Автор: Файзуллина Ксения Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: Муниципальное Казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 20"
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: Проект
Тема: "Моя малая Родина"
Раздел: дошкольное образование
Педагогический проект
«Моя малая Родина»
Проект выполнили:
Платунова Наталия Григорьевна (воспитатель группы
компенсирующей направленности МКДОУ № 20 г. Кирова)
Файзуллина Ксения Александровна (учитель-дефектолог МКДОУ №
20 г. Кирова)
Кулакова Людмила Владимировна (учитель-логопед МКДОУ № 20 г.
Кирова)
Киров
2016
Педагогический проект в ДОУ «Моя малая Родина»
Цель
–
формирование
патриотических
чувств
на
основе
ознакомления
с
известными людьми, родным городом, его достопримечательностями
Актуальность реализации проекта:
Воспитание
патриотических
чувств
необходимо
начинать
с
дошкольного
возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка.
Патриотизм
необходимо
прививать
через
любовь
к
своему
городу,
к
его
достопримечательностям, к промыслам и известным людям
Тип проекта: творческий, информационный, краткосрочный
Вид проекта: групповой
Участники
проекта: дети
подготовительной
группы
компенсирующей
направленности,
воспитатель,
учитель
—
дефектолог,
учитель
—
логопед,
родители
Проблема: как
заинтересовать
детей
и
приобщить
к
культурно
—
историческому наследию родного города
Ожидаемые результаты: формирование устойчивого интереса к малой родине,
потребности в сохранении красоты родных мест, воспитание чувства гордости
за Вятский край
Сроки проведения: одна неделя
Возраст детей: 5 – 7 лет
Гипотеза проекта: если создать условия для обогащения знаниями о родном
городе, то дети будут знать, любить и гордиться своим краем и земляками,
которые прославили Вятский край
Задачи:
воспитывать у детей любовь к родному городу
сформировать
у
детей
начальные
представления
об
истории
родного
города,
его
достопримечательностях,
расширять
кругозор
детей
и
словарный запас
развивать
патриотические
чувства
у
детей,
продолжать
работу
над
связностью речи, мыслительной деятельностью детей
1 этап
1. Подобрать необходимую литературу, иллюстрации и материал для игровой
деятельности детей
2. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, привлечь их к совместной
деятельности, направленной на достижение цели проекта
3. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности
детей
4. Составить перспективный план мероприятий
2 этап
Реализация проекта:
НОД по ознакомлению с окружающим миром «Наша малая Родина» (см.
Приложение 4)
НОД
по
обучению
грамоте
«Город,
в
котором
мы
живем»
(см.
Приложение 5)
Презентация «История нашего города»
Изучение краеведческих книг, альбомов
Работа с картой города «Улица, на которой я живу»
Создание альбома «Наш город»
Беседа – сравнение «Каким был и каким стал наш город»
Ознакомление с символикой края
Заучивание пословиц и поговорок о родной земле (см. Приложение 6)
Изготовление макета «Наш город»
Рассматривание
произведений
изобразительного
искусства
вятских
художников
братьев
Васнецовых:
«Богатыря»,
«Алёнушка»,
«Иван
царевич
на
Сером
волке»,
«Витязь
на
распутье»
В.М.
Васнецова;
иллюстрации к потешкам Ю.А. Васнецова
Знакомство с народными промыслами Вятки (дымковская роспись, резьба
и роспись по дереву, кружево)
Работа с родителями
Организация музея «Промыслы Вятки»
Семейная гостиная «Традиции Вятки»:
Заседание было открыто символом семейного очага – горящей свечой.
Передавая свечу из рук в руки, участники заседания рассказывали о себе,
семье, своих детях
Далее
родители
поделились
своим
жизненным
опытом
по
вопросам
воспитания детей в семье
Завершили заседание клуба изготовлением тряпичных куколок, которые
вызвали огромный интерес как у родителей (в процессе изготовления) так и у
детей.
Атмосфера
заседания
была
дружеской
и
непринужденной,
все
участники получили положительные эмоции
Снежные фигуры «Деревня Дымково»
В выходные дни родители с увлечением слепили для детей на участке
замечательные
ледяные
фигуры
и
украсили
их
дымковской
росписью.
И
получилась – вятская деревня – Дымково
Работа с социумом:
- Развлечение «Кировская матрёшка»
В
гости
к
детям
приходила
сказительница
(представитель
Вятской
областной Филармонии) и провела развлечение с переодеванием в народные
костюмы. Она поведала историю создания Кировских матрёшек
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевая игра «Идём в детский сад», «Семья», « Экскурсия по
городу»
Цель:
развивать
у
детей
патриотические
чувства,
учить
подражать
взрослым: маме, папе, бабушке, дедушке; воспитывать любовь к родному дому,
городу; продолжать учить играть всем вместе, дружеским взаимоотношениям
со сверстниками
Настольно
—
печатные
игры:
лото
«Старая
Вятка»,
«Разрезные
картинки», «Дымковские узоры», «Профессии»
Цель: познакомить с историей, известными людьми и памятниками культуры
Вятки
Строительные игры (город будущего) — обыгрывание построек
Продуктивная деятельность детей (см. приложение 1)
Речевое развитие:
Цель: формировать у детей понятие «малая родина», расширить словарный
запас прилагательных, антонимов, формировать грамматический строй речи,
воспитывать любовь к родному краю
Путешествие по городу (рассказы по открыткам)
«Угадай где находится?»
- описание красивых мест, ориентировка в
пространстве
Словесные игры: «Скажи много красивых слов — какой город? Красивый,
лесной, большой, родной, любимый, северный, зеленый...
какая улица? Чистая, широкая, узкая, длинная, короткая...
какой дом? Высокий, низкий, нарядный, многоэтажный...
«Какой» дом из блоков какой?...блочный, из дерева, из кирпича, из панелей
«Назови профессию»
человек, который придумывает проект дома — архитектор
человек, который управляет подъемным краном — крановщик
человек, который занимается штукатурными работами — штукатур
человек, который занимается окраской помещений - маляр
человек, который стеклит окна — стекольщик
«Скажи наоборот»: улица новая (длинная, светлая, грязная, веселая, тихая)
«Один
-
много»:
Улица
–
улицы,
много
улиц;
дом-…;
город-…;пешеход-
…;клумба-…; фонтан-…; газон-…; дорога-…;окно-…
Беседа: «Где родился, там и пригодился», «Чем помочь родному городу?»,
«Достопримечательности родного города»
Определить первый звук в каждом слове:
улица, облако, сад, дерево, школа
Определить последний звук в каждом слове:
окно, школа, дом, балкон.
Чтение пословиц и поговорок о родине, загадки.
Пальчиковые игры:
«Наш дом»
(Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца)
Этот дом — одноэтажный.
Этот дом — он двухэтажный
А вот этот — трехэтажный
Этот дом — он самый важный:
Он у нас пятиэтажный
«Город»
Город — это улицы, проспекты и дома - поочередное постукивание пальцами
правой руки по столу
Площади, музеи, парков тишина - поочередное постукивание пальцами левой
руки по столу
Блеск огромных стекол, праздничных витрин — разводить пальцы в стороны и
соединять
Быстрое движение прохожих и машин — круговые движения руками
«Дом»
Дидактическая задача:
развитие тактильной чувствительности и тонкой
моторики
1. Ладошки сомкнуть, прижать кончики указательных пальцев друг к другу,
затем согнем их, теперь сгибаем средние пальцы, безымянные и мизинцы, вот и
получился дом
2.
Поднимемся
в
дом
по
лестнице:
ноготь
большого
пальчика
левой
руки
ложится на подушечку большого пальчика правой руки. Вот и получились
первые 2 ступеньки. Теперь кончики всех пальцев по очереди ложатся друг на
друга. Вот такая лесенка получилась. Можно даже до солнышка дойти
3. Зашли в дом, вокруг нас стены. Посмотрим, какие они ровные: поставим на
стену одну ладошку, затем другую. Когда расслабленная рука приблизится к
стене, напрягите её, упритесь ею в стену
4. Покрасим стены краской: руки становятся кисточками, пальцы – волоски
кистей, они мягкие и упругие, красьте, стараясь не пропускать ни одного
участка стены
Художественно-эстетическое развитие:
Цель: воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за родной край,
учить видеть прекрасное в простых вещах
НОД
по
художественно-эстетическому
развитию
«Ночной
город»
(см.
Приложение 3)
Изготовление макетов «Современный Киров», «Старая Вятка»
Оформление стенгазеты «Где мы были - мы расскажем и что делали - покажем»
«Раскрась узор» из мотивов дымковской росписи
Рассматривание картины В. Васнецова «Три богатыря» (см. Приложение 2)
Самостоятельная игровая деятельность:
Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов
Раскрашивание, рисование домов, своей улицы
Составление рассказов о городе
3 этап — заключительный
Продукт проектной деятельности:
Коллективная работа «Макет Киров»
Коллективная стенгазета «Где мы были - мы расскажем и что делали -
покажем»
Мини-музей в группе «Промыслы нашего края»
Альбом «Достопримечательности нашего города»
Результативность проекта.
Проверка
выдвинутой
гипотезы
подтвердила
эффективно сть
предложенного
комплекса
занятий
по
расширению
представлений
детей
о
родном крае. По наблюдениям в ходе проекта можно сделать вывод, что у детей
сформированы - интерес к малой Родине, потребности в сохранении красоты
родных мест, воспитание чувства гордости за Вятский край. По результатам
проекта, мы наблюдали, что дети, приходя после выходных, с удовольствием
рассказывали, где они побывали с родителями и точно называли культурно —
историческое
место
в
Кирове
и
проявляли
желание
рассказать
о
ранее
неизвестных
музеях
«Музей
мороженого»,
«Музей
шоколада»
детям
и
взрослым.
Все
вышеизложенное
позволяет
утверждать,
что
цель
нашего
исследования достигнута, поставленные цели решены, выдвинутая гипотеза
подтвердилась.
Список использованной литературы:
1)
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников (для
занятий с детьми 5 – 7 лет)» М. «Мозаика-синтез» 2015
2)
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России (подготовительная
группа)» М. «Издательство Скрипторий 2003», 2015.
3)
Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 6 – 7 лет» М. «Мозаика-синтез» 2014.
4)
Колдина Д.Н. «Аппликация с детьми 6 – 7 лет» М. «Мозаика-синтез»
2014.
5)
Куцакова
Л.В.
«Конструирование
из
строительного
материала
(подготовительная к школе группа)» М. «Мозаика-синтез» 2015
6)
Морозова
И.А.,
Пушкарёва
М.А.
«Подготовка
к
обучению
грамоте
(конспекты занятий) для детей 6 – 7 лет» М. «Мозаика-синтез» 2007.
7)
Морозова И.А., Пушкарёва М.А. «Ознакомление с окружающим миром
(конспекты занятий) для детей 6 – 7 лет» М. «Мозаика-синтез» 2006.
8)
Сертакова Н.М., Кулдашева Н.В. «Патриотическое воспитание детей 4 – 7
лет
на
основе
проектно-исследовательской
деятельности»
Волгоград
«Учитель» 2015.
9)
Скоролупова О.А. «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с
русским
народным
декоративно-прикладным
искусством»
М.
«Издательство Скрипторий 2003», 2005.
10)
Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду для занятий с детьми 6 –
7 лет» М. «Мозаика-синтез» 2007.
11)Пантелеева Н.Г. «Знакомим детей с малой Родиной» Сфера 2015.
Приложение 1
Конспект НОД по конструированию «Мой город»
Программное содержание:
Продолжать учить конструировать по замыслу, соблюдать пропорцию,
анализировать сооружения;
Развивать образное мышление, воображение, инициативу;
Побуждать к поисковой деятельности, самостоятельности детей;
Воспитывать трудолюбие.
Ход
Рассматривание слайдов.
Какие
здания
вы
видите?
(жилые
дома,
магазин,
аптека,
кинотеатр,
есть
высокие многоэтажные дома).
Как расположены здания и сооружения? (между зданиями есть проходы, чтобы
могли пройти люди, проехать машины)
Какие должны быть здания в городе, чтобы жителям там комфортно жилось?
(магазины, аптеки, дет. сады, школы, больницы).
Кто проектирует и строит дома? (архитектор проектирует дома, а строители их
строят).
Какие
должны
быть
архитектурные
сооружения?
(красивые,
прочные,
устойчивые).
Давайте и мы сегодня с вами станем строителями и построим наш город из
деталей строительного материала.
Физкультминутка.
А сейчас подбирайте строительный материал и начинайте постройку. В ходе
строительства воспитатель строит дома вместе с детьми.
Итог – рассматривание законченных построек. Ставим постройки на макет и
получаем целый город.
Приложение 2
Рассматривание картины В. Васнецова «Три богатыря»
Программное содержание:
Познакомить
с
русскими
былинными
богатырями,
с
тем
как
они
защищали Родину.
Ход
В: Славилась русская земля мужественными и сильными людьми - богатырями.
Народ русских былин, которые дошли до наших времен.
Богатырское наше правило:
Надо другу в беде помочь,
Отстоять в борьбе дело правое,
Силой силушку превозмочь.
Посмотрите,
как
художник
В.
Васнецов
изобразил
трех
могучих
русских
богатырей. Это Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец. Они
настоящие воины, защитники земли русской, стерегут ее границы и покой.
Давайте повторим их имена.
Посмотрите, как они одеты? (Дети: у каждого кольчуга, шлем)
Какое у них оружие? (лук, стрелы, копье, меч)
В самом центре картины - богатырь Илья Муромец. Он зорко всматривается
вдаль - не видно ли врагов земли русской. По преданию, родился Илья недалеко
от древнего города Мурома, поэтому и прозвали его Муромец. Просидел он
ровно 30 лет на печи. Ни рукой, ни ногой шевельнуть не мог и такая великая
сила в нем накопилась. Предсказали ему странники, что станет он могучим
богатырем, которого никто не сможет победить.
Справа от него на белом коне Добрыня Никитич.
В 12 лет Добрыня оседлал коня и поскакал в чистое поле сражаться с врагами.
Добрыня Никитич совершил много славных подвигов: защищал землю русскую
и слабых от врагов и даже одолел страшное чудище –Змея Горыныча. Добрыня
Никитич лучше всех стрелял из лука, умел играть на гуслях и петь.
А самый юный богатырь – Алеша Попович. Он слева от Ильи Муромца. Алеша
Попович был самым веселым богатырем. Врагов поражал не только силой, но и
умом, хитростью и отвагой. По преданию поборол огромного змея.
Древние богатыри защищали Русь. Наши мальчики, когда вырастут тоже будут
служить в армии и защищать Россию. Но чтобы обладать могучей силой, как
русские
богатыри
надо
уже
сейчас
заниматься
спортом,
делать
зарядку
и
закаляться.
Итог - назовите русских богатырей, что вы о них знаете?
Приложение 3
НОД по художественно-эстетическому развитию «Ночной город»
Программное содержание.
Развивать
умение
вписывать
композицию
в
лист,
рисовать
разные
здания,
изображать передний и задний план. Учить рисовать ночной город, используя
темные
цвета
(смешивая
краски
с
черным
цветом).
Закреплять
прием
размывания красок. Развивать чувство композиции, цвета.
Демонстрационный материал. Изображения ночного города
Раздаточный
материал.
Листы
бумаги
для
акварели,
простые
карандаши,
акварельные краски, кисти, баночки с водой, палитры, тряпочки.
Ход
Рассмотреть с детьми изображение ночного города. Описать цвета ночного
города (темные), особенность контуров (расплывчатые). Обратить внимание,
что дома бывают разные: большие и маленькие, высокие и низкие, длинные и
короткие.
Некоторые
дома
стоят
впереди
и
частично
загораживают
дома,
находящиеся позади них.
Прочитать детям отрывки из стихотворения С. Маршака «Ночная страница»:
Перед вами – страница ночная.
Столица окутана тьмой.
Уходят на отдых трамваи,
Троллейбусы мчатся домой.
Скользят огоньки по аллее,
Спускаясь с московских холмов,
И с каждой минутой тусклее
Бессчетные окна домов.
Встречаясь на всех перекрестках,
Бегут фонари через мост.
А небо над городом – в блестках
Далеких, чуть видимых звезд.
Предложить детям наметить контуры домов простым карандашом, передавая
передний
и
задний
план.
Ребята,
для
чего
будем
использовать
темные
цвета( для изображения домов) а яркие – желтые, оранжевые –( для фонарей и
окон.)
Вот как я нарисовала ночной город ( показ)
Физкультминутка
Дети приступают к рисованию
Итог:что вы узнали нового?
Что вам было трудно?
Что легко?
У нас получился настоящий ночной город . Вы все большие молодцы.
Приложение 4
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
«Наша малая Родина»
Программное содержание:
Формировать представления о малой Родине;
Познакомить
с
историей
возникновения
города,
познакомить
с
его
достопримечательностями и символикой (гербом и флагом Кировской
области);
Показать
расположение
Кировской
области
на
карте
Российской
Федерации; расположение города Кирова на карте Кировской области;
Развитие мыслительных процессов;
Воспитывать любовь к Малой Родине.
Ход:
Педагог читает стихотворение:
На широком просторе,
Предрассветной порой,
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом всё краше
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!
П: Ребята, как вы думаете, о чём это стихотворение?
Д: О Родине.
П: Правильно, у каждого человека есть своя Родина. А как вы думаете, что такое
родина?
Д: Это место, где человек живёт; там находится дом, там живут мама с папой.
П: Молодцы, всё что вы назвали – это и есть наша Родина. А как она называется?
Д: Россия.
П: Совершенно верно, наша Родина называется Россия (Российская Федерация) –
показ слайда с картой России
А как вы думайте, что такое малая Родина.
Д: Это Родина на которой мы живем и растём, и ходим в детский сад.
П: Правильно, ребята, малая Родина – это родной дом, где мы родились и живём.
Здесь проходит наше детство, а иногда и вся наша жизнь. И наша с вами малая Родина
– это Кировская область. (слайд с картой Кировской области).
Как называется наша малая Родина?
Д: Кировская область.
П: Молодцы, ребята. А как вы думайте, как называется главный город нашей
области?
Д: Киров.
П: Замечательно, вы правы (показ на слайде с картой области г. Кирова).
Хотите ли вы немного узнать об истории города Кирова?
Д: да.
(показ слайдов с историческими фотографиями города).
П: 641 год назад на берегу Реки Вятки возвели кремль (или крепость) и дали ему
название Хлынов. Это самое первое, старейшее название нашего города.
Шли года, город становился всё больше и тогда дали ему второе название – Вятка, в
честь реки, на берегу которой он стоит.
Значит, второе название города Кирова – Вятка.
А перед началом войны наш город снова переименовали и дали ему третье
название – Киров.
Сколько всего названий у нашего города?
Д: три.
П: Какое название первое?
Д: Хлынов.
П: Молодцы, а второе название?
Д: Вятка.
П: Правильно, а третье название?
Д: Киров.
П: Замечательно! А знайте ли вы, ребята, почему наш город назвали Киров?
Д: нет, не знаем.
П: В честь человека Сергея Мироновича Кирова (Кострикова), который был
важным политическим деятелем. А родился и вырос Сергей Миронович в Кировской
области. (слайд с изображением памятника С.М. Кирову)
П: А вот, ребята и наш с вами современный город, красивый, большой, с широкими
улицами и красивыми зданиями. (слайд с изображением современного города)
П: ребята, как вы считайте, какие достопримечательности есть в нашем городе?
Д: цирк, кукольный театр, вокзал, памятники.
П: молодцы, а теперь, давайте посмотрим на экран и проверим, всё ли мы с вами
вспомнили
(рассматривание и обсуждение слайдов с достопримечательностями города
Кирова)
П: А ещё, ребята, у нашего города есть свои символы. Как вы думайте, какие?
Д: флаг и герб.
(слайд с изображением символики)
П: Молодцы! Давайте рассмотрим герб Кировской области. Что на нём
изображено?
Д: лук со стрелой, рука, которая стреляет из облака, и крест.
П: всё правильно, а теперь, давайте рассмотрим флаг. Какие цвета есть на флаге?
Д: белый, зелёный, синий.
П: Замечательно! А теперь давайте мы с вами поиграем. Каждый из вас получит
конверты с разрезанными изображениями. Вам нужно собрать из них символы
Кировской области: флаг и герб.
П: Молодцы, все справились! А теперь давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня
говорили.
Как называется наша страна?
Д: Россия.
П: Хорошо, а как называется наша область?
Д: Кировская область?
П: Молодцы, а какой главный город нашей области?
Д: Киров.
П: Правильно. А подскажите, какие цвета у флага Кировской области?
Д: Белый, зелёный, синий.
П: Молодцы, ребята!
Приложение 5
Конспект НОД по обучению грамоте
«Город, в котором мы живём»
Программное содержание:
Закреплять представления детей о городе;
Продолжать закреплять умение различать гласные и согласные звуки,
совершенствовать анализ слов из 3-5 звуков, отработка операции слитного
интонирования звуков в составе целого слова как пропедевтика слитно-
протяжного чтения;
развивать тактильную чувствительность и тонкую моторику, мышление,
внимание;
воспитывать чувство гордости, любви к своей малой Родине.
Ход:
1. Организационный этап
Психогимнастика «Город»
Логопед: Мы с вами пешеходы, давайте отправимся на прогулку по городу:
Утром встаешь ты, выходишь из дома – (Идут по кругу)
На перекрестке твой старый знакомый. (Останавливаются)
Он огоньком тебе красным мигнет, (Ставят руки на пояс, делают повороты
туловищем)
Скажет: «Опасно. Закрыт переход.
Желтый зажегся – чуть-чуть подожди.
Вспыхнет зеленый – свободно иди» (Идут по кругу)
— Теперь мы водители.
По городу стремительно автобусы идут, («Едут» по кругу)
Их по своим маршрутам водители ведут.
Спешишь ли в гости к другу
иль в школу на урок, (Делают повороты туловищем)
Они без опозданья тебя доставят в срок. («Едут» по кругу)
— Мы пассажиры.
Мы в автобус дружно сели (Приседают на корточки)
И в окошко посмотрели. (Делают повороты головой вправо, влево)
Наш шофер педаль нажал, (Одной ногой нажимают на воображаемую педаль)
И автобус побежал. (Бегут по кругу, в руках «руль»)
— Молодцы, приехали. В каком городе мы живём? Как он называется?
Дети: Наш город называется Киров.
Логопед: А как называются люди, которые живут в Кирове?
Дети: кировчане
Логопед: Что можно увидеть на улицах нашего города?
Дети: Дома, магазины, детские сады, школы, остановки.
Педагог предлагает детям подойти к макету дома.
Логопед: Что это?
Дети: Дом.
Логопед: Расскажите, какой это дом.
Дети: Кирпичный, четырехэтажный, новый, уютный, теплый, большой,
красивый, высокий.
Логопед: Как можно назвать новый дом одним словом?
Дети: Новый дом называется новостройка.
2. Основной этап
Игра «Рассели слова»
— У детей новоселье, их имена (дети читают) Ира, Даша, Миша и Роман. Для
них построили новый четырехэтажный дом. Помогите расселить ребят и
подписать каждый этаж звуковой схемой имени. Как узнать, кто на каком этаже
живет?
Дети строят звуковые схемы слов: произносят слово вслух, выделяют голосом
каждый последующий звук в полном слове, называют его и дают ему
фонематически значимые характеристики, обозначают условным значком –
завинчивают крышку нужного цвета, проверяют, все ли звуки слова выделены,
«читают» схему, «пропевая» звук за звуком, проверяют, получилось ли слово.
Игра «Буквы рассыпались»
Соберите буквы и вы узнаете, в каком городе живут дети.
В Р О К И - (Киров)
Игра «Узнай по первым звукам слово» (Вятка)
«Составь предложения с этими словами»
3.Пальчиковая гимнастика «Дом»
1. Ладошки сомкнуть, прижать кончики указательных пальцев друг к другу,
затем согнем их, теперь сгибаем средние пальцы, безымянные и мизинцы, вот и
получился дом.
2. Поднимемся в дом по лестнице: ноготь большого пальчика левой руки
ложится на подушечку большого пальчика правой руки. Вот и получились
первые 2 ступеньки. Теперь кончики всех пальцев по очереди ложатся друг на
друга. Вот такая лесенка получилась. Можно даже до солнышка дойти.
3. Зашли в дом, вокруг нас стены. Посмотрим, какие они ровные: поставим на
стену одну ладошку, затем другую. Когда расслабленная рука приблизится к
стене, напрягите её, упритесь ею в стену.
4. Покрасим стены краской: руки становятся кисточками, пальцы – волоски
кистей, они мягкие и упругие, красьте, стараясь не пропускать ни одного
участка стены.
4. Работа в тетрадях
Печатание современного названия города, старого.
Звуковой анализ слов.
Определение слогов в словах.
Определение ударения.
5. Итог
Приложение 6
Стихи, пословицы и поговорки
Поговорки:
Вятский — народ хватский. Семеро одного не боятся, А один на один —
Все котомки отдадим.
Мы, вятские - хватские: с пола не падаем.
Вятский слепень наехал на пень и кричит: "Отворачивай!"
Вятские — водохлёбы: чай, наверно, любили да воду пили.
Пословицы:
Вятка - хлебу матка.
Вятская девка словно запевка: глазом востра, умом быстра.
Вятская пословица в век не сломится.
Вятский глазам не верит: пощупать надо.
В Вятке свои порядки.
Вятский мужик спать не обвык: хоть глаза боятся, да руки делают.
***
О, Вятка, милая, родная!
Люблю я Вятский твой простор.
Твои поля, леса, луга.
Люблю твой вятский разговор.
Здесь дуб-красавец,
В цветении липа,
Жужжанье пчёл.
Поют соловушки в берёзах,
Наполняя душу красотой.
Как будто всё, перекликаясь,
Шепчется со мной.
Что с детства помню я?
Идём с сестрёнкой мы косить,
Зори тихие такие
И радуга над головой,
И летний дождик проливной,
Как босиком по лужам
Мы бежим с тобой.
***
Вятское раздолье лучше городов,
Лучше небоскрёбов, башен и портов…
Ты запала сердце, я люблю тебя,
Милая, родная Вятская земля!
Дымковские игрушки
Приготовьте, детки, ушки,
Это интересно знать:
Всё о дымковской игрушке
Я хочу вам рассказать.
В Дымково, вблизи от Вятки,
Лет четыреста назад
К празднику весны, «Свистунье»,
Их лепили стар и млад.
Эти вятские игрушки,
Словно радуга весной:
Посмотрите, вот индюшка,
Хвост, как веер расписной,
Удлинённая бородка,
Как султанчик, гребешок,
Крылья с яркою подводкой –
Вся игрушка, как цветок!
Рядом барышня – красотка,
Подбоченившись, стоит;
Фартук, юбка и кокошник:
Всё сверкает и горит.
Брови чёрные дугою,
Глазки, щёчки, алый рот –
Кажется, взмахнёт рукою
И немедля в пляс пойдёт.
Скоморохи, водоноски,
Барыни и петухи –
Украшают их полоски,
Клетки, точки и круги.
Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой –
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной.
Знает промысел народный
Вся страна и целый мир;
Вы увидели сегодня
Этот русский сувенир.
Загадки:
Мы весёлые сестрицы
Играть в прятки – мастерицы
Мы милы и круглолицы
И платочки у нас расписные,
А улыбки у нас озорные.
(Матрёшки)
Деревянные игрушки,
Да игрушки не простые,
Мы всегда в движении
Мы всегда в работе
А как нам это удаётся
Играя вы поймёте
(Богородская игрушка)
Расписные коньки,
Разноцветные индюки
Барышни румяные
И гусары бравые
Играй вдоволь, да смотри
Только нас не урони.
(Дымковская игрушка)