Автор: Баранова Надежда Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Чудово, Новгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Я, мой город и страна."
Раздел: начальное образование
Я, мой город и страна.
Есть имена, чья слава так крепка,
Что не сотрут ее бесчисленные годы
Она останется на долгие века
Святынею страны, святынею народа.
Личность человека отражается в его имени .Один из путей осознания своего гуманистического «я»-осмысление своего имени,
понимание, как человек через имя связан с прошлым, настоящим и будущим, с Отечеством. Учащиеся вместе с педагогом могут осмыслить
имя как нечто большее. И как то, что позволяет привлечь внимание к самому себе, понять себя по отношению к другим, задуматься над
именами других людей. В нашей Новгородской области живут люди разных национальностей. Очень важно формирование у учащихся
положительного отношения к собственной национальной культуре, воспитание культуры межнационального общения, умения понимать и
принимать инокультуры других этносов. За партами в школе смешанный состав учащихся. Они живут в одном крае, в одной местности, и
нельзя любить большую и прекрасную Родину, если не любишь, не знаешь своего края, города, поселка, где родился, вырос и живешь,
потому что любовь к родному краю и есть любовь к своей Отчизне.
Материалы, могут быть использованы в работе летнего оздоровительного лагеря. Раскрытие темы рассчитано на несколько занятий.
.
Изложение материала оформлено в двух столбцах. Первый включает этапы рассмотрения темы, возможные комментарии и суждения
педагога, задания детям, описание проблемных ситуаций. Второй содержит комментарии автора к содержанию первого.
Цель: формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к
историческому и литературному наследию малой родины, своей страны.
Задачами темы выступают:
-создание ситуации осмысления собственного имени;
-ознакомление с другими культурами нашей страны;
-ознакомление и историей происхождения фамилий на Руси;
-развитие познавательного интереса к изучению родного края;
-воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона, страны.
Содержание и этапы организации
Рекомендации педагогу
1.В день знакомства предложить детям узнать -
кто и почему тебя так назвал (домашнее задание)
Важно, чтобы дети вместе с родителями пережили ситуацию радостного воспоминания
того момента, когда им выбирали имя. Подсказать возможные вопросы. Кто из
родственников принимал участие в выборе имени, какие еще были варианты имен для
ребенка, почему выбрали именно это имя. Приведенный набор вопросов можно оформить
анкетой для родителей.
2. Рассказы детей. У каждого имени своя история.
На данном этапе не самое главное, чтобы все высказались, а только желающие. Педагог
может рассказать свою историю. Всем учащимся предлагается не просто слушать, а
попытаться определить те основания, по которым человек получает имя, в конце
обсуждения высказаться. Здесь важны будут комментарии взрослого после каждой
истории. Оказывается, персонажи литературных произведений или любимых кинофильмов
могут повлиять на выбор имени.
Создание проблемной ситуации педагог
обращается к детям: А вы знаете, что у нас в
отряде русских (славянских по происхождению
имен очень мало (много). Как вы думаете, какие
это имена? Ведь мы с вами живем в русском
городе, в многонациональном государстве.
Давайте вы узнаете, почему и как произошло, что
большинство людей в нашем обществе носят
имена иностранного происхождения.
Фраза взрослого строится, исходя из ситуации в отряде. Традиционно встречаются такие
древние славянские имена Любовь. Вера, Надежда, Людмила, Ярослав, Владимир. Конечно
могут быть у детей и редкие имена. В любом случае надо объяснить, что речь идет о тех
именах, значение которых мы можем понять. (Людмила-людям мила, Владимир-миром
владеет). Создание проблемной ситуации позволит сделать переход к следующему этапу.
На основе недоумения, удивления детей предложить им узнать. Почему же так произошло.
3.Информирование учащихся. Гуляя по нашему
городу, вы обращали внимание на прекрасный
храм. Храм-это часть христианской культуры.
Храм- это исторические памятники и
художественные произведения. Сегодня трудно
определить, где кончается город Новгород и
начинается музей. Около 50-ти ценнейших
памятников древнерусского зодчества 11-17 в.
стали частью живой структуры современного
В настоящее время население региона включает в себе представителей многих
национальностей и народов. На этом этапе делать специальный акцент на традициях имя
наречения иной культуры, что значат имена в переводе, каковы традиции выбора имени.
Такое сопоставление будет важным не только для ребенка, чье имя не уходит корнями в
местную историю, но и для всех учащихся.
Новгорода. Храмы -место богослужения,
общение человека с богом. Культура очень
древняя. Принятие христианства на Руси
произошло в 988г Христианство является
крупнейшей в мире монотеистической религией.
Монотеизм-это вера в одного Бога .Русь приняла
христианство от такого государства, которое
находилось на пересечении европейской (греко-
римской)и восточной культуры, поэтому у нас
встречаются имена и греческие и восточные.
Предложить детям пофантазировать и провести такую игру «Что было тогда у жителей
Руси и что есть сейчас», «Что есть у нас и что будет потом»-обратить внимание на
экологическую проблему.
Можно выбрать лозунг- например:
Только вместе, только дружно,
Помогать природе нужно.
Подвести детей к тому, чтобы идеи мероприятий на экологическую тему исходили от них.
Путешествие по храмам в. Новгорода.(игра)
День народных игр- посещение музея Н.А. Некрасова.
Предугадать все возможные имена детей мы не можем. Педагог может обращаться к
словарю. Открываются возможности, во-первых, вписать отечественные традиции в
контекст мировых, а во-вторых, лучше увидеть и понять особенности своей культуры на
основе сопоставления ее с другими.
4. Христианская традиция выбора имен .Наши
далекие предки не могли знать значений
иностранных имен. В христианской культуре
существует традиция выбирать имя человеку по
святцам. Святцы-список христианских святых и
праздников, расположенных в календарном
порядке. Время движется вперед, страна наша
теперь называется не Русь, а Россия. У нее
появились свои традиции и праздники. Откуда же
произошло название нашей страны - Россия?
Территория русского государства росла, а население пополнялось народами других
национальностей -вместе с этим все чаще использовалось слово «Россия». Официально
оно закрепилось в 1547г. Слово «Русь» стало производным «России». Русским называется
отдельный народ, а большое многонациональное государство -российским.
Заслушать разные варианты ответов учащихся по подготовленным заранее докладам.
.
Конкурс рисунков «Моя страна -моя Россия», «Сохраним свою планету»
5.Языческая традиция имя наречения.
Источники.
До принятия христианства у славян сложились
свои обычаи в выборе имени ребенку. Можем ли
мы узнать, как называли детей тогда? Какие
имена существовали? Хотя те времена далеки от
Вопрос можно адресовать детям. Если учащиеся затрудняются с ответом, попробовать
подсказать, назвав такие , например, имена, как Добрыня Никитич, Забава Путятична. В
разговоре важно подчеркнуть, что в имя человека наши предки вкладывали определенный
смысл.
нас, однако некоторые имена живут до сих пор.
Как вы думаете , откуда мы можем узнать
древние имена? Сказки, легенды, летописи
сохранили некоторые дохристианские имена. Что
мы можем сказать о таком имени, как Добрыня?
Другой значимый источник это берестяные
грамоты. Много таких грамот находят археологи
в г. Новгород.
Если учащиеся впервые слышат об археологических находках, можно дать им
информацию.
Посещение библиотеки.
Викторина « Герои сказок и былин»,
«День деверсанта»- игра с использованием карт- «берестяных грамотам»
6.Педагог, завершая предыдущую часть.
Перечисляет найденные источники древних
имен, затем выделяет еще один источник -
фамилии. Вопрос учащимся: Что такое
фамилия?
Само слово пришло не только в наш язык, но и в
другие из латыни. В семье у каждого есть свое
имя, но есть одно общее для всех –это и есть
фамилия. Имя это передается от одного
поколения к другому. Фамилии на Руси
существовали не всегда. Первоначально
распространяются фамилии среди людей
знатного происхождения. Как же возникают
фамилии?
Давайте представим. Себе ситуацию, когда на
одной улице живут несколько девочек и
мальчиков с одинаковыми именами. Как же мы их
будем различать в игре?
.На Руси сложилась традиция в случае, когда
несколько человек носят одно имя, различать их
по родству, т.е. по тому к какому роду они
принадлежат. Род же определялся по имени отца.
Такая традиция показывает, как высоко ценилась
Созданная проблемная ситуация приближена к детям. Предполагается. Что дети в поиске
решения вопроса придут к необходимости прибавить к именам дополнение(что-то типа
прозвищ).
Если дети не выйдут на исторический вариант, педагог сам рассказывает, что служило, как
правило, основанием в подобном обращении.
Составление с детьми таблицы -предположительно как образовались фамилии Кузнецов,
Грибов, Меньшов. Елькин, Волков и т.д.
Составление таблицы не отражает все возможные основания образования имен на Руси. В
имя всегда вкладывался определенный смысл.
семья нашими предками. Получалось такое
обращение. Семен сын Петра, сын Петров.
Распространению фамилии способствовала
необходимость оформления различных
документов
Проведение спортивных и подвижных игр.
7. Роль личного имени в жизни человека велика.
У всех народов есть свои замечательные имена.
Они связаны с культурой, художественным
творчеством, историческими контактами. Многие
имена несут на себе отпечаток соответствующей
эпохи и культуры. Но в первую очередь имена
людей - это часть истории народа.
Обсудить с детьми: «Что значит имя в жизни
человека?» Нередко люди своей жизнью
привносят смысл в свое имя. Не только имя
играет роль в жизни человека, но и человек
озаряет своей жизнью имя.
Беседа о людях писателях, поэтах, художниках, прославивших Чудово и Новгородскую
область.
Посещение художественной галереи - мастер классы, школы искусств -экскурсия по школе.
8. Откуда появились названия улиц, на которых
мы живем.
Гуляя по нашему городу, вы нередко обращали
внимание на вывески на домах с названием улиц.
Вы, наверное, знаете что улицы обычно
Предложить детям подготовить рассказ «Улица, на которой я живу», «Улицы нашего
города»
В День памяти и скорби 22 июня совершить экскурсию по улицам города, название
которые получили в честь героев В.О.В.
называют в честь какого то исторического
события или именами людей, совершивших что-
то особенно для своего города, страны.
9.Каждый гражданин России является носителем
и творцом русского языка и именослава, а значит
и нашей истории. Что достанется в наследство
потомкам, а что унесет река времени - зависит от
нас. Люди любят свою родину, чтут родные
места, помнят тяжелые и радостные события
своей жизни, связанные с определенными
местами, восхищаются виденными городами, -и
если родится в таком примечательном для них
месте сын или дочь, родители стараются дать им
все самое лучшее. Многое на планете зависит от
нас -людей.
В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также
воздействия человека общества на окружающую среду стала очень острой. Очень важно
поддерживать у детей интерес к природе родного края. Активизировать процесс
формирования экологической культуры населения, чувства гражданской ответственности
за экологическую обстановку своей малой родины.
Дать детям задание на лето собирать ненужную бумагу, а с началом учебного года объявить
в школе акцию по сбору макулатуры.
Рекомендовать список литературы по теме, как использовать природные ресурсы и для чего
беречь природу.
Заключение
В рекомендациях предлагается один из возможных подходов к реализации регионального компонента. Гуманность определяет природу
межличностных отношений, возникающих в нашем обществе. Проведенные мероприятия способствуют формированию экологической
культуры, осознанного бережного отношения к природе и ко всему живому. Учащимся предлагается следующий подход: ты ценность этого
региона, соотнеси себя с региональной культурой и созидай и себя и ее взаимосвязано.
В результате работы по данной теме были выявлены следующие положительные моменты: ребята стали более активно участвовать в
викторинах, конкурсах; вырос интерес детей к краеведению, к изучению своего родного края.