Напоминание

"Проблема развития интереса к будущей трудовой деятельности"


Автор: Фоменко Евгения Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 51
Населённый пункт: Ростовская область, город Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: "Проблема развития интереса к будущей трудовой деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 51»

Статья

«Проблема развития интереса

к будущей трудовой

деятельности»

Подготовила:

Воспитатель

Фоменко Евгения Витальевна

2017 г.

В условиях реформирования всех сфер общественно-политической жизни

страны

задача

воспитания

у

молодого

поколения

интереса

к

будущим

профессиям

рассматривается

как

одна

из

приоритетных

с

точки

зрения

социально-экономического

и

духовно-нравственного

значения.

Решение

обозначенной

задачи

возлагается,

в

том

числе,

и

на

дошкольные

образовательные учреждения в аспекте подготовки детей к самостоятельной

жизни и привития им любви к труду.

Перед системой образования поставлены задачи всестороннего развития

молодого

поколения,

овладения

личностью

современной

профессией,

востребованной обществом и государством.

Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Стра-

тегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. (При-

каз № 996-р).

Согласно этому документу Трудовое воспитание и профессиональное

самоопределение реализуется посредством:

воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым дости-

жениям;

формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потреб-

ности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к

разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домаш-

них обязанностей;

развития навыков совместной работы, умения работать самостоятель-

но, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия

своих действий;

содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей

к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

В

этом

документе

говорится,

что

приоритетами

государственной

политики в области воспитания являются:

создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной,

ориентированной на труд личности;

Отмечено,

что

развитие

воспитания

в

системе

образования

предполагает:

содействие разработке и реализации программ воспитания обучающих-

ся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые

направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям,

учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и

общественной жизни, трудовой деятельности;

развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную,

творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую,

физкультурно-спортивную, игровую деятельность, …;

Формирование у детей дошкольного возраста интереса к профессиям

связано с их психическим, интеллектуальным и нравственным развитием, и,

следовательно,

определяет

эффективность

деятельности

дошкольного

образовательного учреждения (ДОУ). Именно в дошкольный период у детей

закладываются первичные трудовые навыки, формируется отношение к труду,

«просыпается» интерес к определенным профессиям в процессе их участия в

общественно-полезном труде. Одновременно формируется и положительные

нравственные качества, поскольку результативность выполненной работы и её

оценка

благотворно

воздействуют

на

сознание

ребёнка.

В

процессе

деятельности

ребёнка

проявляется

его

психические,

физические

и

физиологические свойства.

В Законе «Об образовании» определено, что задачей образовательных

учреждений

является:

предоставление

подрастающему

поколению

образовательных услуг (обучение и воспитание), доведение обучающихся до

достижения

нравственной

и

физической

зрелости,

предоставление

возможностей для получения профессии. Из этого следует, что в дошкольных

образовательных

учреждениях

должны

быть

созданы

условия

для

полноценного физического и интеллектуального развития детей, формирования

у них духовно- нравственных качеств на основе национальной культуры и

общечеловеческих

ценностей.

Однако

достижение

определенного

интеллектуального

и

духовного-нравственного

развития

ещё

не

сделает

человека счастливым. Гармонично развитым человек может считать себя при

условии, что он нашёл своё место в жизни, правильно сделал свой выбор и

получает

удовлетворение

от

своей

профессии,

пользуется

авторитетом

в

обществе,

и

его

труд

служит

на

благо

народа

и

обеспечивает

личное

благополучие. Человек счастлив, если он умет и любит трудиться.

Современные дети мало проявляют интереса к миру взрослых. Не все

дети

понимают,

что

любая

деятельность

человека

имеет

результат.

Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий.

Объем знаний о разных профессиях, о значимости профессии для общества у

них очень низкий. Они не понимают важности формирования положительного

отношения к труду взрослых.

Именно поэтому уже с раннего возраста надо ориентировать детей на

занятия трудом и знакомить с различными профессиями (разумеется, с учётом

их возрастных особенностей и окружающих реалий). Любой родитель или

наставник

мечтает

видеть

своего

воспитанника

счастливым.

В

ДОУ

профориентационная работа с детьми может проводиться постоянно, в течение

пребывания детей: на занятиях знакомства с окружающим миром, развития

речи, чтения книг, во время прогулок и экскурсий, бесед и интересных встреч,

организации всевозможных игр, особенно ролевых.

В

отечественной

психолого-педагогической

литературе

есть

немало

исследований,

посвященных

проблеме

ознакомления

детей

детского

и

школьного возраста с трудом взрослых. Разработаны принципы ознакомления

детей с общественной жизнью, с трудовой деятельностью людей, намечены

пути усвоения определенного познавательного материала, конкретизировано

содержание

ознакомления

с

трудом

взрослых,

определены

требования

к

качеству знаний детей о труде. Это такие авторы как В. И. Логинова,

Я.

3.

Неверович,

О.

И.

Соловьева,

В.

А.

Фролова,

В.

И.

Глотова

и

некоторые другие.

"Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности

труда,

отраженные

в

образах,

начинают

регулировать

поступки

детей,

перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых,

предметам,

созданным

людьми.

Отсюда

знания

о

труде

взрослых

должны

занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…", —

пишет В.И.Логинова.

В теории и практике дошкольного воспитания формированию у детей

знаний

о

труде

людей,

доступного

понимания

его

роли

в

жизни

людей

придается особое значение. Именно эта задача - формировать представления об

общественной значимости труда людей — ставится в общеобразовательной

программе.

Решение

этой

задачи

предусмотрено

двумя

путями:

через

ознакомление

детей

с

трудом

взрослых

и

непосредственное

участие

в

посильной трудовой деятельности.

Раннее

начало

подготовки

ребенка

к

выбору

будущей

профессии

заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению

родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в

том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить

ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление

в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим

миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через

сказки,

общение

с

взрослыми

и

средства

массовой

информации

узнают

о

разных профессиях.

"Ранняя (детская) профориентация проводится заблаговременно, когда до

непосредственного

выбора

профессии

остается

еще

много

л е т.

Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с

миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и

опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в

плане самообслуживания, при работе на даче, занятия в кружке и т. п.).

Н.

Н.

Захаров

выделяет

задачи

профориентации

детей

дошкольного

возраста:

ознакомить

детей

с

профессиями,

в

соответствии

с

возрастными

особенностями привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к

труду

и

элементарные

трудовые

умения

в

некоторых

областях

трудовой

деятельности.

Цель

ранней

профориентации

сформировать

у

ребенка

эмоциональное

отношение

к

профессиональному

миру,

ему

должна

быть

предоставлена

возможность

использовать

свои

силы

в

доступных

видах

деятельности.

В

развитие

идеи

непрерывной

профессиональной

ориентации

при

введении

вариативного

и

профильного

обучения

целесообразно,

учитывая

особенности

психологического

развития

ребенка,

осуществлять

раннюю

профессиональную

ориентацию

ребенка

в

условиях

дошкольного

образовательного учреждения.

Наиболее

существенный

вклад

в

развитие

понятия

"ранняя

профессиональная

ориентация"

внес

Е.

А.

Климов.

Он

разработал

периодизацию

возрастного

развития

человека

или

субъекта

труда.

Допрофессиональное

развитие,

согласно

данной

периодизации,

включает

в

себя:

стадию

предигры,

стадию

игры,

стадию

овладения

учебной

деятельностью, стадию оптанта или оптации.

Трудовое воспитание в программе дошкольного образования

является

обязательным

компонентом

развития

базовых

и

творческих

способностей

ребенка,

важнейшим

средством

формирования

культуры

межличностных

отношений.

Разработчики программ дошкольного образования включают в различные

разделы этого документа сведения о деятельности взрослых, их труде, условиях

и целях труда, формирование трудовых навыков и т. п. с целью общего развития

детей и ориентации их в профессиональной деятельности взрослых.

В последние 15—20 лет в дошкольных образовательных учреждениях

реализуются: "Программа воспитания и обучения в детском саду" (под ред.

Гербовой, М.А. Васильевой, Комаровой); порциальные программы — такие, как

программа "Радуга", "Развитие", "Детство" Из анализа каждой отдельно взятой

программы видно, что при всех их достоинствах вопросам ознакомления детей

с трудом взрослых, их профессиями в большинстве из них уделяется косвенное

внимание.

Более

конкретная

постановка

задач

в

данном

воспитательно-

образовательном направлении отмечается в программе "Детство".

"Программа

воспитания

и

обучения

в

детском

саду"

(под

ред.

М.А.

Васильевой,

В.В.Гербовой,

Т.С.Комаровой)

предусматривает

формирование

представлений детей о труде взрослых в процессе занятий, что в какой-то

степени можно рассматривать как элемент формирования представлений о мире

профессий. Она знакомит детей 5—7 года жизни с трудом людей ближайшего

окружения и их профессиями (от 2 до 12 профессий). В целом все разделы ее,

где

дети

на

занятиях

знакомятся

с

трудом

взрослых,

дают

довольно

ограниченное представление о профессиональной деятельности взрослых, о

мире профессий, а в разделе "Игра" такая задача вообще не ставится.

Более полно данное направление представлено в программе "Детство". В

целом

же

наиболее

распространенные

в

практике

ДОУ

программы

предусматривают

ознакомление

детей

с

трудом

взрослых

и

отдельными

профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а попутно и в ограниченном

масштабе. При всех их достоинствах ни одна из программ не нацеливается на

более

полное

использование

возможностей

игровой

деятельности

для

формирования у дошкольников представлений о мире профессий.

В процессе ознакомления с трудом взрослых расширяется кругозор детей,

пополняется

словарный

запас.

Сюжетно-ролевая

игра,

связанная

с

профессиями взрослых, сближает детей, развивает навыки культуры общения.

А

это

способствует

тому,

что

ребенок овладевает средствами общения и

способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Труд развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание,

учит

детей

думать

и

анализировать,

соизмерять

и

сравнивать. А

это

способствует тому, что ребенок становится любознательным и активным.

Кроме того, при выполнении работы ребенок учится управлять своим

поведением и планировать свои действия.

Т р уд о в о е

в о с п и т а н и е

п о м о г а е т овладению универсальными

предпосылками

учебной

деятельности. Ведь

для

того,

чтобы

ребенок

справился с работой, он должен уметь работать по правилу и по образцу,

слушать педагога и выполнять его инструкцию.

Дети учатся обдумывать замысел, мотивировать выбор средств для труда,

учатся сами ставить цели и выполнять их. При этом ребенок учится решать

интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

В процессе ознакомления с трудом взрослых дети знакомятся с жизнью

своих

родных,

близких

и

знакомых.

А

это

помогает

закреплению

у ребенка первичных представлений о себе, семье, обществе.

Таким образом, назрела потребность в совершенствовании деятельности

воспитателя в области ознакомления детей с профессиями взрослых.

Задачи

по

формированию

позитивных

установок

к

различным

видам

труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных

государственных

образовательных

стандартах

дошкольного

образования

в

области «Социально-коммуникативное развитие».

В

п.

3.1

ФГОС

ДО

определены

требования

к

условиям

реализации

основной

образовательной

программы

дошкольного

образования.

Для

успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у

детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и

творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий.

Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

В

соответствии

с

ФГОС

трудовое

воспитание

-

одно

из

важных

направлений

в

работе

дошкольных

учреждений,

главной

целью

которого

является формирование положительного отношения к труду через решение

следующих задач:

формирование позитивных установок к различным видам труда и твор-

чества;

воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду дру-

гих людей и его результатам;

воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества. развитие

творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в раз-

личных видах труда и творчества

Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду:

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

Содействие си сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка

полноценным участником образовательных отношений

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных

особенностей каждого ребенка….

Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения

(амплификация) детского развития

Формирование познавательных интересов и познавательных действий

ребенка в различных видах деятельности

Возрастная

адекватность

дошкольного

образования

(соответствие

условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

Принцип развивающего образования (системности и последовательно-

сти);

Принцип новизны (использование новейших информационных техно-

логий);

Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и ви-

дов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образо-

вательных технологий)

Компоненты трудовой деятельности:

Мотив -

это

причина,

побуждающая

к

трудовой

деятельности

или

заинтересовывающий момент.

Цель - это то, к чему надо стремиться.

Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и

достигается

результат Планирование - это умение предвидеть предстоящую

работу

Результат

-

это

показатель

завершения

работы,

фактор,

помогающий

воспитывать у детей интерес к труду.

Одна

из

основных

задач

дошкольного образования

формирование

положительного

отношения

к

труду

и

первичных

представлений

о

труде

взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень

важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям.

Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном

обществе.

В наши дни профессий стало очень много. И все время появляются все

новые и новые. Если ещё 10 лет назад было достаточно познакомить детей с

трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе

этого

недостаточно.

Современная

действительность

нам

диктует

новые

требования. В информационную начальную компетенцию дошкольника должны

органично

влиться

знания

о

современных

профессиях:

эколог,

менеджер,

программист, визажист, мастер автомобильного тюнинга, дизайнер и др.

Трудно

выбрать

профессию

своей

жизни.

Очень

часто

не

только

дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире

профессий

взрослых.

В большинстве

случаев

дети

недостаточно

полно

ориентируются

в

профессиях,

не

осознают

их

социальную

значимость,

ценность профессии, не выделяют результат труда. Даже если ребенок и был на

работе

у

мамы

или

папы,

он

так

и

не

понял

сути

их

профессиональной

деятельности. У детей недостаточно развит словарь профессиональной лексики,

связанный с описанием профессий.

Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего

поколения в окружающем мире. В настоящее время перед педагогами стоит

очень сложная задача. С одной стороны, - заинтересовать детей и познакомить с

профессиями, которые будут востребованы в будущем; а с другой стороны, -

привить детям желание стать профессионалами в своём деле.

Исходя

из

выше

сказанного,

возникли

следующими

противоречиями:

между

общепринятыми

эталонами

о

ценности

рукотворных

предметов

и

осмыслением, пониманием детьми того, что в каждый предмет вложен труд

человека; между видением ребенком готового результата труда и пониманием

расчлененности

трудового

процесса,

осознанием

каждого

компонента

деятельности.

На

основе

конкретных

представлений

о

результативности

отдельных

процессов

труда

можно

формировать

обобщение

представления

о

необходимости

того

или

иного

вида

деятельности

человека

определенной

профессии. (Посуда – посуда чистая, ею накрыли столы к обеду – можно есть и

т.д.). Такие представления позволяют формировать отношение к конкретным

людям,

представителям

той

или

иной

профессии,

бережное

отношение

к

результатам

их

труда.

На

основе

этих

первичных

обобщений,

возможно,

формировать

более

сложные

представления

о

том,

что

разные

виды

труда

позволяют обеспечивать разные потребности людей.

Отсюда возможно более сложное обобщение: труд – проявление заботы

друг

о

друге.

Освоение

детьми

такого

обобщения

дает

возможность

при

последующей работе каждый новый вид деятельности взрослых рассматривать

с этих позиций и воспитывать правильное отношение к работе и к людям, ее

исполняющим. Это высокий уровень обобщения, и он доступен лишь детям

старшего

дошкольного

возраста

при

условии

формирования

всех

предшествующих представлений младшим и средним возрасте. Как видим,

работа по формированию представлений об общественной значимости труда

должна вестись последовательно.

Вывод

XXI век – это век интеллектуально развитых и творчески мыслящих лич-

ностей. Известный русский поэт в своё время писал: если есть возможность –

иди впереди века, нет возможности – иди вместе с веком, но никогда не отста -

вай от него. Педагог воспитатель должен владеть современными знаниями и ин-

формационно-коммуникационными технологиями, постоянно получать инфор-

мацию из глобальной сети. Только тогда он сможет правильно вести профори-

ентационную работу с учётом интересов воспитанников.

Если в дошкольных учреждениях у детей пробудить интерес к труду, то в

школе будет легче проводить профориентационную работу. Последовательно

осуществляя психологическую подготовку молодого поколения к будущей про-

фессии, можно быть уверенным в том, что у дошкольников, а в последствии у

учащихся сформируется внутренняя потребность в труде. Поэтому важно на на-

чальном этапе, то есть в ДОУ сформировать эмоциональный интерес к разным

сторонам труда, а уже через интерес получат развитие такие качества, как само-

стоятельность, инициативность, радость творчества. А без интереса не будет и

трудолюбия.



В раздел образования