"Использование приемов мнемотехники для формирования связной речи у дошкольников с ОНР"
Автор: Шелехова Елена Викторовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МДОУ детский сад №9 "Березка" Населённый пункт: город Углич, Ярославская область Наименование материала: опыт работы Тема: "Использование приемов мнемотехники для формирования связной речи у дошкольников с ОНР" Раздел: дошкольное образование
Использование
приемов
мнемотехники
для
формирования
связной
речи
у
дошкольников с ОНР.
Одно из направлений всестороннего развития дошкольника-это формирование у него
речевых
навыков.
В
настоящее
время
речевое
развитие
дошкольников
в
ФГОС
выделяют в отдельную образовательную область. Успешность обучения детей в школе
во
многом
зависит
от
уровня
овладения
ими
связной
речью.
Восприятие
и
воспроизведение
текстовых
материалов,
умение
давать
развернутые
ответы
на
вопросы, самостоятельно излагать свои рассуждения – все это требует достаточного
уровня развития связной монологической речи.
В настоящее время все больше увеличивается число детей с речевыми нарушениями.
Работая с данной категорией детей постоянно сталкиваешься с проблемами в их
обучении. Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам.
Дошкольники с ОНР очень часто испытывают затруднения у доски, понимая материал
,не могут подобрать подходящее слово, неправильно строят предложения, стесняются
своей речи, говорят тихо ,невнятно, поспешно. Поэтому очень важно научить будущего
первоклассника
связно,
последовательно,
грамматически
правильно
излагать
свои
мысли, самостоятельно высказываться на различные темы. В дошкольном возрасте
преобладает наглядно - образная, и запоминание носит в основном непроизвольный
характер
:дети
лучше
запоминают
события,
предметы,
явления,
близкие
их
жизненному опыту.
При обучении детей с ОНР вполне обосновано использование творческих методик,
эффективность которых очевидна, так как используя лишь традиционные методы и
средства
обучения,
не
всегда
возможно
осуществить
полноценное
формирование
связной речи у дошкольников. Одним из таких средств, по – моему мнению ,является
метод наглядного моделирования-мнемотехника.
Актуальность использования
приемов
мнемотехники
с
дошкольниками
с
ОНР
состоит в том, что:
1.Ребенок - дошкольник очень пластичен и легко обучаем. Для детей с ОНР характерна
быстрая
утомляемость
и
потеря
интереса
к
занятиям.
Использование
приемов
мнемотехники помогает решить эту проблему.
2.Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания
и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
3.Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать
полученные знания.
4.Позволяет целенаправленно формировать связную речь у детей.
Цель – формировать у дошкольников с ОНР связную речь.
С учетом поставленной цели я определила следующие задачи:
- обогащать словарный запас детей,
-формировать
умение
строить
высказывания
разных
типов
(повествовательные,
описательные, рассуждения),
-составлять рассказы по картине, серии сюжетных картин,
-развивать психические процессы (внимание, память, мышление).
По
данному
направлению
я
разработала
перспективный
план
работы,
конспекты
занятий, наглядный материал. Для воспитателей логопедических и общеразвивающих
групп подготовила и провела консультации, мастер- класс, с целью повышения их
компетенции в вопросах развития связной речи у детей. Для родителей дошкольников,
посещающих
логопедическую
группу,
показала
открытые
занятия,
провела
консультации.
Глава
1
Современное
состояние
проблемы
формирования
связной
речи
у
дошкольников с ОНР.
1.1Особенности формирования связной речи у детей с ОНР .
Р.Е.Левина обратила внимание на то, что у некоторых детей при нормальном слухе
и
сохранном
интеллекте
задерживается
формирование
фонетики,
лексики
и
грамматики. Она впервые определила это нарушение как ОНР. Формированию
связной речи уделяли внимание В.К. Воробьева, В. П. Глухов, Л.Н. Ефименкова,
Т.А. Ткаченко, С.Н. Шаховская и др. Они отмечали низкий уровень используемой
фразовой речи и выделяли ряд особенностей формирования связной речи у детей с
ОНР:
-трудности в пересказах проявляются в небольшом объеме текста, нарушении связи
между отдельными предложениями, наличии пауз, повторов,
-трудности в составлении рассказа по серии сюжетных картинок проявляются в
недостаточном понимании связи между отдельными картинками,
-трудности в составлении связного описания картины, проявляются в перечислении
объектов, фиксировании на незначительных деталях,
-наибольшую трудность вызывают самостоятельные рассказы на заданную тему.
Наряду с недостатками формирования речи у детей с ОНР наблюдаются вторичные
отклонения
в
развитии
некоторых
психических
процессов.
Также
у
данной
категории детей отмечается сниженная речевая активность, бедность воображения,
быстрая
утомляемость,
плохая
переключаемость,
отсутствие
внимания.
Без
целенаправленного обучения и развития дошкольников с ОНР, дети не достигают
того уровня умений и навыков связной речи, необходимых для полноценного
обучения в школе.
1.2.Использование приемов мнемотехники в дошкольной педагогике.
Многие исследователи придавали большое значение наглядности.
К.Д.Ушинский отмечал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам-он
будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и
он усвоит их на лету. Значение моделирования плана высказывания неоднократно
подчеркивалось педагогом психологом Л.С.Выготским ,говорившем о важности
последовательного размещения в предварительной программе всех конкретных
элементов высказывания , а также о том, что каждое звено высказывания должно
сменяться последующим. Различные планы в виде схем, наборов предметных и
сюжетных
картинок
использовали
в
своей
работе
дефектологи
–
практики
В.К.Воробьева,Л.Н.Ефименкова,Т.А.Ткаченко.
Впервые
использование
метода
наглядного моделирования-мнемотехники, было предложено логопедами в 90-ых
годах для развития речи у детей с ОНР.
Мнемотехника- это
система
приемов
и
способов
,облегчающих
успешное
освоение
детьми
знаний
,запоминание
структуры
рассказа,
сохранение
и
воспроизведение информации, развитие речи
в целом . Основой мнемотехники
является
дидактический
материал
в
виде
мнемоквадратов,
мнемодорожек
и
мнемотаблиц .
Мнемоквадрат- это
отдельный
схематичный
рисунок
с
определенной
информацией.
Мнемодорожка- это
схема,в
которую
заложена
определенная
информация
в
небольшом колличестве.
Мнемотаблица- это
схема,
в
которую
заложена
определенная
информация
основывающаяся на педагогическом принципе от простого к сложному.
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов,
помогают
детям
связно
и
последовательно
передавать
сюжет,
лексически
и
грамматически наполнять рассказ. Приемы мнемотехники можно использовать в
работе над всеми видами речевого развития дошкольников .
Глава 2.Опыт работы по формированию связной речи у дошкольников с ОНР,
с использованием приемов мнемотехники.
Анализ результатов диагностики на начало первого года обучения показал, что у
детей с ОНР достаточно низкий уровень развития связной речи. Низкий уровень
был отмечен у 85% детей, ниже среднего у 15%. Именно эти низкие показатели
послужили поводом для того, что традиционных средств, используемых в обучении
,оказывается недостаточно для детей с речевой патологией из-за структуры дефекта
ОНР.Я пришла к выводу, что необходимо использовать способы, облегчающие
процесс становления связной речи, а именно- приемы мнемотехники.
Мною
был
составлен
перспективный
план
работы
по
данному
направлению,
разработаны
конспекты
занятий,
составлены
мнемотаблицы
по
лексическим
темам .Для воспитателей логопедических и общеразвивающих групп проведены
консультации и мастер- класс, с целью повышения педагогической компетенции по
данному вопросу. Для родителей детей ,посещающих логопедическую группу я
показала открытые занятия, с участием самих родителей, провела консультации по
данной
теме,
с
целью
оказания
им
практической
помощи,
для
закрепления
полученных умений в домашних условиях.
В конце учебного года провела сравнительную диагностику развития связной речи
у детей с ОНР.
Использование
приемов
мнемотехники
я
включила
во
все
виды
связного
монологического высказывания :
-пересказ;
-составление рассказа по картине и серии сюжетных картин;
-описательный рассказ;
-творческий рассказ .
Это давало несомненные преимущества :
-в активизации познавательной деятельности детей;
-в создании мотивационных установок на проявление творчества;
-в создании условий для развития образной стороны речи у детей;
-в повышении эффективности овладением всеми языковыми средствами;
-в формировании осознанности лексико- грамматических конструкций;
-в
развитии
гибкости
аналитико
–синтетических
операций
в
мыслительной
деятельности.
Планируя
занятия
по
развитию
связной
речи
у
дошкольников
с
ОНР
я
придерживаюсь программы обучения Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Используя приемы мнемотехники для формирования связной речи у дошкольников
я учитываю следующие принципы:
-свобода выбора , в любом обучающем действии предоставляю ребенку свободу
выбора;
- открытости , предоставляю детям работать с открытыми задачами;
-деятельности , в любое задание включаю практическую деятельность;
-обратной связи ,регулярно контролирую процесс усвоения детьми мыслительных
операций;
-идеальности , задания не требуют специального оборудования, могут быть частью
любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и
интересы детей.
Свою
работу,
как
любую
другую
работу
с
дошкольниками,
я
построила
по
принципу от простого к сложному. На подготовительном этапе был использован
прием перекодирования –слово переводилось в рисунок. Я знакомила детей с
простейшими мнемоквадратами. Таким образом проводилась работа над словом.
Например,
я
давала
слово
«мальчик»,
его
символическое
изображение.
Дети
постепенно осваивали понятие ,что значит «зашифровать слово». На данном этапе
я использовала цветные изображения ,так как у детей в памяти быстрее остаются
отдельные образы: солнышко-желтое, небо-синее, огурец- зеленый.
В этот период большую работу проводили как воспитатели, так и родители. В
задачи
воспитателей
входило
обогащение
и
активизация
словаря
у
детей
по
изучаемой теме. Родители вместе с детьми выполняли зарисовки предметов дома,
тем
самым
закрепляя
умения
детей.
Когда
дети
усваивали
символическое
изображение предметов, я заменяла их другой заставкой в графическом виде. На
данном
этапе
использовался прием
аналогии ,т.е
на
что
может
быть
похож
предмет .
Таким
образом
,постепенно
от
использования
мнемоквадратов,
я
подводила
детей
к
использованию
мнемодорожек,
с
помощью
которых
дошкольники
кодировали уже сочетания слов, запоминали и воспроизводили
предложения
по
условным
символам.
Не
всем
детям
легко
давались
данные
приемы,
поэтому
мы
неоднократно
возвращались
к
использованию
мнемоквадратов и мнемодорожек. Только после усвоения мнемодорожек всеми
детьми я переходила к знакомству их с мнемотаблицей. Количество ячеек в таблице
зависело от сложности и размера текста, а также от возраста и индивидуальных
особенностей
и
способностей
детей
.Работа
с
мнемотаблицей
начиналась
с
рассматривания таблицы и разбора того, что в ней изображено .На втором этапе
осуществлялось
перекодирование
информации,
преобразование
из
абстрактных
символов в образы. После перекодирования осуществлялся пересказ .В работе над
пересказом
на начальном этапе
я использовала наглядные модели сказок. На
данном
этапе
я
использовала прием
силуэтного
изображения .
Например:
я
рассказывала сказку «Репка», дети постепенно выставляли символы- заместители
с изображением героев сказки . Я добивалась, чтобы манипулирование элементами
модели
соответствовало
фрагменту
сказки
который
звучал
в
данный
момент.
Элементами
модели
являлись
картинки
с
изображением
персонажей
сказки,
которые в дальнейшем заменялись силуэтными изображениями и вносились в
мнемотаблицу. Изображение главных героев сказки являлось опорным в таблице,
через них шло осознание ,понимание содержания самой сказки. Таким образом
мнемотаблица служила планом пересказа. При знакомстве детей
с сезонными
явлениями природы я использовала обучающие мнемотаблицы «Осень», «Зима»,
«Весна»,
«Лето».В
мнемотаблицы
я
вводила
цветовые
буквенные
обозначения
времен года, при этом знакомила детей с условными обозначениями характерных
для
каждого
времени
года
явлений.
На
данном
этапе
я
использовала
числобуквенный прием или прием опор .
При обучении детей составлению рассказа –описания я применяла схемы Т.А.
Ткаченко, которые брала за основу ,но их изменяла и совершенствовала. Опорные
схемы
помогали
дошкольникам
самостоятельно
определять
главные
свойства
предметов,
их
признаков
,устанавливать
последовательность
изложения
выявленных признаков, обогащали словарный запас. Как только дети осваивали
составление
рассказа-
описания
об
одном
предмете,
я
их
обучала
составлять
сюжетный рассказ по набору предметов, подбирая мнемотаблицы так, чтобы им
нетрудно было наметить сюжетную линию. Воспитатели закрепляли полученные
знания и умения: дети
составляли загадки-описания, отгадывали их, заучивали
стихотворения, пересказывали рассказы пользуясь готовыми схемами ,составляли
свои мнемотаблицы.
При составлении рассказа по сюжетной картине в качестве элементов модели
выступали
картинки-
фрагменты,
силуэтные
изображения
значимых
объектов
картины. Особенно сложным для детей было составление рассказа по пейзажной
картине.
Если
при
составлении
рассказа
по
сюжетной
картине
основными
элементами наглядной
модели являются персонажи – живые объекты, то на
пейзажных
картинах
они
отсутствуют
или
несут
второстепенную
смысловую
нагрузку. В качестве подготовительного упражнения по формированию навыка
составления рассказа по пейзажной картине и поддержания устойчивого внимания
детей
я
применяла
игру
«Оживи
картинку».
Игра
являлась
как-
бы
плавным
переходом от составления
рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по
пейзажной
картине,
к
составлению
творческого
рассказу.
Детям
предлагалась
картина с ограниченным количеством пейзажных объектов и мелкие изображения
живых
предметов-
«оживлялок»,которые
оказывались
в
данной
композиции.
Постепенно
дети
осваивали
описание
пейзажных
объектов,
а
красочность
и
динамичность их рассказов достигалась включением описаний и действий живых
предметов. Работа по таким картинам проходила в несколько этапов :
-выделение значимых объектов картины;
-рассматривание
и
подробное
описание
внешнего
вида
и
свойства
каждого
объекта ;
-определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
-объединение мини –рассказов в единый сюжет. На данном этапе использовался
прием картинографии.
Данные
приемы
мнемотехники
являются
доступными
,интересными
для
дошкольников с ОНР, подходящими для их возраста, учитывающими психические
особенности, воспринимаются детьми как игра, а не образовательный процесс.
Благодаря
использованию
приемов
мнемотехники
в
работе
по
формированию
связной речи у дошкольников с ОНР была отмечена положительная динамика. У
детей повысился уровень активного словарного запаса, улучшилось понимание
речи,
уменьшилось
количество
грамматических
и
лексических
ошибок.
Качественно и количественно улучшились параметры связности и целостности
языкового
оформления
речи
.Речь
детей
обогатилась
словами
–признаками,
словами-антонимами, синонимами, ответы на вопросы стали более развернутыми,
в речи появились сложные предложения, исчезли длительные паузы. Дошкольники
стали
более
активными
на
занятиях,
перестали
бояться
отвечать
на
вопросы,
появился
интерес
к
заданиям.
Связно,
последовательно
и
выразительно
стали
передавать
готовый
текст
без
помощи
взрослого,
самостоятельно
составлять
описательный,
повествовательные
рассказы,
развивать
сюжетную
линию
в
соответствии с содержанием. У детей значительно повысился уровень развития
психических процессов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, использование приёмов мнемотехники в работе по формированию
связной речи у дошкольников с ОНР является важным способом речевого развития,
расширяет
представление
детей
об
окружающем
мире,
развивает
психические
процессы. Представленные приёмы позволяют повысить эффективность коррекции
речевого
развития,
способствуют
повышению
интереса
к
данному
виду
деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь, которая
является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его
к школьному обучению. А также являются средствами формирования одного из
ключевых
понятий – овладение устной коммуникацией, так необходимой для
адаптации в современном информационном обществе.