Авторы: Буторина Алёна Энгельсовна, Королева Елена Васильевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории, воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №22 "Яблонька" комбинированного вида"
Населённый пункт: город Лесной
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Образовательная деятельность из проекта "Чайные истории" "Страна сладкоежек"
Раздел: дошкольное образование
Образовательная деятельность из проекта «Чайные истории»
«Страна сладкоежек»
в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с
тяжелыми нарушениями речи
МБДОУ №22 «Яблонька» г. Лесной Свердловской области
/Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное
развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое
развитие», «Речевое развитие»/
Разработчики:
воспитатели первой квалификационной категории
Буторина Алёна Энгельсовна,
Королева Елена Васильевна,
музыкальный руководитель: Овинова Галина Ивановна
Цель: обобщение знаний о разных видах сладостей, о происхождении и
распространении чая в мире.
Коррекционно-развивающие задачи:
1.
Познакомить детей с историей появления и производства чая.
2.
Развивать вкусовые, обонятельные, осязательные анализаторы.
3.
Развивать
пространственную
ориентировку,
координацию
речи
и
движения,
чувство ритма.
4.
Продолжать развивать навыки общения со взрослыми и детьми.
Коррекционно-учебные задачи:
1.
Уточнить знания детей о разных видах сладостей, пользе чая
2.
Упражнять
в
словообразовании
прилагательных
от
заданного
слова
(название
страны)
Коррекционно-воспитательные задачи:
1.
Воспитывать:
познавательный интерес к ближнему окружению
гостеприимство
эстетические чувства
Оборудование: макет дерева с разными конфетами, карта мира, торт из разных сладостей,
обручи (2 шт.), кастрюля, поварешка, разные виды варенья, одноразовая посуда, заварной
прозрачный чайник, кипяток в чайнике, образцы сухого чая, мультимедиаустановка для
демонстрации слайдов; атрибуты для танцев и оркестра (на каждого ребенка): вертолётики
на
палочках
с
вращающимися
пропеллерами,
игрушки
чупа-чупс,
китайские
шляпы,
маракасы (пластмассовые «шумовые» фрукты), ксилофон.
Предварительная
работа: разучивание танцев, песен и речевой игры, рассматривание
иллюстраций
по
теме
«Сладости»,
проведение
экскурсии
в
отдел
«Кулинария»,
организация
выставки
«Чайные
истории»,
просмотр
видеосюжетов
о
кондитерских
изделиях, чаепитии.
Ход образовательной деятельности:
Музыкальный руководитель:
- Сегодня у нас в детском саду гости, давайте поприветствуем их и друг друга.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, как вы поживаете» (в кругу)
Дети стоят в кругу, педагог поет: «Здравствуйте, здравствуйте, как вы поживаете?»,
одновременно обращаясь жестом к ребенку. Дети по очереди пропевают, одновременно
отстукивая ритм разными движениями: «Очень хорошо, всем привет!».
Воспитатель:
- Дети, мы с вами часто путешествуем. А сегодняшнее путешествие будет не только
интересным, но ещё и очень вкусным и сладким.
- Какие сладости вы любите? (дети называют сладости).
/подытожить ответы детей стихотворением
- Ребята, вы знаете, на свете есть удивительная страна,
А в нёй - чудесный сад.
Там есть деревья, где растут
Конфеты, шоколад
И леденцы с помадками,
И пряники с печеньем,
И баночки с вареньем.
- Как вы думаете, в какой стране есть такие деревья, на которых растут сладости? (в
сказочной, шоколадной, леденцовой). Да, леденцы, шоколадки, печенье – это всё сладости,
значит это Сладкая страна. Хотите побывать в этой стране?
Музыкальный руководитель:
- На чём можно отправиться в путешествие? (ответы детей)
- Полетим мы туда на маленьких, разноцветных вертолётиках!
- Будем слушать музыку, «летать», а когда она остановится, по моепй команде нужно
придумать различные фигуры (дети соединяются в фигуры по два – три человека, в
разных частях зала).
Игра «Сказочный полёт» (на пространственную ориентировку)
- Вот мы с вами и прилетели в сладкую страну.
Воспитатель:
Ребята, какая необыкновенная страна, тут даже конфеты на деревьях растут! (Обратить
внимание на «сладкое» дерево) Во Франции живут французы, в Италии итальянцы, в
России - россияне, а как зовут жителей Сладкой страны? Конечно сладкоежки!
Сладкоежки любят много сладостей.
(загадка)
Эта кругленькая сладость
Доставляет детям радость.
Замечательный на вкус-
Что же это? (Чупа – чупс)
Музыкальный руководитель:
- Мы даже песню знаем про эту замечательную сладость! Вы помните, какое настроение у
этой песенки (веселое, радостное). Вот и мы будем исполнять её весело и задорно!
Песня «Чупа - чупс» (автор слов и музыки К.Макарова)
- Загляните под конфетное дерево – что вы там видите? ( чупа – чупсы). Давайте станцуем
с ними забавный танец.
Танец «Чупа – чупс»
(дети садятся)
Воспитатель:
- Конечно, ребята любят не только сладкие конфеты, но и вкусные сладкие фрукты и
ягоды. Ведь они намного полезнее, в них много витаминов.
- Какие фрукты и ягоды вы знаете? (сливы, клубника и т.д.)
- Что можно приготовить из этих фруктов и ягод? (варенье, компот, джем, повидло)
- В чем варят варенье? (в кастрюле)
Музыкальный руководитель:
- Мы сварим варенье в необычной звучащей кастрюле.
Оркестр «Звучащая кастрюля» (автор А.Филиппенко)
Дети озвучивают метроритм с помощью маракасов. В конце пьесы, один ребенок
«размешивает» варенье - играет на круговом ксилофоне.
Воспитатель:
- Как замечательно вы варили варенье! Хотите его попробовать? Мы его попробуем и
тогда узнаем из чего оно сварено. (дети пробуют и называют варенье).
Вопросы к детям:
- Как называется варенье из яблок? А из смородины? И т.д.
- А сейчас вас ожидает большой сказочный сюрприз. Такой может быть только в стране
Сладкоежек! (открывается торт )
- Что это? (торт) - Из каких сладостей он сделан? (из мармелада, шоколада, зефира и т.п.)
- Чего тут только нет!?
Дети исполняют песню о сладостях из детской оперы «Муха Цокотуха» М.Красева.
- Что обычно пьют с этими сладостями? ( чай)
Входит взрослый, переодетый в Чайник:
Воспитатель:
- Вот и чайник к нам пожаловал!
Чайник:
- Здравствуйте!
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Чаем угостить хочу.
Чай с конфетами, вареньем.
Всем поднимет настроенье!
Музыкальный руководитель:
- Когда чайник кипит, он позвякивает крышкой, пыхтит, и из его носа идёт пар. Я
предлагаю вам взять инструменты и озвучить игру. Встанем вокруг чайника.
Речевая игра «Весёлый чайник» (слова Ю.Мориц)
Дети встают в два круга, держась руками за обруч, изображая чашки, Чайник между
ними. Двигаются по кругу топающим шагом. В руках у детей музыкальные инструменты,
которые озвучивают игру.
Веселый чайник я люблю – пых, пых.
Он жарким делом занят.
Свистит он песенку свою – (свисток)
И крышкой барабанит – дзинь.
Пыхтит веселый, вкусный пар – пых, пых.
Летит из чайника, как шар – пых, пых.
А иногда из носа, торчит, как знак вопроса (изображают рукой нос чайника)
Чайник:
- Какая интересная игра!
- Дети, а что такое чай? (напиток)
- Почему чай – любимый напиток многих людей (он поднимает настроение, снимает
усталость, придает бодрость, успокаивает, утоляет жажду, согревает)
- Чай полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Мир узнал о чае, благодаря
Китаю (обозначаем значком место на карте) обозначим это место значком, чтобы
запомнить, что там растет чай. Как называется чай, который растет в Китае? (китайский)
- А у нас в России тоже растёт чай и это место – Краснодарский край (обозначаем на карте
значком) – там много солнца и тепла.
- Как называется чай, который выращивают в Краснодарском крае? (краснодарский).
- А еще чай выращивают и производят в Грузии (значок на карту), значит какой это чай?
(грузинский).
- Ещё чай растёт в Индии, слышали как он называется? (индийский).
- Поставим значок и на острове Цейлон. (цейлонский). Там тоже круглый год тепло,
солнечно и не бывает зимы.
- Ребята, как вы думаете, почему у нас на Урале не растет чай? (холодно, мало тепла)
- Теперь вы знаете, где растет чай.
- Вы запомнили, из какой страны к нам пришел чай? (из Китая) присаживайтесь, я
расскажу вам китайскую легенду.
- Давным-давно китайские пастухи заметили, что стоило овцам пощипать листьев
вечнозелёного растения, как они начинали резвиться. Пастухи решили высушить листья
этого растения, заварить их кипятком и стали пить этот ароматный, бодрящий напиток.
Оказывается чай – это куст.
Показ презентации с рассказом:
1 слайд – Выглядит это растение вот так и называется чайный куст.
2 слайд – Чайные кусты растут на плантациях.
- Может кто-нибудь знает, что такое плантация?
- Плантация – это большой участок земли, на котором растут чайные кусты.
3 слайд – Чай собирают не весь подряд, а срывают чайные листочки только с верхних
веточек куста, и складывают в корзины.
4-5 слайды – Чайный лист грузят на машины и увозят на заводы по изготовлению чая.
6 слайд – Листья сушат в специальных сушильных машинах.
7 слайд – После сушки листья приобретают темный цвет.
8 слайд – Затем, его упаковывают по коробочкам.
9 слайд - Вот так появляется чай на вашем столе.
- Рассмотрите его, потрите в руках.
- Какой он на ощупь? (ломкий, сухой)
- Понюхайте, какой у него запах? (ароматный)
- Как вы думаете, мы уже можем пить чай? (его надо заварить)
- Да, чай надо заварить. Кто видел, как заваривают чай? (ответы детей)
- У меня есть прозрачный заварочный чайник, вы увидите, как красиво изменяет свой цвет
вода, как раскрываются засушенные листочки чая.
Показ заваривания чая.
- Сначала заварочный чайник ополаскиваем кипяченой водой. Засыпаем чай, заливаем
кипятком. - Почему детям нельзя заваривать чай? (дети могут обжечься горячей водой)
- Теперь чаю нужно настояться.
Музыкальный руководитель:
- Пока чай настаивается, мы станцуем китайский танец.
Танец «Китайских болванчиков»
- Чай заварился. Сейчас мы разольём его в чашки и будем пить со сладким тортом.
Приглашайте гостей на чаепитие.
Чаепитие.