Напоминание

"ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ОСНОВА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"


Автор: Матвеева Любовь Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ с. Амгу
Населённый пункт: Тернейский район Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ОСНОВА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"
Раздел: начальное образование





Назад




Всероссийский педагогический журнал "ПОЗНАНИЕ"

Статья

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ОСНОВА

ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Матвеевой Любовь Григорьевны

учителя начальных классов МКОУ СОШ с. Амгу

Тернейского района Приморского края

2017 г.

«Когда нет здоровья – лечит мудрость, не

может расцвести искусство, не играют

силы, бесполезно богатство и бессилен

разум» [Геродот].

Эти слова, я думаю, очень близки и понятны каждому педагогу.

Проблема

здоровья

школьников

сегодня

как

никогда

актуальна.

В

Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что

«Единственный и абсолютный в своем значении предмет общего среднего

образования

-

становящийся

человек

и

гражданин,

его

здоровье,

его

человеческие и гражданские качества» [3].

Основная

цель

комплексных

проектов

модернизации

образования

является его качество, под которым я понимаю удовлетворение актуальных

запросов

и

потребностей

личности,

общества,

нуждающихся

в

профессиональных, жизненно успешных, физически здоровых гражданах.

На мой взгляд, состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший

показатель

благополучия

общества

и

государства.

По

данным

исследований, проводимых школьными психологами, уровень тревожности

и

негативных

эмоций

значительно

превышает

норму

[1].

Отсюда

стремительно

ухудшаются

показатели

психологического

и

физического

здоровья учащихся. На этом фоне снижается их успеваемость, ухудшается

дисциплина, усиливается состояние тревожности. Все это обуславливает

необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются

все

трудности

учащихся

в

процессе

обучения,

и

предлагается

квалифицированная педагогическая поддержка.

С

позиции

гуманизации

и

природосообразности

образования,

здоровье

учащихся

является

определяющим

критерием

качества

образования, поскольку высокие образовательные достижения не могут

быть оправданы ценой повышенной утомляемости и перегрузок учащихся,

ведущих к потере здоровья.

«Здоровьесберегающие

технологии

это

системный

подход

к

2

обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести

ущерб здоровью обучающихся» [4].

Считаю,

что

здоровьесберегающие

технологии

-

задача

особой

важности для всех преподавателей, поэтому на уроках должны создаваться

все условия для здорового развития детей [2, С. 52 - 87]:

соблюдаться физиологические основы учебно-воспитательного режима

(учитываться

время

трудоспособности,

утомляемость,

учебная

нагрузка), проводиться физкультминутки;

производиться гигиеническая оценка условий и технологий обучения

(воздушно-тепловой, световой режим, режим и организация учебно-

воспитательного процесса);

формироваться здоровый образ жизни.

Каким же должен быть урок с позиций здоровьесбережения?

Это использование методов позитивной психологической поддержки

ученика

на

уроке,

учет

индивидуальных

особенностей

учащегося

и

дифференцированный

подход

к

детям

с

разными

возможностями,

поддержание познавательного интереса к изучению предмета, и также

принцип двигательной активности на уроке.

Учебный процесс необходимо организовывать так, чтобы периоды

интенсивного

интеллектуального

напряжения

учащихся

чередовались

с

периодами эмоциональной нагрузки.

Считаю, обязательным условием всех уроков являются мероприятия

по профилактике утомления, нарушения осанки, зрения (физкультминутки,

гимнастика

для

глаз).

Учебная

нагрузка

должна

соответствовать

санитарно-гигиеническим нормам, ограничен объем домашних заданий.

Стараюсь

строить

урок

в

соответствии

с

динамикой

внимания

учащихся,

учитывая

время

каждого

задания,

чередуя

виды

работ

(самостоятельная

работа,

работа

с

учебником

(устно

или

письменно),

творческие задания - необходимый элемент на каждом уроке, мозговой

штурм). Все это способствуют развитию мыслительных операций, памяти

3

и одновременно отдыху ребят.

Использование

разноуровневых

заданий

также

способствует

сохранению здоровья учащихся. Различные тестовые задания с выбором

ответа,

с

открытым

ответом;

задания

на

перегруппировку,

на

распознавание

и

поиск

ошибок

позволяют

избежать

монотонности

на

уроке.

Одним из важных здоровьесберегающих действий является создание

у

детей

положительной

эмоциональной

настроенности

на

уроке.

Положительные

эмоции

способны

полностью

снимать

последствия

отрицательных

воздействий

на

организм

школьника.

Поэтому

доброжелательный тон педагога - важный момент здоровьесберегающих

технологий.

Одним

из

важных

средств

создания

благоприятного

микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика.

Она может быть вербальной: «Well done!», «How clever you are!»,

«Good boy/girl!» и т. д. Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты,

мимика, аплодисменты и т.д. Оценивание в виде солнышка, где лучики

выдаются в виде бонуса за удачный ответ. Побеждает тот, чье солнышко

ярче. Разрезные жетончики (по типу пазл). Чем полнее картинка, тем

значительнее их победа.

Для

того

чтобы

дети

не

уставали

на

уроке,

я

провожу

игровые

р а с к а ч к и , поговорки,

веселые

четверостишия,

релаксационные

упражнения, упражнения на рефлексию и т. д.

Видами

релаксации

могут

быть

игровые

паузы,

п е н и е ,

заинтересованность

чем-нибудь

новым,

необычным.

В

5

-

6

классах

эффективна

на

уроках

зарядка,

с

использованием

различного

вида

движений, рифмовок, песен, танцев.

На своих уроках я достаточно широко практикую самооценивание и

взаимооценку.

Индивидуальный

и

дифференцированный

подход

на

уроках

осуществляю с учетом личных интересов учащихся, их особенностей и

4

возможностью выбрать свой уровень и объем задания. Учащиеся могут

выбрать для выполнения определенных заданий либо индивидуальный,

либо

групповой

стиль

работы.

Можно,

например,

подготовить

презентацию,

или

сделать

задание

в

письменной

форме.

Проектная

деятельность стимулирует учеников к высказываниям на уроках без боязни

ошибиться, дать неправильный ответ. Работа в группе создаёт ситуацию

успеха для каждого ученика. Совместное выполнение проектных заданий

приводит к созданию доброжелательной атмосферы на уроке.

В

системе

использую

аутентичные

видеоресурсы

на

уроке,

что

позволяет моделировать ситуации и облегчает стрессовую ситуацию при

аудировании.

Лучшему

овладению

языковым

материалом,

снятию

усталости

и

повышению мотивации к обучению способствует двигательная активность

учеников (песни с движениями, стихотворения, рифмовки).

Использую на уроках игровые моменты, которые помогают вызвать

положительные

эмоции,

увидеть

индивидуальность

детей.

Они

используются

для

снятия

напряжения,

монотонности,

при

отработке

языкового материала, при активизации речевой деятельности. Например,

игра в мяч имеет несколько интерпретаций: учитель называет слово по-

английски и бросает мяч ученику. Поймавший мяч имеет право перевода.

Учащийся (или двое) выходит к доске и, отбивая мяч от пола называет 5

англо-говорящих стран, частей тела, видов спорта, продуктов питания,

личных/притяжательных

местоимений,

неправильных

глаголов

и

т.д.

(I

know five English-speaking countries: The UK-one, The USA-two, Canada-

three, New Zealand-four, Australia-five).

Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети

запоминают

языковой

материал.

Например,

вводя

тему

«Одежда»,

проводится

игра

«Модники

и

модницы».

Дети

могут

похвастаться

нарядами, которые у них есть дома. При изучении названий фруктов и

овощей

проводится

игра

на

уроке:

«Избалованный

Мишка».

Кроме

5

лексики, эта игра закрепляет структуры « I am hungry » (я голоден), « I am

thirsty » (хочу пить) и вопрос типа « Do you want?» (хочешь ли ты?…).

А снять усталость глаз и восстановить остроту зрения помогает

такой комплекс простых упражнений:

Крепко зажмурьте глаза на 3 - 5 сек., затем откройте их (считаем от 1 до

20 по-английски).

Быстро поморгайте глазами в течение 30 - 60 сек (считаем десятками от

10 до 100 по-английски).

Выполняйте

круговые

движения

рукой

по

часовой

стрелке

на

расстоянии 30 - 35 см. от глаз, следя глазами за кончиками пальцев,

затем против часовой стрелки. Произносим: My eyes can see, My ears can

hear, My nose can smell, My head can nod, My arms can hold, My mouth

can talk, My legs can walk, And walk and walk.

Движение глазами вверх и вниз можно производить под стишок: Red,

red, red, therose. Blue, blue blue, the dress. Grey grey grey the cat. And is so

the rat.

Движение глазами по кругу, по и против часовой стрелки, при этом

произносим скороговорку: "Ann has a fat black cat and a rabbit”.

Движение

глазами

по

очертаниям

цифры

8

с

острыми

углами,

располагая рифмовку соответственно очертаниям 8, проговаривая: "That

is the man who sat on my hat in the tram” и т. д. На уроках я также

практикую зарядку для снятия мышечного утомления с пальцев при

письме.

Постоянно

проводится

диагностическая

работа

в

школе

и

мониторинг состояния здоровья учащихся:

регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии

здоровья учащихся, доступность сведений для каждого педагога;

внесение

данных

обследования

учащихся

в

медицинские

карты,

находящиеся в школе;

регулярный

анализ

результатов

наблюдений

за

состоянием

здоровья

6

класса, с целью своевременно принять меры;

создание

системы

комплексной

педагогической,

психологической

и

социальной помощи детям со школьными проблемами;

привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов

работы

по

сохранению

и

укреплению

здоровья

школьников,

просвещению педагогов и родителей.

Критериями

оценки

здоровьесберегающей

деятельности

всей

системы образования можно считать:

создание оптимальных санитарно-гигиенических условий;

благоприятный психологический климат, атмосфера содружества;

предметно-пространственная

среда,

художественно-эстетическое

единство среды;

проведение

диагностической

работы

и

мониторинга

состояния

здоровья детей и педагогов;

оздоровление детей группы риска и детей с отклонениями в состоянии

здоровья;

оптимизация

учебной

нагрузки

на

школьника

(учебный

план,

расписание, урок);

введение здоровьесберегающего компонента в учебные дисциплины.

Таким

образом,

качество

здоровьесберегающей

деятельности

в

образовании необходимо рассматривать как характеристику деятельности

образовательного учреждения в области охраны здоровья обучающихся и

готовности выпускников к здравотворчеству.

7

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А., Медицинская валеология, 2000.

2 . Здоровьесберегающая

деятельность

школы

в

учебно-воспитательном

процессе: проблемы и пути их решения//Школа. - 2005. - №3. - С. 52 - 87.

3.

Новые

государственные

стандарты

школьного

образования

по

иностранному языку. 2 - 11 классы. - М.: Астрель: ФСЕ, 2004.

4 . Смирнов. Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в

современной школе. – М.: изд-во АПК и ПРО, 2002.

8



В раздел образования