Напоминание

"Взаимодействие детского сада и семьи"


Автор: Тайдонова Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Тополек"
Населённый пункт: города Абакана
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие детского сада и семьи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

Проблемы взаимодействия ДОУ и семьи. Этапы выстраиванию эффективной

совместной деятельности. Формы взаимодействия ДОУ и семьи

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены,

прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от

согласованности действий семьи и дошкольных организаций. Существующий в работе

детских садов подход к взаимодействию с семьями воспитанников, который выражается в

дистанциировании родителей от детского сада и принятии дошкольной образовательной

организации

на

себя

проблем

образования

детей,

не

может

обеспечить

повышение

эффективности процесса воспитания. Отказ от использования в педагогическом процессе

детского

сада

уникального

опыта

семейного

воспитания,

отторжение

семьи

и,

как

следствие, пассивность родителей приводит к обеднению содержания образования.

Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и

детского

сада

в

рамках единого образовательного пространства, подразумевающего

взаимодействие,

сотрудничество

между

педагогами

образовательной

организации

и

родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Важнейшим признаком единого образовательного пространства и одновременно

условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического

процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в

единой программе воспитания, обучения и развития детей. Современные программы

образования дошкольников строятся на основе Федерального государственного стандарта

дошкольного

образования,

достижений

психологии

и

педагогики.

Однако

родители,

выступающие

социальными

заказчиками

образовательных

услуг,

часто

не

обладают

глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания

должны

быть

предметом

детального

обсуждения

педагогами

и

родителями,

в

ходе

которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания

ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.

Следующим

признаком

и

условием

создания

единого

пространства

развития

должны

стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку

дома и в детском саду. Это способствует не только созданию психологического комфорта

для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.

Не

менее

важным

признаком

и

условием

создания

единого

образовательного

пространства

становится выработка общего подхода к решению проблем воспитания,

выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе

изучения воспитательного опыта семьи и передачи родителям информации о технологиях

образовательного процесса.

Рассматривая родителей не только как социальных заказчиков образовательных

услуг, но и как полноправных партнеров педагогического процесса, педагоги должны

уметь

грамотно

выстраивать

взаимодействие

с

ними,

научиться

принимать

образовательный

потенциал

родителей

и

гармонично

включать

их

в

единое

образовательное пространство.

Выстраиванию

эффективной

совместной

деятельности

может

способствовать

грамотно пройденные этапы общения.

Первый этап – установление с родителями доверительных отношений, которые

могут стать следствием исключительной ориентации воспитателей на положительный

образ

ребенка.

Следует

«забыть»

в

общении

с

родителями

отрицательные

стороны

поведения

их

детей;

сломать

традиционную

установку

педагогов

на

«судейскую»

критическую позицию и оценку. Оправданность этого этапа определяется тем, что часто в

повседневном общении с ребенком родители упускают из вида положительные черты его

личности, сосредоточиваясь на негативных проявлениях. Этот эффект «забвения» может

усиливаться тревожными ожиданиями в отношении поведения ребенка в детском саду.

Данный этап может быть обозначен как этап «перестановки акцентов».

Второй

этап

в

ходе

совместного

педагогического

поиска воспитатели

открывают

перед

родителями

неизвестные

им

стороны

знания

о

собственном

ребенке.

Чаще

всего

речь

идет

об

особенностях

взаимоотношений

ребенка

со

сверстниками в игровой, трудовой и учебной деятельностях, о характере межличностного

общения, о социометрическом статусе личности дошкольника в группе. Родители должны

прийти к осознанному пониманию ограниченности, недостаточности их представлений,

сущности

педагогического

процесса

в

детском

саду

и

необходимости

совместного

решения педагогических проблем.

Третий этап

ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании

ребенка. На этом этапе педагог поддерживает диалог с родителями, в котором последним

принадлежит активная роль. Необходимо отметить, что данный этап неслучайно является

третьим,

только

после

первых

двух

этапов

у

родителей

на

основе

достигнутой

доверительности

возникает

потребность

поделиться

с

воспитателем

сведениями

о

проявлениях индивидуальности ребенка (его вкусы, поведение, привычки) дома, причем

не только о положительных сторонах, но и отрицательных. Необходимо подчеркнуть, что

позиция воспитателя в таком диалоге не столько судейская, сколько партнерская (общение

на равных).

Четвертый

этап

совместное

исследование

и

формирование

личности

ребенка. (Хотя ФГОС

ДО запрещает проведение диагностики ребенка без согласия

родителей). Содержание такой работы может быть следующим: изучение направленности

и типа протекания

реакций ребенка на условия воспитания, изучение способностей

ребенка, уровня его развития и т.д. Важнейшим результатом такого содержательного,

эмоционально

насыщенного,

деятельностно-опосредованного

общения

воспитателя

и

родителей должна стать активная позиция родителей в воспитании ребенка, их готовность

осуществлять коррекцию их собственных установок, «транслируемых» малышу.

Формы взаимодействия ДОУ и семьи

Взаимодействие

дошкольного

образовательного

учреждения

и

семьи

должно

носить системный характер. Система такого взаимодействия складывается из различных

форм работы, которые могут быть классифицированы по следующим основаниям:

1.

Время проведения. Все формы работы по данному основанию могут быть

разделены на ежедневные, еженедельные, ежемесячные и мероприятия, проводимые с

другой периодичностью (1-2 или 3-4 раза в год) или по необходимости.

2.

Место проведения. Работа с родителями может осуществляться в помещении

ДОУ или за его пределами.

3.

Количество

участников.

Педагог

может

организовать

взаимодействие

с

подгруппой или группой родителей, индивидуально.

4.

Состав участников. При проведении совместных мероприятий в них могут

участвовать

педагоги

(воспитатели,

музыкальный

руководитель,

педагог-психолог,

педагог-дефектолог,

социальный

педагог,

методист,

заведующий)

и

родители,

или

педагоги, родители и дети, или педагоги, родители и приглашенные специалисты (врачи,

финансисты, юристы).

5.

Задачи

взаимодействия

с

семьей.

Формы

могут

подразделяться

на

повышающие педагогическую компетентность родителей и способствующие включению

их в деятельность ДОУ.

6.

Характер взаимодействия педагогов с родителями. Взаимодействие педагогов

с

родителями

может

носить

непосредственный

(личный)

или

опосредованный

наглядностью характер.

7.

Деятельность

участников.

Участники

единого

образовательного

процесса

могут взаимодействовать в познавательной, трудовой или досуговой деятельности.

Реализация

работы

с

семьей

должна

строиться

на

приоритете

родительского

участия в жизни детского сада.

Основными направлениями ДОУ по повышению родительской активности могут

являться:

участие родителей в организации в ДОУ встреч детей представителями

разных

профессий

с

целью

обогащения

знаний

дошкольников

и

формирования

уважительного отношения к людям труда;

воскресные экскурсии ребенка с родителями по району проживания, поиск

исторических сведений о нем, подготовка ребенка к выступлению на вечере «Наша улица»

с информацией об увиденном и услышанном;

выполнение домашних заданий или решение проблемных познавательных

задач с поиском ответа в книгах и журналах;

игротека в детском саду с приглашением родителей и других членов семьи;

беседы с детьми, записанные на магнитофон;

просмотр видеофрагментов различных видов деятельности ребенка в ДОУ с

последующим анализом со стороны родителей, а затем и воспитателей;

домашние задания-отчеты – понаблюдать за трудом ребенка в семье: чем

любит

заниматься

самостоятельно;

как

ведет

себя

ребенок

при

выполнении

заданий

воспитателей;

семейные педагогические советы, которые проводятся у родителей дома;

календарь

родителей:

советы

и

рекомендации

родителей

для

педагогов,

родителей, детей;

справочное бюро.

Формы работы с родителями (традиционные и нетрадиционные)

Важной

формой

работы

специалистов

с

родителями

является педагогический

совет с их участием.

Цель - привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в

семье

с

учетом

их

индивидуальных

потребностей.

Теоретическая

часть

готовится

специалистами

по

проблеме

или

педагогами.

Чтобы

выявить

мнение

родителей

по

обсуждаемой проблеме, заблаговременно проводится анкетирование, и подводятся его

итоги. Интервьюирование родителей помогают педагогам и специалистам установить

контакт с семьями воспитанников, и наладить обратную связь с семьей. Телефон доверия

позволяет родителям задать любые интересующие их вопросы, как в устной, так и в

письменной форме.

Конференции с участием родителей.

Их организуют ДОУ на базе клубов, библиотек. Темы конференций многообразны

и

могут

быть

посвящены

физическому,

умственному,

эстетическому,

нравственному

воспитанию детей, а так же тем вопросам, которые особо интересуют родителей, в

занимательной

форме

педагоги,

профильные

специалисты,

родители

моделируют

жизненные ситуации, проигрывают их. Это дает возможность установить доверительные

отношения с педагогами и специалистами.

Занятия

в

педагогических

кружках имеют

цель

вооружить

родителей

разнообразными

умениями

и

навыками.

Очень

интересно

проходят

такие

занятия.

Выступление специалистов иллюстрируются практическим показом методов и приемов

работы. Руководителями могут быть и педагоги, и специалисты и родители.

Семейный

клуб. Педагоги,

специалисты

и

родители

свободно

обсуждают

насущные проблемы, вопросы воспитания и развития детей. «Школы молодых родителей»,

«Папа и мама», «Молодой папа». Новыми формами работы специалистов с родителями

являются мастер-классы и круглые столы.

Цель мастер-класса - передача оригинального педагогического опыта, авторских

технологий и находок. Обсуждают с коллегами и родителями полученные результаты,

рассказывают

при

помощи

каких

методов

и

приемов они

были

достигнуты.

Учат

изготавливать развивающие игры и поделки.

Цель круглого стола - в нетрадиционной обстановке с обязательным участием,

специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

Деловая игра - предполагает решение педагогических задач и ситуаций, требуют

определенной

роли

и

выбора

способов

взаимодействия.

Это творческая,

свободная

деятельность, увлекающая родителей.

Школа

для

будущих

пап

и

мам. На занятиях в школе родители приобретают

необходимый

багаж

знаний,

а

заодно

знакомятся

с

особенностями образовательного

учреждения.

Тренинги

и

игровые

практикумы, в том числе тренинг детско-родительских

отношений. Он проводится с целью расширения внутрисемейных отношений. В особых

условиях через телесно-ориентированные упражнения,

игры, сказки, беседы, творчество,

моделирование специальных ситуаций ребенок и родитель получают опыт совместного

переживания, осознают свои истинные потребности, приобретают навыки эффективного

общения.

Недели открытых дверей.

Родители

вместе

с

детьми

посещают

занятия,

игры,

прогулки

и

другие

мероприятия, знакомятся со школой, образовательной программой, лучше узнают своих

детей, их возможности.

Недели знаний.

С

участием

родителей,

педагогов

и

детей.

Принимают

и

делятся

своими

знаниями и специалисты и родители детей.

Дерево жизни.

Беседы, знакомство со членами семей детей по фотографиям, фотовыставки

семейных фотографий.

Гость на пороге.

Встречи детей с родителями разных профессий, совместные игры.

Кружок «Истоки радости».

Совместные игры детей и родителей.

Традиционные и семейные праздники.

Совместные детско-родителъские занятия интегрированного характера.

Родители принимают участие с детьми. С начало даются теоретические знания

по теме, потом и занятие.

Выставки.

Это не только украшение интерьера, но и эффективный контакт с семьей.

Информационные стенды.

Представлены информационные, рекомендательные материалы о семье, роли

родителей в воспитании детей, возрастных особенностях дошкольников.

Стенд «Хочу все знать».

Ответ и вопрос. Родители, специалисты и дети могут задать интересующий

вопрос и помочь с решением ответа.

«Почтовый ящик».

Небольшие

записки

родителям

через

детей,

где

описывается

какое

либо

достижение ребенка и родители будут фиксировать успехи дома.

Это позволяет объединить образовательное учреждение и семью, создать единую

среду для развития ребенка. Родители имеют возможность ближе познакомиться друг с

другом,

обменяться

опытом

воспитания,

лучше

узнать своих

детей,

научиться

взаимодействию, сопереживанию, сотворчеству.

Формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими,

социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи,

возможностями

ДОУ

и

др.

При

выборе

форм

осмысливаются

и

вводятся

в

ткань

воспитательного

процесса

имманентные

человеческой

жизни

модусы

-

общение,

понимание, диалог, сострадание, сопереживание, встреча, любовь и т.п.,

т.е. все то, что

сохраняет саму жизнь.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с родителями для

повышения их психолого-педагогического знания, создание условий для их активной роли

в

педагогическом

процессе,

выстраивание

доверительных

отношений

являются

необходимыми условиями взаимодействия детского сада с семьей.



В раздел образования