Автор: Лягинова Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 92
Населённый пункт: г. Таганрог Ростовская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста (от 3-х до 7 лет)"
Раздел: дошкольное образование
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
(от 3-х до 7 лет)
Дошкольный
возраст
характеризуется
возникновением
новой
социальной ситуации развития ребенка. В структуре побудителей поведения
ребенка
дошкольного
возраста
появляются
дифференцированные
мотивы:
игровые, трудовые, социальные и другие. А так же стремление к различным
видам деятельности: рисованию, аппликации, танцу, словотворчеству…
Для
дошкольного
детства
характерна
в
целом
эмоциональная
уравновешенность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов
по
незначительным
поводам.
Этот
новый,
относительно
стабильный,
эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Динамика
образных
представлений
-
более
свободная
и
мягкая
по
сравнению
с
аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве. Раньше
течение
эмоциональной
жизни
ребенка
обусловливали
особенности
той
конкретной
ситуации,
в
которую
он
был
включен:
обладает
он
привлекательным
предметом
или
не
сможет
его
получить,
успешно
он
действует с игрушками или у него ничего не получается, помогает ему
взрослый или нет и т.д. Теперь появление представлений дает возможность
ребенку
отвлечься
от
непосредственной
ситуации,
у
него
возникают
переживания,
с
ней
не
связанные,
и
сиюминутные
затруднения
воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость.
В
дошкольном
возрасте
дети
начинают
руководствоваться
в
своем
поведении,
в
оценках,
даваемых
себе
и
другим
людям,
определенными
нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые
моральные
представления,
а
также
способность
к
нравственной
саморегуляции.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста становится игра.
Сначала предметная, а позже – сюжетно-ролевая. Игра в дошкольном детстве
–
деятельность,
эмоционально
насыщенная,
требующая
от
ребенка
определенного
настроя
и
вдохновения.
В
игре
обнаруживаются
уже
сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, а
так
же
формируются
новые
качества
поведения
ребенка,
развивается
и
обогащается его эмоциональный опыт.
Возрастной
период
трех-четырех
лет
преимущественно
связан
с
укреплением эмоциональной саморегуляции.
Начиная
с
трехлетнего
возраста
у
детей
активно
происходит
становление
иерархии
мотивов,
которое
проявляется
в
способности
сдерживать свои желания под влиянием ограничений (Л. В. Кузнецова). С
этого
же
возраста
под
воздействием
развивающегося
самосознания,
отражающегося
в
способности
ребенка
к
адекватному
формированию
притязаний
в
различных
видах
деятельности,
происходит
дальнейшее
развитие мотивационной сферы.
Приблизительно с четвертого года жизни ребенок начинает узнавать
эмоциональные переживания персонажей на картинках, у него формируется
способность к изображению соответствующих эмоциональных состояний.
В 3- 4 года дети не стремятся самостоятельно вступать в контакт с
незнакомым
взрослым,
если
он
не
проявляет
активности.
Обычно
наблюдается
ориентировочно-обследовательское
поведение
в
ситуации
возможной
коммуникации.
Ребенок
использует
в
основном
невербальные
средства общения. Постепенно формируется готовность вступить в контакт с
взрослым. Она проявляется в заинтересованном наблюдении, приветливой
улыбке, стремлении привлечь к себе внимание и в поиске игрового контакта.
Общение
со
сверстниками
в
данном
возрасте
носит
в
основном
избирательный
характер.
Основными
критериями
для
формирования
дружеской привязанности являются внешняя привлекательность, в которой
проявляется формирование и эстетических эмоций, эмоционально-волевые,
нравственные и интеллектуальные качества.
В возрасте 3-х лет отмечаются обычные проявления темперамента с
короткими
вспышками
гнева,
но
настоящая
агрессивность
для
детей
в
данный период не характерна.
Возраст
4-5
лет
является
возрастом
становления
нравственной
саморегуляции. На пятом году жизни у детей впервые появляются зачатки
чувства
долга.
Это
связано
с
формированием
у
ребенка
простейших
нравственных представлений относительно того, что хорошо и что плохо.
Возникают переживания удовольствия, радости при удачном выполнении
своих обязанностей и огорчения при нарушении установленных требований.
Эти
эмоции
возникают
во
взаимоотношениях
ребенка
с
близким
ему
человеком и постепенно распространяются на более широкий круг людей.
В
данном
возрасте
обнаруживается
понимание
детьми
связи,
существующей
между
причиной
и
достигнутым
результатом,
причем
прилагаемые
усилия
раньше
начинают
рассматриваться
в
качестве
возможной
причины,
чем
способности.
В
итоге
этого
анализа
дети
эмоционально оценивают свои собственные усилия, что является основой
дальнейшего развития рефлексии.
К
пяти
годам
изменяется
также
модель
поведения
ребенка
с
незнакомым взрослым. При полной пассивности взрослого ребенок пытается
привлечь его внимание, включая инициативные речевые общения. Ребенок
пытается выяснить цель прихода взрослого, а при активности взрослого
охотно идет на контакт.
Дети пятого года жизни более активно, чем ранее взаимодействуют со
сверстниками, дружеские предпочтения становятся более устойчивыми. С
этого возраста сверстник становится более привлекательным и желаемым
партнером по общению.
Общение любого вида вызывает у детей бурный эмоциональный отклик
и удовлетворяет природную потребность в эмоциональном разнообразии.
С пятилетнего возраста у ребенка появляется потребность в четком
следовании
ролевым
предписаниям
и
правилам
–
он
эмоционально
переживает
их
несоблюдение,
сильно
расстраивается.
Этого
говорит
о
развитии самосознания и самоидентификации.
К 5-6 годам складывается механизм смысловой коррекции побуждения
к действию. Действие становится поступком, и ребенок выбирает, исходя из
того, какой смысл будет иметь тот или иной поступок. Дети уже могут
усматривать причину достигнутого результата как в своих способностях, так
и в прилагаемых ими усилиях, однако чаще всего одно из объяснений — со
стороны способностей или усилий — доминирует над другим.
К
этому
возрасту
возникает
определенное
соподчинение
мотивов,
благодаря которому дети научаются действовать, исходя из нравственно более
высоких, значимых мотивов, подчиняя им свои действия и сопротивляясь
сиюминутным желаниям, противоречащим основным мотивам; поведения.
В
старшем
дошкольном
возрасте
получают
дальнейшее
развитие
мотивы общения, в силу которых ребенок стремится установить и расширить
контакты с окружающими людьми. Добавляются и новые мотивы общения —
деловые
и
личные.
Под
деловыми
понимаются
мотивы,
побуждающие
ребенка к общению с людьми ради решения какой-либо задачи. Под личными
—
мотивы,
связанные
с
волнующими
ребенка
внутренними
проблемами
(хорошо или плохо он поступил, как к нему относятся окружающие, каким
образом
оценивают
его
дела
и
поведение).
К
этим
мотивам
общения
присоединяются мотивы учения, касающиеся приобретения знаний, умений и
навыков. Они приходят на смену тому естественному любопытству, которое
свойственно детям более раннего возраста.
По мере эмоционального развития личности у ребенка повышаются
способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции.
Это говорит о том, что дети на пороге младшего школьного возраста умеют
управлять своими эмоциями и действиями, умеют моделировать и приводить
в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности.
К старшему дошкольному возрасту у большинства детей возникает
внутренняя,
мотивационно
-
личностная
готовность
к
учению,
которая
составляет центральное звено общей психологической готовности к переходу
в следующий возраст. Так же следует отметить, что ребенок, накопив к
семилетнему
возрасту
достаточный
интеллектуальный,
личностный
и
эмоциональный багаж, готов к переходу на новую, более высокую ступень
развития.
Хочется
отметить,
что
своеобразным
итогом
развития
ребенка
дошкольного возраста является формирование так называемой «внутренней
позиции
личности».
Это
образование
является
интегративным
–
аккумулирует в себе все достижения и неудачи предыдущих этапов развития.
Оно
будет
присуще
человеку
на
протяжении
всей
жизни,
выражая
его
отношение
к
себе.
Данное
новообразование
свидетельствует
о
том,
что
ребенок из субъекта действия стал субъектом социальных отношений, то есть
у него появилось осознание своего социального «Я».
Так называемый кризис семи лет является кризисом саморегуляции и
напоминает кризис 1 года. Причиной данного явления становится полностью
сформированное «Я» ребенка и то, что он как бы «перерастает» ту систему
взаимоотношений, в которой находится.
Семилетнего
ребенка
отличает
в
первую
очередь
утрата
детской
непосредственности,
что
связано
с
развитием
произвольности.
Причина
детской
непосредственности
—
недостаточная
дифференцированность
внутренней
и
внешней
жизни
(значение
предмета
и
сам
предмет
слиты
воедино).
Потеря
непосредственности,
в
свою
очередь,
связана
с
привнесением
в
поступки
интеллектуального
момента,
осмысленности
в
построении действий.
В переживаниях семилеток уже проявляется интеллектуальный момент.
Их
эмоции
становятся
осмысленными,
что
знаменует
собой
переход
от
аффекта к чувству в развитии эмоциональной сферы. Формируется такая
структура переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я
радуюсь», «я добрый», «я злой».
Переживания
приобретают
для
ребенка
особый
смысл,
поэтому
он
может использовать их для воздействия на другого человека, то есть начинать
демонстративно
плакать
и
т.д.
Так
же,
переживания
детей
семилетнего
возраста обобщаются, и на основе этого возникает обобщенное отношение к
предметам, людям, к самому себе.
Появление новых мотивов способствует их внутренней борьбе, а это, в
свою очередь, может приводить к частым сменам настроения, а иногда к
агрессии.
Основные симптомы кризиса обозначает в своей работе Л .Ф. Обухова:
—
потеря
непосредственности
(между
желанием
и
действием
вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для
самого ребенка);
— манерничанье (ребенок что-то строит из себя, что-то скрывает — его
душа уже закрыта);
— симптом «горькой конфеты» (ребенку плохо, но он старается этого
не показать).
У
ребенка
семи
лет
возникает
новая
внутренняя
жизнь,
жизнь
переживаний,
которая
прямо
и
непосредственно
не
накладывается
на
внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь — чрезвычайно важный факт,
теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней
жизни.
Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать, но и не
умеет управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не
приобрел
еще
другие
–
кризис
является
пограничным
моментом,
завершающим
формирование
полноценной
личности
со
своими
притязаниями, самооценкой, богатым внутренним миром.
Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности
способами,
приемлемыми
для
них
самих
и
тех,
с
кем
они
общаются.
Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать
неоправданные
самоограничения
и
сверхнеобходимый
самоконтроль.
Э.Эриксон говорит, что дети в это время "стремятся побыстрее найти такие
формы поведения, которые помогли бы им ввести свои желания и интересы в
социально
"приемлемые
рамки".
Поощрение
самостоятельности
детей
способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям
независимости
часто
сопутствуют
неудачи
или
детей
излишне
строго
наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство
вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.
Хочется
отметить,
что
все
возрастные
кризы
закономерны.
Но
протекать они могут по-разному — и остро, болезненно, и мягко, почти
незаметно.
И
зависит
это
не
только
от
физических
и
психических
особенностей ребенка, но и в очень большой степени от условий, в которых
он живет, от его воспитания.
Подводя
итог,
можно
сказать,
что
эмоциональное
развитие
детей
является
одним
из
приоритетных
направлений
общего
гармоничного
развития личности в дошкольном возрасте.
Наиболее
интенсивно
эмоциональное
развитие
протекает
в
раннем
возрасте
(0–3
года),
а
после
кризиса
трех
лет
проходит
с
меньшими
изменениями от года к году. Еще один большой скачок в развитии чувств и
эмоций – кризис семилетнего возраста, логичным завершением которого
является эмоционально-мотивационная готовность к обучению в школе.
Дошкольное
детство
пусть
и
не
такой
большой
период
в
жизни
человека,
но
оно
играет
огромную
и
неоспоримую
роль
в
становлении
личности,
формировании
собственной
манеры
поведения,
взглядов,
привычек, а также многих других составляющих. Именно поэтому важно
особое
внимание
уделять
эмоциональному
развитию
детей,
так
как
разнообразные
эмоции
пронизывают
всю
нашу
жизнь
с
самого
момента
рождения. И главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников -
научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их
людей; дать представление о способах выражения собственных эмоций, а так
же совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.