Напоминание

"Использование игровых технологий в учебно – воспитательном процессе в начальной школе"


Автор: Муртазина Анжела Радифовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: город Бирск, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Использование игровых технологий в учебно – воспитательном процессе в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Использование игровых технологий в учебно – воспитательном

процессе в начальной школе

В.А.Сухомлинский говорил:

«Игра - это огромное светлое окно, через

которое в духовный мир ребёнка вливается

живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности».

Современная жизнь предъявляет высокие требования к интеллектуальному и

социальному развитию личности.

В настоящее время главными задачами

учителя начальной школы является

развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций,

умения

видеть

перспективу

применения

полученных

знаний

на

практике,

легко

адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.

Поэтому у каждого ребёнка должно сформироваться положительное отношение

к учению.

Постановка проблем, совместный поиск, игра - вот те средства, которые помогают

открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным.

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. С приходом ребёнка

в школу изменяется его социальная позиция,

ведущая деятельность из игровой

превращается в учебную, и основным видом его деятельности должно стать учение.

Поэтому в начальной школе необходимо заложить у учащихся основы учебной

деятельности.

Однако

этот

процесс

осложняется

возрастными

особенностями

младших

школьников:

слабой

переключаемостью

внимания,

его

неустойчивостью,

непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого учебная деятельность

школьника должна быть пронизана играми и игровыми моментами.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность

восприятия,

лёгкость

вхождения

в

образы.

Дети

легко

вовлекаются

в

любую

деятельность, особенно игровую.

Игра выполняет такие важнейшие функции, как:

развлекательную ( развлечь, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативную: освоение диалектики общения;

самореализации (в игре как на «полигоне человеческой практики»);

коррекционную:

внесение

позитивных

изменений

в

структуру

личностных

показателей.

В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже

раздела учебного предмета;

как элемент более обширной технологии;

в качестве урока и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения,

контроля);

как технология внеклассной работы.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит

по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный

материал

используется

в

качестве

средства

игры,

в

учебную

деятельность вводится элемент соревнования, которое переводит дидактическую

задачу в игровую;

успешное

выполнение

дидактического

задания

связывается

с

игровым

результатом.

По характеру игровой методики делятся на

предметные;

сюжетные;

ролевые;

деловые;

имитационные;

игры – драматизации.

При использовании игровых технологий обязательно соблюдение следующих

условий:

соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

доступность для учащихся данного возраста;

умеренность в использовании игр на уроках;

Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них –

учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому

воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре»

Используя игровую деятельность в учебно-воспитательном процессе, я пришла к

следующим выводам:

игра активизирует познавательную деятельность учащихся;

игра создает на уроке доброжелательную и жизнерадостную атмосферу;

игра активизирует творческие способности учащихся, развивает воображение,

память, мышление;

игра помогает снять усталость;

игра повышает интерес учащихся к изучаемому материалу;

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где

им самим приходится сравнивать, выполнять различные

действия, тренироваться в

устном счете, решать задачи.

Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, дети

стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила

игры. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры способствуют

развитию

восприятия,

внимания,

памяти,

мышления,

развитию

творческих

способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом.

На своих уроках часто использую дидактические и сюжетно-ролевые игры,

кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести материал в необычной форме:

урок-сказка, урок-путешествие, урок-исследование и т.д.

Это

способствует

повышению

эффективности

в

области

моделирования

изучаемых

процессов

и

явлений,

управления

процессом

обучения,

автоматизации

контроля уровня знаний.

На

уроках

математики

использую

широкий

спектр

игровых

ситуаций

,

направленных на обучение и повышение мотивации учащихся:

Задачи в стихах.

Занимательный квадрат.

Задачи – шутки.

Математический фокус.

Математическая эстафета.

Головоломки.

Ребусы .

Задачи на смекалку .

Игровое упражнение «Зайки на лужайке»

Крошки – зайки на лужайке

Тёплым солнечным деньком

Собирали землянику

И несли корзины в дом.

Но зайчишки-шалунишки

Не подумали о том,

Что корзиночки у мамы

Все с каким то номерком.

Что же делать? А всё просто!

Номерок – помощник вам:

Столько ягодок положим,

Сколько он покажет вам!

Игровые задания на уроках русского языка помогают усваивать трудные

грамматические правила:

Правила в стихах.

Рифмованные упражнения.

Грамматические сказки.

Морфологические шарады.

Собери слово.

Грамматическая арифметика.

Загадки- шутки.

Ребусы.

Кроссворды.

На уроках литературного чтения, окружающего мира использование различных

игровых

ситуаций

(включая

разгадывание

загадок,

кроссвордов,

рифмовок,

инсценирование

песен,

стихов,

сказок,

анаграммы,

обеспечивает

постоянный

интерес детей к речевой деятельности на уроках.

Таким образом, внедрение новых технологий в учебный процесс начальной

школы

позволяет

в

доступной

форме

использовать

познавательные

и

игровые

потребности учащихся для развития индивидуальных качеств.

Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут,

и который они призваны изменить.



В раздел образования