Напоминание

"Интегрированные уроки в начальной школе в рамках реализации ФГОС"


Автор: Зацепина Татьяна Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Оскольская ООШ
Населённый пункт: Новооскольского района Белгородской области"
Наименование материала: статья
Тема: "Интегрированные уроки в начальной школе в рамках реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Зацепина Татьяна Павловна,

учитель начальных классов

МБОУ «Оскольская ООШ

Новооскольского района Белгородской области»

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В

РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна

и

современна.

Её

актуальность

продиктована

новыми

социальными

запросами,

предъявляемыми

к

школе.

Применение

интерактивных

технологий позволяет существенно увеличить усвоение материала, а также

развивает

творческую

самостоятельность

учащихся.

Причина

этого

заключается в свободном и равноправном общении всех участников урока,

активной

вовлеченности

учеников

в

процесс

обсуждения

и

решения

поставленных задач

Технология проведения интегрированного урока может быть разной.

Это зависит от целей, задач и содержания урока, способов деятельности,

ситуаций, которые возникают в процессе его проведения.

При обучении младших школьников, как правило, используется два

вида интегрированных уроков:

- конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных

дисциплин.

-

конструирование

и

проведение

интегрированных

уроков

одним

учителем.

Структура

интегрированных

уроков отличается

ч ё т ко с т ь ю ,

компактностью, логической взаимообусловленностью учебного материала на

каждом этапе урока, большой информативной ёмкостью материала. Каждый

из таких уроков ведут два или более учителей-предметников. Материал таких

уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас

мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. Часто

таким урокам предшествуют домашние задания с использованием знаний

двух или трех предметов.

Технология

подготовки

и

проведения

интегрированного

урока

предст авляет собой

структурированную

систему,

состоящую

из

подготовительного, исполнительского, рефлексивного этапов.

Первый этап работы подготовительный. Он включает в себя следующие

элементы: планирование, организация творческой группы, конструирование

содержания урока, репетиции. Ещё во время работы над рабочей программой

творческая

группа

определяет

оптимальное

количество

интегрированных

уроков, их тематику и сроки проведения, что позволяет четко определить их

роль и место в учебном процессе, помогает планомерно вести работу

по

подготовке

к

интегрированному

занятию.

Критерием

оптимальности

считается их необходимость и достаточность для достижения поставленных

образовательных целей.

Нестандартность урока требует большой подготовительной работы. На

э т а п е планирования

учителя-партнеры

по

интегрированным

урокам

согласовывают и координируют тематику уроков. Позиция учителей на них

сводится к роли своеобразных дирижеров оркестра, тогда как ученики ведут

свои сольные партии. Наиболее удачный вариант-совместное планирование

этих уроков. Далее

определяются близкие темы по литературному чтению,

музыке,

изобразительному

искусству

для

их

интеграции.

Для

этого

на

координационном совете анализируются рабочие программы этих предметов.

На

этапе

конструирования моделируется содержание урока в общих

чертах, без конкретизации материала: разрабатывается композиция урока,

определяются ее основные части. Работа начинается с определения ведущей

цели, которая становится лейтмотивом занятия. Согласно цели формируется

содержание урока. Используя метод «брейнсторминга» с партнёрами, члены

творческой группы предлагают различные варианты урока, методы и формы

работы. Из всего многообразия идей и вариантов выбирается оптимальное

решение, соответствующее поставленной цели. Следующий этап работы над

содержанием урока

- этап самостоятельного творчества: каждый учитель

самостоятельно подбирает материал по своему направлению. Для учителей

интегрированный урок рассматривается как своего рода проверка на умение

работать

в

команде,

прийти

к

общему

результату

разными

путями

и

методами,

мыслить

нестандартно.

Затем творческая

группа приступает к

созданию

плана-конспекта

урока.

Рассмотрев

весь

собранный

материал,

производится

отбор

лишь

самого

необходимого

из

всего

массива

информации, отказавшись от всего малосущественного. Главная задача этого

этапа заключается в том, чтобы создать целостную ткань урока без четких

границ

между

интегрированными

частями.

Основными

характеристиками

созданного интегрированного урока являются:

Многоголосье - возможность каждого участника педагогического

процесса

иметь

свою

индивидуальную

точку

зрения

по

любой

рассматриваемой проблеме.

Диалог-

диалогичность

общения

педагогов

и

учащихся

предполагает

их

умение

слушать

и

слышать

друг

друга,

внимательно

относиться друг к другу, оказывать помощь в формировании своего видения

проблемы, своего пути решения задачи.

Мыследеятельность

заключается

в

организации

активной

мыслительной деятельности педагога и учащихся. Не трансляция педагогами

в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной

познавательной деятельности.

Создание

ситуации

успеха:

ведущие

условия

для

создания

ситуации успеха – позитивное и оптимистичное оценивание учащихся.

Р е фл е кс и я -

с а м о а н а л и з ,

с а м о о ц е н к а

у ч а с т н и к а м и

педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия.

На

репетиционном

уроке

определяются

«роли»

учителей

на

уроке.

Учителя работают в паре, и даже если в определённый момент ведущую роль

играет

один

педагог,

второй

не

сидит

в

тени:

он

либо

готовится

к

следующему этапу, либо наблюдает за работой детей, помогает им. Во время

репетиций

проводится

хронометраж

урока,

который

поможет

четко

определить ход урока и уложиться во временные рамки. Можно привлекать и

учащихся

к

подготовке

интегрированного

урока,

заранее

предлагая

им

подготовить некую часть нового материала. В результате урок становится

ролевым.

В т о р о й

э т а п - исполнительный.

Задачей п е р в о й

с т а д и и

интегрированного занятия является пробуждение интереса к изучаемой теме,

актуализация

знаний по

теме

из

различных

курсов

и

определение

направления

да льнейшего изучения

или

целеполагание.

Для

этого

используется целый ряд приёмов: «Мозговой штурм», прогнозирование по

схеме,

ключевым

словам,

альтернативный

тест

(правильные

или

неправильные высказывания), формулировка вопросов, ответы на которые

нужно

найти

на

уроке,

кластер,

гирлянда

ассоциаций,

загадки,

ребусы,

слайды

презентации,

видеофрагменты.

Начало

интегрированного

урока

представляет своего рода увертюру - торжественное приглашение к уроку как

художественно-педагогическому

произведению.

Поэтому

необходимо

тщательно продумать режиссуру этого вступления. Способы вызова интереса

учащихся различные. При проведении урока

предусматривается включение

элементов

новизны,

необычности,

противоречивости,

личной

значимости

информации. Важно на этом этапе организовать работу с новым материалом

таким образом, чтобы ученики отслеживали собственное понимание новой

информации.

Обязательным элементом урока является активный поиск и

обсуждение учебной информации, задания, инициирующие развитие детской

фантазии, творческого мышления, сообразительности. На этапе закрепления

в

урок

включаются упражнения, которые должны быть наиболее яркими,

конкретными, подходящими для индивидуальной работы. В заключительной

части урока

обобщается

все

сказанное

на

уроке,

подводится

итог

рассуждениям

учеников,

формулируются

выводы.

Ученики

должны

самостоятельно

обозначить

те

межпредметные

связи,

ради

которых

и

планировалось занятие. Как и начало урока, концовка должна произвести на

учащихся

сильное

эмоциональное

воздействие.

В

заключительной

части

урока

используются

упражнения-энергизаторы. Приём «Повтори

моё

и

добавь

своё»

развивает кратковременную

оперативную

память,

помогает

выявить знания школьников по изучаемой теме. Приём может быть проведён

в виде игры-эстафеты. Учитель (или ученик) называет тезис и передает

эстафетную палочку соседу, тот приводит аргумент и передаёт следующему

ученику,

следующий

ученик

добавляет

свое

и

т.д.Приём

«Шкатулка»

направлен на развитие мыслительных операций, умения обобщать и выделять

главное,

а

также

на

развитие

связной

устной

речи

при

доказывании

правильности

выбора

предмета.

Педагог

предлагает заполнить

шкатулку,

положив

в

неё,

например,

свойства

природного

явления,

качества

изображаемого предмета на изо, характера персонажа, пожелания герою,

предметы, которые пригодятся при выполнении задания по технологии и т.д.

Свой

выбор

школьники

обязательно

объясняют.

На

этапе

закрепления

в

качества

взаимопроверки

используем приём «Хочу спросить» или «Задай

вопрос». Приём направлен на повышение интереса к учебному материалу и

формирует умение содержательно формулировать

вопросы. Педагог просит

составить

к

изученному

материалу

как

можно

больше

вопросов

или

указывает конкретное число вопросов. Ученик может начать со слов «Хочу

спросить…»

или

сразу

задавать

интересующий

вопрос.

Для

подготовки

вопросов

отводится

некоторое

количество

времени,

вопросы

могут

быть

записаны на листочке. Могут быть оформлены в виде карточек с первыми

словами-вопросами (как, почему, что, где и т.д.).

На

интегрированных

уроках

в

соответствии

с

ФГОС

обязательно

должен использоваться прием рефлексии, позволяющий педагогу увидеть

динамику вразвитии личности ребенка, умеющего мыслить, сопереживать,

действовать. На

этапе

рефлексии

эффективен

прием

«Свободный

обмен

мнениями». Задача реализации приема состоит в побуждении учащихся к

оценке

общего

впечатления

от

урока.

Содержанием

свободного

общения

является все, что происходило как на занятии, так и в процессе подготовки к

нему. Содержание общения задается с помощью введения номинаций: за

лучший доклад, за лучший вопрос, за лучший комментарий тезиса, за лучший

анализ

высказывания,

за

оригинальность,

за

глубину

рассмотрения

проблемы,за

лучшее

выступление

от

группы,

экспертное

мнение,

за

оценочные

суждения.

Формами

выражения

информации,

мнений

могут

выступать: комплимент, «Я-сообщение» («Меня всегда удивляет, восхищает,

поражает…»; «Мне всегда было интересно…» и т.д.), вопросы, заданные

друг другу («Скажи, как это у тебя всегда получается?»; «Где это тебе удалось

отыскать?» и др.).

Третий этап работы над интегрированным уроком - рефлексивный или

оценочный. На этом этапе проводится анализ урока: без хорошего анализа не

может

быть

развития

и

совершенствования

профессиональной

компетентности учителя. Поэтому творческая группа тщательно анализирует

проведённый урок.

На

интегрированных

занятиях

дети

работают

легко

и

с

интересом

усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые

знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической

деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход

для проявления творческой самостоятельности.

Проводимые

в

системе

интегрированные

занятия,

разработанный

комплекс

заданий

интегрированного

характера

создают

оптимальные

условия для развития творческой самостоятельности учащихся.



В раздел образования