: «рукава, воротник, манжеты, пуговицы, петли, карманы».

Вопросы могут быть о частях тела кошки, рыбы, из чего состоит дом, цветок,

шкаф, грузовая машина. Игра может быть проведена с мячом, с хлопками

или с прохождением через ворота.

Курс логопедической ритмики в условиях дошкольного учреждения лучше

подразделить на три этапа. Г.А. Волкова рекомендует выделять их в

соответствии с периодами логопедической работы по коррекции основного

речевого нарушения. Каждый этап отличается задачами, содержанием,

объемом усеваемого детьми материала.

В начале курса обращается внимание на активизацию внимания и памяти,

развитие двигательных умений и навыков, голоса, речевого дыхания,

мимической и артикуляционной моторики. В занятия включаются

упражнения на развитие чувства ритма, нормализацию мышечного тонуса.

Во втором периоде на этой основе строится речевая работа: увеличивается

количество упражнений на координацию слова и движения с музыкальным

сопровождением и без него, с детьми разучиваются чистоговорки, потешки,

сопровождаемые движениями. На третьем этапе отрабатываются

упражнения, которые детьми освоены полностью, и те, которые вызывают

затруднения. На этом этапе в занятия включаются речевые игры с

19

музыкальным сопровождением, творческие задания. В конце учебного года

логопед и музыкальный руководитель показывают заключительное занятие,

чтобы продемонстрировать родителям двигательные и речевые

возможности детей (3).

Таким образом, логопедическая ритмика это коррекционная методика

обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе

и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова.

Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики,

воздействует на моторику и речь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

20

Изучение теоретических аспектов развития моторной сферы у старших

дошкольников с общим недоразвитием речи обнаруживает, что данная

проблема представляет большой интерес для физиологов, психологов и

педагогов, так ка движения всегда тесно связаны с речью и способствуют ее

развитию.

Изучение детской речи и процесса формирования моторики имеет

большое значение для логопедов в связи с тем, что оно позволяет провести

разграничение между нормальным и патологическим ходом развития речи и

движения. Анализ структуры общего недоразвития речи помогает понять

соотношение первичных и вторичных дефектов.

Дети с ОНР не могут спонтанно выйти на онтогенетический путь развития.

У детей с ОНР речевое развитие протекает замедленно и неравномерно,

своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое

время остаются не сформированными. Замедление речевого развития,

трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в

совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают

речевые контакты ребенка с взрослыми и сверстниками, препятствуют

осуществлению полноценной деятельности общения. Дети не овладевают

самостоятельной речью, и с возрастом эти расхождения становятся все более

заметными.

Двигательная сфера детей с ОНР характеризуется своеобразием развития,

проявляющимся в диспропорции всех компонентов моторики. В психическом

облике детей с ОНР видны отдельные черты общей эмоционально-волевой

незрелости, отмечается слабая регуляция произвольной деятельности.

Развитие психомоторики и речи у детей с ОНР идет значительно

медленнее, чем у детей с нормальной речью, и имеет особенности, поэтому

21

развитие психомоторных функций у детей является необходимым условием

для формирования основных неречевых процессов. Динамика в развитии

психомоторики позволяет адекватно оценить зону ближайшего развития, а

анализ и оценка речевой деятельности ребенка дают возможность отобрать

наиболее эффективные методы коррекционной работы, включая

логопедическую ритмику. Нормализация психомоторной, познавательной

деятельности исправляет общее недоразвитие речи за более короткие сроки.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.

Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика//Методика

работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи./Под

ред. Г.В. Волковой. СПб.,2005.

22

2.

Белякова Л.И. и др. Сравнительное психолого-педагогическое

исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально

развитой речью//теория и практика коррекционного обучения детей с

речевыми нарушениями. М.,1991.

3.

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.,1985.

4.

Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет.

М.,2006.

5.

Гаркуша Ю.Ф. Педагогическое обследование дошкольников./Под ред.

О.Н. Усановой. М.: НПЦ Коррекция. 1992.

6.

Логопедия./Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.,1998.

7.

Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и

упражнениях. СПб.,1998.

23



В раздел образования