Автор: Карбаинова Татьяна Вадимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №228 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: Кемеровская область, ж.р.Кедровка
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Ребёнок и чтение
Раздел: дошкольное образование
Ребенок и чтение
Уже с 10 месяцев до полутра лет у ребенка формируется словарный запас. Он
активно познает мир всеми органами чувств. В период опосредованного
чтения ребенок учится у взрослого читательскому мастерству. Малыш вместе
с мамой обращает внимание на обложку книги, где сообщается ее название и
имя автора (так часто мы потом сетуем, что дети читают, не обращая
внимание на название произведения, не запоминая фамилию автора), мама
учит его разглядывать картинки, обращает внимание начинающего
книголюба на то, что их создал художник (а некоторые детские писатели сами
делали иллюстрации к своим произведениям, например, Е. Чарушин был не
только автор прекрасных произведений о мире живой природы, но и яркий
живописец-анималист). Именно в этот период совместного со взрослым
чтения у ребенка закладываются основы культуры чтения: бережного
отношения к книге, умения организовать место для чтения, гигиена этого
процесса (освещение, расстояние от книги до глаз, поза при чтении).
С двух лет ребенок воспринимает отдельные слова и фразы как
повествование, а в три года он уже не только слушатель, но и собеседник.
Приучая ребенка к книге в раннем детстве, имейте ввиду , что дети будут
читать, если начнут воспринимать этот процесс как игру. Не раздражайтесь и
не удивляйтесь, если ребенок на протяжении нескольких лет просит вас
почитать на ночь одну и ту же книгу. Она олицетворяет для него
психологический комфорт. С рождения и до семи лет –это самый
оптимальный период для того что бы учить стихотворения. Позвольте
ребенку выбрать книги для чтения те, которые ему интересны. Некоторые
дети любят короткие рассказы , где есть начало, довольно быстрая развязка и
завершение. Если у ребенка есть хотя бы один читающий друг, вероятность
того, что он заинтересуется чтением , намного выше.
Какая литература интересна детям разного возраста:
С 2 до 5 лет. Дошкольники явно предпочитают стихи прозе. Они очень любят
ритмические
произведения
—
стихи,
песенки,
частушки,
рифмованные
потешки,
считалки.
Множество
детских
произведений,
в
том
числе
и
фольклорных,
—
динамичны
и
выразительны,
поэтому
так
легко
их
воспринимают и запоминают дети младшего дошкольного возраста. Такие
произведения лучшее всего соответствуют потребностям малышей, потому
как являются удачным сочетание ритмики, интонации, мелодии и движения.
А ещё малыши любят красочные книги.
С
6
до
8
лет. Круг
чтения
детей
дошкольного
возраста
стремительно
меняется. Детям после 5-6 лет уже не интересны потешки или короткие
стихи. В этом возрасте у детей формируется и закрепляется навык чтения.
Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста предпочитают
более объёмные произведения со сложным сюжетом и большим количеством
действующих лиц, чтобы читать их (или слушать), и ждать продолжения. Их
также
могут
заинтересовать
всевозможные
детские
энциклопедии,
где
доступно изложены сведения о мире.
С
9
до
13
лет. В
этом
возрасте
читатели
интересуются
историей
и
жизнедеятельно сти
историче ских
лиц
(завоевателей,
у ч ё н ы х ,
путешественников, героев). У них появляется интерес к морально-этическим
вопросам, размышлениям о дружбе, любви, счастье.
С 14 до 18 лет. У читателей определяется свой круг любимых тем и героев: у
мальчиков — свой, у девочек — свой. Это зависит от склонностей, интересов,
талантов, особенностей характера, окружения и пр.