Автор: Карунец Наталья Васильевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ ООШ с. Максимовка
Населённый пункт: село Максимовка Богатовский район Самарская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"
Раздел: среднее образование
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Максимовка
муниципального района Богатовский
Самарской области
Утверждаю
Согласовано
Программа рассмотрена на заседании МО
Директор школы
Зам директора по УВР
учителей-предметников
_______________/ Зайнутдинов Р.С. /
______________/Зайнутдинова О.А./ протокол №___ от «___»______________2016г.
«____»________________2016г
«____»_____________2016г.
Руководитель МО _________ /Карунец Н.В./
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Юный эколог»
Программа составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы» Е.Н. Дзятковская, А.Н.
Захлебный, А.Ю. Либеров. М.: «Просвещение», 2012
Класс 5-6
68 часов
Программу составила
учитель биологии
Карунец Наталья Васильевна
Максимовка, 2016 год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты предусматривают умения:
— оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологи-
чески безопасного образа жизни;
— позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;
— выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным при-
вычкам;
— демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных
благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
Метапредметными результатами являются умения:
— объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;
— представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;
— рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению
этих затруднений;
— находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;
— представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;
— пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;
— различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;
— называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;
— выполнять проект;
— называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий;
— позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.
Предметными результатами являются представления:
— о научной области экологии, предмете её изучения;
— о принципе предосторожности;
— о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
— об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;
— о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;
— о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);
— о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей
человека;
а также умения:
— давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;
— применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;
— устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточи-
тельного потребительства;
— называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о
ней;
— приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.
Содержание курса внеурочной деятельности
5 класс (34 ч)
Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению (11 ч)
Развиваем экологическую зоркость. Экология как область научного знания. Экологическое мышление как метод науч ного познания
мира, выявления и решения экологических проблем, необходимый каждому человеку. Потребность человека в благоприятной среде жизни.
Экологические опасности в окружающем мире. Природные источники экологической опасности, их неустранимый характер. Источники
экологической опасности, связанные с деятельностью человека. Экологическое мышление — условие развития экологической зоркости, уме -
ния обнаруживать экологическую опасность. Экологический риск как вероятность опасности «Экологический след». Выявление экологиче-
ских рисков в повседневной жизни. Зависимость величины экологического риска от экологической грамотности человека, его жизненных
ценностей, образа жизни (характера питания, наличия вредных привычек и др.). Модели поведения: избегание экологиче ской опасности,
приспособление к ней или её устранение.
Способы предупреждения населения об экологической опасности. Роль средств массовой информации, телевидения, Интернета, радио,
рекламы, средств оповещения гражданской обороны. Трудности нахождения необходимой экологической информации, проблемы понимания
информации, её правильного использования в целях экологической безопасности. Кружок «Юный эколог» и редакция классной газеты
«ЭКООКО» как формы получения опыта поиска, сбора, проверки, обработки и публичного представления достовер ной экологической ин-
формации. Правила работы в малых группах сотрудничества.
Формы организации внеурочной деятельности:
Кружок «Юный эколог».
Киноклуб: документальные фильмы об экологических опасностях и экологически безопасном образе жизни в своём регионе.
Ролевая игра «Экологический след нашего класса».
Заседание редколлегии классной газеты «ЭКООКО».
Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого (10 ч)
Полезная информация из прошлого. Источники информации об экологической культуре разных народов: музеи, библиотеки, Интернет,
кинофильмы, диалог поколений. Способы фиксации информации, выделение главного, пересказ своими словами.
Народная мудрость об экологической грамотности. Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в предметах быта,
произведениях народных промыслов, фольклоре. Экологическая культура коренных Народов своего региона. Особенности питания, жилища,
хозяйствования, народного творчества. Отношение к вредным привычкам, браконьерству, расточительному природопользованию. Воз -
можность использования традиций прошлого в современном мире.
Формы организации внеурочной деятельности:
Кружок «Юный эколог» (исследовательская работа в музее, библиотеке, Интернете).
Киноклуб: этнографические документальные фильмы об экологической культуре народов России, региона.
Практикум.
Демонстрация опытов.
Заседание редколлегии классной газеты «ЭКООКО», выпуск газеты.
Уроки для младших школьников, сверстников.
Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности (13 ч)
Достоверная и ложная экологическая информация. Важность достоверности информации («предупреждён — значит вооружён»). При-
чины недостоверности или заведомой ложности экологической информации. Признаки ложной информации. Информация о качестве потреб-
ляемой питьевой воды, воздуха, питания, используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов и др., способы её проверки на до -
стоверность, представление проверенной информации в кратком виде без искажения её смысла для использования при оповещении населе -
ния об экологических рисках.
Предосторожность в принятии решений о направлении действий. Принцип предосторожности как готовность от казаться от действия
при неполноте или ненадёжности информации о возможных его последствиях («не навреди»). Надёжные и проверенные способы снижения
экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматери алов.
Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них.
Формы организации внеурочной деятельности:
Кружок «Юный эколог» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете, со справочной литературой, официальными документами,
консультация у специалистов).
Встречи со специалистами.
Киноклуб: документальные фильмы об экологических опасностях и экологически безопасном образе жизни в своём регионе.
Урок для родителей на тему «Наши полезные советы».
Заседание редколлегии классной газеты «ЭКООКО» (корреспонденты, фоторепортёры, художники, редакторы), выпуск газеты.
6 класс (34 ч)
Раздел 4. Экономное потребление: учусь быть взрослым (14 ч)
Чувство меры как признак взрослости. Ценность экономности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения
к природным ресурсам в фольклоре,
художественных произведениях, верованиях разных народов, в международной Хартии Земли. Причины формирования сходных ценностей у
разных народов. Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление экологической ответственности,
теологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия.
Ресурсосбережение, его виды. Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и
др. Готовность к самоограничению в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности
жизни. Хартия
Земли.
Формы организации внеурочной деятельности: Кружок «Юный эколог» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете).
Проекты по разработке и изучению эффективности разных способов ресурсосбережения. Оформление их результатов в классной газете
«ЭКООКО».
Урок для родителей «Учимся жить экономно». Киноклуб: документальные фильмы о Хартии Земли. «Природа — наш дом».
Раздел 5. Экологическая безопасность в природной среде (13 ч)
Безопасность общения с природой для человека. Экологическая безопасность человека в условиях местной природы (клещи, змеи, со-
стояние источников питьевой воды и др.). Природа в жизни человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Природ -
ные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоцио -
нальном общении с живым, его познании. Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов. Чувство единения с
природой. Ценность эстетической привлекательности природной среды. Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель
его экологической
культуры.
Формы организации внеурочной деятельности:
Психологический практикум-тренинг.
Ролевая ситуационная игра.
Практикум, демонстрационные опыты.
Киноклуб: «Тропой бескорыстной любви» (1971), «Рысь выходит на тропу» (1982), «Рысь возвращается» (1986), «Рысь идёт по следу»
(1994), режиссёр А. Бабаян.
Заседание редколлегии газеты «ЭКООКО» с подготовкой фотовыпуска.
Раздел 6. Мой вклад в экологическое просвещение (7 ч)
Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. Формы просвещения (личный пример, плакат, буклет, ли-
стовка, театр, выступления и др.). Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской, природной среде.
Формы организации внеурочной деятельности:
Месячник экологической грамотности (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты; конкурсы экологи-
ческих плакатов, буклетов).
Открытый просмотр кинофильма «Дом — свидание с планетой» (2009), Франция. Режиссёры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран.
Тематическое планирование
№ уро-
ка
Содержание (разделы, темы)
Основные виды учебной деятельности (УУД)
Кол-во часов
1 год обучения (34 часа)
Раздел 1. Как обнаружить
экологическую опасность: учусь
экологическому мышлению.
11
Называет предмет изучения науки экологии. Да-
вать определение понятиям «экологический
риск», «экологическая безопасность». Объяснять
смысл экологического мышления как способно-
сти научного познания взаимосвязей живого с
окружающей средой. Приводить примеры при-
менения экологического мышления для обнару-
жения экологической опасности. Называть источ-
ники экологических опасностей для человека в
своей местности (природные и вызванные дея-
тельностью человека). В ролевой игре обосно-
ванно выбирать стратегию поведения: избегание
опасности, приспособление к ней, устранение её.
Приводить доказательства относительности ве-
личины экологического риска для разных людей
в зависимости от их экологической грамотности,
образа жизни, наличия вредных привычек.
Называть источники информации, из которых
можно узнать об экологических опасностях в
своей местности (телевидение, радио, Интернет,
система гражданской обороны и др.); формы опо-
вещения о ней (сигналы гражданской обороны,
объявление, выпуск новостей и др.). Анализиро-
вать личный опыт поиска необходимой информа-
ции, её понимания, правильного использования.
Называть и оценивать личные затруднения при
работе с информацией. Формулировать индиви-
дуальные учебные задачи по освоению способов
поиска, сбора, проверки, обработки и публичного
представления информации. Доказывать преиму-
1
Экология как область научного
знания.
1
2
Потребность человека в благопри-
ятной среде жизни.
1
3
Экологические опасности в окру-
жающем мире. Природные источ-
ники экологической опасности, их
неустранимый характер.
1
4
Источники экологической опасно-
сти связанные с деятельностью
человека.
1
5
Природные и антропогенные ис-
точники экологической опасности
нашего края.
1
6
Экологическое мышление – усло-
вие развития экологической зорко-
сти, умения обнаружить экологи-
ческую опасность.
1
7
Экологический риск – как вероят-
ность опасности. «Юный эколог».
Выявление экологических рисков
в повседневной жизни.
1
8
Зависимость величины экологиче-
ского риска от экологической гра-
мотности человека, его жизнен-
ных ценностей, образа жизни (ха-
рактера питания, наличия вредных
1
привычек и др.).
щества работы с информацией в группах сотруд-
ничества. Называть правила совместной работы в
кружке «Юный эколог», редколлегии классной
газеты «ЭКООКО»
9
Модели поведения: избегание эко-
логической опасности, приспособ-
ление к ней или её устранение.
1
10
Способы предупреждения населе-
ния об экологической опасности.
Роль средств массовой информа-
ции, телевидения,
Интернета, радио, рекламы,
средств оповещения гражданской
обороны.
1
11
Трудности нахождения необходи-
мой экологической информации,
проблемы понимания информа-
ции, её правильного использования
в целях экологической безопасно-
сти.
1
Раздел 2. Экологическая
грамотность: уроки прошлого.
10
Называть источники получения информации об
экологической культуре разных времён и наро-
дов. Называть и применять способы фиксации
информации. Выделять главную мысль, переска-
зывать её своими словами.
Анализировать традиции и обычаи народов Рос-
сии с точки зрения их вклада в экологическую
безопасность. Высказывать аргументированное
мнение о значении этой информации в сегодняш-
ней жизни и в будущем. Приводить примеры здо-
рового и экологически безопасного образа жизни
коренных народов своего региона (традиции при-
родопользования, питания, устройства жилища и
12-13
Полезная информация из прошло-
го. Источники информации об эко-
логической культуре разных наро-
дов: музеи, библиотеки, Интернет,
кинофильмы, диалог поколений.
2
14-15
Народная мудрость об экологиче-
ской грамотности. Экологические
традиции и обычаи народов Рос-
сии, отражённые в предметах быта,
произведениях народных промыс-
лов, фольклоре.
2
др.), их отношения к расточительному природо-
пользованию, вредным привычкам, экологиче-
скому вандализму. Представлять полученную ин-
формацию своими словами.
16-17
Экологическая культура коренных
народов своего региона. Особен-
ности питания, жилища, хозяй-
ствования, народного творчества.
2
18-19
Отношение к вредным привычкам,
браконьерству, расточительному
природопользованию.
2
20-21
Возможно сть
и с п ол ь з о в а н и я
т р а д и ц и й
п р о ш л о г о
в
современном мире.
2
Раздел 3. Экологическая
безопасность в школе и дома.
13
Высказывать мнение о важности свободного до-
ступа к достоверной информации об экологиче-
ских опасностях и способах экологически без-
опасного поведения. Описывать признаки лож-
ной информации. Называть способы проверки
экологической информации на достоверность.
Объяснять своими словами смысл принципа
предосторожности. Применять его в работе с
экологической информацией. Перечислять прове-
ренные способы снижения экологических рисков
от продуктов питания, питьевой воды, окружаю-
щего воздуха, бытовых приборов, мебели, строй-
материалов. Различать достоверные знания (фак-
ты) и мнения о них. Взаимодействовать в группе
сотрудничества по созданию популярных эколо-
гических текстов, содержащих факты и мнения.
Публично представлять экологическую информа-
цию, разделяя в ней факты и мнения (урок).
Представлять достоверные знания (факты) в
кратком виде, без искажения их смысла.
22
Достоверная и ложная экологиче-
ская информация.
1
23-24
Важность достоверности информа-
ции («предупреждён — значит во-
оружён»). Причины недостоверно-
сти или заведомой ложности эколо-
гической информации.
2
25
Признаки ложной информации.
1
26-28
Информация о качестве потребляе-
мой питьевой воды, воздуха, пита-
ния, используемых бытовых при-
боров,
мебели, стройматериалов и др.,
способы её проверки на достовер-
ность, представление проверенной
информации в кратком виде без ис-
кажения её смысла для использо-
вания при оповещении населения
3
об экологических рисках.
29-30
Публичное представление инфор-
мации с разделением достоверных
объективных сведений (фактов) и
субъективных
мнений о них.
2
31
Экологическая безопасность в
школе
1
32
Экологическая безопасность дома.
1
33-34
Способы снижения экологических
рисков.
2
2 год обучения (34 часа)
Раздел 4. Экономное
потребление: учусь быть
взрослым
Чувство меры как признак взрос-
лости
14
8
Приводить примеры (из фольклора, художествен-
ных произведений, религиозных текстов) нерас-
точительного отношения к природным ресурсам.
Своими словами пересказывать смысл рекомен-
даций Хартии Земли по бережному отношению к
природе. Объяснять необходимость экономии
природных ресурсов, рационального природо-
пользования, чувства меры в повседневном по-
треблении для здоровья окружающей среды, здо-
ровья человека и его долголетия.
Выполнять проект в области ресурсосбережения:
энергосбережения, бережного расходования
пресной воды, изделий из дерева и др. Обосно-
вывать роль ресурсосбережения для безопасно-
сти государства, развития экономики, роста
благосостояния населения, его здоровья. Выска-
зывать своё мнение по вопросам самоограниче-
ния при потреблении материальных благ в целях
1-2
Ценность экономности, не расто-
чительности, рачительности,
скромности, бережного отноше-
ния к природным ресурсам в
фольклоре, художественных
произведениях, верованиях
разных народов, в международной
Хартии Земли.
2
3-4
Причины формирования сходных
ценностей у разных народов.
2
5-6
Ограниченность природных
ресурсов на планете.
2
7-8
Экономное потребление как про-
2
явление экологической ответ-
ственности, экологической гра-
мотности человека, условие его
здоровья и долголетия
сохранения качества окружающей среды, здоро-
вья человека, безопасности жизни. Представлять
результаты проектов в классной газете.
Ресурсосбережение, его виды.
6
9-11
Энергосбережение, экономное ис-
пользование изделий из дерева,
бережное расходование пресной
воды и др.
3
12-13
Готовность к самоограничению в
целях сохранения качества окру-
жающей среды, здоровья человека
и безопасности жизни.
2
14
Хартия Земли
1
Раздел 5. Экологическая
безопасность в природной среде
Безопасность общения с
природой для человека.
13
2
Доказывать, что природные ресурсы являются
источником удовлетворения не только материаль-
ных, но и духовных потребностей человека. Вы-
ражать своё отношение к красоте природы как к
источнику творческого вдохновения, эмоцио-
нального благополучия, духовного самосовер-
шенствования. Описывать возможности духовно-
го общения с природой у разных народов. Выска-
зывать аргументированные суждения о роли при-
роды в сохранении и укреплении психологиче-
ского и нравственного здоровья человека.
Составлять инструкцию по экологически грамот-
ному поведению в природной среде, учитываю-
щему местные экологические риски (кровососу-
щие насекомые, ядовитые змеи, состояние питье-
вых источников и др.). Обосновывать целесооб-
15-16
Экологическая безопасность чело-
века в условиях местной природы
(кровососущие насекомые, ядови-
тые змеи, состояние питьевых ис-
точников и др.)
2
Природа в жизни человека.
11
17-18
Роль природы в сохранении и
укреплении здоровья человека.
2
19-20
Природные ресурсы как источник
удовлетворения материальных
запросов человека; его духовных
потребностей в красоте, чув-
2
ственно-эмоциональном общении
с живым, познании.
разность такого поведения с точки зрения эколо-
гической безопасности личности и сохранения
экологического качества окружающей среды.
21-22
Духовное общение с природой,
его культурные традиции у разных
народов.
2
23
Чувство единения с природой.
1
24-25
Ценность эстетической привлека-
тельности природной среды.
2
26-27
Отсутствие следов пребывания че-
ловека в природе как показатель
его экологической культуры
2
Раздел 6. Мой вклад в
экологическое просвещение
7
Называть цели просветительской работы и её
формы. Формулировать правила экологически
грамотного поведения в школе, дома, в го-
родской, сельской местности, природной среде.
Описывать личный опыт экологически грамотно-
го поведения. Участвовать в просветительских
акциях (публичные выступления; уроки для
школьников, родителей; выпуск газеты, изготов-
ление плакатов, листовок, коллективное обсужде-
ние кинофильмов).
28
Просвещение как средство
повышения экологической
грамотности человека
1
29-30
Просвещение и его формы (лич-
ный пример, плакат, буклет, ли-
стовка, театр, выступления и др.).
2
31-34
Правила экологически грамотного
поведения в школе, дома, в го-
родской, сельской местности, при-
родной среде
4
Итого:
68