Автор: Воробьева Светлана Витальевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Лянторская СОШ №3" Населённый пункт: город Лянтор, ХМАО-Югра Наименование материала: программа нравственного воспитания Тема: "Планета друзей" Раздел: начальное образование
Цель программы : создание условий для становления психологически здоровой, разносторонне
развитой
и
социально
мобильной
личности,
готовой
к
самосовершенствованию
и
жизни
в
современных условиях.
Задачи:
1.
Способствовать
формированию
у
школьников
адаптивных
механизмов,
позволяющих
им
неконфликтно и гибко входить в систему социокультурных отношений.
2.
Побуждать обучающихся к рефлексии, к постоянному самонаблюдению и самоизучению с целью
выработки твердых социально приемлемых и значимых ориентиров своего поведения.
3.
Содействовать
становлению
внутреннего
облика
школьников
как
порядочных
людей
посредством сознательно-практической ориентации их на национальные и общечеловеческие
ценности.
4.
Формировать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое
отношение к старшим и младшим.
5.
Формировать навыки толерантных отношений.
6.
Создать
условия
для
общего
и
интеллектуального
развития
обучающихся
посредством
включения
их
в
сознательное
усвоение
содержания
различных
учебных
предметов,
формирования общеучебных и социально-значимых умений и навыков – чтения, письма, работы
на компьютере и т.д.
Ожидаемые результаты:
1.
Позитивные изменения в отношениях человека к самому себе, другим людям, природе.
2.
Коррекция основы межличностных отношений в сторону их гуманизации, а также значительное
улучшение коммуникативной культуры учащихся.
3.
Сформированная ценностная сфера, стержнем которой выступают такие понятия, как гуманизм,
совесть, патриотизм, гражданственность.
4.
Сформированность ключевых компетенций социально значимых для младшего школьника.
Организация
воспитания
детей
с
помощью
предлагаемой
системы
внеурочных
занятий
с
применением
технологии
РКМЧП,
позволяет
воздействовать
на
познавательную
и
волевую
возможность
ребенка,
позитивно
влиять
на
успешность
его
обучения,
что
традиционно
осуществляется лишь через освоение детьми содержания учебных предметов и организацию их
учебной деятельности. В этом случае для взрослых становятся реальными:
поддержка
процессов
совершенствования
представлений
младшего
школьника
о
себе
как
индивидуальности, личности, члене общества;
укрепление его самоуважения, независимо от учебных успехов;
стимуляция развития у школьников способности к рефлексии и творческому отношению к жизни;
актуализация потребности каждого ребенка в ответственном и самостоятельном поведении;
укрепление нравственного и психологического здоровья детей;
создание комфортного психологического климата в детской среде;
гуманизация образовательного процесса в целом.
Цель таких занятий – научить детей жить со сверстниками и окружающими людьми без лишних
ссор и конфликтов, быть тактичным и общительным, помочь классу стать дружным коллективом,
приобщить к культурным традициям общества. Ребенок получает возможность понять самого себя,
исследует те группы людей, в которые он сам непосредственно включен, которые для него наиболее
значимы: свою семью и свой класс. Он приходит к мысли, что человеку хорошо в той семье и в том
коллективе, где МЫ не подавляет ТЫ и Я; где Я добровольно ограничивает себя ради ТЫ и МЫ; где
люди умеют избегать конфликтов, договариваясь между собой.
1 класс
«Моя семья – моя радость»
Цель: осознание детьми неповторимости своей личности, а также членов семьи.
Задачи:
1.
Расширять знания обучающихся о личностных особенностях, потребностях членов семьи.
2.
Воспитывать уважение к старшим, к себе и сверстникам.
3.
Формировать навыки коллективного взаимодействия.
№
Темы классных часов
Количеств
о часов
1
Кто я? Какие мы?
1
2
Тайна моего имени.
1
3
Семья вся вместе - значит всё на месте.
1
4
Папа, мама, я – дружная семья.
1
5
Сын – опора, дочь – украшение.
1
6
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
1
7
Мир семейных увлечений.
1
8
Учимся правильно жить и дружить.
1
9
Дружба начинается с улыбки.
1
Формы работы:
Творческий проект «Моя семья - моя радость».
Практико-ориентированный
проект
«Создание
сборника
пословиц
«Доброе
братство
лучше
богатства».
Выставка рисунков «Наша дружная семья».
Беседы.
Классный час.
Литература для проведения бесед:
Уважение и почитание старших
В.Осеева «Просто старушка», «Сыновья».
В.А.Сухомлинский «Бабушка отдыхает».
Человек - высшая ценность
В.Осеева «Печенье», «Три товарища».
В.А.Сухомлинский «Посмеялись над бабушкой», «Доброго здоровья , дедушка!», «Капля воды».
Гармония труда, счастья и долга
В.Осеева «Пуговица».
Человек – это сила духа
В.А.Сухомлинский «Отцовский карандаш».
Красота – радость жизни
В.А.Сухомлинский «Почему плачет синичка».
2 класс
«Вместе весело шагать»
Цель : формирование и развитие чувства сплоченности классного коллектива.
Задачи:
1.
Создавать
условия
для
формирования
в
классе
атмосферы
дружбы,
взаимопонимания,
поддержки.
2.
Воспитывать умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением.
3.
Способствовать пониманию понятия взаимозависимости, взаимодополняемости людей на основе
их уникальных различий.
№
Темы классных часов
Количеств
о часов
1
Чем я богат.
1
2
Другой человек.
1
3
Ты – это Я.
1
4
Я – ты – мы.
1
5
Один за всех, все за одного.
1
6
На добрый привет – добрый ответ.
1
7
Красив тот, кто красиво поступает.
1
8
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.
1
9
Путешествие на планету друзей.
1
Формы работы:
Творческий проект « Мы в ответе за тех, кого приручили».
Творческий проект «Мой дружный класс».
Исследовательский проект «Особенности поведения птиц на кормушке».
Исследовательский проект «Влияние имени на судьбу человека».
Выставка рисунков «Спасти и сохранить».
Праздник «Вместе весело шагать».
Беседы.
Классный час.
Литература для проведения бесед:
Уважение и почитание старших
В.А.Сухомлинский «А сердце тебе ничего не приказало?», «Яблоко в осеннем саду».
Человек - высшая ценность
В.Осеева «Волшебное слово», «На катке», «Девочка с куклой».
В.А.Сухомлинский «За лопатой», «Угостились яблоками?», «Красивые слова и красивые дела».
Человек – это сила духа
В.Осеева «Мечтатель».
Человек оставляет себя в человеке
В.А.Сухомлинский «Вьюга», «Мишин велосипед».
3 класс
«Мир, в котором я живу»
Цель: развитие нравственных качеств детей как основы толерантных отношений.
Задачи:
1.
Формировать стремление оказывать помощь и быть готовым её принимать.
2.
Развивать нравственные качества детей, необходимые в реальных жизненных ситуациях.
3.
Формировать умение воспитанников жить в ладу с самим собой и с окружающим миром.
№
Темы классных часов
Количеств
о часов
1
Мой мир и я.
1
2
Мир эмоций. Хранилище человеческих качеств.
1
3
Как повлиять на другого человека.
1
4
Вежливость и внимание.
1
5
Грубость, черствость, равнодушие.
1
6
Добро и зло во мне и вокруг меня.
1
7
Друга любить, себя не щадить.
1
8
Спешите делать добро.
1
9
Помоги ближнему своему.
1
Формы работы:
Игровой проект « Три С (сила, смекалка, сноровка)».
Творческий проект «Мой дружный класс».
Акция «Спешите делать добро»
Выставка рисунков «Если добрый ты…».
Праздник «Люблю тебя, моя Россия».
Беседы.
Классный час.
Литература для проведения бесед:
Уважение и почитание старших
В.А.Сухомлинский «Оскорбительное слово», «Отчего у человека болит сердце».
Человек - высшая ценность
В.Осеева «Отомстила», «Что легче?», «Кто хозяин?».
В.А.Сухомлинский «Камень», «Каждый человек должен».
Человек – это сила духа
В.Осеева «Хорошее».
Человек оставляет себя в человеке
В.А.Сухомлинский «Грязное слово».
Красота – радость жизни
В.А.Сухомлинский «Ласточка с перебитым крылом».
Развивай в себе чуткость
В.А.Сухомлинский «Большой стакан»
4 класс
«Дети нашей страны, дружбой сильны»
Цель: формирование толерантных отношений между детьми с какими-либо различиями
(национальными, религиозными, половыми).
Задачи:
1.
Воспитывать терпимое отношение к особенностям поведения людей, вызванных
национальными, религиозными, половыми различиями.
2.
Воспитывать уважение человеческого достоинства и индивидуальности всех людей.
3.
Формировать основы культуры межэтнического общения, уважения к культурным традициям,
образу жизни народов России.
№
Темы классных часов
Количеств
о часов
1
Я в мире не один.
1
2
Учусь понимать других людей.
1
3
Общение и уважение.
1
4
Прекрасно там, где пребывает милосердие.
1
5
Всякому мила своя сторона.
1
6
Традиционные праздники вчера и сегодня.
1
7
Жизнь дана на добрые дела.
1
8
Мы живем в одной стране.
1
9
Я, ты, он, она – вместе дружная семья.
1
Формы работы:
Творческий проект «Семейные традиции».
Акция «Посылка солдату».
Выставка рисунков «Мой литературный герой».
Праздник «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».
Беседы.
Классный час.
Литература для проведения бесед:
Уважение и почитание старших
В.А.Сухомлинский «Бабушкины руки», «Раскаяние».
Человек - высшая ценность
В.Осеева «Навестила», «Злая мать и добрая тётя».
В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек».
Человек – это сила духа
В.А.Сухомлинский «Самое дорогое», «Три дуба».
Человек оставляет себя в человеке
В.А.Сухомлинский «Новые штаны», «Какой след должен оставить человек на земле?».
Красота – радость жизни
В.А.Сухомлинский «Ласточка с перебитым крылом».
Развивай в себе чуткость
В.А.Сухомлинский «Яблонька».