Напоминание

Технология формирования продуктивного чтения


Автор: Горбунова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ с УИОП №16"
Населённый пункт: город Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: Технология формирования продуктивного чтения
Раздел: начальное образование





Назад




Горбунова Светлана Викторовна

учитель начальных классов

МОУ «СОШ с УИОП №16»

Республика Мордовия, город Саранск

Технология формирования продуктивного чтения

Цель литературного образования в начальной

школе

определяется

как

воспитание

грамотного компетентного

читателя, человека, имеющего стойкую

привычку к чтению и

потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем

языковой культуры чувств и мышления.

Компетентность читателя предполагает:

Способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте

духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры

Готовность к самостоятельному общению с произведениями искусства, к диалогу с

автором через текст

Овладение системой

знаний,

умений

и

навыков

по

предмету,

развитие

речевых,интеллектуальных и творческих способностей

Освоение

через

предмет

литературных представлений

о

мире,

способность

успешной социальной адаптации учащихся

В

воспитании

грамотного

компетентного

читателя

большую

роль

играет

технология

формирования правильной читательской деятельности ,которую я применяю на уроках .

Данный процесс имеет несколько этапов.

1)до чтения текста

это -ознакомительное чтение,просмотровое чтение.

Результат: включение механизма антиципации (предвосхищения )

2) Во время чтения текста – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание

подтекста).

Результат: интерпретация текста

3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы.

Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.

I

. Работа с текстом до чтения.

Цель этого этапа — развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста по

заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов (т. е. развитие умения антиципации).

Этапы :

1. Чтение фамилии автора и заглавия текста

2. Рассматривание иллюстрации, которая предшествует тексту.

3. Чтение ключевых слов, которые я заранее вычленяю из текста и записываю на доске.

4. Предположения детей о героях, содержании.

На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают

свои

предположения о теме, героях произведения, последовательности событий.

II. Работа с текстом во время чтения.

Цель этого этапа — достижение понимания текста на уровне содержания.

1. Самостоятельное чтение текста (или главы, законченного фрагмента) про себя.

2. Повторное чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями

учителя (комментированное чтение).

Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания

текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погруже -

ние» в текст и «вычитывание» в нем автора.

Что же необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение?

1)

Озвучивают

текст

дети,

а

комментирует

его

учитель,

который

выступает

в

роли

квалифицированного читателя.

2)

Однако,

если

в

ходе

вашего

комментария

дети

высказывают

интересные,

мотивированные текстом суждения, за них нужно буквально цепляться и вплетать в

общий разговор, ни в коем случае не оставлять их без внимания, даже если детские

суждения расходятся с вашей (субъективной!) точкой зрения.

3)

Комментарий

должен

быть

кратким

и

динамичным.

Самая

страшная

для

художественного

текста

ошибка

учителя

-

когда

он

«вязнет»

в

своих

комментариях,

формулирует

громоздкие

вопросы

и

повторяет

их

по

нескольку

раз,

пытаясь

комментировать то, чего нет в тексте ни в явной, ни в скрытой форме. При этом уходит

эмоциональная

реакция

детей

на

текст

-

главная

ценность

в

этом

возрасте.

Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эту эмоциональную реакцию, делает

ее

более

яркой

и

эстетической.

Именно

поэтому

ответы

детей

не

должны

быть

развернутыми, позвольте им кратко отвечать с места, не отрываясь от текста. Если дети

затрудняются, предложите им начало ответа, подскажите ответ интонацией.

4) Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу!

5) Вы комментируете текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только

после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что вы можете

в любой момент прервать чтение ребенка.

6). Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно, для чего рекомендуется

использовать следующие способы:

а ) рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует сам

комментарий или вопрос в особой форме, «свернутый»;

б ) включение воображения детей («Представьте себе...», «Увидели? Представили?» и

др.);

в ) сам

вопрос, который формулируется не так, как во время беседы: он максимально

«свернут»,

сжат («Догадались почему?», «Почему именно...»).: Постарайтесь избегать

слов «Стоп!», «Достаточно!», «Хватит!», «Остановись здесь!» и т.п.

И последнее - о чувстве меры. Далеко не каждый текст требует подробного комментария;

разного по объему и глубине комментария могут требовать разные фрагменты одного

текста.

Словарная работа (объяснение или уточнение значений слов) также ведется по ходу

чтения,

тогда она становится понятной и мотивированной, так как именно во время

чтения учителю и детям бывает ясно какие слова нуждаются в толковании.

Если это возможно, лучше предлагать детям семантизировать незнакомое слово

(определить его значение из контекста), а не торопиться обращаться сразу к толковому

словарю, так как пауза в последнем случае может нарушить целостное восприятие текста

и эмоциональную реакцию.

Вопросы, которые

задает

учитель

по

ходу

чтения,

показывают

детям процесс

«вчитывания» в текст, учат вниманию к слову, показывают, что из себя представляет

«диалог с автором» (постановка вопросов к тексту по ходу чтения и поиск ответов на них

в тексте же).

Как учить детей вести диалог с автором?

Способность, читая, вести диалог с автором через текст необходимо формировать в

процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время

первичного чтения, и во время перечитывания - все зависит от особенностей текста.

Я соблюдаю при этом такую последовательность действий:

1) учу ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые:

Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке... (В скрытой форме

автор задает вопрос: а что там может быть?) И вот в первой же трубочке я нашел орех,

так плотно прихваченный, что с трудом удалось его вытолкнуть. Как же он туда попал?

(Это уже прямой вопрос автора, в том числе и к читателю.) Как правило, на подобные

вопросы автор дает прямые ответы.

В любом случае эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания, от ветов-

предположений и далее - проверки их точности по ходу дальнейшего чтения;

2) учу включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой

текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться

события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);

3) учу

ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на

которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме:

● чем это можно объяснить?

● Что из этого следует?

● Что сейчас случится?

● Почему именно так...? Для чего ...? Кто такой...?

Появляющиеся вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений

и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.

III. Работа с текстом после чтения.

Цель этого этапа — достижение понимания на уровне смысла (понимания основной

мысли, подтекста — «чтение между строк»).

Использую следующие этапы:

1.

Беседа по проблемному вопросу ко всему тексту в целом. Результатом этой беседы

должно

стать

понимание

основной

мысли

произведения,

того, что автор прямо не

высказал словами, а «спрятал между строк».

2. Рассказ учителя о писателе.

3. Повторное обращение к заглавию и иллюстрации, беседа о смысле заглавия, его связи с

главной мыслью, о содержании иллюстрации, взгляде художника и т.д.

4.

Выполнение творческих заданий (иллюстрирование, устное, словесное рисование,

составление диафильма к тексту, инсценирование и др.).

Как выбрать творческие задания для третьего этапа работы с текстом?

Творческое задание предполагает самостоятельность ребенка при его выполнении. В

этом

случае

творческий

характер

будут

носить

не

только

задания

типа

«Проиллюстрируй...», «Сочини...», «Придумай...», но и типа «Самостоятельно составьте

план (индивидуально, в группах, в парах)».

В читательскую деятельность ребенка включены четыре сферы: эмоциональная,

воображения, осмысления содержания, реакция на художественную форму.

1.Эмоциональная сфера у детей работает активно, но эмоции читателей в этом возрасте

не носят эстетического характера, они порождаются наложением на текст собственного

жизненного опыта.

Задания, направленные на развитие эмоциональной сферы, могут быть следующими:

● выразительное чтение;

● сопоставление литературного произведения с другими видами искусства;

●-оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом и др.

2. Самая развитая у читателей этого возраста сфера -осмысление содержания. Поэтому

методика предлагает учителю богатый выбор заданий, связанных с этой сферой:

● рассказ о герое, событии;

● выборочный и краткий пересказ;

● составление плана, структурной модели текста;

● постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы учителя и

др.

3.Реакция

на

художественную

форму у большинства детей-читателей, как правило,

отсутствует. Отсюда ограниченный перечень заданий:

● подробный художественный пересказ;

● наблюдение над языком, художественными особенностями текста;

● сопоставление литературного произведения с его художественной основой (например,

сказку Пушкина сравниваем со сказкой Арины Родионовны).

4.Сфера воображения чрезвычайно важна для формирования ребенка-читателя. Развитию

творческого воображения способствуют такие задания:

● составление диафильма, киносценария, комикса по тексту;

● творческий пересказ;

● иллюстрирование,

● чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др.

Конечно, подобное деление условно: ведь чтение по ролям, например, работает на

осмысление содержания и усиливает эмоциональную сферу, реакцию на художественную

форму и т.д.

Выбирая творческие задания на этом этапе работы с текстом, я учитываю:

1) Художественные задачи текста (например, многие рассказы

К.Г. Паустовского помогают увидеть необычное в обычном, повседневном, а это значит,

что

уместно

выбрать

творческое

задание,

связанное

со

сферой

воображения:

иллюстрирование,

творческий

пересказ

от

лица

одного

из

героев,

устное

словесное

рисование и др.);

2)

Особенности

класса

в

целом

и

возможности

отдельного

ребенка (например, к

рассказам

К.Паустовского

можно

дать

творческие

задания

по

г ру п п а м,

дифференцировать их на уроке и дома:

● детям с художественными наклонностями предложить иллюстрирование;

● «музыкантам» - подобрать музыкальный ряд;

● детям с развитым чувством языка - подготовить устное словесное рисование.

3) Учебные задачи (например, если учитель сосредоточился на развитии устной речи,

следует выбрать соответствующие задания).

Большую помощь оказывают в работе над текстом тетради по литературному чтению.

Предназначены для развития умений понимания

текста, совершенствования

навыка «медленного чтения», связной письменной речи, творческих способностей, для

практического овладения литературоведческими понятиями.

Одна из задач, которую призваны решать уроки литературного чтения заключается в

том,

чтобы

актуализировать

внутренний

потенциал

ребёнка,

вызвать

то

или

иное

переживание, что будет способствовать воспитанию талантливого читателя, способного к

интерпритации авторского замысла в рамках собственного читательского и жизненного

опыта, готового к созданию устных и письменных высказываний на основе прочитанного.

«Литературе также нужны талантливые читатели, как и

талантливые писатели. Именно на них , на этих талантливых, чутких,

обладающих творческим воображением читателей,и рассчитывает автор, когда

напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного

поворота действий, верного слова. Художник - автор берет на себя только часть

работы.

Остальное

должен

дополнить

своим

воображением

художник – читатель…» С.Я.Маршак



В раздел образования