Напоминание

"Организация развивающей предметно-пространственной среды в направлении "Музыка", как средство повышения качества реализации ООП ДО в условиях реализации ФГОС ДО"


Автор: Семёнова Валентина Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ - детский сад №5
Населённый пункт: город Татарск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация развивающей предметно-пространственной среды в направлении "Музыка", как средство повышения качества реализации ООП ДО в условиях реализации ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация развивающей предметно-

пространственной среды в направлении

«Музыка», как средство повышения

качества реализации ООП ДО в условиях

реализации ФГОС ДО

Материал подготовлен:

Семёновой Валентиной Сергеевной,

музыкальный руководитель,

муниципального казенного дошкольного

образовательного учреждения – детский сад №5

г. Татарска Новосибирской области

1

Актуальность: В

связи

с

введением

федеральных

государственных

образовательных

стандартов

дошкольного

образования

(ФГОС

ДО),

возник

вопрос:

«Как

организовать

образовательный

процесс,

чтобы

он

был

эффективен, учесть индивидуальные особенности ребёнка и повысить уровень

качества реализации ООП ДО?».

Анализируя

требования

ФГОС

ДО,

где

особое

внимание

уделяется

развивающей предметно-пространственной среде пункт II п\п 2.4, пункт III п\п

3.3, пришла к выводу, что в повышении уровня освоения ООП ДО и развития

музыкальных

способностей необходима

богатая

музыкальная

предметно-

развивающая среда.

В процессе разработки РППС, её компонентов, столкнулась с проблемой

нехватки

материальных

средств

на

приобретение

различного

оборудования,

пособий и детских музыкальных инструментов. Все это подтолкнуло к поиску

новых

занимательных

форм

и

инновационных

подходов

к

созданию

музыкальной

РППС

способствующей всестороннему развитию детей.

Изучив

и

проанализировав

литературу (приложение

1)

выстроила

систему

работы (приложение 2).

Пополнение РППС распределила по блокам:

Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности

э т о : музыкальные

занятия,

развлечения,

праздники, кружковая

работа,

которая проводятся в музыкальном зале.

Пространство музыкального зала оформила по принципу зонирования,

например:

пение,

слушание

музыки,

проведение

музыкально-дидактических

и г р

- в

зоне,

где

находится

аппаратура

и

дидактический

материал,

а

музыкально-ритмические движения – в зоне, где сосредоточено физкультурное

оборудование.

В каждой зоне выделяю несколько

центров, большая часть

которых

создана

своими

руками.

На

мой

взгляд,

использование

нестандартного

музыкального оборудования, изготовленного своими руками, очень полезно, так

как позволяет обеспечивать динамичность музыкальной среды, постоянное её

2

обновление, а это, в свою очередь, вызывает у детей интерес к музыкальной

деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.

Например,

в центре

театрализованной

деятельности,

который

включает:

различные

виды

театра

(кукольный,

настольный,

сценические

костюмы,

атрибуты к постановкам, маски - шапочки, ширмы), дети с удовольствием

используют

материал

для

постановки

театрализованной

деятельности,

драматизации, сюжетно – ролевых игр на музыкальных занятиях. После этого

дети охотно продолжают игру в группе разыгрывая различные сюжеты.

Центр танцевального творчества оборудовала атрибутами к танцевальным

композициям

ленточками,

платочками,

флажками,

цветами,

весенними

веночками из цветов,

осенними веночками из листьев. Широко использую

данный материал при постановке танцев и в игровой деятельности. Материал

расположен в доступном для детей месте.

В центре игры на музыкальных инструментах, в котором имеются ударные,

духовые, шумовые инструменты воспитанникам предлагаю создать подгруппы,

например

одна

подгруппа

играет

партию

бубнов,

а

другая

партию

колокольчиков, дети самостоятельно разбиваются на подгруппы

и играют в

оркестре.

Эффективным

методом

работы

в

пополнении

РППС,

а

именно

музыкальными

инструментами

играет

проект

«В

мире

музыкальных

инструментов»,

продуктом

которого,

является

изготовление

детских

музыкальных инструментов своими руками из бросового материала.

Весь материал, накопленный в период своей работы послужили основой

для создания

библиотеки с музыкальным и дидактическим материалом,

аудиотека

содержит

классическую

зарубежную

и

русскую

музыку,

инструментальную, многообразие песенного и игрового материала. Библиотека

с дидактическим материалом содержит

настольно-печатные и музыкально-

дидактические

игры

- настольно-печатные

музыкально-дидактические

игры

картотека музыкально-дидактических игр.

3

Центр слушания музыки включает в себя магнитофон, фонотеку по группам,

репродукции картин, иллюстрации к музыкальным произведениям, портреты

композиторов

,

альбом «Музыкальные профессии».

В своей практике использую мягкие модули в виде кубиков, которые

предлагает педагог-музыкант Е. Ю. Матвиенко «Весёлые кубики». Технология

изготовления кубиков проста, для этого нужны картонные коробки, поролон,

яркая ткань. Кубики получились легкими и не травмоопасными. Пособие

выглядит ярко, эстетично и тем самым вызывает желание играть с ним.

Например, для младшей и средней группы использую кубик с изображением

животных. Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая несложная,

веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят

текст:

Кубик детям передай.

Кто пришел к нам, угадай!

Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог

спрашивает, кто изображен на верхней грани кубика. Дети отвечают. Если там

нарисована кошка, педагог предлагает ребенку, который бросал кубик, показать

голосом, как кошечка здоровается («мяу-мяу-мяу») и т.д.

Для

детей

старшего

возраста

использую

кубик

с

изображением

муз.инструментов

В

своей

работе

использую

мультимедиа.

Компьютерные

технологии

расширяют

сферу

воздействия

музыки

на

ребенка.

На

праздниках,

посвященных 8 марта, «День матери», осеннем празднике детям

показываю

презентации

соответствующей

тематики.

Для

д е т е й

подготовлены

видеоматериалы на темы: «Оркестр», «Композиторы», «Военные профессии»,

«Угадай мелодию», «Узнай песню по ритму», «Природа и музыка» и др.

Блок

нерегламентированной

д е я т е л ь н о с т и (совместная

деятельность детей с воспитателем и самостоятельная деятельность

детей в группе ) :

4

В

каждой группе созданы предметные зоны для развития творческих

способностей

дошкольников.

Мини-центры

удобны

для

развертывания

музыкальной деятельности одним ребенком, двумя или подгруппой.

Содержание

музыкальной

среды

в

группах

отражает

принцип

системности

в овладении

музыкальной

деятельностью

и

соответствует

возрасту, поэтому содержание среды усложняется по возрастным ступеням.

Например, музыкальная среда для детей 1 и 2-ой младших групп представляет

собой

набор

неозвученных

образных

инструментов

(гармошки,

дудочки,

балалайки и т.д.), образные музыкальные «поющие» и «танцующие» игрушки

игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубен,

барабан.

Для музыкальной среды средней и старшей групп добавляются музыкальные и

шумовые

инструменты,

музыкально-дидактические

игры,

атрибуты

к

подвижным музыкальным играм и танцевальным импровизациям.

Дополнительно к материалам для музыкальной среды подготовительной группы

используются портреты композиторов и иллюстрации по теме «Времена года».

В группе воспитанники имеют возможность в игровой форме закреплять

знания, полученные на музыкальных занятиях: исполнить знакомые песни,

аккомпанируя себе на детских музыкальных инструментах.

Блок

самостоятельной

музыкальной

деятельности возникает

по

инициативе детей, представлена песнями, музыкальными

играми,

упражнениями,

танцами,

а

также

песенным,

музыкально-

ритмическим, инструментальным детским творчеством.

Родители,

так

же

как

и

дети

являются

активными

участниками

образовательного

процесса

и

проявляют

живой

интерес

и

желание

в

изготовлении

различных

атрибутов,

например,

султанчиков

из

новогоднего

дождика для танца «Серебристые снежинки», масок, костюмов для девочек

для танца «Ёлочки», «Снеговики».

Подводя

итог

проделанной

работы,

можно

сделать

вывод,

что

использование

пособий,

материалов

РППС в

о б л а с т и «Художественно-

5

эстетическое развитие», в направлении «Музыка» является важным средством

повышения качества реализации ООП ДО в условиях реализации ФГОС ДО.

Результатом планомерной и систематической работы являются показатели

педагогической

диагностики

в

направлении

«Музыка»,

имеющие

положительную динамику:

• воспитанники 100% осваивают основную образовательную программу ДО;

• у детей повысились показатели музыкального развития на 20%, с 70% до 90%;

•дети самостоятельно придумывают несложные мелодии, используя в качестве

образца

русские

народные

песни,

могут

импровизировать

и

придумывать

варианты образных движений в играх и хороводах;

•в

игровой

самостоятельной

деятельности

пользуются

народными

музыкальными инструментами и исполняют простейшие мелодии;

Хочется

отметить,

что

предметная

среда

имеет

характер

открытой,

незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря,

среда

не

только

развивающая,

но

и

развивающаяся,

поэтому

для

себя

определила следующие перспективы развития:

Продолжить

работу

по

преобразованию

развивающей

среды

в

музыкальном зале. Для этого планирую вариативное использование предметов

(мягкие модули, пуфы, различные дополнительные ширмы, панно на ткани,

изменить общее цветовое решение и оформление помещения, чтобы оно могло

трансформироваться

по

сюжетным

линиям).

Также

планирую

обогатить

дидактический и наглядный материал (альбомы, открытки, игры и т.д.).

Приложение № 1

Список литературы:

1. Киреева, Л. Г. Организация предметно-развивающей среды – М. : Учитель. –

2009. –143 с.

2.

Приказ

Минобрнауки

России

от

17.10.2013

N

1155

"Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования"

6

3. Кирьянова, Р. А. «Принципы построения предметно-развивающей среды в

дошкольном образовательном учреждения» - Санкт-Петербург: Детство-Пресс,

2010. – 5 - 12 с.

4. Нищева, Н. В. «Предметно - пространственная развивающая среда в детском

саду» – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010. – 128 с.

5. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Марич Е. М. «Организация

развивающей

предметно-пространственной

среды

в

соответствии

с

федеральным

государственным

образовательным

стандартом

дошкольного

образования» - Москва 2014г.

Приложение № 2

Система работы педагога

7

Музыкальный руководитель

Дети

Воспитатели

Блок организованной

(регламентированной) м

узыкальной

деятельности

Пополнение РППС

Блок

самостоятельной музык

альной

деятельности детей

(дома с родителями)

Блок организованной

(регламентированной)

музыкальной

деятельности в группе

Р

одители

8

Реализация ООП ДО

Центр театрализованной деятельности

( маски, шапочки, персонажи к

кукольному театру…)

Центр слушания музыки (альбом

«Музыкальные профессии», фонотека по

группам, мягкие модули к игре

«Веселые кубики», « Музыкальный

домик».…..)

Центр игры на музыкальных

инструментах ( музыкальные

инструменты из подручного материала)

Центр танцевального творчества

(венки осенние , весенние, платочки,

султанчики дождя, цветы, атласные

ленточки на палочках…..)

-

- Настольно-печатные дидактические

игры «Птичка и птенчики, «Веселые

Муз. инструменты (баночки -

шумелки с крупами, бумажные

гармошки, колокольчики,

балалайки….)

Атрибуты к музыкальным

играм (флажки, шапочки, маски)

Атрибуты к танцам( платочки,

снежинки, осенние листочки…..)

Настольно-печатные

дидактические игры («Где мои

детки?», «Ритмическое лото» и

др.)

Атрибуты

к

танцам

( с у л т а н ч и к и

и з

новогоднего дождика для

т анца

« С е р е б р и с т ы е

снежинки», маски)

Костюмы

для

танцев

(«Ёлочки»,«Снеговики»,

«Матрёшки»)



В раздел образования