Напоминание

Средства и методы формирования потребности в саморазвитии детей при помощи танца.


Автор: Ракин Андрей Михайлович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ СОШ №26
Населённый пункт: город Южно-Сахалинск, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: Средства и методы формирования потребности в саморазвитии детей при помощи танца.
Раздел: начальное образование





Назад




Средства и методы формирования потребности в саморазвитии детей

при помощи танца

Человек представляет собой часть природы, и его жизнедеятельность

подчиняется ее общим законам. Поэтому все применяемые педагогические

средства

должны

быть

природосообразными,

следовать

естественному

процессу

развития

ребенка.

Ростом

и

развитием

человека

как

живого

организма

управляет

программа,

передающаяся

особыми

молекулярными

с т р у к т у р а м и

( г е н а м и ) .

Н а

п р о ц е с с

т а ко г о

п р о г р а м м н о г о

«самобиологического», биогенного развития накладывается влияние среды, в

которой человек живет и действует, и происходит процесс социализации

(усвоение и отражение общественного опыта и норм индивидуумом).

Метод

в

самом

общем

значении

это

способ

достижения

цели,

определенным образом упорядоченная деятельность.

В

хореографии м е т од

это

совокупность

приемов

и

способов

организации (построения) познавательной деятельности.

Например, в классическом танце – это способ достижения точности

исполнения движений.

Методика

теория

обучения

определённому

учебному

предмету.

Объектом исследования методики является процесс обучения той или иной

учебной дисциплине, предметом – связь, взаимодействие преподавания и

учения в обучении конкретному учебному предмету.

Каждый

учебный

предмет

имеет

свою

методику.

Она

отражает

закономерность протекания процесса, содержание и методы преподавания.

Ведущем

специалистом

в

области

методологии

формироавания

потребности в саморазвитии в танцах является А.Я. Ваганова в своей книги

«Основы классического танца», она утверждает, что в структуре методов

обучения

принято

выделять,

прежде

всего,

объективные

и

субъективные

части.

«Объективная

часть

метода

обусловлена

теми

постоянными,

незыблемыми положениями, которые, обязательно присутствуют в любом

методе,

независимо

от

его

использования

различными

педагогами.

Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями

учащихся, конкретными условиями».

Задача оптимизации методов формируется однозначно: в имеющихся

условиях

из

множества

методов

необходимо

выделять

те,

которые

обеспечивают наивысший эффект обучения по принятым критериям.

Педагогич е ский

метод

А.Я.

Вагановой

ст а л

ведущим

и

основополагающим методом всей русской хореографической школы.

В

хореографии м е т од

это

совокупность

приемов

и

способов

организации (построения) познавательной деятельности.

Выбор методов обучения не может быть произвольным. Выбирая тот или

иной

метод

обучения,

преподавателю

необходимо

каждый

раз

учитывать

многие зависимости. Прежде всего, определяется главная цель и конкретные

задачи, которые будут решаться на уроке. Они «задают» группу методов,

пригодных

для

достижения

намеченных

задач.

Далее

следует

целенаправленный

выбор

оптимальных

путей,

позволяющих

наилучшим

образом осуществить познавательный процесс.

Рассказ и беседа

Необходимо

также

развивать

у

учеников

сознательное,

вдумчивое

отношение к занятиям, чтобы они могли более активно работать на занятие и

знали, на что особенно важно обращать внимание том или ином упражнении.

проводить беседу о

танце,

о

его

красоте

и

выразительности,

об

обязательной согласованности движений; рассказать о том, как дети должны

себя вести, занимаясь хореографией (реагировать на замечания, сделанные

другому ученику, запоминать замечания)

Использование терминологии.

Известно,

что

память

человека

можно

подразделить

на

слуховую,

зрительную и моторную.

Слуховая память фиксирует в сознании все то, что танцовщик слышал и

слышит

от

своих

учителей,

репетиторов,

балетмейстеров,

все

то,

что

«говорит» ему музыка, концертмейстер (в данном случае).

Зрительная память фиксирует в сознании танцовщика все то, что ему

показывали и показывают тренер, репетитор, балетмейстер.

Моторная память фиксирует в сознании все исполнительские приемы

техники движения, приобретенные в школе, на репетициях и на концертах.

Все свойства памяти неразрывно связаны между собой в единое целое.

Они позволяют танцовщику действовать верно, и в технике движения и в

создании образа.

Если одно из свойств памяти «не работает» четко (например, моторная),

может пострадать форма движения, следовательно, и его содержание.

Метод объяснения

Слуховая

память

воспитывается

при

помощи

слова

и

музыки.

Обращаться

к

ученикам,

необходимо

очень

нацелено,

кратко

и

точно.

Расплывчатые, многословные замечания малодейственны.

Речь учителя должна быть всегда образной, живой и точно передавать

его мысли. Н.И. Тарасов говорит о том, что «слово часто бывает сильнее

всякого показа, если оно логично и обращено к искусству танца, к его сути и

содержанию, к музыке, к ее образности, эмоциональности и интонациям, к

сердцу ученика и его творческому воображению».

Объяснение в хореографии применяется в целях ознакомления учеников

с тем, как и для чего, они должны выполнять то или иное движение, в какой

последовательности

выполняется

экзерсис,

в

чем

цель

т а ко й

последовательности.

А.Я.

Ваганова

считает,

что

все

учебные

задания

надо

предлагать

учащимся без повторного объяснения, кроме новых изучаемых движений.

Более подробное объяснение новых движений необходимо в младших

классах,

дополнительно

разбирая

непонятные

элементы

движения

более

подробно.

Следует так же спрашивать ребят, в чем ошибка того или иного ученика

и

как

ее

надо

исправить.

Систематическое

повторение

с

учениками

пройденного материала тренирует и улучшает качество исполнения.

При музыкальном оформлении педагогу не следует считать вслух на

занятие,

это

притупляет

музыкальное

восприятие

ученика.

Объяснив

ученику, в каком размере и темпе делается данное упражнение, необходимо

дать ему возможность вслушиваться в музыку. Считать вслух допустимо

только

вначале

обучения

нового

упражнения.

Музыкальное

оформление

должно прививать учащимся эстетические навыки, осознанное отношение к

музыкальному

произведению

умение

слышать

музыкальную

фразу,

ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Весь

урок должен быть построен на музыкальном материале.

Для слитности исполнения с музыкой, необходимо обратить внимание

учеников на подготовительное движение, объяснив, что такое «затакт», помня

при этом, что любой «затакт» определяет темп всего упражнения.

Необходимо помнить, что одна из задач экзерсиса – это сила мышц и

выносливости.

Некоторые

педагоги

останавливают

урок,

подробно

объясняют ошибки, поправляют учеников. На это уходит много времени,

паузы

нарушают

правильный

темп

ведения

экзерсиса,

сводят

на

нет,

эффективность исполненных до этого упражнений. Объяснить и повторить

движение, поправить ошибки можно и нужно по ходу исполнения. А также в

паузе после окончания экзерсиса у станка. Останавливать учащихся во время

выполнения учебных заданий надо возможно реже и только при появлении

грубых ошибок, вызванных распущенностью внимания.

Во

время

выполнения

учебного

задания

замечания

надо

делать

своевременно,

поддерживая,

а

не

рассеивая

внимание

класса,

при

этом

неуклонно

требовать,

чтобы

ученики

выполняли

очередное

движение

активно и детально готовились к следующему, связывая каждое из них в

единое

целое.

Это

научит

будущих

танцовщиков

предвидеть

все

свои

действия, учитывая рисунок, характер и музыкальность исполнения учебного

задания.

Экзерсис на середине зала имеет такое же значение и развитие, как и

экзерсис

у

палки.

Работая

перед

зеркалом,

не

следует

сосредотачивать

внимание на какой-либо отдельной части тела, – необходимо охватывать

взглядом всю фигуру, следуя за правильностью формы и положения ног. Но

кроме зрительного восприятия должно быть и ощущение всего тела, его

собранности и подтянутости.

Метод показа

Зрительная

память

воспитывается

и

укрепляется

при

помощи

наглядности.

К

приемам,

поясняющим

правила

выполнения

изучаемых

движений,

следует отнести именно показ, который можно подразделить на два подхода:

первый – показ нового изучаемого движения;

второй – показ комбинированных заданий.

Выбор метода зависит не только от поставленных целей обучения, но и

от возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

В младших классах все новые движения нужно показывать подробно,

замедленно, как бы по складам, по нескольку раз, до полного их усвоения

учащимися

и,

разумеется,

подтверждать

соответствующими

устными

пояснениями.

Показ комбинированных заданий в младших классах также необходим,

но проводится он уже в обычном темпе, без предварительных повторений, и

запоминаться должен с одного раза. Это обязательное правило, оно очень

трудно, но очень хорошо развивает зрительную, вернее, хореографическую

память ученика.

Исключения, конечно, могут быть, но двух, и тем более трехкратный

предварительный показ лишает ученика самостоятельности и активности в

запоминании комбинированного задания.

Нельзя согласиться с мнением, что преподаватель с помощью показа

должен подготовить лишь хорошую копию, а сценическая практика поможет

ученику обрести творческую индивидуальность. Показ преподавателя должен

помочь ученику понять и освоить одинаковые для всех исполнительские

правила

техники

движения,

а

не

подавлять

его

т в о рч е с ку ю

индивидуальность.

Лишний показ, повторяющий все то, что ученику уже хорошо известно,

не укрепляет память, так как ведет к непроизводительной потере времени и

снижает

темп

урока.

Если

же

комбинированное

задание

выполнено

неправильно с одного четкого показа, значит, оно построено слишком сложно

или ученик был невнимателен.

Если

преподаватель

будет

каждый

раз

показывать

все

упражнения

полностью, от начала до конца, в надлежащем темпе, у него просто не хватит

времени для проведения всего урока и на то, чтобы сделать замечания, а

паузы между отдельными примерами будут слишком велики.

Например, в заданиях экзерсиса следует показывать только основное

звено, основной рисунок их построения, без дальнейшего повторения.

Показ после выполнения учебного задания тоже необходим. В этом

случае допущенные ошибки следует особо подчеркнуть, чтобы нагляднее

помочь ученику понять их и быстрее исправить.

Наглядность основана

на

особенностях

развития

мышления

от

конкретного

к

абстрактному.

В

хореографии

наглядность

вызывает

ассоциативный

ряд.

Кроме

того,

является

основным

педагогическим

приёмом.

Психофизический

аппарат

разный,

поэтому

важно

мышечное

ощущение

в

постановке

корпуса,

в

позах,

в

прыжках.

Активность

и

сознательность поддерживается путём организации такого урока, который

побуждает к самостоятельному анализу движений, комбинаций, что в свою

очередь,

что

в

свою

очередь

развивает

умственные

и

физические

способности.

Наглядный пример – наилучший способ воспитания исполнительской

памяти и культуры поведения ученика. Кроме того, смысл показа состоит в

том, чтобы всесторонне раскрыть и совершенствовать индивидуальные и

творческие

возможности

учащихся,

а

не

создавать

своих

подражателей.

Исполнитель в этом случае должен отойти в преподавателе на второй план и

уступить место педагогу.

О показе, как основном методе обучения классическому танцу говорит и

профессор

А.Я.

Ваганова

в

своей

книге

«Основы

классического

танца».

Также уделяет особое внимание совмещению показа и пояснения, особенно

когда

отрабатываются

новые

элементы.

Таким

образом,

зрительное

и

слуховое

восприятие

учащихся

будет

способствовать

лучшей

работе

внимания, лучшему пониманию всех деталей задания, особенно в младших

классах.

Методы

направленного

прочувствования

двигательного

действия

(или метод упражнения).

Очень важно в хореографии, чтобы у учеников кроме зрительного и

слухового восприятия должно быть и ощущение движения.

Направляющая

помощь

преподавателя

при

выполнении

движения,

например ощущение работы мышц при выполнении какого либо движения,

выполнение упражнений в замедленном темпе, фиксация положений тела и

его частей в отдельные моменты двигательного действия.

Моторная память ученика отрабатывается, развивается и крепнет на

основе точной исполнительской техники.

Моторная память закрепляется трудно, путем многократно повторяемых

упражнений

на

протяжении

всего

курса

обучения.

Без

хорошо

развитой

моторной

памяти

у

будущего

танцовщика

не

может

быть

хорошей

устойчивости, гибкости, легкости, мягкости, простоты и свободы движения.

Очень важно также совмещение с объяснением работы мышц (группы

мышц) для осознанной работы учеников.

Подводя итоги ко всему вышесказанному, хочется еще раз отметить, что

показ как эффективный метод обучения оправдывает себя в том случае, если

использовать его в сочетании с указаниями и замечаниями, а также с учетом

возрастных

и

индивидуальных

особенностей

учеников.

Показ

не

должен

заменять собой все те указания и замечания, которые педагог может сделать

значительно короче, содержательнее и образнее в устной форме.

Педагогические методы обучения, адаптированные к хореографическим

дисциплинам представляют собой творческое и новаторское явление. Методы

преобразуются в зависимости от предъявляемых к ним требований.

Эффективность процесса обучения зависит от того, насколько правильно

выбран метод обучения (или сочетание методов).

Приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качества (на

основе внутренних потребностей), личность начинает на этой базе свободно

и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей

деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к

ее осуществлению, изменяя и воспитывая (формируя) себя.

Растущая

личность

испытывает

потребность

в

чём-либо,

при

её

удовлетворении начинает действовать схема: взаимодействие с окружающей

средой

действия

мотивы

потребности.

В

процессе

чего

происходит

усвоение личностью социального опыта и развития.

Основываясь на выше сказанное, можно сделать вывод, что потребность

человека обусловлены процессом его воспитания в широком смысле, то есть

приобщения

к

миру

человеческой

культуры.

Поскольку

процесс

удовлетворения потребности выступает как целенаправленная деятельность,

потребности являются источником активности личности. Если в потребности

деятельность

человека,

по

существу,

зависима

от

ее

предметно-

общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется в виде

собственной активности субъекта. Поэтому раскрывающаяся в поведении

личности

система

мотивов

богаче

признаками

и

более

подвижна,

чем

потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребности является

одной из центральных задач формирования личности.

Саморазвитие

младших

школьников

является

неотъемлемой

частью

обучения. Сегодня все больше времени уделяется именно саморазвитию,

поскольку в этот период у детей младшего возраста происходит становление

личности и главных жизненных ценностей.

Каждый ребенок индивидуален, и это необходимо учитывать, поскольку

эта

индивидуальность

должна

расти,

ведь

это

и

есть

одна

из

важных

составляющих в саморазвитии.

Саморазвитие

младших

школьников

предусматривает

их

творческое

развитие,

поскольку

дети

младшего

возраста

являются

открытыми,

непосредственными

и

естественными,

а

это

является

фундаментом

для

дальнейшего развития личности, причем, не только в творческом плане, а еще

и в личном.

В этот период происходит становление личности, поэтому важно, чтобы

педагог

смог

раскрыть

в

учениках

способность

к

самовыражению,

стремление к познанию себя и окружающего мира.

Диалог служит первым толчком к саморазвитию младших школьников.

Литература:

1.

Алабжин С. В. Педагогические условия преобразования воспитания и

самовоспитания в школе . М.: Наука и школа. 1998. №5. С. 28-30.

2.

Андреев

В.И.

Педагогика

творческого

саморазвития: инновационный

курс: в 2-х кн. Казань: Издательство Казанского университета, 1996. 338

с.

3.

Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1993. 342 с.

4.

Дьяконова

Л.Т.

Танец

как

феномен

культуры //

Общество. Среда.

Развитие. 2011 №3. С. 155-158.

5.

Выготский

Л.С.

Проблема

культурного

развития

ребенка

// Вестн. Московского университета. Сер. 14, Психология -1991 - № -

С. 5-18.



В раздел образования