Напоминание

ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ


Автор: Печенежская Валентина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: НОУ НПГ
Населённый пункт: г. Ноябрьск ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ
Раздел: среднее образование





Назад




ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

УЧАЩИХСЯ

Печенежская В. Н., учитель русского языка и литературы. Православная гимназия, г. Ноябрьск.

Аннотация

В статье приводятся примеры использования материалов учебника русского языка и

литературы для воспитания нравственных качеств личности ученика. Надо не только развивать

языковые и речевые нормы, но и умение чувствовать, понимать мысль автора, его жизненную

позицию. Тогда и только тогда можно реализовать тот потенциал, который издавна заложен в Великой

литературе.

Усиление

воспитательного потенциала образовательного процесса определено в

Концепции

модернизации

российского

образования,

где,

в

частности,

говорится,

что

образование призвано носить характер воспитывающего и развивающего обучения. Только

тогда

обеспечивается

реализация

целого

ряда

воспитательных

задач:

воспитание

патриотов,

граждан

правового

государства,

уважающих

права

и

свободы

каждого,

обладающих

высокой

нравственностью,

проявляющих

национальную

и

религиозную

терпимость, уважительное отношение к культуре, языку как своего народа, так и других

народов России, а также воспитание здорового образа жизни, экологическое воспитание,

воспитание семьянина и прочее.

Реализация воспитательного потенциала школьных гуманитарных предметов опирается

на нормативную базу, представленную

Законом РФ «Об образовании», федеральными

программами

развития

образования

и

другими

документами,

направленными

на

активизацию воспитательной деятельности школы.

В чём же заключается патриотический

воспитательно-развивающий потенциал

преподавания гуманитарных дисциплин в школе?

Во - первых, обеспечивается содержание основного учебного материала по предмету, в

котором

находит

своё

отражение

социокультурный

опыт

человечества,

образцы

нравственности,

гуманизма,

творческого

мышления.

Только

при

условии

овладения

теоретическими основами гуманитарных дисциплин можно говорить о воспитании у

гимназистов базовых личностных и профессиональных качеств: современного научного

мировоззрения, патриотических убеждений, гражданской позиции, общей культуры.

Именно

при

изучении

гуманитарных

дисциплин

учащиеся

добиваются

важных

качественных изменений в своём социально-нравственном и общекультурном развитии,

осваивают методики саморазвития.

Содержание большинства гуманитарных дисциплин, изучаемых в учебное время,

отражено в федеральном компоненте государственных образовательных стандартов, и

учителю очень важно наполнить его воспитательным процессом. Так, например, изучая

русский язык, я стараюсь прививать гимназистам интерес к русскому языку, во-первых,

как результату труда многих поколений учёных-лингвистов; во- вторых,

как орудию,

которое в умелых руках способно открыть дверь в любую отрасль знаний. Учу наблюдать,

анализировать,

сопоставлять

явления

языка

как

одного

из

богатейших,

ярких,

развивающихся

языков мира.

Такой подход помогает не только общекультурному

развитию ученика, но и воспитанию патриотических чувств: любви к родному языку,

народу, Родине.

Воспитанию патриотических чувств способствуют тексты упражнений. В основном

это отрывки из публицистических статей выдающихся учёных, писателей.

Например, в учебнике «Русский язык», 9 класс в упражнении приводится отрывок из

статьи писателя Юрия Бондарева о судьбе нашей культуры:

«… Думая о судьбе нашей культуры, надо быть неторопливым и осмотрительным среди

головокружительного течения дней, среди технического ускорения в потоке новшеств и

мод.

От часа своего рождения до последней секунды мы живём в долгу и перед землёй,

родившей нас, и перед национальной культурой, сообщившей нам всё доброе, прочное,

нравственное.

Память и культура – это совесть многих поколений всех тех, кто жил, строил, любил,

страдал, боролся до нас; и тех, кто живёт сейчас.

Есть вечные камни, перед которыми надо останавливаться и снимать шапки с гордостью

за нашу культуру…» Ю. Бондарев.

Задаю ребятам вопросы:

1.

Как вы понимаете выражение национальная культура?

2.

Какие качества отмечает у создателей нашей культуры писатель Ю. Бондарев?

3.

В чём, по-вашему, эти качества проявились?

В 10 классе, как и в 9-м, много содержательных текстов воспитывающего характера,

например, в одном из упражнений приведён отрывок из статьи академика Д. Лихачёва о

цели добра:

«… Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но,

расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. Любовь же

и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё

выше, а человек, их центр, мудрее» Д. Лихачёв

Наряду с вопросами грамматики, решаем, прежде всего, воспитательные:

1.

Какова основная мысль текста?

2.

Какова, по - вашему, цель добра?

3.

Как связаны понятия: добро, любовь, дружба?

Конечно же, формы и методы изучения гуманитарных дисциплин реализуются через

воспитательные приёмы. Как показывает педагогическая практика, данными приёмами в

целях воспитания патриотизма

могут выступать приведение примера, яркий рассказ,

анализ фактов, явлений, беседы рассуждения по поводу их возникновения и другие.

При изучении литературы применяю такие приёмы, как осознанное творческое

чтение

художественных

произведений

различных

жанров,

выразительное

чтение,

заучивание наизусть,

беседы по содержанию,

анализ и интерпретация произведения,

написание сочинений разных жанров (отзывов, эссе, рецензий, аннотаций, писем). Здесь

требуется

проявление личностного отношения учеников к прочитанному. В результате

происходит выработка системы взглядов и убеждений, которые становятся принципами,

мотивами поведения учащихся.

Писатель берёт на себя только часть работы, остальное должен дополнить своим

воображением читатель под руководством учителя. Происходит «воспитание словом».

Великая русская литература творилась гениями-патриотами. А. Пушкин обобщил и

опоэтизировал патриотизм, историческую память русской нации:

Два чувства равно близки нам,

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Наша поэзия испокон веков была патриотической. Славные традиции древних легенд,

былин, песен развивали в своём творчестве русские поэты. Так, проводя в каждом своём

классе урок-встречу

с поэтом, прошу подготовить анализ стихотворений о родине,

природе, стараюсь подобрать иллюстративный материал, предлагаю творческие задания:

составить словесный портрет лирического героя, создать свой образ родины и другие.

Изучая в 9 классе лирику М. Ю. Лермонтова, предлагаю анализ стихотворения «Дума»

и замечаю, насколько это произведение интересно гимназистам. В нём поражает глубокий

патриотизм поэта-гражданина, искренне переживающего за своё гибнущее поколение и

за будущее своего Отечества:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно…

……………..

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным наш ум не шевелят;

Мы жадно бережём в груди остаток чувства –

Зарытый скупостью и бесполезный клад…

………………

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдём без шума и следа.

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда….

Беседа по тексту стихотворения:

1.Что отражено в названии?

2. Как звучит начало стихотворения? Какой приём использован?

3. Каково внутреннее состояние лирического героя?

4. Как движется поэтическая мысль от начала к финалу?

5.Какие ассоциации возникают? Почему?

6. Каков итог лирического высказывания?

На уроках литературы не только получают знания

о предмете, художественном

произведении и его особенностях, здесь учатся быть Людьми, постигают законы добра и

любви.

М. А. Шолохов писал: «…если ненависть к врагу мы несём на кончике штыков, то

любовь к родине мы храним в своём сердце». И это надо учить понимать и принимать,

внимательно читая и перечитывая наполненные патриотическим содержанием тексты.

Безусловно, каждая изучаемая в школе гуманитарная дисциплина обладает своим

воспитательным потенциалом, в том числе патриотическим.

Предметы этого цикла

предоставляют

учащимся

образцы

нравственного

поведения,

духовной

культуры

личности, глубокого патриотизма.



В раздел образования