Автор: Муртазина Анжела Радифовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: город Бирск, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Использование игровых технологий в учебно – воспитательном процессе в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Использование игровых технологий в учебно – воспитательном
процессе в начальной школе
В.А.Сухомлинский говорил:
«Игра - это огромное светлое окно, через
которое в духовный мир ребёнка вливается
живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
Современная жизнь предъявляет высокие требования к интеллектуальному и
социальному развитию личности.
В настоящее время главными задачами
учителя начальной школы является
развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций,
умения
видеть
перспективу
применения
полученных
знаний
на
практике,
легко
адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.
Поэтому у каждого ребёнка должно сформироваться положительное отношение
к учению.
Постановка проблем, совместный поиск, игра - вот те средства, которые помогают
открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным.
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. С приходом ребёнка
в школу изменяется его социальная позиция,
ведущая деятельность из игровой
превращается в учебную, и основным видом его деятельности должно стать учение.
Поэтому в начальной школе необходимо заложить у учащихся основы учебной
деятельности.
Однако
этот
процесс
осложняется
возрастными
особенностями
младших
школьников:
слабой
переключаемостью
внимания,
его
неустойчивостью,
непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого учебная деятельность
школьника должна быть пронизана играми и игровыми моментами.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность
восприятия,
лёгкость
вхождения
в
образы.
Дети
легко
вовлекаются
в
любую
деятельность, особенно игровую.
Игра выполняет такие важнейшие функции, как:
развлекательную ( развлечь, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную: освоение диалектики общения;
самореализации (в игре как на «полигоне человеческой практики»);
коррекционную:
внесение
позитивных
изменений
в
структуру
личностных
показателей.
В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже
раздела учебного предмета;
как элемент более обширной технологии;
в качестве урока и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения,
контроля);
как технология внеклассной работы.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит
по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный
материал
используется
в
качестве
средства
игры,
в
учебную
деятельность вводится элемент соревнования, которое переводит дидактическую
задачу в игровую;
успешное
выполнение
дидактического
задания
связывается
с
игровым
результатом.
По характеру игровой методики делятся на
предметные;
сюжетные;
ролевые;
деловые;
имитационные;
игры – драматизации.
При использовании игровых технологий обязательно соблюдение следующих
условий:
соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
доступность для учащихся данного возраста;
умеренность в использовании игр на уроках;
Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них –
учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.
«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому
воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре»
Используя игровую деятельность в учебно-воспитательном процессе, я пришла к
следующим выводам:
игра активизирует познавательную деятельность учащихся;
игра создает на уроке доброжелательную и жизнерадостную атмосферу;
игра активизирует творческие способности учащихся, развивает воображение,
память, мышление;
игра помогает снять усталость;
игра повышает интерес учащихся к изучаемому материалу;
В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где
им самим приходится сравнивать, выполнять различные
действия, тренироваться в
устном счете, решать задачи.
Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, дети
стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила
игры. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры способствуют
развитию
восприятия,
внимания,
памяти,
мышления,
развитию
творческих
способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом.
На своих уроках часто использую дидактические и сюжетно-ролевые игры,
кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести материал в необычной форме:
урок-сказка, урок-путешествие, урок-исследование и т.д.
Это
способствует
повышению
эффективности
в
области
моделирования
изучаемых
процессов
и
явлений,
управления
процессом
обучения,
автоматизации
контроля уровня знаний.
На
уроках
математики
использую
широкий
спектр
игровых
ситуаций
,
направленных на обучение и повышение мотивации учащихся:
Задачи в стихах.
Занимательный квадрат.
Задачи – шутки.
Математический фокус.
Математическая эстафета.
Головоломки.
Ребусы .
Задачи на смекалку .
Игровое упражнение «Зайки на лужайке»
Крошки – зайки на лужайке
Тёплым солнечным деньком
Собирали землянику
И несли корзины в дом.
Но зайчишки-шалунишки
Не подумали о том,
Что корзиночки у мамы
Все с каким то номерком.
Что же делать? А всё просто!
Номерок – помощник вам:
Столько ягодок положим,
Сколько он покажет вам!
Игровые задания на уроках русского языка помогают усваивать трудные
грамматические правила:
Правила в стихах.
Рифмованные упражнения.
Грамматические сказки.
Морфологические шарады.
Собери слово.
Грамматическая арифметика.
Загадки- шутки.
Ребусы.
Кроссворды.
На уроках литературного чтения, окружающего мира использование различных
игровых
ситуаций
(включая
разгадывание
загадок,
кроссвордов,
рифмовок,
инсценирование
песен,
стихов,
сказок,
анаграммы,
обеспечивает
постоянный
интерес детей к речевой деятельности на уроках.
Таким образом, внедрение новых технологий в учебный процесс начальной
школы
позволяет
в
доступной
форме
использовать
познавательные
и
игровые
потребности учащихся для развития индивидуальных качеств.
Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут,
и который они призваны изменить.