Автор: Хабилова Миляуша Музафаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №3, "Эрудит"
Населённый пункт: ХМАО-Югра, Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, нравственных устоев и позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.
Раздел: дошкольное образование
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для
развития
речевых
навыков,
нравственных
устоев
и
позволяет
с
самого
раннего детства побуждать к речевой активности.
Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала
замечательные «жемчужины» - частушки, потешки, прибаутки, песенки и
сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко,
художественно и, что очень важно - понятно даже для самых маленьких.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко
устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.
Таким
образом:
устное
народное
творчество
таит
в
себе
неисчерпаемые
возможности
для
развития
речевых
навыков,
нравственных
устоев
и
позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.
Нравственное воспитание подрастающего поколения-одна из основных задач
общества.
Маленький
человек
входит
в
сложный
многогранный
мир,
в
котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и
преданностью,
но
и
с
предательством,
нечестностью,
корыстью.
Ребенок
должен
научиться
отличать
хорошее
от
плохого.
Для
этого
необходимо
сформировать
нравственные
качества
ребенка,
именно
в
детстве
определяется
направленность
личности,
появляются
первые
моральные
установки, взгляды.
Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и
принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические
пути.
Характер
педагогического
воздействия
определяется
исходными
позициями общества в отношении его членов: гуманизм, требовательность,
создание условий: для всестороннего развития и др. Эти исходные позиции
придают направленность как отдельным методам работы с детьми, так и
всему педагогическому процессу в целом.
Вся
народная
культура
рождается
из
труда,
трудовой
деятельности,
являющейся
основой
существования
человека.
И
поэтому
неслучайно
главное
качество
всех
народных
героев
-
трудолюбие.
Человек
труда
воспевается в народных песнях, сказках, былинах, он уважения, чтим, он
учитель, передающий детям свое умение, мастерство.
В процессе труда человек взаимодействует с природой. Он встречается с
добрыми
и
злыми
силами,
которые
сосуществуют
с
ним.
Поэтому
он
обращается к природе ласково, как к родному, близкому существу: землица-
матушка, Красно Солнышко, золотой дождичек и т.д.
Ты взойди, взойди, солнце красное, - поется в одной из русских народных
песен.
Так начинается обожествление природы, рождаются первые мифы и религии.
В
них
нам
предстает
человек,
любящий,
охраняющий
и
защищающий
природу как свою благодетельницу, кормилицу, родительницу. В процессе
труда люди общаются друг с другом. Постепенно складывается система норм
общения,
правила
взаимоотношений
а
группах,
семьях.
Здесь
на
первое
место выдвигается любовь.
"Возлюбленные дети мои, дети мои, любите друг друга" - это последние
слова
евангелиста,
любимого
ученика
Христа,
Иоанна
Богослова,
произнесенные им в проповеди-завещании
Человек живет на Земле, она его кормит, одевает, рождает стремление к
творчеству, к искусству, что развивает его духовность, формирует творческую
личность. Эта Земля - родина человека, давшая возможность увидеть ее
красоту. И ей надо помогать всеми своими силами, защищать от врагов как
мать, родившую тебя. Не случайно идея патриотизма, любви к родине, как к
малой, где ты родился, так и к стране в целом, проходит практически через
все формы устного народного творчества: сказки, героический эпос, песни,
пословицы и поговорки.
Эта же идея является центральной и в письменных памятниках как народных,
так и авторских. Она выражается не только в описаниях героизма людей, но и
в
поэтических
описаниях
родной
природы,
прославление
своей
Родины,
осуждении предательства, трусости и уклонения от исполнения гражданского
долга.
Патриотизм
всегда
связывается
с
определенными
качествами
личности:
храбростью, отвагой, доблестью, а также частью и достоинством, даже в
отношениях с противником. За примером долго ходить не надо. Достаточно
вспомнить героев народных волшебных сказок, борющихся с различными
чудищами за свободу и счастье своего народа, за независимость Родины,
былинных героев6 Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича и
других защитников Отечества. Народная мудрость, раскрывающая любовь к
Родине, сконцентрирована в пословицах: "На чужбине сгоришь от солнца,
дома и снег согревает", "С родной земли - умри - не сходи", "Без корня и
полынь не растет", "На чужой стороне и весна не красна". Так постепенно, от
поколения к поколению, у народа складывается представление об идеале
человека,
о
носителе
всех
лучших
качеств,
присущих
национальному
характеру.
И венчает народную культуру национальный язык. Очень хорошо об этом
сказал Н.А. Карамзин " Язык и словесность суть не только способы, но и
главные способы народного просвещения; …богатство языка есть богатство
мыслей…;
успехи
наук
свидетельствуют
о
превосходстве
разума
человеческого,
успехи
же
языка
и
словесности
свидетельствуют
о
превосходстве народа, являя степень его образования, ум и чувственность к
изящному".
Итак,
человек,
любящий
трудиться,
человек
нравственный,
патриот,
гуманист, любящий свою родину с ее природой, с ее людьми, с ее историей и
культурой, человек физически сильный, мужественный - это и есть тот идеал,
который сформировался в русской культуре, который определяет ее высокую
духовность,
нравственность
и
гуманность.
Эти
черты
наиболее
полно
раскрываются
в
русском
народном
творчестве,
часто
подвергаясь
гиперболизации (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу
царя, за одну ночь посеять лен, вырастить, обработать, наткать одеть весь
народ и т.п.)
Сказочные герои бесстрашны. Они борются со злом и побеждают его, даже
если
ради
этого
погибают.
И
хотя
русские
народные
сказки
кажутся
бесхитростными, то уроки, которые они преподают современным поколениям
воистину неоценимы.
Процесс
воспитания
в
России
начинался
с
наставников.
Существовали
специальные
руководства
и
рекомендации
по
воспитанию:
наставления,
назидания
и
т.д.
В
них
сосредоточены
основные
заповеди
воспитания
человека:
не
убивать
ни
одного
живого
существа,
не
брать
чужой
собственности. Не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить вина.
Аналогичные заповеди-запреты имеются и в Библии.
не убивай,
не воруй
не пожелай жены друга твоего.
не прелюбодействуй
Сравнивая
народные
заповеди
с
заповедями
религиозными,
видно
их
сходство, можно сделать вывод о том, как религиозные, так и народные
заповеди
имеют
общечеловеческую
направленность
и
определяют
совокупность нравственных качеств человека.
И, наконец, идеал личности особенно четко и кратко выступает в народных
афоризмах, этих своеобразных педагогических миниатюрах.
Пословицы и поговорки - проверенная тысячелетиями форма сохранения в
народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей.
Пословицы - не старина, не прошлое, а живой голос народа. Народ сохраняет
в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра.
Когда
в
пословице
говорят
от
прошлом,
оно
оценивается
точки
зрения
настоящего и будущего - осуждается или одобряется в зависимости от того, в
какой мере прошлое отражено в афоризме, соответствует народным идеалам,
чаяниям, ожиданиям человека.
В пословице заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума,
утверждаются
общечеловеческие
ценности.
Например,
"Без
труда
не
вытащишь и рыбку из пруда"
Наиболее
распространенными
формами
пословиц
являются
наставления,
поучения и практические советы взрослым по воспитанию детей.
Так, сформировавшиеся н на протяжении веков представления о народном
идеале
легли
в
основу
всех
компонентов
народной
культуры,
всех
произведений народного творчества. Вот почему сказки, песни, афоризмы,
героический эпос, народные промыслы становятся важнейшими средствами
обучения и воспитания.
Передаваясь из поколения в поколение в устной, а позднее в письменной
форме, народная культура трансформировалась в традиции как механизм
передачи новым поколениям. Возникают трудовые, семейные, празднично-
игровые традиции, традиции обучения и воспитания.
"Русские
песни,
предания,
пословицы…
и,
наконец,
русские
сказки
без
сомнения
заслуживают
большого
внимания,
они
-
хранилище
русской
народности" (Н.А. Некрасов). [1, с. 278]
В народном творчестве сказка - безусловно самое большое чудо Вымысел
существует на сам по себе, а несет определенную смысловую нагрузку:
материализованные в гиперболических образах добро и зло; в сказке вдут
постоянную
борьбу,
в
которой
всегда
побеждает
добро.
Утверждение
нравственного закона жизни - это и есть нравственная правда сказки. Своим
чудесным содержанием сказка всегда зовет на борьбу со злом, с врагами,
призывает отстаивать справедливость, добро, гуманизм.
В
ней
предельно
ярко
выражены
нравственные
законы
и
принципы,
эстетические
идеалы.
Сказки
говорят
нам
больше,
чем
непосредственно
заключено в выдумке. "Сказка - ложь, да в ней - намек, добрым молодцам
урок".
Можно
выделить
несколько
групп
сказок,
сохранившихся
до
настоящего
времени:
сказки
о
животных,
бытовые
сказки,
волшебные
сказки,
сатирические сказки.
В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание легко получить
жизненные блага, чванство, жадность и другие пороки. Во многих сказках
воспевается удачливость, находчивость, дружба. Очень красив и звучен язык
сказок: он певуч и поэтичен, содержит множество метафор и сравнений,
пословиц и поговорок, очень метких и поучительных. Все эти особенности
делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных
возрастов.
Идеал
человека,
данный
в
сказках,
можно
рассматривать
как
основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал
девушки, юноши.
Таким образом, первый воспитательный акцент сказки - это содержание.
Сказка помогает ребенку поверить в силу добра, которое побеждает не само
по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом. Героический эпос
по своим форме и замыслу близок к сказке, но в отличие от последней в ней
действуют реальные люди. Например, князь Владимир - Красное Солнышко.
Главными героями этого жанра являются богатыри - защитники Отечества,
борцы
за
правду.
Они
представлены
в
эпосе
как
идеал
человека,
олицетворяющий мечты и чаяния народа. Так, один из самых любимых
народом "добрых молодцев" - Илья Муромец - честен и скромен, защитник
своего народа, он храбр и смел, и при этом благовоспитан.
Позднее
появляются
в
русском
эпосе
богатыри,
несущие
славу
Родине
другими деяниями: торговлей, открытием новых земель, например, Садко.
Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного
творчества:
она
выражает
чувства
в
чистом
виде,
движения
души
непритворные.
В
песнях,
как
и
в
других
видах
народного
творчества,
воспевались
трудовые
и
героические
подвиги
народа,
красота
природы,
восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Поскольку
песни легко адаптируются к любому возрасту, в том числе, и к детскому, к
условиям жизни семьи, они обладают ярко выраженными воспитательными
возможностями и могут быть использованы в формировании тех или иных
качеств ребенка. Воспитательные функции песни различны. Это эстетическое
воздействие музыки и слов, нравственное влияние содержания, воспитание
коллективизма и душевной чуткости.
Афоризмы,
пословицы,
поговорки
входят
в
народную
культуру
как
чистейший
и
драгоценнейший
родник
народной
мудрости.
Пословицы
и
поговорки
сопровождают
человека
с
раннего
детства.
Большая
их
часть
связана с отношением к труду, родине, родителям, друзьям. Точность мысли и
лаконичность изложения позволяют быстро усваивать из с раннего возраста,
воспринимать не как пожелания, а как жизненную норму. Пословицы и
поговорки
вс егда
были
путеводителями
по
жизни,
кото р ы м
руководствовались взрослые, приобщая к ним детей. Не утратили они своего
воспитательного значения и по сей день.
Загадка - жанр народного творчества, относящийся к малым фольклорным
формам. Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и
логического
мышления,
умственных
реакций.
Загадка
учит
ребенка
сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и различия
и
тем
самым
формирует
у
него
умение
классифицировать
предметы,
отбрасывая
их
несущественные
признаки.
Другими
словами,
с
помощью
загадки формируются основы теоретически творческого мышления.
Огромная
роль
в
развитии
и
воспитании
ребенка
принадлежит
игре
-
важнейшему
виду
детской
деятельности.
Она
является
эффективным
средством формирования личности, его морально-волевых качеств, в игре
реализуется
потребность
воздействия
на
мир.
Советский
педагог
В.А.
Сухомлинский подчеркивал, что "игра - это огромное светлое окно, через
которое
в
духовный
мир
ребенка
вливается
живительный
поток
представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности". Воспитательное значение игры во
многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им
психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей,
от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от
четкой организации и проведения всевозможных игр.
Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников
(коллективных
взаимоотношений,
личностных
качеств
ребенка
-
дружелюбия,
гуманности,
трудолюбия,
целеустремленности,
активности,
организаторских
умений,
формированием
отношения
к
труду,
учебе).
Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют народные игры.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе
которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,
память, воображение, дисциплинированность, ловкость. И в этом отношении
народная игра занимает особое, важное место. Возникновение народной игры
-
это
творческий
процесс.
Народная
игра
с
течением
времени
видоизменялась, совершенствовалась. Почти все современные игры созданы
на основе народных игр. А.М. Горький говорил, что игра - путь детей к
познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить, и особая
роль здесь принадлежит народной игре.
В
игре
формируются
все
стороны
личности
ребенка,
происходят
значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой,
более
высокой
стадии
развития.
Этим
объясняются
огромные
воспитательные
возможности
игр,
которую
психологи
считают
ведущей
деятельностью ребенка. D русских селах и городах среди молодежи были
широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился
ни один даже самый скромный народный праздник. В игру вовлекались
целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте,
меткости. В связи с тем, что игры, как правило, проводились на улице, на
свежем воздухе. Это способствовало укреплению здоровья. Бытовавшие в
народе
игры
возникали
свободно,
продолжительность
их
не
была
регламентирована. Элементарные правила между играющими, требования к
выполнению
двигательных
заданий
складывались
по
общему
согласию
участников игры, которые всякий раз сами устанавливали, где и как будут
играть, куда можно будет убегать, сколько человек надо поймать водящему,
как
можно
выручать
пойманных
и
т.п.
Устанавливались
правила
выбора
водящих (назначение по желанию играющих, с помощью считалок и т.п.), а
также придумывались наказания проигравшему (часто довольно трудные и с
современной
точки
зрения
недопустимые.
С
развитием
педагогической
мысли
происходит
постепенный
отбор
из
числа
народных
наиболее
целесообразных в воспитательном отношении игр. В процессе длительной
практики
определились
их
содержание,
были
сформулированы
правила.
Создавались
и
новые
игры,
преследующие
специальные
педагогические
цели.
Наряду
с
творческими
играми,
возникавшими
в
самостоятельной
двигательной деятельности детей ("Салки, "Прятки", "Казаки-разбойники) и
другие,
выделялись,
так
называемые
организованные,
педагогически
наиболее целесообразные игры с готовым зафиксированным содержанием и
определенными правилами.
Передовые
русские
ученые
П.Ф.
Лесгафт,
Е.А.
Покровский,
В.В.
Гориневский, учитывая важную роль игр в развитии физических сил ребенка,
в
приобретении
им
определенных
навыков,
в
воспитании
нравственных
качеств,
уделяли
много
внимания
сбору
и
изучению
таких
игр.
Они
разъясняли их значение для развития детей и пропагандировали практическое
внедрение
их
в
систему
воспитания
подрастающего
поколения.
В
дальнейшем эти прогрессивные идеи нашли свое отражение в трудах ученых,
разработавших вопросы теории и методики подвижных игр в разных звеньях
системы физического воспитания.