Автор: Третьякова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ №75 "Лебедушка"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Мастер-класс для родителей в технике пластилинографии
Тема: "Цветы небывалой красоты"
Раздел: дошкольное образование
"Цветы небывалой красоты"
мастер-класс для родителей по изготовлению пластилиновых картин в
технике пластилинографии.
.
Цель: познакомить родителей с нетрадиционной техникой использования
пластилина - пластилинографией.
Задачи:
обучить участников мастер - класса технологии изготовления картины в
технике пластилинографии;
способствовать раскрытию творческого потенциала родителей;
активизировать работу с родителями, привлекая их к участию на основе
сотрудничества;
обогатить
уровень
информированности
родителей
в
области
художественного творчества.
Материалы и инструменты:
цветной пластилин;
картонная основа, покрытая пластилином голубого (синего)
цвета, размер А 5;
стека разной формы;
тканевая салфетка для рук;
лак для волос.
План проведения мастер - класса:
I этап - теоретическое обеспечение:
- что такое "Пластилинография";
- материалы и инструменты, применяемые при работе с пластилином;
- основные приемы
и способы изготовления пластилиновых изображений
(картин);
- применение данной техники при изготовлении красивых и полезных вещей
для дома (вазы, карандашницы, фоторамки, шкатулки и т.п.).
II этап - обучающая практическая часть:
- пояснение последовательности создания пластилиновой картины (создание
эскиза, выбор способов и приемов, изготовление);
- показ способов и приемов ( раскатывание, скатывание, расплющивание и
т.д.);
-
выполнение
картины
в
технике
пластилинографии
на
тему
"Цветы
небывалой красоты".
III этап - подведение итогов:
-рефлексия;
- выставка готовых работ участников мастер - класса.
Ход проведения мастер- класса:
- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я хочу познакомить вас с
нетрадиционной техникой использования пластилина - пластилинографией.
Пластилинография - это техника работы с пластилином, принцип которой
заключается в создании лепной картины, с изображением более или менее
выпуклых полуобъемных объектов на горизонтальной плоскости. Понятие
"пластилинография"
имеет
два
смысловых
корня:
"графия"
-
создавать,
изображать, а первая половина слова "пластилин" подразумевает материал,
при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Сама техника
универсальна и может использоваться как в работе с детьми любого возраста,
так и со взрослыми, которые неравнодушны к художественному творчеству.
Сложность и сюжеты картин должны соответствовать: для детей - уровню их
развития, для взрослых - степенью овладения данной техникой.
Основные приемы и способы изготовления пластилиновых изображений
(картин):
- конструктивный - деталь составляется из отдельных частей;
- пластичный - форма вытягивается из пластичной массы;
Детали
круглых
и
овальных
форм
формируются
скатыванием
пластилиновых шариков с дальнейшим их сплющиванием при закреплении
на полотне картины.
Для
изображения
тонких
полос
выполняются
валики,
которые
раскатываются ладонями. Желательно , чтобы эти детали были не очень
длинными, в противном случае их перенос вызовет затруднения. Длинные
линии следует составлять из нескольких коротких элементов.
Рельефность на поверхности деталей можно получить продавливанием
тонких бороздок стекой, расческой.
Для создания прозрачности или объема элементов пластилин растирается
пальцами и наносится на деталь тонким слоем.
Смешиванием
пластилина
разных
цветов
достигается
разнообразие
колорита. Белый пластилин добавляется для осветления красок, а примесь
черного, синего, коричневого придает темный оттенок.
Чтобы добавить эффекта "мраморности", т.е. изображения с разноцветными
хаотическими
разводами,
пластилиновые
валики
разных
цветов
скручиваются жгутом, слегка перемешиваются, но не допускается полное
поглощение
цвета.
Колорит
комбинируемых
цветов
при
нанесении
на
полотно должен просматриваться разноцветными разводами.
Освоение техники пластилинографии начинается с изображения простых
предметов
-
"Яблоко
на
блюде",
"Дерево
зимой",
"Рыбка
в
аквариуме",
постепенно задания усложняются - "Зимний лес", "Цветы в вазе", "Портрет
мамы" и т.п.
- Уважаемые родители! Сейчас я хочу вам предложить рассмотреть выставку
работ, выполненных различными способами.
1 способ - барельефный - на этих работах изображены более или менее
выпуклые , полуобъемные объекты (показ работ);
2 способ - плоскостной - рисование пластилином (показ работ);
3
способ
-
аппликативный
-
в
данном
случае
заполняется
только
часть
поверхности картины, ограниченной контуром рисунка (показ работ).
Также можно использовать различный
мелкий бросовый (бусины,
пуговицы,
бисер,
блестки,
скрепки
цветные)
и
природный
материал
(различные
семена,
камешки,
перья),
который
придает
работам
выразительность. Используя готовые прочные формы - банки, пластиковые
бутылки от йогуртов, соков, можно создать красивые и полезные вещи - вазы,
карандашницы, фоторамки, шкатулки и т.п.
- А теперь я предлагаю вам перейти к самой увлекательной, интересной
части
нашего
мастер
-
класса
-
созданию
картины
"Цветы
небывалой
красоты", используя барельефный способ лепки.
Понадобится нам для этого:
- набор пластилина,
- картонная основа, покрытая пластилином голубого цвета, размер А 5,
- набор стеков,
тканевая салфетка,
- лак для волос для лакирования готовой картины.
(проказ иллюстраций, фото с изображением цветов).
Последовательность создания картины:
шаг 1 - рисуем острой стекой эскиз - три цветка астр с листьями по центру
картины;
шаг 2 - выбираем цвет пластилина для цветов;
шаг 3 - лепестки у цветка узкие, поэтому раскатываем множество тонких
валиков, затем из них выкладываем цветок - первый слой самые длинные
валики, каждый последующий - укорачиваем с помощью стеки.
шаг 4 - между цветами делаем несколько листьев - раскатываем толстые
валики, затем их сплющиваем и с помощью стеки придаем форму листьев,
рисуем бороздки стекой;
шаг 5 - работу покрываем лаком для волос - для лучшей сохранности, блеска
и защиты от пыли.
Во
время
работы
всегда
нужно
помнить,
что
любую
ошибку
можно
исправить, пластилин - материал волшебный.
Родители
приступают
к
самостоятельной
практической
деятельности.
По
окончанию мастер - класса оформляется выставка.
- Уважаемые родители! Я рада, что вы пришли на мастер - класс. Надеюсь,
что
вы
узнали
много
нового,
полезного
и
интересного
для
себя.
Это
увлечение может стать семейным - дети с удовольствием вас поддержат в
этом. Желаю творческих успехов в пластилиновой технике!
Использованная литература:
1. Давыдова Г.Н. "Детский дизайн. Пластилинография". М., 2006г.
2. Давыдова Г.Н. "Пластилинография-2" М., 2006г.
3. "Дизайн в детском саду" под ред. Микляевой Н.В. М., У.Ц."Перспектива",
2011г.
4. Евстратова Е.Н. "История искусства для детей. Скульптура".2002г.
5. Лыкова И.А. "Лепим, фантазируем, рисуем", М., "Сфера", 2001г.
6. Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. "Пластилиновая картина",М., Мозаика-
синтез, 2011г.
7. Чернова Е.В. "Пластилиновые картины" Ростов-на-Дону "Феникс", 2006.