Напоминание

"Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы в целях повышение учебной мотивации учащихся"


Автор: Задорожная Виктория Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Оскольская ООШ
Населённый пункт: Новооскольского района Белгородской области"
Наименование материала: статья
Тема: "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы в целях повышение учебной мотивации учащихся"
Раздел: среднее образование





Назад




Задорожная Виктория Викторовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ "Оскольская ООШ

Новооскольского района Белгородской области"

Email: newosschoolosk@rambler

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В

ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Чтоб ученик запомнил многое

зубрёжки одной ему будет мало.

Придумай ему обстоятельства новые,

Чтоб слово избитое свежо зазвучало.

Если добавишь чуть-чуть инновации,

Приправишь всё это яркой эмоцией

Запомнят героев, грамматику, правила,

И скажешь себе: «Слава богу, лёд тронулся!»

Если спросить современного ученика, любит ли он уроки русского

языка

и

литературы,

он

чаще

всего

ответит

«нет».

Сегодня

нет

такого

учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок

интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на

уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель

не

мечтает

о

том,

чтобы

ребята

на

его

уроке

работали

добровольно,

творчески?

Поэтому

применение

современных

образовательных

технологий

позволяет так организовать учебный процесс, чтобы ребёнку урок был и в

радость, и приносил пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И,

может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза

слушающего о глаза говорящего».

Велика

ценность

технологии

критического

мышления

на

уроках

русского языка и литературы. Современные дети не любят и не умеют читать.

Критическое мышление дает возможность ребятам активно действовать и

помогает понять, как нужно работать с полученной информацией.

Здесь

незаменим

кластер

как

технологический

прием,

который

применяю на стадии вызова, рефлексии. Работа с кластером может стать и

стратегией моего урока в целом. Ожидаемый результат: сформированное

умение мыслить логически, соотносить полученные знания с реализацией

задач

урока;

грамотное

осознанное

выделение

смысловых

единиц

текста

(этот

навык

пригодится

мне

в

дальнейшей

работе

с

лингвистическим

анализом текстом в старших классах при подготовке к итоговой аттестации).

Синквейн является быстрым и мощным инструментом рефлексии. Он

помогает

выработать

у

учащихся

умение

резюмировать

информацию,

излагать

сложные

идеи,

чувства

и

представления.

Метод

«Синквейн»

занимает 5-10 минут урока, в зависимости от уровня класса. При изучении

романа А.С.Пушкина «Дубровский» организуем работу над синквейном в

следующем порядке:

1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное

или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет

речь. Владимир Дубровский

2.

Во

второй

строке

два

слова,

чаще

всего

прилагательные

или

причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне

предмета или объекта: Храбрый, честный, бескорыстный, справедливый…

3. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями,

описывающими характерные действия объекта: Защищает, мстит, любит,

страдает, борется…

4.

Четвертая

строка

фраза

из

четырех

слов,

выражает

личное

отношение

автора

синквейна

к

описываемому

предмету

или

объекту:

Владимир никогда не сдается…; Герой не может остановиться…

5.

В

пятой

строке

содержится

одно

слово,

характеризующее

суть

предмета или объекта: Благородство, Разбойник

При

изучении

романа

А.С.Пушкина

«Дубровский»

в

6

классе

используем прием «Толстые и тонкие» вопросы (на основе методики Б.

Блума) с помошью шести лепестков ромашки следующим образом:

1)Простые

вопросы

(фактические

вопросы)

требуют

знания

фактического материала, ориентированы на работу памяти. «С кем из героев

мы знакомимся в 1 главе произведения? Что мы узнаем об их жизни?»

2) Уточняющие вопросы – «Чем занимался Троекуров, как проводил

время? Что давало ему власть?»

3) Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к

интерпретации,

мы

учим

их

навыкам

осознания

причин

тех

или

иных

поступков

или

мнений

(почему?)

«Почему

Троекуров,

надменный

в

отношениях с другими людьми, уважал Дубровского?»

4)Оценочные вопросы (сравнение) – Проанализируйте сцену, которая

послужила причиной ссоры между Троекуровым и Дубровским?

5)Творческие

вопросы

(прогноз)

Как

характеризует

Дубровского

случай на псарне? Как вы думаете что произойдёт дальше?

6) Практические вопросы – «Мог ли Троекуров попытаться сгладить

конфликт? Как для этого ему следовало поступить? Как поступили бы вы…?»

Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и

во

внеурочное

время

приводит

к

развитию творческого

потенциала

и

природных

способностей

учащихся;

созданию

условий

для

обретения

каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности; созданию

на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире,

которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах

деятельности

человека.

В

процессе

обучения

рождаются

самые

разнообразные

индивидуальные

и

коллективные

проекты.

На

уроках

русского языка организуем мини–исследования «Фразеологизмы. Значения

фразеологизмов»,

Шестиклассники

с

интересом

работают

над

мини-

исследованием «О чем мне рассказало слово «Джинсы» (лапти, малина)…».

В 7 классе при изучении темы «Типы речи. Описание»

используем такие

творческие

проекты,

как

«Машина

будущего»,

«Школа

нового

века»,

«Учитель нового времени… Какой он?..»

Использование

информационных

технологий

позволяет

расширить

спектр творческих возможностей учащихся. Сервис thinglink. позволяет

создавать интересные интерактивные плакаты. Работать в данном сервисе

довольно

просто,

можно

добавлять

видео,

презентации,

тесты,

музыку,

фильмы

и

мультфильмы.

Ученики,

работая

над

проектом

«10

книг

для

семейного чтения», прочитали книги, не входящие в школьную программу,

написали аннотации к ним, подобрали видео и картинки, познакомились с

биографией писателя. Весь собранный материал они разместили на одном

плакате.

Проект

«Буктрейлеры»

создаём

по

прочитанным

книгам.

Буктрейлер - это видео, ярко и лаконично рассказывающее и одновременно

рекламирующее

выбранное

произведение.

Сначала

ученики

пишут

аннотацию к произведению, а потом занимаются её экранизацией. Таким

образом, ребята совмещают в себе сразу несколько ролей: библиотекаря и

читателя, режиссёра и сценариста, оператора и книгоиздателя...

К а к

п о к а з ы в а е т

п р а к т и к а ,

использование

современных

образовательных

технологий

на

уроках

русского

языка

и

литературы

являются мощным средством повышение учебной мотивации учащихся.



В раздел образования