Напоминание

"Формирование коммуникативных и социокультурных компетенций учащихся на уроках математики"


Автор: Пугачева Любовь Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Оскольская ООШ
Населённый пункт: Новооскольского района Белгородской области"
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коммуникативных и социокультурных компетенций учащихся на уроках математики"
Раздел: среднее образование





Назад




Пугачева Любовь Васильевна

учитель математики

МБОУ "Оскольская ООШ

Новооскольского района Белгородской области"

Email: newosschoolosk@rambler

ФОРМИРОВАНИЕ

КОММУНИКАТИВНЫХ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ

КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Одна из актуальных проблем современного общества – формирование

личности,

готовой

не

только

жить

в

меняющихся

социальных

и

экономических

условиях,

но

и

активно

влиять

на

существующую

действительность, изменяя ее к лучшему. В настоящее время в условиях

реализации ФГОС, одной из главных задач образования является развитие

коммуникативных

и

социокультурных

компетенций

учащихся. Первое

направление на пути формирования коммуникативной и социокультурной

компетентности

заключается

в

использовании

исторического

аспекта

на

уроках математики. История науки дает возможность показать школьникам

при изучении каждого нового раздела или темы, что математика как наука о

пространственных формах и количественных отношениях реального мира

возникала и развивается в связи с практической деятельностью человека.

Знакомство

учащихся

с

историей

математики

означает

продуманное

планомерное использование на уроках фактов из истории науки и их тесное

сплетение

с

систематическим

изложением

всего

материала

программы,

направленное на развитие и совершенствование личности обучающихся. С

этой

целью

организуем

использование

исторических

экскурсов

в

старые

учебники

математики, привлекаем учащихся к созданию математического

архива

во

внеурочной

деятельности.

Постоянной

рубрикой

на

уроках

математики стали «Исторические минутки». В своих сообщениях школьники

знакомят своих одноклассников с различными учеными математиками и их

открытиями. Большой интерес у обучающихся вызывают старинные задачи.

Сам язык, которым изложен текст задачи, смысловая нагрузка пробуждают

любопытство, обостряют внимание. Примером служит задача: “Шла баба в

Москву и повстречала 3 мужика. Каждый из них нес по мешку, в каждом

мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву?” При решении

таких задач самые нерадивые ученики принимают участие в обсуждении,

нестандартные ситуации заставляют думать, размышлять.

Второе

направление

на

пути

формирования

коммуникативных

и

социокультурных – создание на уроках проблемных ситуаций, оказывающих

влияние

ещё

и

на

моделирование

умственных

процессов,

суть

которых

сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к

обучению их системе активных умственных действий. В результате чего

ученик,

анализируя,

сравнивая,

синтезируя,

обобщая,

конкретизируя

фактический материал, сам получает из него новую информацию. Интерес

вызывает такой учебный материал, который является неизвестным, поражает

их воображение. Проблемные ситуации создаём с помощью:

-

прерывания

и незавершённости

учебной

деятельности

для

этого

используем задачи с недостающими данными ( Из двух пунктов вышли

одновременно навстречу друг другу два пешехода. Скорость одного пешехода

равна 5 км/ч, а скорость другого – на 1 км/ч больше. Какое расстояние будет

между пешеходами через 2 часа?

Эффективным

является

упражнение

«Восстановление»:

берётся

«целый» математический объект и от него «отсекается» какая-либо часть. По

оставшейся

части

требуется

восстановить

весь

объект.

Например,

предлагаем восстановить координатную прямую, часть которой изображена

на доске.

При

выполнении

упражнения

«Стрела»

по

двум-трём

данным

требуется

выполнить

значительное

количество

однотипных

заданий,

придерживаясь данного алгоритма, для чего предлагаем задание: найдите

сумму выражений, записанных в двух соседних клетках, и запишите его в

третью клетку. Затем найдите сумму последних двух выражений и запишите

результат в следующую клетку и так далее. Какое выражение будет в восьмой

клетке?

Проблемные

ситуации

создаём через

создание

ситуации

дефицита

знаний и самостоятельного определения целей последующей деятельности.

Например, предлагаем учащимся задачу, при решении которой встречается

ещё неизученный материал: «Чтобы найти корень уравнения вида а*х =b,

нужно b разделить на а. Если b не

делится

на а нацело, то уравнение не

имеет натуральных корней. Как объяснить тот факт, что уравнение 5*х =1

имеет

корень? Интересным

для

учащихся

становится

упражнение

«Противоречия»: в одном и том же математическом объекте или утверждении

два (или более) свойства противоречат друг другу. Ученику надо выявить

противоречие и устранить его. Например, требуется записать правильную

дробь, у которой числитель больше знаменателя на 2.

Проблемные

ситуации

создаём

через

удивление–сильный

стимул

познания,

здесь на помощь приходят занима- тельные задачи. Ученики

испытывают удивление, когда решают или составляют сами (с опорой на

данные) такие задачи:

Например. При массе в 12000 пудов звук «Царь-колокола» был слышан

на

60

км.

Какова

должна

быть

масса

колокола,

чтобы

его

звук

распространялся на 20 км?

На всех уроках с проблемным изучением нового материала активно

используем

приём

кластеров.

Кластер

является

отражением

нелинейной

формы мышления. Учащиеся в работе над кластерами соблюдают следующие

правила:

1.

Не

бояться

записывать

все,

что

приходит

на

ум.

Давать

волю

воображению и интуиции.

2.Продолжать работу, пока не закончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей.

В начале организации работы держим «паузу незнания»,позволяющую

включить детей в работу. Каждый из учеников имеет право на свою точку

зрения, каждый ответ проверяется как возможный вариант. Дети довольно

быстро отказываются от руководства учителя и берут управление в свои руки.

Это позволяет учителю перейти от малоэффективной фронтальной работы к

индивидуальной творческой деятельности. Прием кластеров подразумевает

«погружение»

ученика

в

новую

тему,

выполнение

цепочки

заданий,

позволяющих увидеть то, на что не обращал внимания раньше, получить

новые знания; оформление новых знаний.

Использование

технологии

проблемного

обучения

т ребует

значительных затрат времени при подготовке уроков, т. к. сформулировать

проблемный вопрос достаточно сложно, важно продумывать каждое задание

и каждое слово, чтобы они вызвали затруднение у учащихся и в то же время

не отбили желания это затруднение преодолеть. Достаточно много времени

тратится и на уроке на разрешение той или иной проблемы, но это время

более ценно по сравнению с тем, которое тратилось бы на подачу готовых

знаний.

Третье

направление

на

пути

формирования

коммуникативных

и

социокультурных компетенций – применение элементов занимательности на

уроках

математики. Материалы

занимательного

могут

быть связаны

с

организацией урока: ученик, который больше всех решит математических

упражнений , награждается знаком «Лучший математик» и может носить его

до следующего урока. Звание «Самый смекалистый» получает ученик в ходе

игры «Угадай формулу».

Информационная занимательность обычно не ставит перед учащимися

проблемы, а заставляет их задуматься об общих вопросах математики. Так, во

время изучения понятия степени занимателен и полезен для учащихся будет

следующий рассказ: «Представьте себе гору (высотой километр) в миллион

раз твёрже алмаза. Один раз в миллион лет к горе прилетает птичка и слегка

касается клювом камня. В конце концов, в результате этих прикосновений

гора

износится

до

основания.

Трудно

представить

промежуток времени,

необходимый для этого. Однако с помощью степеней записать его легко.

Вычисления показали, что это произойдёт через 10

35

лет».

Учебные

занимательные

задания непосредственно

связаны

с

программным

материалом

и

способствуют

усвоению

и

закреплению

его

учащимися.

Например:

какие

числа

можно

поставить

вместо

звёздочек,

чтобы получилось верное равенство. Большой популярностью пользуются

практические

работы

занимательного

характера. Это такая

работа,

при

выполнении

которой

ученик

попадает

в

необычную

ситуацию,

где

необходимо проявить смекалку, чтобы выполнить поставленное задание. В

основном выполнить эту работу надо необычным инструментом (например,

«заржавевшим»

циркулем)

или

даже

вообще

без

инструментов.

Причём

практическая работа составлена так, что её выполнение невозможно без

хорошего знания учебного материала. Например, ученику выдаётся набор

моделей нескольких углов, вырезанных из бумаги. Надо разложить их на

столе в порядке убывания градусных мер без использования транспортира.

Использование

межпредметных

связей

на

уроках

математики

усиливает

учебно-познавательную активность школьников. С этой целью в канву урока

включаем

задания,

содержащие

наиболее

полезные

и

интересные

в

общеобразовательном

плане

сведения

из

общетехнических

дисциплин,

биологии,

географии

и

т.п.

Так,

при

изучении

темы

«Координатная

плоскость» используем Мифы Древней Греции, с этой целью предлагаем

задания на построении на координатной плоскости созвездий Минотавра или

Цефея. В 5 классе на обобщающем уроке по теме «Умножение и деление

натуральных чисел», работая в группах, ребята узнают, как назывались в

Египте «натягиватели верёвок». Изучая тему «Площадь круга» учащиеся

знакомимся с легендой о Финикийской царевне Дидоне, основавшей город

Карфаген.

Четвёртое направление на пути формирования учебно-познавательной

компетентности – применение заданий практической направленности. Это

направление

важно,

так

как

готовит

учащихся

к

выполнению

заданий

реальной математики ОГЭ. Поэтому очень важно предлагать им «жизненные

задачи». Начиная

с

5

класса

проводим

практические

работы. Для

этого

предлагаем пятиклассникам задачу: «Как с помощью двух пустых бидонов

емкостью17 л и 5 л отлить из молочной цистерны ровно 13 л молока?»

Вызывает

интерес

упражнение

«Парадокс»,

направленное

на

создание

противоречия

между

теоретически

возможным

путем

решения

задачи

и

практической неосуществимостью избранного способа решения. Некоторые

из

задач

требуют

не

только

знания

математики

и

арифметики,

но

и

практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной обстановке:

«П р е д с т а в ь т е ,

ч т о

д а н

п а р а л л е л е п и п е д

и з

с т е к л а .

Как

непосредственно измерить его большую

диагональ,

не

разрушая

его

и

не

прибегая

к

вычислениям?

Какие

гипотезы

вы

можете

выдвинуть

по

нахождение большой диагонали?».

Пятое

направление

на

пути

формирования

коммуникативной

и

социокультурной

компетентности

заключается в

развитии

творческих

способностей учащихся.Всем известно, что учащиеся испытывают большие

затруднения

в

решении

задач.

Поэтому

так

важны

задания,

в

которых

учащиеся придумывают аналогичную и обратную задачу. Например, при

изучении темы по алгебре в 7 классе «Решение задач с помощью систем

линейных уравнений», предлагаем учащимся решить такую задачу:

На турбазе имеются палатки и домики. Всего их 20. В каждом домике

живут 4 человека, а в каждой палатке 2 человека. Сколько на турбазе палаток,

если там отдыхают 60 человек?

Прежде чем решать эту задачу, можно устно рассмотреть решение

обратной задачи. А затем просим ребят придумать аналогичную задачу.Такая

практика решения обратной и аналогичной задачи, помогает ребятам более

глубоко осознавать внутренние связи между величинами, понять принципы

решения задач алгебраическим способом.

Самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций у

учащихся

является

проектно-исследовательская

деятельность.

Примеры

таких проектов стали проекты «Измерение скорости течения реки Оскол»,

«Растения стенок Изгорья в координатах», «Животные Белгородской области

в координатах», «Диаграммы в нашей жизни» и др.

Работа

по

формированию коммуникативных

и

социокультурных

компетенций

выводит

учащихся

за

рамки

урока, расширяет творческую

самостоятельность,

их

кругозор,

область

интересов,

развивает

наблюдательность, учит вдумчиво относиться к жизни.



В раздел образования