Напоминание

Литература 10 класс


Автор: Ларина Нэлли Львовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Школа №887
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Развенчание лирического героя в поэме А.С.Пушкина "Цыганы"
Тема: Литература 10 класс
Раздел: полное образование





Назад




Урок литературы в 10 классе

Учитель Ларина Нэлли Львовна

Развенчание лирического героя в поэме А.С.Пушкина «Цыганы»

Цель урока: закрепить у учащихся понятие о литературном направлении романтизм и

его признаках, показать, как менялось мировоззрение поэта в зависимости от жизненных

обстоятельств, проанализировать образ нетипичного романтического героя.

В начале урока звучит романс из оперы С.Рахманинова «Алеко»

Слово

учителя.

А.С.

Пушкина

по

праву

считают

новатором

во

многих

областях

литературы. Не обошло его и такое направление как романтизм. Давайте вспомним основные

признаки

романтических

произведений.

(Изображение

исключительных

характеров

в

исключительных

обстоятельствах,

подчеркнутое

внимание

к

человеческой

личности,

индивидуальности, внутреннему миру человека, описание экзотической природы, стихий, а

также изображение людей, «не испорченных» цивилизацией.

Слово учителя. Сегодня мы будем говорить о практически последнем произведении

А.С. Пушкина, написанном в романтическом стиле. Поэма «Цыганы завершает цикл «южных»

поэм

Пушкина.

В

ней

отразился

глубокий

творческий

кризис

автора,

изменения

в

его

мировоззрении. Поэма была написана под впечатлением от тех дней, когда Пушкин летом 1821

года во время кишиневской ссылки несколько недель странствовал с цыганами. Полностью

поэма была опубликована только в 1827 году, а ранее в журналах «Полярная звезда» и

«Северные цветы» печатались отрывки поэмы

Поэма «Цыганы» - завершение спора с Байроном, который наметился в первой южной

поэме Пушкина «Кавказский пленник. Пушкин, не выходя за рамки романтизма, показал, что

мечты Байрона о возврате человека в «естественное состояние» не оправданы, Этот возврат

ведет человека не вперед, а назад,

противоречит высокому предназначению человека. В

«Цыганах»

Пушкин

использовал

популярный

в

то

время

мотив

бегства

от

культурного

общества, показав фальшивость и утопичность этой идеи. Итак, содержание поэмы.

( Ученик

рассказывает содержание)

Слово

учителя. Прочитайте

завязку

поэмы

и

назовите

отличительные

признаки

романтического героя. ( Ученик читает завязку поэмы и отмечает, что в ней ничего не

говорится о прошлом героя, известно только, что его преследует закон:

Он хочет быть как мы цыганом,

Его преследует закон.

Слово учителя. Алеко в поисках свободы бежит от культурного общества, из «неволи

душных городов» к цыганам, живущим близкой к природе жизнью. Вольные цыгане, конечно,

не

похожи

на

подлинных

бессарабских

цыган,

но

Пушкин

умышленно

создал

такую

обстановку, где герой мог полностью удовлетворить желание абсолютной свободы. Казалось

бы, мечта героя удовлетворена. Что же происходит дальше? (Ученик: Зефира полюбила

другого, но Алеко, требующий свободы для себя, не желает признавать свободу для Земфиры.

Старый цыган рассказывает ему историю своей жизни. Его подруга Мариула, мать Земфиры,

тоже оставляет его и маленькую дочь и уходит со своим возлюбленным.)

Слово учителя. Как Алеко относится к рассказу старого цыгана? ( Ученик: Алеко не

может понять, почему тот не отомстил за измену:

Да как же ты не поспешил

Тотчас вослед неблагодарной

И хищникам и ей коварной

Кинжала в сердце не вонзил?

Слово

учителя. Обратите внимание, как по-разному относятся

к проблеме измены

старый цыган и Алеко. Что отвечает старый цыган на слова Алеко?

Ученик читает: К чему? Вольнее птицы младость,

Кто в силах удержать любовь?

Слово учителя. Старый цыган считает, что человек должен быть свободен. Какова же

позиция Алеко? Какие черты характера выявляют в Алеко его слова?

От прав моих не откажусь!

Или хоть мщеньем наслажусь.

О нет! Когда б над бездной моря

Нашел я спящего врага,

Клянусь, и тут моя нога

Не пощадила бы злодея;

Я в волны моря, не бледнея,

И беззащитного б толкнул;

Внезапный ужас пробужденья

Свирепым смехом упрекнул,

И долго мне его паденья

Смешон и сладок был бы гул.

(Эти

слова

очень

выразительно

характеризуют

героя:

это

жестокий,

мстительный

эгоист, не признающий для других людей свободу выбора)

Слово

учителя.

Вы

знаете,

что

происходит

далее.

Алеко,

застав

Земфиру

с

возлюбленным, убивает обоих. И старый цыган выносит свой приговор Алеко:

Оставь нас, гордый человек!

Мы дики, нет у нас законов,

Мы не терзаем, не казним –

Не нужно крови нам и стонов,

Но жить с убийцей не хотим…

Ты не рожден для дикой доли,

Ты для себя лишь хочешь воли…

Этими словами определяет отец Земфиры причину убийства дочери и ее возлюбленного

- эгоизм Алеко. Романтический герой оказался эгоистом и убийцей. Он изгнан не только из

цивилизованного общества, но и из мира свободы., потому что он не может принять морали

этого

свободного

мира.

Пушкин

показал,

что

полная

свобода

действий,

отсутствие

ограничений возможны лишь для людей, примитивных в своих потребностях. Не случайно

автор вводит в поэму еще один образ

- опального поэта, о котором рассказывает старый

цыган. Пушкин проводит параллель между Алеко и этим поэтом. Оба они представители

цивилизованного общества и оба не могут до конца принять образа жизни и мировоззрения

цыган. А ведь Алеко так жаждет этой жизни, и именно она ему каждется идеалом свободы.

Итак, давайте определим главную мысль поэмы

Ученик: главная мысль поэмы – развенчание романтического героя.

Слово

учителя.

Полное

развенчание

романтического

героя

и

есть

главная

мысль

поэмы. Развенчав в своей поэме романтического героя и романтический идеал свободы,

Пушкин не знал, чем заменить эти идеалы. Поэтому так трагически безнадежно звучит

заключение поэмы:

И всюду страсти роковые,

И от судеб защиты нет.

(Звучит Финал из оперы С. Рахманинова «Алеко»)

Домашнее задание: сочинение (темы указаны на доске)



В раздел образования