Напоминание

"Определение трудностей в обучении и коррекция в условиях республиканского центра диагностики и консультирования"


Автор: Иванова Елена Александровна
Должность: учитель,
Учебное заведение: Государственное казённое общеобразовательное учреждение "Республиканский центр диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи"
Населённый пункт: город Ижевск, УР
Наименование материала: Статья
Тема: "Определение трудностей в обучении и коррекция в условиях республиканского центра диагностики и консультирования"
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное казённое общеобразовательное учреждение "Республиканский центр

диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и

медико-социальной помощи"

Статья

«

Определение трудностей в обучении и коррекция в

условиях республиканского центра диагностики и

консультирования

»

Иванова Елена Александровна,

учитель

2017 г.

Актуальность проблемы.

Актуальность

проблемы

усвоения

общеобразовательной

программы

очень

высока.

В

ГКОУ

«Республиканский

центр

диагностики

и

консультирования»

обучаются

дети,

испытывающие трудности в усвоении общеобразовательных программ начальной школы, их

интеллектуальный

уровень

средний

и

ниже

среднего.

Большинство

детей

обучаются

по

образовательной программе VII вида. Количество таких детей регулярно увеличивается. Дети с

ЗПР относятся к одной из категорий детей с ОВЗ. С детьми работают специалисты и врачи

центра диагностики и консультирования.

Нарушения чтения, письма и счета у детей изучаются давно. Нарушения чтения очень

разнообразны по проявлениям, что может говорить о различных причинах их возникновения и,

соответственно, разном подходе к коррекционному процессу. Таким образом, актуальна стала

проблема диагностики и коррекции чтения.

К

нарушениям

относятся

специфические

расстройства,

обусловленные

умственной

отсталостью

или

задержкой

психологического

развития,

тугоухостью,

снижением

остроты

зрения или педагогической запущенностью.

Актуальность выбранной мной темы обоснована отсутствием системного обследования

ребёнка с нарушением чтения, выявляющего структуру дефекта, учитывающего обследование

специфических

функций,

участвующих

в

формировании

навыка

чтения

и

необходимость

выработки подхода к коррекционному процессу, направленному на ликвидацию нарушений

процесса чтения и, конечно, письма.

Большинство детей к моменту обучения в школе уже имеют большой словарный запас,

умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладению

речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей

отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития.

Системное обследование нужно и детям с дискалькулией (это неспособность к изучению

арифметики). В основе дискалькулии лежит неспособность оценивать количество объектов с

первого взгляда (то есть без пересчета), непонимание внутреннего состава чисел и связи их

между собой; неумение выделить разряды в числах; невозможность выполнить простейшие

арифметические

действия;

сложности

с

решением

задач,

требующих

понимания

смысла,

построения логической цепочки и удержания в памяти выполненных действий; непонимание

содержания математических схем и рисунков. Дискалькулия часто является самостоятельным

нарушением, а не побочным следствием других неврологических и психологических проблем.

Таким

образом,

необходимо

вовремя

выявлять

трудности,

возникающие

в

процессе

обучения и, проводить коррекцию с помощью коррекционных упражнений.

Под коррекцией понимается исправление или ослабление психических и физических

недостатков у школьников и приближение их к нормальному развитию.

При

коррекционной

направленности

процесса

обучения

применяются

специальные

педагогические

приёмы,

влияющие

на

исправление

недостатков

и

способствующие

интеллектуальному и физическому развитию школьников.

Для определения трудностей в обучении и коррекции этих трудностей я составила

таблицу.

Таблица для определения трудностей в обучении и их коррекция на уроках.

Трудности

Возможные причины

Коррекционные упражнения

В письменных

работах

пропускает

буквы

- Низкий уровень развития фонематического

слуха.

- Слабая концентрация внимания.

- Несформированность приёмов самоконтроля

- Спиши внимательно

предложение.

- Перепутанные линии. Найди

ошибки.

- Найди слово. Выдели.

- Зачеркни лишнюю букву.

Неразвитость

орфографическо

й

зоркости

- Несформировано произвольное внимание.

- Несформированы приёмы учебной деятельности

(самоконтроль, умения действовать по правилу).

- Графический диктант.

- Составь слова из рассыпанных

букв, исключи лишнее слово.

-Напиши буквы, которые узнал.

- Запомни стихи и спиши их.

- Найдите и обведи одинаковые

буквы.

- Обведи у дома крышу и окно.

Нарисуй еще такой дом. Раскрась

оба дома.

Невнимателен и

рассеян

- Низкий уровень развития произвольности.

- Низкий уровень объёма внимания

- Низкий уровень концентрации и устойчивости

внимания.

- Преобладающая мотивация учения - игровая.

«Перепутанные линии»

Назови одним словом предметы.

Найди спрятанное слово.

Зачеркни лишнюю букву.

Перерисуй. Сделай штриховку.

Проведи линии по кругу.

Испытывает

трудности при

решении

математических

задач.

- Слабое понимание грамматических конструкций

- Несформированность умения ориентироваться

на главные признаки.

- Низкий уровень развития образного мышления.

Дополни.

Зачеркни 4-ый лишний

Обвести одну букву правой рукой,

другую – левой.

Найди аналогию на картинках.

Продолжи ряд.

Рисование по точкам.

Испытывает

затруднения при

пересказе

текста.

- Несформированность умения планировать свои

действия.

- Слабое развитие логического запоминания.

- Низкий уровень речевого развития.

- Низкий уровень развития образного мышления.

- Низкий уровень развития логических операций

(анализа, обобщения, систематизации).

- Аналогия на картинках.

- Назови животных и найди

лишнее, докажи.

- Словесные аналогии.

Неусидчив

- Низкий уровень развития произвольности. - -

Низкий уровень развития волевой сферы.

Перечертите эту фигуру и

заштрихуй.

- Графический диктант.

- Дорисуй рыб, что бы они были

одинаковыми.

Трудно

понимает

объяснение с 1

раза.

- Несформированность приёмов учебной

деятельности (самоконтроля, умения действовать

по правилу).

- Слабая концентрация внимания.

- Низкий уровень развития произвольности.

- Графические диктанты.

- Найдите в каждой строчке

лишнее слово и зачеркни его.

- Какая строчка лишняя?

- Рисование по точкам.

- Перепутанные линии».

Постоянная

грязь в тетради.

- Слабое развитие мелкой моторики пальцев рук.

- Несформированность приёмов учебной

деятельности

- Недостаточный объём внимания

- Низкий уровень развития кратковременной

памяти.

- Другие психологические причины.

- Упражнения на развитие мелкой

моторики.

- Цифровые таблицы.

Запомни 2 группы по З слова.

- Запомни 6 фигур.

Плохое знание

таблиц

сложения и

умножения

- Низкий уровень развития механической памяти.

- Низкий уровень развития долговременной

памяти

- Низкий уровень развития произвольности

- Слабая концентрация внимания

- Несформированность приёмов учебной

деятельности

- Запомни 2 группы по З слова.

- Запомни 6 фигур.

- Графический диктант.

- Цифровые таблицы.

Плохо

списывает с

доски

- Несформированность предпосылок учебной

деятельности.

- Низкий уровень развития произвольности \.

- Низкий уровень переключения внимания.

- Недостаточный объём внимания

- Низкий уровень развития кратковременной

памяти

- Графический диктант

- Перерисуй по точкам домашних

животных.

«Найди слово» «Зачеркни букву»

- Запомни 6 фигур.

- Составьте рассказ по картинке

Плохо

ориентируется в

тетради

-Низкий уровень развития восприятия и

ориентировки в пространстве.

- Низкий уровень развития произвольности.

- Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей

рук.

- Упражнения на развитие мелкой

моторики. – Графический диктант.

- Найдите глазами, какая птица

прилетит первой, какая второй,

какая третьей.

- Дорисуй героям нос, ухо, глаз,

рот.



В раздел образования