Напоминание

Урок толерантности "Мы разные, но мы вместе"


Автор: Сибирёва Людмила Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБУ гимназия №39 "Классическая"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок толерантности "Мы разные, но мы вместе"
Раздел: начальное образование





Назад





Урок толерантности "Мы разные, но мы вместе!"

Цель:
познакомить обучающихся с понятием «толерантность»; формировать уважительное отношение к людям разных национальностей; воспитывать признание различий и индивидуальности каждого.
Планируемые результаты:

предметные
: сформировать у обучающихся представление о толерантности (значение слова, приемы развития этого качества);
личностные:
воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
метапредметные:

регулятивные
: умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей, учитывать выдержанные учителем ориентиры действия, давать оценку ответам одноклассников, слушать оценку своих ответов;
познавательные
: находить нужную информацию в разных источниках, использовать её в беседе, осознавать появление новых знаний, расширять кругозор; анализировать, сравнивать, обобщать полученные сведения;
коммуникативные:
навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию.
Ход урока:
I. Введение в тему. Учитель: - Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Улыбка всегда располагает к общению. (Звучит мелодичная музыка, учитель рассказывает притчу): - Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет мудрецу: - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь. Подумал старик и сказал: - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет… Утром, когда солнце осветило землю, пришла Любовь к старику… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. - Вот выбирай, - сказал мудрец. - Одну зовут Радость, другую – Грусть, третью – Красота, четвёртую – Обида, пятую – Дружба.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать... - Твоя правда, - ответил мудрец, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю твою жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе, посмотрела в глаза каждой и задумалась. Учитель: - Ребята, а кого выбрали бы вы? Почему? (Ученики: Дружбу, так как без неё сложно прожить на Земле; когда люди дружат, они помогают друг другу, поддерживают в трудной ситуации, дают советы) (Звучит музыка, учитель продолжает притчу): - Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку. Учитель: - А без чего не бывает дружбы? (Без любви, добра, уважения, сострадания, терпения) Учитель: - Когда мы говорим об этих качествах, мы говорим о толерантности. В словаре Ожегова есть толкованиие слова толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких- либо отличий. На доске появляются надписи:
Толерантность – это
милосер дие сострадание уважение терпение доброта дружба мир и согласие II. Открытие нового знания. (На доске яблоня с разными по форме, цвету и размеру яблоками) Учитель:- Ребята, перед вами яблонька. Все ли яблоки на ней одинаковы? (Нет) - Чем они различаются? (Формой, цветом, размером). - Вот так же и люди все разные. - В чём наше внешнее различие? (Люди различаются цветом глаз, волос, цветом кожи, ростом и весом) - Люди различаются не только внешне, но и внутри души мы разные: грустные, весёлые, жизнерадостные, ранимые, хотим, чтобы нас не обижали, уважали. Мы разные, но мы вместе! Учитель:
-
На нашей планете живёт семь миллиардов человек разных национальностей. Россия – это великая страна, где живут и дружат люди разных национальностей. У каждого народа свой язык, характер, национальная одежда, своя культура, традиции, религия, своя национальная кухня.
- В нашем классе учатся дети 3-х национальностей. Давайте пригласим их сюда. Встречаем ребят дружными аплодисментами. (Выходят дети в национальных костюмах) 1-ая ученица: - Я – россиянка. Я представляю Россию – самое большое государство в мире. Столица России - город Москва. В нашей стране живёт очень много народов. У нас много рек, озёр, красивых городов. Но самый прекрасный для меня город – это Тольятти, потому что в нём я родилась. Я уважаю и люблю свой народ с его душевной добротой. Россияне – очень весёлые и гостеприимные. Кто не слышал русских частушек и не ел вкусных блинчиков? Приходите, мы всегда вас встретим с хлебом с солью! 2-ая ученица: - Я представляю татарскую национальность. Моя малая Родина – республика Татарстан, которая входит в состав России. Столица Татарстана - город Казань. От русских татары отличаются родным языком, историей своего народа, своей культурой, одеждой и национальной кухней. Конечно, сейчас это не очень заметно: национальную одежду они надевают только по праздникам и говорят чаще не на родном языке, а на русском. Потому что они живут в России, где государственный язык – русский. Но свой родной язык они не забывают: на татарском языке они разговаривают дома, читают книги, смотрят кинофильмы. Татары – гостеприимный народ. Они с радостью предложат гостям свои вкусные национальные блюда. А сегодня мы хотим угостить вас татарским национальным блюдом "Чак-чак". 3-ья ученица: - Я – армянка, но живу в России. Столица Армении – город Ереван. Его считают одним из самых зелёных городов Европы. Посмотрите, какие у нас яркие, нарядные костюмы, с обилием вышивки, это говорит о любви народов к своей Родине, своим истокам. Чтобы создать такие костюмы, требуется умение и огромное трудолюбие. Армяне очень доброжелательный и гостеприимный народ. Они всегда рады удивить гостей своими национальными блюдами. Учитель: - Ребята, скажите, а что вас объединяет? (Мы дети разных национальностей, но наша Родина – Россия, потому что мы здесь живём и учимся). Учитель:
-
Да, ребята, Россия - большое многонациональное государство, где в мире и согласии проживают разные народы. - Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать всех: молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Каждый человек неповторим. Он — индивидуальность, личность, обладающая своими особенностями. Если бы мы были все одинаковыми — жить на свете было бы просто неинтересно. - Как вы думаете, что для народов России всегда было самым главным? (ДРУЖБА НАРОДОВ) Учитель: - Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. В них заключена народная мудрость. - Какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?
Пословицы о дружбе:
Крепкую дружбу и топором не разрубишь! Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Нет друга - ищи, а нашёл – береги! Старый друг, лучше новых двух. Друг познаётся в беде. Лучше друг верный, чем камень драгоценный. Человек без друзей, что дерево без корней. Две руки всегда сильнее одной (армянская пословица) Учитель:
-
Наш класс – это семья. Да, мы разные! Но все мы при этом равные! Мы все живём большой, дружной семьёй. И очень хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание. Учитель:
-
Вспомните, пожалуйста, как выглядит наш Самарский край на карте? (напоминает сердце) Учитель:
-
Правильно, это единственная область на карте, чьё очертание напоминает нам сердце. III. Творческая работа в группах. Учитель: - У вас на столах лежат шаблоны сердец. Я предлагаю вам в своих группах сделать сердечки. Пусть тепло ваших сердец согревает других, и тогда вы всегда будете счастливы, потому что рядом с вами будут верные и надёжные друзья. (Дети вырезают из бумаги сердечки, дарят их друг другу) 1. Дружба народов не просто слова, Дружба народов навеки жива! Дружба народов – счастливые дети, Колос на ниве и сила в рассвете! 2. Родина наша - это страна. Очень и очень большая она! Родина наша - это наш дом, Где мы все вместе дружно живём! 3. Кто б ни приехал к нам сюда Полюбит край наш навсегда! Узбек ли, русский ли, грузин, Мы в дружбе нашей как один!
Язык дружбы не нуждается в переводе.


Секреты дружбы:
Дружба – это когда дети вместе играют, не ссорятся, доверяют друг другу, умеют хранить секреты, помогают во всём. Друзья – это люди, с которыми нам легко и комфортно. Учитель: -

Теперь попрошу всех встать. Положите правую руку соседу на левое плечо, и все вместе хором весело скажем: Если дружба велика, будет Родина крепка! Учитель:-Приглашаю на чаепитие с вашими национальными угощениями. Под музыкальное сопровождение все исполняют песню "Песня о дружбе".


В раздел образования