Напоминание

"Исследовательская работа на уроках истории и обществознания"


Автор: Федорова Наталья Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Маньково-Березовская СОШ
Населённый пункт: сл. Маньково-Березовская
Наименование материала: статья
Тема: "Исследовательская работа на уроках истории и обществознания"
Раздел: среднее образование





Назад




Исследовательская работа на уроках истории и обществознания.

Современное общество все больше предъявляет требований к системе школьного образования,

которое должно решать задачи воспитания творческих и деятельных молодых людей. На школу

ложится большая ответственность и при этом растет нагрузка по причине увеличения потока

информации по всем предметам, ЕГЭ требует нестандартных умений обучающихся.

В связи с этим важным становится развитие навыков исследовательской деятельности на уроках и

во внеурочной деятельности. Я хотела бы выделить некоторые вопросы по теме, которые касаются

преподавания истории и обществознания в школе.

Исследовательская деятельность школьника - деятельность учащихся по решению

творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Главный результат

исследовательской деятельности - интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную

истину.

Для решения задач воспитания и образования школьников важны сегодня не только содержание

образовательных программ, но и используемые технологии обучения. Исследовательская работа

позволяет строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика,

сообразуясь с его личным интересом, личными ценностями.

Эффективность исследовательской работы значительно повышается при сочетании с

информационными технологиями. Уроки с использованием ИКТ кроме учебных целей по

предмету имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся:

получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмысливать, оценивать большие потоки

информации и умений оперировать ею; овладение современными информационными

технологиями как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.

Работая с компьютером, школьники создают демонстрационные, поисково-исследовательские,

творческие проекты. Наиболее часто в учебном процессе используются компьютерные

презентации Power Point.

Компьютерная презентация Power Point – это яркий, наглядный, отражающий главные тезисы

материал, который сопровождает выступление докладчика. Учащиеся готовят мини-проекты,

краткосрочные проекты с презентацией, получая опережающее задание к уроку. В одних случаях

при использовании ресурсов Интернета создаются информационные проекты с презентациями-

иллюстрациями по выбранной теме, где существует необходимость ярких, зрительных образов.

Подобные проекты с презентациями учащиеся создают и по вопросам, которые выносятся на

повторительно-обобщающие уроки. Так, по теме «Великая Отечественная война» были

подготовлены работы.

После таких уроков изученный материал надолго остается в памяти учащихся как яркий образ и

помогает учителю стимулировать познавательную активность школьников. А внутренний результат

такой работы - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе

знания, умения, компетенции и ценности.

Значительная часть работы по предмету связана с краеведением. Одна из главных особенностей

краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования; ее

обязательной частью является непосредственное участие в поисково-исследовательской

деятельности и создание проекта. Сочетание ИКТ и проектной технологии в преподавании

предмета, в организации исследовательской деятельности дает неплохие результаты, так

Овчаренко Татьяна заняла первое место в муниципальном конкурсе «Освободители в памяти

народной».

Конечно, презентации - лишь один из большого числа элементов ИКТ. Поисково-

исследовательская работа с использованием информационных технологий, предоставляет

учителю большие возможности для совершенствования форм и методов своей работы, выводя ее

на качественно новый уровень.

Темы для исследовательской деятельности обучающихся выбираем такие, которые имеют не

только учебное, но и большое личностное, социальное значение, пронизывают российскую,

региональную историю и историю края. Для целенаправленного поиска важна общественная

значимость исследования и наличие достаточного количества материала. Это был проект,

посвященный 73-летию Сталинградской битвы «Сталинград». Началась работа над проектом «В

медицине главным лекарством является врач».

Учащиеся не только изучают историю, но и раскрывают свой творческий потенциал, открывают

малоизвестные страницы родного края, историю отдельной семьи, отдельных фактов для более

широкого использования. Таким образом, создается основа для творческой самореализации

обучаемого.

Учащиеся получают возможность самореализации через исследовательскую деятельность,

приобретают знания об особенностях работы с историческими источниками, о структуре

творческой, реферативной и исследовательской работы, умение анализировать различную

информацию и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию,

редактирование, рецензирование и защиту.

Закономерным итогом подобной работы становится приобретение и развитие новых знаний,

умений, навыков, а также формирование опыта творческой деятельности и эмоционально –

ценностного отношения к происходившим в мире историческим событиям.

Стараюсь, чтобы ребята научились выполнять литературно – художественные, информационно –

реферативные, исследовательские работы в определённой общепринятой последовательности.



В раздел образования