Автор: Печенежская Валентина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: НОУ НПГ
Населённый пункт: г. Ноябрьск ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ
Раздел: среднее образование
ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
УЧАЩИХСЯ
Печенежская В. Н., учитель русского языка и литературы. Православная гимназия, г. Ноябрьск.
Аннотация
В статье приводятся примеры использования материалов учебника русского языка и
литературы для воспитания нравственных качеств личности ученика. Надо не только развивать
языковые и речевые нормы, но и умение чувствовать, понимать мысль автора, его жизненную
позицию. Тогда и только тогда можно реализовать тот потенциал, который издавна заложен в Великой
литературе.
Усиление
воспитательного потенциала образовательного процесса определено в
Концепции
модернизации
российского
образования,
где,
в
частности,
говорится,
что
образование призвано носить характер воспитывающего и развивающего обучения. Только
тогда
обеспечивается
реализация
целого
ряда
воспитательных
задач:
воспитание
патриотов,
граждан
правового
государства,
уважающих
права
и
свободы
каждого,
обладающих
высокой
нравственностью,
проявляющих
национальную
и
религиозную
терпимость, уважительное отношение к культуре, языку как своего народа, так и других
народов России, а также воспитание здорового образа жизни, экологическое воспитание,
воспитание семьянина и прочее.
Реализация воспитательного потенциала школьных гуманитарных предметов опирается
на нормативную базу, представленную
Законом РФ «Об образовании», федеральными
программами
развития
образования
и
другими
документами,
направленными
на
активизацию воспитательной деятельности школы.
В чём же заключается патриотический
воспитательно-развивающий потенциал
преподавания гуманитарных дисциплин в школе?
Во - первых, обеспечивается содержание основного учебного материала по предмету, в
котором
находит
своё
отражение
социокультурный
опыт
человечества,
образцы
нравственности,
гуманизма,
творческого
мышления.
Только
при
условии
овладения
теоретическими основами гуманитарных дисциплин можно говорить о воспитании у
гимназистов базовых личностных и профессиональных качеств: современного научного
мировоззрения, патриотических убеждений, гражданской позиции, общей культуры.
Именно
при
изучении
гуманитарных
дисциплин
учащиеся
добиваются
важных
качественных изменений в своём социально-нравственном и общекультурном развитии,
осваивают методики саморазвития.
Содержание большинства гуманитарных дисциплин, изучаемых в учебное время,
отражено в федеральном компоненте государственных образовательных стандартов, и
учителю очень важно наполнить его воспитательным процессом. Так, например, изучая
русский язык, я стараюсь прививать гимназистам интерес к русскому языку, во-первых,
как результату труда многих поколений учёных-лингвистов; во- вторых,
как орудию,
которое в умелых руках способно открыть дверь в любую отрасль знаний. Учу наблюдать,
анализировать,
сопоставлять
явления
языка
как
одного
из
богатейших,
ярких,
развивающихся
языков мира.
Такой подход помогает не только общекультурному
развитию ученика, но и воспитанию патриотических чувств: любви к родному языку,
народу, Родине.
Воспитанию патриотических чувств способствуют тексты упражнений. В основном
это отрывки из публицистических статей выдающихся учёных, писателей.
Например, в учебнике «Русский язык», 9 класс в упражнении приводится отрывок из
статьи писателя Юрия Бондарева о судьбе нашей культуры:
«… Думая о судьбе нашей культуры, надо быть неторопливым и осмотрительным среди
головокружительного течения дней, среди технического ускорения в потоке новшеств и
мод.
От часа своего рождения до последней секунды мы живём в долгу и перед землёй,
родившей нас, и перед национальной культурой, сообщившей нам всё доброе, прочное,
нравственное.
Память и культура – это совесть многих поколений всех тех, кто жил, строил, любил,
страдал, боролся до нас; и тех, кто живёт сейчас.
Есть вечные камни, перед которыми надо останавливаться и снимать шапки с гордостью
за нашу культуру…» Ю. Бондарев.
Задаю ребятам вопросы:
1.
Как вы понимаете выражение национальная культура?
2.
Какие качества отмечает у создателей нашей культуры писатель Ю. Бондарев?
3.
В чём, по-вашему, эти качества проявились?
В 10 классе, как и в 9-м, много содержательных текстов воспитывающего характера,
например, в одном из упражнений приведён отрывок из статьи академика Д. Лихачёва о
цели добра:
«… Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но,
расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.
Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. Любовь же
и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё
выше, а человек, их центр, мудрее» Д. Лихачёв
Наряду с вопросами грамматики, решаем, прежде всего, воспитательные:
1.
Какова основная мысль текста?
2.
Какова, по - вашему, цель добра?
3.
Как связаны понятия: добро, любовь, дружба?
Конечно же, формы и методы изучения гуманитарных дисциплин реализуются через
воспитательные приёмы. Как показывает педагогическая практика, данными приёмами в
целях воспитания патриотизма
могут выступать приведение примера, яркий рассказ,
анализ фактов, явлений, беседы рассуждения по поводу их возникновения и другие.
При изучении литературы применяю такие приёмы, как осознанное творческое
чтение
художественных
произведений
различных
жанров,
выразительное
чтение,
заучивание наизусть,
беседы по содержанию,
анализ и интерпретация произведения,
написание сочинений разных жанров (отзывов, эссе, рецензий, аннотаций, писем). Здесь
требуется
проявление личностного отношения учеников к прочитанному. В результате
происходит выработка системы взглядов и убеждений, которые становятся принципами,
мотивами поведения учащихся.
Писатель берёт на себя только часть работы, остальное должен дополнить своим
воображением читатель под руководством учителя. Происходит «воспитание словом».
Великая русская литература творилась гениями-патриотами. А. Пушкин обобщил и
опоэтизировал патриотизм, историческую память русской нации:
Два чувства равно близки нам,
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Наша поэзия испокон веков была патриотической. Славные традиции древних легенд,
былин, песен развивали в своём творчестве русские поэты. Так, проводя в каждом своём
классе урок-встречу
с поэтом, прошу подготовить анализ стихотворений о родине,
природе, стараюсь подобрать иллюстративный материал, предлагаю творческие задания:
составить словесный портрет лирического героя, создать свой образ родины и другие.
Изучая в 9 классе лирику М. Ю. Лермонтова, предлагаю анализ стихотворения «Дума»
и замечаю, насколько это произведение интересно гимназистам. В нём поражает глубокий
патриотизм поэта-гражданина, искренне переживающего за своё гибнущее поколение и
за будущее своего Отечества:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно…
……………..
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережём в груди остаток чувства –
Зарытый скупостью и бесполезный клад…
………………
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдём без шума и следа.
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда….
Беседа по тексту стихотворения:
1.Что отражено в названии?
2. Как звучит начало стихотворения? Какой приём использован?
3. Каково внутреннее состояние лирического героя?
4. Как движется поэтическая мысль от начала к финалу?
5.Какие ассоциации возникают? Почему?
6. Каков итог лирического высказывания?
На уроках литературы не только получают знания
о предмете, художественном
произведении и его особенностях, здесь учатся быть Людьми, постигают законы добра и
любви.
М. А. Шолохов писал: «…если ненависть к врагу мы несём на кончике штыков, то
любовь к родине мы храним в своём сердце». И это надо учить понимать и принимать,
внимательно читая и перечитывая наполненные патриотическим содержанием тексты.
Безусловно, каждая изучаемая в школе гуманитарная дисциплина обладает своим
воспитательным потенциалом, в том числе патриотическим.
Предметы этого цикла
предоставляют
учащимся
образцы
нравственного
поведения,
духовной
культуры
личности, глубокого патриотизма.