Напоминание

"Я, мой город и страна."


Автор: Баранова Надежда Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Чудово, Новгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Я, мой город и страна."
Раздел: начальное образование





Назад




Я, мой город и страна.

Есть имена, чья слава так крепка,

Что не сотрут ее бесчисленные годы

Она останется на долгие века

Святынею страны, святынею народа.

Личность человека отражается в его имени .Один из путей осознания своего гуманистического «я»-осмысление своего имени,

понимание, как человек через имя связан с прошлым, настоящим и будущим, с Отечеством. Учащиеся вместе с педагогом могут осмыслить

имя как нечто большее. И как то, что позволяет привлечь внимание к самому себе, понять себя по отношению к другим, задуматься над

именами других людей. В нашей Новгородской области живут люди разных национальностей. Очень важно формирование у учащихся

положительного отношения к собственной национальной культуре, воспитание культуры межнационального общения, умения понимать и

принимать инокультуры других этносов. За партами в школе смешанный состав учащихся. Они живут в одном крае, в одной местности, и

нельзя любить большую и прекрасную Родину, если не любишь, не знаешь своего края, города, поселка, где родился, вырос и живешь,

потому что любовь к родному краю и есть любовь к своей Отчизне.

Материалы, могут быть использованы в работе летнего оздоровительного лагеря. Раскрытие темы рассчитано на несколько занятий.

.

Изложение материала оформлено в двух столбцах. Первый включает этапы рассмотрения темы, возможные комментарии и суждения

педагога, задания детям, описание проблемных ситуаций. Второй содержит комментарии автора к содержанию первого.

Цель: формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к

историческому и литературному наследию малой родины, своей страны.

Задачами темы выступают:

-создание ситуации осмысления собственного имени;

-ознакомление с другими культурами нашей страны;

-ознакомление и историей происхождения фамилий на Руси;

-развитие познавательного интереса к изучению родного края;

-воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона, страны.

Содержание и этапы организации

Рекомендации педагогу

1.В день знакомства предложить детям узнать -

кто и почему тебя так назвал (домашнее задание)

Важно, чтобы дети вместе с родителями пережили ситуацию радостного воспоминания

того момента, когда им выбирали имя. Подсказать возможные вопросы. Кто из

родственников принимал участие в выборе имени, какие еще были варианты имен для

ребенка, почему выбрали именно это имя. Приведенный набор вопросов можно оформить

анкетой для родителей.

2. Рассказы детей. У каждого имени своя история.

На данном этапе не самое главное, чтобы все высказались, а только желающие. Педагог

может рассказать свою историю. Всем учащимся предлагается не просто слушать, а

попытаться определить те основания, по которым человек получает имя, в конце

обсуждения высказаться. Здесь важны будут комментарии взрослого после каждой

истории. Оказывается, персонажи литературных произведений или любимых кинофильмов

могут повлиять на выбор имени.

Создание проблемной ситуации педагог

обращается к детям: А вы знаете, что у нас в

отряде русских (славянских по происхождению

имен очень мало (много). Как вы думаете, какие

это имена? Ведь мы с вами живем в русском

городе, в многонациональном государстве.

Давайте вы узнаете, почему и как произошло, что

большинство людей в нашем обществе носят

имена иностранного происхождения.

Фраза взрослого строится, исходя из ситуации в отряде. Традиционно встречаются такие

древние славянские имена Любовь. Вера, Надежда, Людмила, Ярослав, Владимир. Конечно

могут быть у детей и редкие имена. В любом случае надо объяснить, что речь идет о тех

именах, значение которых мы можем понять. (Людмила-людям мила, Владимир-миром

владеет). Создание проблемной ситуации позволит сделать переход к следующему этапу.

На основе недоумения, удивления детей предложить им узнать. Почему же так произошло.

3.Информирование учащихся. Гуляя по нашему

городу, вы обращали внимание на прекрасный

храм. Храм-это часть христианской культуры.

Храм- это исторические памятники и

художественные произведения. Сегодня трудно

определить, где кончается город Новгород и

начинается музей. Около 50-ти ценнейших

памятников древнерусского зодчества 11-17 в.

стали частью живой структуры современного

В настоящее время население региона включает в себе представителей многих

национальностей и народов. На этом этапе делать специальный акцент на традициях имя

наречения иной культуры, что значат имена в переводе, каковы традиции выбора имени.

Такое сопоставление будет важным не только для ребенка, чье имя не уходит корнями в

местную историю, но и для всех учащихся.

Новгорода. Храмы -место богослужения,

общение человека с богом. Культура очень

древняя. Принятие христианства на Руси

произошло в 988г Христианство является

крупнейшей в мире монотеистической религией.

Монотеизм-это вера в одного Бога .Русь приняла

христианство от такого государства, которое

находилось на пересечении европейской (греко-

римской)и восточной культуры, поэтому у нас

встречаются имена и греческие и восточные.

Предложить детям пофантазировать и провести такую игру «Что было тогда у жителей

Руси и что есть сейчас», «Что есть у нас и что будет потом»-обратить внимание на

экологическую проблему.

Можно выбрать лозунг- например:

Только вместе, только дружно,

Помогать природе нужно.

Подвести детей к тому, чтобы идеи мероприятий на экологическую тему исходили от них.

Путешествие по храмам в. Новгорода.(игра)

День народных игр- посещение музея Н.А. Некрасова.

Предугадать все возможные имена детей мы не можем. Педагог может обращаться к

словарю. Открываются возможности, во-первых, вписать отечественные традиции в

контекст мировых, а во-вторых, лучше увидеть и понять особенности своей культуры на

основе сопоставления ее с другими.

4. Христианская традиция выбора имен .Наши

далекие предки не могли знать значений

иностранных имен. В христианской культуре

существует традиция выбирать имя человеку по

святцам. Святцы-список христианских святых и

праздников, расположенных в календарном

порядке. Время движется вперед, страна наша

теперь называется не Русь, а Россия. У нее

появились свои традиции и праздники. Откуда же

произошло название нашей страны - Россия?

Территория русского государства росла, а население пополнялось народами других

национальностей -вместе с этим все чаще использовалось слово «Россия». Официально

оно закрепилось в 1547г. Слово «Русь» стало производным «России». Русским называется

отдельный народ, а большое многонациональное государство -российским.

Заслушать разные варианты ответов учащихся по подготовленным заранее докладам.

.

Конкурс рисунков «Моя страна -моя Россия», «Сохраним свою планету»

5.Языческая традиция имя наречения.

Источники.

До принятия христианства у славян сложились

свои обычаи в выборе имени ребенку. Можем ли

мы узнать, как называли детей тогда? Какие

имена существовали? Хотя те времена далеки от

Вопрос можно адресовать детям. Если учащиеся затрудняются с ответом, попробовать

подсказать, назвав такие , например, имена, как Добрыня Никитич, Забава Путятична. В

разговоре важно подчеркнуть, что в имя человека наши предки вкладывали определенный

смысл.

нас, однако некоторые имена живут до сих пор.

Как вы думаете , откуда мы можем узнать

древние имена? Сказки, легенды, летописи

сохранили некоторые дохристианские имена. Что

мы можем сказать о таком имени, как Добрыня?

Другой значимый источник это берестяные

грамоты. Много таких грамот находят археологи

в г. Новгород.

Если учащиеся впервые слышат об археологических находках, можно дать им

информацию.

Посещение библиотеки.

Викторина « Герои сказок и былин»,

«День деверсанта»- игра с использованием карт- «берестяных грамотам»

6.Педагог, завершая предыдущую часть.

Перечисляет найденные источники древних

имен, затем выделяет еще один источник -

фамилии. Вопрос учащимся: Что такое

фамилия?

Само слово пришло не только в наш язык, но и в

другие из латыни. В семье у каждого есть свое

имя, но есть одно общее для всех –это и есть

фамилия. Имя это передается от одного

поколения к другому. Фамилии на Руси

существовали не всегда. Первоначально

распространяются фамилии среди людей

знатного происхождения. Как же возникают

фамилии?

Давайте представим. Себе ситуацию, когда на

одной улице живут несколько девочек и

мальчиков с одинаковыми именами. Как же мы их

будем различать в игре?

.На Руси сложилась традиция в случае, когда

несколько человек носят одно имя, различать их

по родству, т.е. по тому к какому роду они

принадлежат. Род же определялся по имени отца.

Такая традиция показывает, как высоко ценилась

Созданная проблемная ситуация приближена к детям. Предполагается. Что дети в поиске

решения вопроса придут к необходимости прибавить к именам дополнение(что-то типа

прозвищ).

Если дети не выйдут на исторический вариант, педагог сам рассказывает, что служило, как

правило, основанием в подобном обращении.

Составление с детьми таблицы -предположительно как образовались фамилии Кузнецов,

Грибов, Меньшов. Елькин, Волков и т.д.

Составление таблицы не отражает все возможные основания образования имен на Руси. В

имя всегда вкладывался определенный смысл.

семья нашими предками. Получалось такое

обращение. Семен сын Петра, сын Петров.

Распространению фамилии способствовала

необходимость оформления различных

документов

Проведение спортивных и подвижных игр.

7. Роль личного имени в жизни человека велика.

У всех народов есть свои замечательные имена.

Они связаны с культурой, художественным

творчеством, историческими контактами. Многие

имена несут на себе отпечаток соответствующей

эпохи и культуры. Но в первую очередь имена

людей - это часть истории народа.

Обсудить с детьми: «Что значит имя в жизни

человека?» Нередко люди своей жизнью

привносят смысл в свое имя. Не только имя

играет роль в жизни человека, но и человек

озаряет своей жизнью имя.

Беседа о людях писателях, поэтах, художниках, прославивших Чудово и Новгородскую

область.

Посещение художественной галереи - мастер классы, школы искусств -экскурсия по школе.

8. Откуда появились названия улиц, на которых

мы живем.

Гуляя по нашему городу, вы нередко обращали

внимание на вывески на домах с названием улиц.

Вы, наверное, знаете что улицы обычно

Предложить детям подготовить рассказ «Улица, на которой я живу», «Улицы нашего

города»

В День памяти и скорби 22 июня совершить экскурсию по улицам города, название

которые получили в честь героев В.О.В.

называют в честь какого то исторического

события или именами людей, совершивших что-

то особенно для своего города, страны.

9.Каждый гражданин России является носителем

и творцом русского языка и именослава, а значит

и нашей истории. Что достанется в наследство

потомкам, а что унесет река времени - зависит от

нас. Люди любят свою родину, чтут родные

места, помнят тяжелые и радостные события

своей жизни, связанные с определенными

местами, восхищаются виденными городами, -и

если родится в таком примечательном для них

месте сын или дочь, родители стараются дать им

все самое лучшее. Многое на планете зависит от

нас -людей.

В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также

воздействия человека общества на окружающую среду стала очень острой. Очень важно

поддерживать у детей интерес к природе родного края. Активизировать процесс

формирования экологической культуры населения, чувства гражданской ответственности

за экологическую обстановку своей малой родины.

Дать детям задание на лето собирать ненужную бумагу, а с началом учебного года объявить

в школе акцию по сбору макулатуры.

Рекомендовать список литературы по теме, как использовать природные ресурсы и для чего

беречь природу.

Заключение

В рекомендациях предлагается один из возможных подходов к реализации регионального компонента. Гуманность определяет природу

межличностных отношений, возникающих в нашем обществе. Проведенные мероприятия способствуют формированию экологической

культуры, осознанного бережного отношения к природе и ко всему живому. Учащимся предлагается следующий подход: ты ценность этого

региона, соотнеси себя с региональной культурой и созидай и себя и ее взаимосвязано.

В результате работы по данной теме были выявлены следующие положительные моменты: ребята стали более активно участвовать в

викторинах, конкурсах; вырос интерес детей к краеведению, к изучению своего родного края.



В раздел образования