Автор: Фоменко Евгения Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 51
Населённый пункт: Ростовская область, город Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: "Проблема развития интереса к будущей трудовой деятельности"
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 51»
Статья
«Проблема развития интереса
к будущей трудовой
деятельности»
Подготовила:
Воспитатель
Фоменко Евгения Витальевна
2017 г.
В условиях реформирования всех сфер общественно-политической жизни
страны
задача
воспитания
у
молодого
поколения
интереса
к
будущим
профессиям
рассматривается
как
одна
из
приоритетных
с
точки
зрения
социально-экономического
и
духовно-нравственного
значения.
Решение
обозначенной
задачи
возлагается,
в
том
числе,
и
на
дошкольные
образовательные учреждения в аспекте подготовки детей к самостоятельной
жизни и привития им любви к труду.
Перед системой образования поставлены задачи всестороннего развития
молодого
поколения,
овладения
личностью
современной
профессией,
востребованной обществом и государством.
Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Стра-
тегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. (При-
каз № 996-р).
Согласно этому документу Трудовое воспитание и профессиональное
самоопределение реализуется посредством:
воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым дости-
жениям;
формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потреб-
ности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к
разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домаш-
них обязанностей;
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятель-
но, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия
своих действий;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей
к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
В
этом
документе
говорится,
что
приоритетами
государственной
политики в области воспитания являются:
создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной,
ориентированной на труд личности;
Отмечено,
что
развитие
воспитания
в
системе
образования
предполагает:
содействие разработке и реализации программ воспитания обучающих-
ся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые
направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям,
учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и
общественной жизни, трудовой деятельности;
развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную,
творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую,
физкультурно-спортивную, игровую деятельность, …;
Формирование у детей дошкольного возраста интереса к профессиям
связано с их психическим, интеллектуальным и нравственным развитием, и,
следовательно,
определяет
эффективность
деятельности
дошкольного
образовательного учреждения (ДОУ). Именно в дошкольный период у детей
закладываются первичные трудовые навыки, формируется отношение к труду,
«просыпается» интерес к определенным профессиям в процессе их участия в
общественно-полезном труде. Одновременно формируется и положительные
нравственные качества, поскольку результативность выполненной работы и её
оценка
благотворно
воздействуют
на
сознание
ребёнка.
В
процессе
деятельности
ребёнка
проявляется
его
психические,
физические
и
физиологические свойства.
В Законе «Об образовании» определено, что задачей образовательных
учреждений
является:
предоставление
подрастающему
поколению
образовательных услуг (обучение и воспитание), доведение обучающихся до
достижения
нравственной
и
физической
зрелости,
предоставление
возможностей для получения профессии. Из этого следует, что в дошкольных
образовательных
учреждениях
должны
быть
созданы
условия
для
полноценного физического и интеллектуального развития детей, формирования
у них духовно- нравственных качеств на основе национальной культуры и
общечеловеческих
ценностей.
Однако
достижение
определенного
интеллектуального
и
духовного-нравственного
развития
ещё
не
сделает
человека счастливым. Гармонично развитым человек может считать себя при
условии, что он нашёл своё место в жизни, правильно сделал свой выбор и
получает
удовлетворение
от
своей
профессии,
пользуется
авторитетом
в
обществе,
и
его
труд
служит
на
благо
народа
и
обеспечивает
личное
благополучие. Человек счастлив, если он умет и любит трудиться.
Современные дети мало проявляют интереса к миру взрослых. Не все
дети
понимают,
что
любая
деятельность
человека
имеет
результат.
Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий.
Объем знаний о разных профессиях, о значимости профессии для общества у
них очень низкий. Они не понимают важности формирования положительного
отношения к труду взрослых.
Именно поэтому уже с раннего возраста надо ориентировать детей на
занятия трудом и знакомить с различными профессиями (разумеется, с учётом
их возрастных особенностей и окружающих реалий). Любой родитель или
наставник
мечтает
видеть
своего
воспитанника
счастливым.
В
ДОУ
профориентационная работа с детьми может проводиться постоянно, в течение
пребывания детей: на занятиях знакомства с окружающим миром, развития
речи, чтения книг, во время прогулок и экскурсий, бесед и интересных встреч,
организации всевозможных игр, особенно ролевых.
В
отечественной
психолого-педагогической
литературе
есть
немало
исследований,
посвященных
проблеме
ознакомления
детей
детского
и
школьного возраста с трудом взрослых. Разработаны принципы ознакомления
детей с общественной жизнью, с трудовой деятельностью людей, намечены
пути усвоения определенного познавательного материала, конкретизировано
содержание
ознакомления
с
трудом
взрослых,
определены
требования
к
качеству знаний детей о труде. Это такие авторы как В. И. Логинова,
Я.
3.
Неверович,
О.
И.
Соловьева,
В.
А.
Фролова,
В.
И.
Глотова
и
некоторые другие.
"Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности
труда,
отраженные
в
образах,
начинают
регулировать
поступки
детей,
перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых,
предметам,
созданным
людьми.
Отсюда
знания
о
труде
взрослых
должны
занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…", —
пишет В.И.Логинова.
В теории и практике дошкольного воспитания формированию у детей
знаний
о
труде
людей,
доступного
понимания
его
роли
в
жизни
людей
придается особое значение. Именно эта задача - формировать представления об
общественной значимости труда людей — ставится в общеобразовательной
программе.
Решение
этой
задачи
предусмотрено
двумя
путями:
через
ознакомление
детей
с
трудом
взрослых
и
непосредственное
участие
в
посильной трудовой деятельности.
Раннее
начало
подготовки
ребенка
к
выбору
будущей
профессии
заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению
родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в
том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить
ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление
в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим
миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через
сказки,
общение
с
взрослыми
и
средства
массовой
информации
узнают
о
разных профессиях.
"Ранняя (детская) профориентация проводится заблаговременно, когда до
непосредственного
выбора
профессии
остается
еще
много
л е т.
Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с
миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и
опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в
плане самообслуживания, при работе на даче, занятия в кружке и т. п.).
Н.
Н.
Захаров
выделяет
задачи
профориентации
детей
дошкольного
возраста:
ознакомить
детей
с
профессиями,
в
соответствии
с
возрастными
особенностями привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к
труду
и
элементарные
трудовые
умения
в
некоторых
областях
трудовой
деятельности.
Цель
ранней
профориентации
—
сформировать
у
ребенка
эмоциональное
отношение
к
профессиональному
миру,
ему
должна
быть
предоставлена
возможность
использовать
свои
силы
в
доступных
видах
деятельности.
В
развитие
идеи
непрерывной
профессиональной
ориентации
при
введении
вариативного
и
профильного
обучения
целесообразно,
учитывая
особенности
психологического
развития
ребенка,
осуществлять
раннюю
профессиональную
ориентацию
ребенка
в
условиях
дошкольного
образовательного учреждения.
Наиболее
существенный
вклад
в
развитие
понятия
"ранняя
профессиональная
ориентация"
внес
Е.
А.
Климов.
Он
разработал
периодизацию
возрастного
развития
человека
или
субъекта
труда.
Допрофессиональное
развитие,
согласно
данной
периодизации,
включает
в
себя:
стадию
предигры,
стадию
игры,
стадию
овладения
учебной
деятельностью, стадию оптанта или оптации.
Трудовое воспитание в программе дошкольного образования
является
обязательным
компонентом
развития
базовых
и
творческих
способностей
ребенка,
важнейшим
средством
формирования
культуры
межличностных
отношений.
Разработчики программ дошкольного образования включают в различные
разделы этого документа сведения о деятельности взрослых, их труде, условиях
и целях труда, формирование трудовых навыков и т. п. с целью общего развития
детей и ориентации их в профессиональной деятельности взрослых.
В последние 15—20 лет в дошкольных образовательных учреждениях
реализуются: "Программа воспитания и обучения в детском саду" (под ред.
Гербовой, М.А. Васильевой, Комаровой); порциальные программы — такие, как
программа "Радуга", "Развитие", "Детство" Из анализа каждой отдельно взятой
программы видно, что при всех их достоинствах вопросам ознакомления детей
с трудом взрослых, их профессиями в большинстве из них уделяется косвенное
внимание.
Более
конкретная
постановка
задач
в
данном
воспитательно-
образовательном направлении отмечается в программе "Детство".
"Программа
воспитания
и
обучения
в
детском
саду"
(под
ред.
М.А.
Васильевой,
В.В.Гербовой,
Т.С.Комаровой)
предусматривает
формирование
представлений детей о труде взрослых в процессе занятий, что в какой-то
степени можно рассматривать как элемент формирования представлений о мире
профессий. Она знакомит детей 5—7 года жизни с трудом людей ближайшего
окружения и их профессиями (от 2 до 12 профессий). В целом все разделы ее,
где
дети
на
занятиях
знакомятся
с
трудом
взрослых,
дают
довольно
ограниченное представление о профессиональной деятельности взрослых, о
мире профессий, а в разделе "Игра" такая задача вообще не ставится.
Более полно данное направление представлено в программе "Детство". В
целом
же
наиболее
распространенные
в
практике
ДОУ
программы
предусматривают
ознакомление
детей
с
трудом
взрослых
и
отдельными
профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а попутно и в ограниченном
масштабе. При всех их достоинствах ни одна из программ не нацеливается на
более
полное
использование
возможностей
игровой
деятельности
для
формирования у дошкольников представлений о мире профессий.
В процессе ознакомления с трудом взрослых расширяется кругозор детей,
пополняется
словарный
запас.
Сюжетно-ролевая
игра,
связанная
с
профессиями взрослых, сближает детей, развивает навыки культуры общения.
А
это
способствует
тому,
что
ребенок овладевает средствами общения и
способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Труд развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание,
учит
детей
думать
и
анализировать,
соизмерять
и
сравнивать. А
это
способствует тому, что ребенок становится любознательным и активным.
Кроме того, при выполнении работы ребенок учится управлять своим
поведением и планировать свои действия.
Т р уд о в о е
в о с п и т а н и е
п о м о г а е т овладению универсальными
предпосылками
учебной
деятельности. Ведь
для
того,
чтобы
ребенок
справился с работой, он должен уметь работать по правилу и по образцу,
слушать педагога и выполнять его инструкцию.
Дети учатся обдумывать замысел, мотивировать выбор средств для труда,
учатся сами ставить цели и выполнять их. При этом ребенок учится решать
интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.
В процессе ознакомления с трудом взрослых дети знакомятся с жизнью
своих
родных,
близких
и
знакомых.
А
это
помогает
закреплению
у ребенка первичных представлений о себе, семье, обществе.
Таким образом, назрела потребность в совершенствовании деятельности
воспитателя в области ознакомления детей с профессиями взрослых.
Задачи
по
формированию
позитивных
установок
к
различным
видам
труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных
государственных
образовательных
стандартах
дошкольного
образования
в
области «Социально-коммуникативное развитие».
В
п.
3.1
ФГОС
ДО
определены
требования
к
условиям
реализации
основной
образовательной
программы
дошкольного
образования.
Для
успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у
детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и
творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий.
Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
В
соответствии
с
ФГОС
трудовое
воспитание
-
одно
из
важных
направлений
в
работе
дошкольных
учреждений,
главной
целью
которого
является формирование положительного отношения к труду через решение
следующих задач:
формирование позитивных установок к различным видам труда и твор-
чества;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду дру-
гих людей и его результатам;
воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества. развитие
творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в раз-
личных видах труда и творчества
Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду:
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
Содействие си сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником образовательных отношений
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка….
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения
(амплификация) детского развития
Формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности
Возрастная
адекватность
дошкольного
образования
(соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
Принцип развивающего образования (системности и последовательно-
сти);
Принцип новизны (использование новейших информационных техно-
логий);
Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и ви-
дов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образо-
вательных технологий)
Компоненты трудовой деятельности:
Мотив -
это
причина,
побуждающая
к
трудовой
деятельности
или
заинтересовывающий момент.
Цель - это то, к чему надо стремиться.
Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и
достигается
результат Планирование - это умение предвидеть предстоящую
работу
Результат
-
это
показатель
завершения
работы,
фактор,
помогающий
воспитывать у детей интерес к труду.
Одна
из
основных
задач
дошкольного образования
–
формирование
положительного
отношения
к
труду
и
первичных
представлений
о
труде
взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень
важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям.
Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном
обществе.
В наши дни профессий стало очень много. И все время появляются все
новые и новые. Если ещё 10 лет назад было достаточно познакомить детей с
трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе
этого
недостаточно.
Современная
действительность
нам
диктует
новые
требования. В информационную начальную компетенцию дошкольника должны
органично
влиться
знания
о
современных
профессиях:
эколог,
менеджер,
программист, визажист, мастер автомобильного тюнинга, дизайнер и др.
Трудно
выбрать
профессию
своей
жизни.
Очень
часто
не
только
дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире
профессий
взрослых.
В большинстве
случаев
дети
недостаточно
полно
ориентируются
в
профессиях,
не
осознают
их
социальную
значимость,
ценность профессии, не выделяют результат труда. Даже если ребенок и был на
работе
у
мамы
или
папы,
он
так
и
не
понял
сути
их
профессиональной
деятельности. У детей недостаточно развит словарь профессиональной лексики,
связанный с описанием профессий.
Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего
поколения в окружающем мире. В настоящее время перед педагогами стоит
очень сложная задача. С одной стороны, - заинтересовать детей и познакомить с
профессиями, которые будут востребованы в будущем; а с другой стороны, -
привить детям желание стать профессионалами в своём деле.
Исходя
из
выше
сказанного,
возникли
следующими
противоречиями:
между
общепринятыми
эталонами
о
ценности
рукотворных
предметов
и
осмыслением, пониманием детьми того, что в каждый предмет вложен труд
человека; между видением ребенком готового результата труда и пониманием
расчлененности
трудового
процесса,
осознанием
каждого
компонента
деятельности.
На
основе
конкретных
представлений
о
результативности
отдельных
процессов
труда
можно
формировать
обобщение
представления
о
необходимости
того
или
иного
вида
деятельности
человека
определенной
профессии. (Посуда – посуда чистая, ею накрыли столы к обеду – можно есть и
т.д.). Такие представления позволяют формировать отношение к конкретным
людям,
представителям
той
или
иной
профессии,
бережное
отношение
к
результатам
их
труда.
На
основе
этих
первичных
обобщений,
возможно,
формировать
более
сложные
представления
о
том,
что
разные
виды
труда
позволяют обеспечивать разные потребности людей.
Отсюда возможно более сложное обобщение: труд – проявление заботы
друг
о
друге.
Освоение
детьми
такого
обобщения
дает
возможность
при
последующей работе каждый новый вид деятельности взрослых рассматривать
с этих позиций и воспитывать правильное отношение к работе и к людям, ее
исполняющим. Это высокий уровень обобщения, и он доступен лишь детям
старшего
дошкольного
возраста
при
условии
формирования
всех
предшествующих представлений младшим и средним возрасте. Как видим,
работа по формированию представлений об общественной значимости труда
должна вестись последовательно.
Вывод
XXI век – это век интеллектуально развитых и творчески мыслящих лич-
ностей. Известный русский поэт в своё время писал: если есть возможность –
иди впереди века, нет возможности – иди вместе с веком, но никогда не отста -
вай от него. Педагог воспитатель должен владеть современными знаниями и ин-
формационно-коммуникационными технологиями, постоянно получать инфор-
мацию из глобальной сети. Только тогда он сможет правильно вести профори-
ентационную работу с учётом интересов воспитанников.
Если в дошкольных учреждениях у детей пробудить интерес к труду, то в
школе будет легче проводить профориентационную работу. Последовательно
осуществляя психологическую подготовку молодого поколения к будущей про-
фессии, можно быть уверенным в том, что у дошкольников, а в последствии у
учащихся сформируется внутренняя потребность в труде. Поэтому важно на на-
чальном этапе, то есть в ДОУ сформировать эмоциональный интерес к разным
сторонам труда, а уже через интерес получат развитие такие качества, как само-
стоятельность, инициативность, радость творчества. А без интереса не будет и
трудолюбия.