Напоминание

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, нравственных устоев и позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.


Автор: Хабилова Миляуша Музафаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №3, "Эрудит"
Населённый пункт: ХМАО-Югра, Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, нравственных устоев и позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для

развития

речевых

навыков,

нравственных

устоев

и

позволяет

с

самого

раннего детства побуждать к речевой активности.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала

замечательные «жемчужины» - частушки, потешки, прибаутки, песенки и

сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко,

художественно и, что очень важно - понятно даже для самых маленьких.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко

устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.

Таким

образом:

устное

народное

творчество

таит

в

себе

неисчерпаемые

возможности

для

развития

речевых

навыков,

нравственных

устоев

и

позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.

Нравственное воспитание подрастающего поколения-одна из основных задач

общества.

Маленький

человек

входит

в

сложный

многогранный

мир,

в

котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и

преданностью,

но

и

с

предательством,

нечестностью,

корыстью.

Ребенок

должен

научиться

отличать

хорошее

от

плохого.

Для

этого

необходимо

сформировать

нравственные

качества

ребенка,

именно

в

детстве

определяется

направленность

личности,

появляются

первые

моральные

установки, взгляды.

Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и

принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические

пути.

Характер

педагогического

воздействия

определяется

исходными

позициями общества в отношении его членов: гуманизм, требовательность,

создание условий: для всестороннего развития и др. Эти исходные позиции

придают направленность как отдельным методам работы с детьми, так и

всему педагогическому процессу в целом.

Вся

народная

культура

рождается

из

труда,

трудовой

деятельности,

являющейся

основой

существования

человека.

И

поэтому

неслучайно

главное

качество

всех

народных

героев

-

трудолюбие.

Человек

труда

воспевается в народных песнях, сказках, былинах, он уважения, чтим, он

учитель, передающий детям свое умение, мастерство.

В процессе труда человек взаимодействует с природой. Он встречается с

добрыми

и

злыми

силами,

которые

сосуществуют

с

ним.

Поэтому

он

обращается к природе ласково, как к родному, близкому существу: землица-

матушка, Красно Солнышко, золотой дождичек и т.д.

Ты взойди, взойди, солнце красное, - поется в одной из русских народных

песен.

Так начинается обожествление природы, рождаются первые мифы и религии.

В

них

нам

предстает

человек,

любящий,

охраняющий

и

защищающий

природу как свою благодетельницу, кормилицу, родительницу. В процессе

труда люди общаются друг с другом. Постепенно складывается система норм

общения,

правила

взаимоотношений

а

группах,

семьях.

Здесь

на

первое

место выдвигается любовь.

"Возлюбленные дети мои, дети мои, любите друг друга" - это последние

слова

евангелиста,

любимого

ученика

Христа,

Иоанна

Богослова,

произнесенные им в проповеди-завещании

Человек живет на Земле, она его кормит, одевает, рождает стремление к

творчеству, к искусству, что развивает его духовность, формирует творческую

личность. Эта Земля - родина человека, давшая возможность увидеть ее

красоту. И ей надо помогать всеми своими силами, защищать от врагов как

мать, родившую тебя. Не случайно идея патриотизма, любви к родине, как к

малой, где ты родился, так и к стране в целом, проходит практически через

все формы устного народного творчества: сказки, героический эпос, песни,

пословицы и поговорки.

Эта же идея является центральной и в письменных памятниках как народных,

так и авторских. Она выражается не только в описаниях героизма людей, но и

в

поэтических

описаниях

родной

природы,

прославление

своей

Родины,

осуждении предательства, трусости и уклонения от исполнения гражданского

долга.

Патриотизм

всегда

связывается

с

определенными

качествами

личности:

храбростью, отвагой, доблестью, а также частью и достоинством, даже в

отношениях с противником. За примером долго ходить не надо. Достаточно

вспомнить героев народных волшебных сказок, борющихся с различными

чудищами за свободу и счастье своего народа, за независимость Родины,

былинных героев6 Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича и

других защитников Отечества. Народная мудрость, раскрывающая любовь к

Родине, сконцентрирована в пословицах: "На чужбине сгоришь от солнца,

дома и снег согревает", "С родной земли - умри - не сходи", "Без корня и

полынь не растет", "На чужой стороне и весна не красна". Так постепенно, от

поколения к поколению, у народа складывается представление об идеале

человека,

о

носителе

всех

лучших

качеств,

присущих

национальному

характеру.

И венчает народную культуру национальный язык. Очень хорошо об этом

сказал Н.А. Карамзин " Язык и словесность суть не только способы, но и

главные способы народного просвещения; …богатство языка есть богатство

мыслей…;

успехи

наук

свидетельствуют

о

превосходстве

разума

человеческого,

успехи

же

языка

и

словесности

свидетельствуют

о

превосходстве народа, являя степень его образования, ум и чувственность к

изящному".

Итак,

человек,

любящий

трудиться,

человек

нравственный,

патриот,

гуманист, любящий свою родину с ее природой, с ее людьми, с ее историей и

культурой, человек физически сильный, мужественный - это и есть тот идеал,

который сформировался в русской культуре, который определяет ее высокую

духовность,

нравственность

и

гуманность.

Эти

черты

наиболее

полно

раскрываются

в

русском

народном

творчестве,

часто

подвергаясь

гиперболизации (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу

царя, за одну ночь посеять лен, вырастить, обработать, наткать одеть весь

народ и т.п.)

Сказочные герои бесстрашны. Они борются со злом и побеждают его, даже

если

ради

этого

погибают.

И

хотя

русские

народные

сказки

кажутся

бесхитростными, то уроки, которые они преподают современным поколениям

воистину неоценимы.

Процесс

воспитания

в

России

начинался

с

наставников.

Существовали

специальные

руководства

и

рекомендации

по

воспитанию:

наставления,

назидания

и

т.д.

В

них

сосредоточены

основные

заповеди

воспитания

человека:

не

убивать

ни

одного

живого

существа,

не

брать

чужой

собственности. Не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить вина.

Аналогичные заповеди-запреты имеются и в Библии.

не убивай,

не воруй

не пожелай жены друга твоего.

не прелюбодействуй

Сравнивая

народные

заповеди

с

заповедями

религиозными,

видно

их

сходство, можно сделать вывод о том, как религиозные, так и народные

заповеди

имеют

общечеловеческую

направленность

и

определяют

совокупность нравственных качеств человека.

И, наконец, идеал личности особенно четко и кратко выступает в народных

афоризмах, этих своеобразных педагогических миниатюрах.

Пословицы и поговорки - проверенная тысячелетиями форма сохранения в

народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей.

Пословицы - не старина, не прошлое, а живой голос народа. Народ сохраняет

в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра.

Когда

в

пословице

говорят

от

прошлом,

оно

оценивается

точки

зрения

настоящего и будущего - осуждается или одобряется в зависимости от того, в

какой мере прошлое отражено в афоризме, соответствует народным идеалам,

чаяниям, ожиданиям человека.

В пословице заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума,

утверждаются

общечеловеческие

ценности.

Например,

"Без

труда

не

вытащишь и рыбку из пруда"

Наиболее

распространенными

формами

пословиц

являются

наставления,

поучения и практические советы взрослым по воспитанию детей.

Так, сформировавшиеся н на протяжении веков представления о народном

идеале

легли

в

основу

всех

компонентов

народной

культуры,

всех

произведений народного творчества. Вот почему сказки, песни, афоризмы,

героический эпос, народные промыслы становятся важнейшими средствами

обучения и воспитания.

Передаваясь из поколения в поколение в устной, а позднее в письменной

форме, народная культура трансформировалась в традиции как механизм

передачи новым поколениям. Возникают трудовые, семейные, празднично-

игровые традиции, традиции обучения и воспитания.

"Русские

песни,

предания,

пословицы…

и,

наконец,

русские

сказки

без

сомнения

заслуживают

большого

внимания,

они

-

хранилище

русской

народности" (Н.А. Некрасов). [1, с. 278]

В народном творчестве сказка - безусловно самое большое чудо Вымысел

существует на сам по себе, а несет определенную смысловую нагрузку:

материализованные в гиперболических образах добро и зло; в сказке вдут

постоянную

борьбу,

в

которой

всегда

побеждает

добро.

Утверждение

нравственного закона жизни - это и есть нравственная правда сказки. Своим

чудесным содержанием сказка всегда зовет на борьбу со злом, с врагами,

призывает отстаивать справедливость, добро, гуманизм.

В

ней

предельно

ярко

выражены

нравственные

законы

и

принципы,

эстетические

идеалы.

Сказки

говорят

нам

больше,

чем

непосредственно

заключено в выдумке. "Сказка - ложь, да в ней - намек, добрым молодцам

урок".

Можно

выделить

несколько

групп

сказок,

сохранившихся

до

настоящего

времени:

сказки

о

животных,

бытовые

сказки,

волшебные

сказки,

сатирические сказки.

В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание легко получить

жизненные блага, чванство, жадность и другие пороки. Во многих сказках

воспевается удачливость, находчивость, дружба. Очень красив и звучен язык

сказок: он певуч и поэтичен, содержит множество метафор и сравнений,

пословиц и поговорок, очень метких и поучительных. Все эти особенности

делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных

возрастов.

Идеал

человека,

данный

в

сказках,

можно

рассматривать

как

основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал

девушки, юноши.

Таким образом, первый воспитательный акцент сказки - это содержание.

Сказка помогает ребенку поверить в силу добра, которое побеждает не само

по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом. Героический эпос

по своим форме и замыслу близок к сказке, но в отличие от последней в ней

действуют реальные люди. Например, князь Владимир - Красное Солнышко.

Главными героями этого жанра являются богатыри - защитники Отечества,

борцы

за

правду.

Они

представлены

в

эпосе

как

идеал

человека,

олицетворяющий мечты и чаяния народа. Так, один из самых любимых

народом "добрых молодцев" - Илья Муромец - честен и скромен, защитник

своего народа, он храбр и смел, и при этом благовоспитан.

Позднее

появляются

в

русском

эпосе

богатыри,

несущие

славу

Родине

другими деяниями: торговлей, открытием новых земель, например, Садко.

Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного

творчества:

она

выражает

чувства

в

чистом

виде,

движения

души

непритворные.

В

песнях,

как

и

в

других

видах

народного

творчества,

воспевались

трудовые

и

героические

подвиги

народа,

красота

природы,

восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Поскольку

песни легко адаптируются к любому возрасту, в том числе, и к детскому, к

условиям жизни семьи, они обладают ярко выраженными воспитательными

возможностями и могут быть использованы в формировании тех или иных

качеств ребенка. Воспитательные функции песни различны. Это эстетическое

воздействие музыки и слов, нравственное влияние содержания, воспитание

коллективизма и душевной чуткости.

Афоризмы,

пословицы,

поговорки

входят

в

народную

культуру

как

чистейший

и

драгоценнейший

родник

народной

мудрости.

Пословицы

и

поговорки

сопровождают

человека

с

раннего

детства.

Большая

их

часть

связана с отношением к труду, родине, родителям, друзьям. Точность мысли и

лаконичность изложения позволяют быстро усваивать из с раннего возраста,

воспринимать не как пожелания, а как жизненную норму. Пословицы и

поговорки

вс егда

были

путеводителями

по

жизни,

кото р ы м

руководствовались взрослые, приобщая к ним детей. Не утратили они своего

воспитательного значения и по сей день.

Загадка - жанр народного творчества, относящийся к малым фольклорным

формам. Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и

логического

мышления,

умственных

реакций.

Загадка

учит

ребенка

сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и различия

и

тем

самым

формирует

у

него

умение

классифицировать

предметы,

отбрасывая

их

несущественные

признаки.

Другими

словами,

с

помощью

загадки формируются основы теоретически творческого мышления.

Огромная

роль

в

развитии

и

воспитании

ребенка

принадлежит

игре

-

важнейшему

виду

детской

деятельности.

Она

является

эффективным

средством формирования личности, его морально-волевых качеств, в игре

реализуется

потребность

воздействия

на

мир.

Советский

педагог

В.А.

Сухомлинский подчеркивал, что "игра - это огромное светлое окно, через

которое

в

духовный

мир

ребенка

вливается

живительный

поток

представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая

огонек пытливости и любознательности". Воспитательное значение игры во

многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им

психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей,

от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от

четкой организации и проведения всевозможных игр.

Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников

(коллективных

взаимоотношений,

личностных

качеств

ребенка

-

дружелюбия,

гуманности,

трудолюбия,

целеустремленности,

активности,

организаторских

умений,

формированием

отношения

к

труду,

учебе).

Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют народные игры.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе

которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,

память, воображение, дисциплинированность, ловкость. И в этом отношении

народная игра занимает особое, важное место. Возникновение народной игры

-

это

творческий

процесс.

Народная

игра

с

течением

времени

видоизменялась, совершенствовалась. Почти все современные игры созданы

на основе народных игр. А.М. Горький говорил, что игра - путь детей к

познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить, и особая

роль здесь принадлежит народной игре.

В

игре

формируются

все

стороны

личности

ребенка,

происходят

значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой,

более

высокой

стадии

развития.

Этим

объясняются

огромные

воспитательные

возможности

игр,

которую

психологи

считают

ведущей

деятельностью ребенка. D русских селах и городах среди молодежи были

широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился

ни один даже самый скромный народный праздник. В игру вовлекались

целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте,

меткости. В связи с тем, что игры, как правило, проводились на улице, на

свежем воздухе. Это способствовало укреплению здоровья. Бытовавшие в

народе

игры

возникали

свободно,

продолжительность

их

не

была

регламентирована. Элементарные правила между играющими, требования к

выполнению

двигательных

заданий

складывались

по

общему

согласию

участников игры, которые всякий раз сами устанавливали, где и как будут

играть, куда можно будет убегать, сколько человек надо поймать водящему,

как

можно

выручать

пойманных

и

т.п.

Устанавливались

правила

выбора

водящих (назначение по желанию играющих, с помощью считалок и т.п.), а

также придумывались наказания проигравшему (часто довольно трудные и с

современной

точки

зрения

недопустимые.

С

развитием

педагогической

мысли

происходит

постепенный

отбор

из

числа

народных

наиболее

целесообразных в воспитательном отношении игр. В процессе длительной

практики

определились

их

содержание,

были

сформулированы

правила.

Создавались

и

новые

игры,

преследующие

специальные

педагогические

цели.

Наряду

с

творческими

играми,

возникавшими

в

самостоятельной

двигательной деятельности детей ("Салки, "Прятки", "Казаки-разбойники) и

другие,

выделялись,

так

называемые

организованные,

педагогически

наиболее целесообразные игры с готовым зафиксированным содержанием и

определенными правилами.

Передовые

русские

ученые

П.Ф.

Лесгафт,

Е.А.

Покровский,

В.В.

Гориневский, учитывая важную роль игр в развитии физических сил ребенка,

в

приобретении

им

определенных

навыков,

в

воспитании

нравственных

качеств,

уделяли

много

внимания

сбору

и

изучению

таких

игр.

Они

разъясняли их значение для развития детей и пропагандировали практическое

внедрение

их

в

систему

воспитания

подрастающего

поколения.

В

дальнейшем эти прогрессивные идеи нашли свое отражение в трудах ученых,

разработавших вопросы теории и методики подвижных игр в разных звеньях

системы физического воспитания.



В раздел образования