Напоминание

"Наш дом - Земля"


Автор: Исламова Гульшат Кадимовна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад ОРВ №5 с.Бураево
Населённый пункт: с.Бураево, Бураевский район
Наименование материала: Конспект организованной образовательной деятельности
Тема: "Наш дом - Земля"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе

«Наш дом — Земля»

Тема: интегрированное занятие «Наш дом – Земля».

Образовательные направления:

• Приоритетное: познавательно – речевое

• В интеграции:

Цель: формирование обобщенных представлений детей о планете Земля и ее

обитателях.

Задачи:

1. Образовательные:

- расширить и уточнить представления детей о многообразии природы,

формировать понимание роли человека в ее сохранении.

2. Развивающие:

- развивать речь детей, наблюдательность, любознательность. Умение

слышать вопрос и отвечать на него краткими и полными предложениями;

- способствовать обогащению и активизации словаря.

3. Воспитательные:

- воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к

растительному и животному миру.

Направление

Образовательные области Задачи

Познавательно - речевое

Познание Расширять знания детей о многообразии природы, формировать

понимание роли человека в ее сохранении.

Художественно-творческое

Коммуникация Развивать навыки последовательно излагать свои мысли.

Правильно строить свою речь, обогатить словарный запас.

Здоровье Формировать потребность в двигательной активности.

Безопасность Формировать правила безопасного поведения в природе.

Социализация Воспитывать умение работать в подгруппе, координировать

свои действия с партнерами.

Художественно-эстетическое

Чтение художественной литературы Прививать детям любовь к

стихотворному тексту, развивать эмоциональную отзывчивость на него.

Физическая культура Смена деятельности, формировать ЗОЖ.

Музыка Создать комфортную психологическую обстановку, формировать

умение слушать музыку, развивать воображение.

Труд

Материал и оборудование: аудиозапись песни «Трава у дома», «Голоса птиц»,

макеты экологического светофора, полянки с насекомыми, деревьев с

птицами, картинки на экологическую тематику, природоохранительные

знаки. Ящички с землей для посева семян, лейки с водой, фартуки, совочки,

семена садовых цветов.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке, заучивание

стихотворений, чтение отрывков из книги Методы и приемы: беседа,

дидактическая игра, чтение стихов, слушание аудиозаписей; рассматривание

картин о природе; игра – физминутка «Кузнечики», словесная игра «Да –

нет», посев семян цветов.

Ход занятия:

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Звучит тихая музыка «Земля в иллюминаторе»

Дети послушайте, пожалуйста, песню.

Как вы думаете, кто поет эту песню? (Космонавты).

Кто знает, что такое иллюминатор? (Окошко в ракете).

И что же видят космонавты, когда летят в ракете? (Нашу планету).

Как называется наша планета? (Земля).

Правильно, дети, наш дом родной, наш общий дом – Земля, где мы с вами

живем.

А кто же еще живет на нашей Земле кроме людей? (Животные, птицы,

рыбы, насекомые, растения).

А для чего они нам нужны?

Что было бы, если на Земле ничего этого не было?

Что нужно делать для того, чтобы все живое на Земле сохранялось, не

погибло? (Беречь, охранять, т. е. соблюдать правила в природе). А вы знаете

эти правила?

Я предлагаю вам отправиться в лес, и там проверим ваши знания. Согласны?

Пойдем пешком, т. к. лес наш недалеко: По тропинке мы шагаем, выше ноги

поднимаем….

Вот мы и пришли. Давайте поздороваемся с лесом.

Физминутка «Здравствуй, лес!»

Здравствуй, лес, прекрасный лес (руки развести в стороны)

Полный сказок и чудес! (повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою? (покачивают над головой поднятыми руками).

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица? (повороты вправо-влево, всматриваясь вдаль).

Все открой – не утаи! (руки развести в стороны).

Ты же видишь (прижать ладони к груди)

Мы – свои! (широко развести руки в стороны).

Садитесь поудобнее на полянки, давайте послушаем тишину. (Запись голоса

птиц).

Что это за звуки? Как вы думаете, чем сейчас заняты птицы? (Делают

гнезда).

И как должны вести себя в лесу и дети, и взрослые? (Не шуметь, не кричать;

не трогать птичьи гнезда).

Правильно! Дети, а вы обратили внимание на экологический светофор? Он

пришел сюда раньше вас, чтобы тоже посмотреть и послушать, как вы будете

отвечать. Каким глазом он сейчас посмотрел на вас? (Конечно зеленым).

Дидактическая игра "Экологический светофор"

Цель: Воспитывать эмоциональную отзывчивость формировать умение и

желание активно беречь и защищать природу, понимать важность охраны

природы осознанно выполнять правила поведения в природе.

Материал: по 2 шт. светофоров красного и зеленого цвета на каждого игрока,

4-ри карточки с изображением правил поведения в природе.

Игровые правила: не мешать друг другу, правильно оценивать игровую

ситуацию, зажигать зеленый свет светофора при правильном поведении

детей в природе при не правильном, зажигать красный свет (поднимать

вверх красную или зеленую карточку в зависимости от ситуации).

Ход игры

Воспитатель: рассказывает о том как поступают дети в той или иной

ситуации, а ребята должны оценить их поступки зажечь определенный свет

светофора.

Нашел Алеша гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень

понравились. Он их взял домой, а пеночка кружила над ним и кричала

Воспитатель: как вы считаете правильно ли вел себя Алеша.

Дети поднимают красную карточку

Воспитатель: (показывает иллюстроцию№1)

Гнездо на ветке – птичий дом.

Вчера птенец родился в нем

Ты этот дом не разоряй

И никому не позволяй.

Дети пришли с воспитателем на лесную полянку и в изумлении удивились:

«Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики! Давайте нарвем большие

букеты цветов» предложили дети и быстро нарвали большие охапки цветов.

Воспитатель: Как вы думаете правильно поступи ли дети?

Воспитатель (показ иллюстрации №2)

Я сорвал на бегу,

Сорвал, а зачем?

Объяснить не могу.

В стакане он день простоял

И завял

А сколько бы он на лугу простоял?» (показ иллюстрации №3)

В воскресенье я решила пойти к озеру

Передо мной, по тропинке, два мальчика. В друг они увидели в траве

маленькую лягушку. «Давай ее возьмем себе, чтобы она не заблудилась!»-

сказал один мальчик» Не трогай ее! Лягушка сама найдет дорогу», -сказал

другой. Мальчики решили не ловить лягушку.

Воспитатель: как вы думает, правильно ли они поступили?

Дети (поднимают зеленый светофор)

Воспитатель (показывает иллюстрацию №4).

«У болотной мягкой кочки,

Под зелененьким листочком

Притаилась попрыгушка,

Пучеглазая лягушка.

Дома жить она на может.

Лучше лесу пусть поможет!»

Андрюша нашел в лесу ежа и решил подарить его своей подружке Насте.

Настя не взяла ежа она его отпустила.

Воспитатель: Как вы думаете правильно ли поступила Настя?

Дети (поднимают зеленый свет светофора).

Воспитатель (показывает иллюстрацию№5).

Не бери ежа собой

Отпусти его домой

Ежик даже глупый самый

Хочет жить с ежихой мамой

Воспитатель: дети нужно любить природу

Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Мы с вами должны природу оберегать и защищать.

Хорошо в лесу! Устали сидеть? Превращаю вас в кузнечиков. волшебная

палочка мне поможет. 1 2 3 - детей в кузнечиков преврати!

Динамическая пауза игра «Кузнечики».

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг – скок! Прыг – скок!

Сели, травушку покушаем.

Тишину послушаем, тишину послушаем.

Тише, тише! Высоко

Прыгай на ногах легко!

А сейчас давайте поиграем в игру «Да – нет». Посмотрим, кто из вас хорошо

умеет слушать и думать.

Словесная игра «Да – нет».

Если воспитатель в своих действиях поступает хорошо, дети говорят «Да», а

если плохо, тогда «Нет»).

- Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (Нет)

- Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (Нет)

- Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (Да)

- Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (Да)

- Если разведу костер,

А тушить не буду? (Нет)

- Если сильно насорю

И убрать забуду? (Нет)

- Если мусор уберу,

Банку закопаю? (Да)

- Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (Да).

Молодцы! А светофор, какой довольный; как он весело смотрит на вас. Наши

дети выучили стихотворение, которое так и называется «Лесные правила».

Давайте послушаем их.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай.

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки –

Убегут с лесной опушки.

Бабочки в лесу пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ветки дерева не ломай, никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать,

Из рогатки не стрелять:

В лес приходят отдыхать!

Чтобы на нашей Земле стало еще красивее, мы с вами сегодня посеем

семена цветов, которые потом высадим на клумбы. Воспитатель.

Ребята, посмотрите, какие маленькие яркие конверты у меня в руках. Как вы

думаете, что в них? (Семена цветов).

Как вы догадались?

(На конвертах нарисованы цветы).

Вчера я проходила мимо магазина «Семена цветов» и решила купить семена

бархатцев и георгинов. Хотите, мы сейчас их посеем?

Ответы детей.

Но сначала, давайте рассмотрим цветы на пакетиках и их семена.

Посмотрите, это «бархатцы». Растение невысокое, цветы у них разные:

желтые, оранжевые, желто - красные. А семена, какие?

Ответы детей. (Тонкие, длинные, черные).

Рассмотрим «георгины» - растение высокое, цветы тоже разноцветные.

Высыпают семена на тарелочки и рассматривают через лупу.

Дети.

Семена все одинаковые серые, похожи на закруглённые треугольники, только

размером чуть - чуть разные.

Чем отличаются семена этих растений между собой?

Ответы детей: (формой, цветом, размером).

Для чего люди выращивают цветы?

(Для красоты, чтобы дарить людям).

Чтобы на клумбах и дачных участках цветы распустились пораньше, люди

выращивают их через рассаду. Хотите побыть маленькими садоводами?

Ответы детей.

Вспомним правила посадки:

- Взять контейнер, подписать его, чтобы не забыть, где будет, чья рассада. В

контейнер совочком аккуратно насыпать землю из пакета до мерки.

- Полить землю и разделить стекой на рядочки, чтобы потом всходы были

ровными.

- Палочкой - стекой сделать лунки на расстоянии мерки друг от друга, чтобы

растениям не было тесно.

- В лунку положить по одному семечку.

- Присыпать сухой землей, она легкая, в ней много пространства (дырочек),

семенам будет легче прорасти.

- Закрыть прозрачной плёнкой, так семена лучше прорастут, им будет теплее

и вода из земли испаряться не будет. Это маленькие парники или можно

сказать - микротеплица.

- Установить таблички с их изображением цветов, чтобы не забыть какие, где

посадили.

Воспитатель.

Ребята, как вы думаете, куда поставить контейнеры, чтобы семена быстрее

проросли и лучше росли?

Ответы детей.

Ученые выяснили, чтобы растения быстрее росли, с ними нужно

разговаривать. Вы верите этому? Как узнать, правда ли это?

Ответы детей.

Давайте проведём опыт? Когда будем сеять семена, с одними поговорим, а

другие посеем молча. Расставим контейнеры на разные окна, ухаживать

будем одинаково за всеми: поливать, рыхлить, опрыскивать. Но с одними

всходами будем разговаривать, а с другими нет. Заведём дневник наших

наблюдений и будем отмечать, где ростки раньше взошли, у каких раньше

появятся листочки. Будем всё это зарисовывать, сравнивать результаты, потом

сделаем вывод: нужны ли растениям разговоры с ними.

Дети скажите, а о чём можно поговорить с семенами перед посадкой?

Ответы детей.

Практическая деятельность.

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаю колдовать!

Наши дети изменились -

В садоводов превратились!

Наденьте фартучки, чтобы не замарать одежду, разделитесь по желанию на

группы по четыре человека. Давайте договоримся, чья группа работает

молча. Приступаем к посеву семян.

Дети самостоятельно выполняют посев семян. Воспитатель наблюдает,

направляет, советует, помогает, беседует.

Ребята, кто-нибудь из вас помогал маме или бабушке выращивать цветы?

(Ответы детей).Какие цветы вы выращивали?(Ответы детей).В чём

заключалась ваша работа?

(Ответы детей).

Расставляем контейнеры на разные окна, делаем пометки (приклеиваем

карточки с закрытым и открытым ртом). Снимаем фартуки и идём мыть руки.

Как вы думаете, что будет происходить с этими семенами?

Ответы детей (они будут спать, толстеть, прорастать).

Игра «Садовник и цветочные семена».Посеял садовник семена (дети

пальчиками «сеют семена»),

Попали они в землю (присаживаются, голову прижимают к коленям).

Лежат семена и думают:

Сначала буду маленьким, (говорят дети).

К коленочкам прижмусь.

Садовник спрашивает

Семена, что вы хотите?

Воды, тепла от солнышка (говорят дети).

Сейчас я вас полью, («поливает»),

Солнышко вас погреет.

Вот уже появились корешки (опускают руки вниз, шевеля пальцами),

А вот и первые всходы (медленно поднимают голову),

Растет наше растение, (распрямляют спину).

Тянутся к солнышку (медленно приподнимаются).

Стебельки все выше и выше (на носочках тянутся руками вверх).

Я скоро вырасту большим, (говорят дети).

До солнца дотянусь.

А вот и первые цветочки (делают «бутоны» из сложенных ладошек).

Как же вас называют? (Спросить каждого ребёнка, каким

цветком он себя представил).

Что вы, цветочки чувствуете? (Ответы детей).

Чему радуетесь? Какая красивая полянка у нас получилась.

Спросить у детей, что им больше понравилось: играть или сажать семена

растений. Почему?

Воспитатель.

Мы сегодня с вами сделали очень хорошее, доброе дело: вырастут наши

цветы, будут украшать клумбы и радовать окружающих. Мы молодцы!

А на память о том, что вы сегодня были начинающими садоводами вам

небольшой подарок игра - лото «Цветы».

Кто растения сажает

Их никогда не обижает

Куда мы сегодня с вами ходили?

Что больше всего запомнилось, понравилось?

Придете домой, и расскажите родителям о том, как надо охранять и беречь

все живое вокруг нас.

Из проведенного наблюдения я хочу сделать вывод , что контейнеры со

цветочками, на котором приклеяны карточки с закрытым ртом, ростки

взошли позже и их было мало, а контейнеры, где приклеены были карточки с

открытым ртом, за которыми мы ухаживали разговаривали, цветочки взошли

хорошо и их ростки росли очень быстро.

Ниже их видно на рисунках 1 и 2.

Рис.1.

Рис.2.

Приложение



В раздел образования