Автор: Пилипчик Наталья Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ дтский сад № 156
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Детский сад и "особые дети".
Раздел: дошкольное образование
ДЕТСКИЙ САД И «ОСОБЫЕ ДЕТИ»
В последние годы значительно растет количество детей с различными
отклонениями. Среди них особое место занимают дети, страдающие
синдромом раннего детского аутизма (РДА). Психическое развитие при этом
не просто нарушается или задерживается, оно искажается. Наиболее ярким
его проявлением является нарушение развития социального
взаимодействия, коммуникации с другими людьми, стереотипности в
поведении. В связи с этим достаточно остро стоит вопрос о возможностях
социализации дошкольников с детским аутизмом.
В нашем детском саду имеется опыт оказания помощи детям данной
категории на базе логопедической группы.
При организации инклюзивного образования в логопедической группе
созданы особые условия и обеспечено грамотное с точки зрения
коррекционной педагогики сопровождение. Узкие специалисты проводят как
групповые, так и индивидуальные занятия. При этом основополагающим
принципом является соблюдение интересов детей. Педагог, отвечающий за
сопровождение ребенка-инвалида, решает каждую проблемную ситуацию с
максимальной пользой для воспитанника. Так, каждому малышу
предоставлено право развиваться в своем персональном темпе. Дети с
синдромом РДА получают дополнительную помощь на индивидуальных
занятиях со специалистами в соответствии с их проблемами. Например, в
логопедической работе любая программа адаптирована к реальному темпу и
особенностям восприятия ребенка с синдромом РДА. Для этого она разбита
на отдельные блоки, выстроенные по нарастанию уровня сложности, таким
образом, чтобы материал следующего опирался на знания и навыки,
полученные при прохождении предыдущего блока. Время прохождения
каждого блока отдельным учеником не ограничено. Переход к следующему
блоку происходит после реального усвоения ребенком материала
предыдущего.
Важным в коррекционно-развивающей работе является введение
аутичного ребенка в среду здоровых сверстников. Дети с аутизмом
затрудняются в переносе уже освоенных жизненных навыков в новые
обстоятельства. В связи с этим одной из основных задач проводимой нами
работы является помощь в организации социально адекватных форм
поведения с другими людьми. В непосредственном и регулярном общении с
другими детьми, возможно, сформировать у ребенка с аутизмом навыки
диалога, способность слушать и приспосабливаться к собеседнику. В
процессе совместных занятий с другими детьми у него постепенно
развиваются умение ждать, терпение, гибкость в управлении своими
непосредственными желаниями. Совместные занятия имеют и еще одну
цель – научить обычных детей принимать и понимать ребенка с проблемами,
помогать и поддерживать его. Мы понимаем, что без опыта коллективных
игр и совместной деятельности выход в будущем за пределы дома,
минимальная самостоятельность в общественных местах, не говоря уже о
возможности учиться и работать, представляется крайне затруднительными
для такого ребенка. Известно, что освоение навыков социальной жизни
происходит наиболее успешно, если они вырабатываются при адекватной
специальной поддержки в ситуации естественной, нормальной жизни.
Каждый шаг в этом направлении обеспечивается индивидуальной помощью
педагога: в осмыслении новой ситуации, выстраивании новой линии
поведения, отработке необходимых навыков коммуникации.
Таким образом, накопленный опыт позволяет сделать вывод о том, что
комплексный подход к обучению детей с синдромом РДА с участием
специалистов и с использованием интегративной среды позволяет им более
полно раскрыть свой потенциал, приобрести необходимые знания и
социальные навыки, успешно включиться в среду обычных сверстников.
Получить равные стартовые возможности и подготовиться к
самостоятельной жизни в будущем.
Учитель-логопед МАДОУ детский сад №156 г. Хабаровска Пилипчик Н.М.