Автор: Иванова Елена Александровна
Должность: учитель,
Учебное заведение: Государственное казённое общеобразовательное учреждение "Республиканский центр диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи"
Населённый пункт: город Ижевск, УР
Наименование материала: Статья
Тема: "Определение трудностей в обучении и коррекция в условиях республиканского центра диагностики и консультирования"
Раздел: начальное образование
Государственное казённое общеобразовательное учреждение "Республиканский центр
диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи"
Статья
«
Определение трудностей в обучении и коррекция в
условиях республиканского центра диагностики и
консультирования
»
Иванова Елена Александровна,
учитель
2017 г.
Актуальность проблемы.
Актуальность
проблемы
усвоения
общеобразовательной
программы
очень
высока.
В
ГКОУ
«Республиканский
центр
диагностики
и
консультирования»
обучаются
дети,
испытывающие трудности в усвоении общеобразовательных программ начальной школы, их
интеллектуальный
уровень
средний
и
ниже
среднего.
Большинство
детей
обучаются
по
образовательной программе VII вида. Количество таких детей регулярно увеличивается. Дети с
ЗПР относятся к одной из категорий детей с ОВЗ. С детьми работают специалисты и врачи
центра диагностики и консультирования.
Нарушения чтения, письма и счета у детей изучаются давно. Нарушения чтения очень
разнообразны по проявлениям, что может говорить о различных причинах их возникновения и,
соответственно, разном подходе к коррекционному процессу. Таким образом, актуальна стала
проблема диагностики и коррекции чтения.
К
нарушениям
относятся
специфические
расстройства,
обусловленные
умственной
отсталостью
или
задержкой
психологического
развития,
тугоухостью,
снижением
остроты
зрения или педагогической запущенностью.
Актуальность выбранной мной темы обоснована отсутствием системного обследования
ребёнка с нарушением чтения, выявляющего структуру дефекта, учитывающего обследование
специфических
функций,
участвующих
в
формировании
навыка
чтения
и
необходимость
выработки подхода к коррекционному процессу, направленному на ликвидацию нарушений
процесса чтения и, конечно, письма.
Большинство детей к моменту обучения в школе уже имеют большой словарный запас,
умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладению
речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей
отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития.
Системное обследование нужно и детям с дискалькулией (это неспособность к изучению
арифметики). В основе дискалькулии лежит неспособность оценивать количество объектов с
первого взгляда (то есть без пересчета), непонимание внутреннего состава чисел и связи их
между собой; неумение выделить разряды в числах; невозможность выполнить простейшие
арифметические
действия;
сложности
с
решением
задач,
требующих
понимания
смысла,
построения логической цепочки и удержания в памяти выполненных действий; непонимание
содержания математических схем и рисунков. Дискалькулия часто является самостоятельным
нарушением, а не побочным следствием других неврологических и психологических проблем.
Таким
образом,
необходимо
вовремя
выявлять
трудности,
возникающие
в
процессе
обучения и, проводить коррекцию с помощью коррекционных упражнений.
Под коррекцией понимается исправление или ослабление психических и физических
недостатков у школьников и приближение их к нормальному развитию.
При
коррекционной
направленности
процесса
обучения
применяются
специальные
педагогические
приёмы,
влияющие
на
исправление
недостатков
и
способствующие
интеллектуальному и физическому развитию школьников.
Для определения трудностей в обучении и коррекции этих трудностей я составила
таблицу.
Таблица для определения трудностей в обучении и их коррекция на уроках.
Трудности
Возможные причины
Коррекционные упражнения
В письменных
работах
пропускает
буквы
- Низкий уровень развития фонематического
слуха.
- Слабая концентрация внимания.
- Несформированность приёмов самоконтроля
- Спиши внимательно
предложение.
- Перепутанные линии. Найди
ошибки.
- Найди слово. Выдели.
- Зачеркни лишнюю букву.
Неразвитость
орфографическо
й
зоркости
- Несформировано произвольное внимание.
- Несформированы приёмы учебной деятельности
(самоконтроль, умения действовать по правилу).
- Графический диктант.
- Составь слова из рассыпанных
букв, исключи лишнее слово.
-Напиши буквы, которые узнал.
- Запомни стихи и спиши их.
- Найдите и обведи одинаковые
буквы.
- Обведи у дома крышу и окно.
Нарисуй еще такой дом. Раскрась
оба дома.
Невнимателен и
рассеян
- Низкий уровень развития произвольности.
- Низкий уровень объёма внимания
- Низкий уровень концентрации и устойчивости
внимания.
- Преобладающая мотивация учения - игровая.
«Перепутанные линии»
Назови одним словом предметы.
Найди спрятанное слово.
Зачеркни лишнюю букву.
Перерисуй. Сделай штриховку.
Проведи линии по кругу.
Испытывает
трудности при
решении
математических
задач.
- Слабое понимание грамматических конструкций
- Несформированность умения ориентироваться
на главные признаки.
- Низкий уровень развития образного мышления.
Дополни.
Зачеркни 4-ый лишний
Обвести одну букву правой рукой,
другую – левой.
Найди аналогию на картинках.
Продолжи ряд.
Рисование по точкам.
Испытывает
затруднения при
пересказе
текста.
- Несформированность умения планировать свои
действия.
- Слабое развитие логического запоминания.
- Низкий уровень речевого развития.
- Низкий уровень развития образного мышления.
- Низкий уровень развития логических операций
(анализа, обобщения, систематизации).
- Аналогия на картинках.
- Назови животных и найди
лишнее, докажи.
- Словесные аналогии.
Неусидчив
- Низкий уровень развития произвольности. - -
Низкий уровень развития волевой сферы.
Перечертите эту фигуру и
заштрихуй.
- Графический диктант.
- Дорисуй рыб, что бы они были
одинаковыми.
Трудно
понимает
объяснение с 1
раза.
- Несформированность приёмов учебной
деятельности (самоконтроля, умения действовать
по правилу).
- Слабая концентрация внимания.
- Низкий уровень развития произвольности.
- Графические диктанты.
- Найдите в каждой строчке
лишнее слово и зачеркни его.
- Какая строчка лишняя?
- Рисование по точкам.
- Перепутанные линии».
Постоянная
грязь в тетради.
- Слабое развитие мелкой моторики пальцев рук.
- Несформированность приёмов учебной
деятельности
- Недостаточный объём внимания
- Низкий уровень развития кратковременной
памяти.
- Другие психологические причины.
- Упражнения на развитие мелкой
моторики.
- Цифровые таблицы.
Запомни 2 группы по З слова.
- Запомни 6 фигур.
Плохое знание
таблиц
сложения и
умножения
- Низкий уровень развития механической памяти.
- Низкий уровень развития долговременной
памяти
- Низкий уровень развития произвольности
- Слабая концентрация внимания
- Несформированность приёмов учебной
деятельности
- Запомни 2 группы по З слова.
- Запомни 6 фигур.
- Графический диктант.
- Цифровые таблицы.
Плохо
списывает с
доски
- Несформированность предпосылок учебной
деятельности.
- Низкий уровень развития произвольности \.
- Низкий уровень переключения внимания.
- Недостаточный объём внимания
- Низкий уровень развития кратковременной
памяти
- Графический диктант
- Перерисуй по точкам домашних
животных.
«Найди слово» «Зачеркни букву»
- Запомни 6 фигур.
- Составьте рассказ по картинке
Плохо
ориентируется в
тетради
-Низкий уровень развития восприятия и
ориентировки в пространстве.
- Низкий уровень развития произвольности.
- Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей
рук.
- Упражнения на развитие мелкой
моторики. – Графический диктант.
- Найдите глазами, какая птица
прилетит первой, какая второй,
какая третьей.
- Дорисуй героям нос, ухо, глаз,
рот.