Автор: Тайдонова Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Тополек"
Населённый пункт: города Абакана
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие детского сада и семьи"
Раздел: дошкольное образование
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ
Проблемы взаимодействия ДОУ и семьи. Этапы выстраиванию эффективной
совместной деятельности. Формы взаимодействия ДОУ и семьи
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены,
прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от
согласованности действий семьи и дошкольных организаций. Существующий в работе
детских садов подход к взаимодействию с семьями воспитанников, который выражается в
дистанциировании родителей от детского сада и принятии дошкольной образовательной
организации
на
себя
проблем
образования
детей,
не
может
обеспечить
повышение
эффективности процесса воспитания. Отказ от использования в педагогическом процессе
детского
сада
уникального
опыта
семейного
воспитания,
отторжение
семьи
и,
как
следствие, пассивность родителей приводит к обеднению содержания образования.
Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и
детского
сада
в
рамках единого образовательного пространства, подразумевающего
взаимодействие,
сотрудничество
между
педагогами
образовательной
организации
и
родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Важнейшим признаком единого образовательного пространства и одновременно
условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического
процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в
единой программе воспитания, обучения и развития детей. Современные программы
образования дошкольников строятся на основе Федерального государственного стандарта
дошкольного
образования,
достижений
психологии
и
педагогики.
Однако
родители,
выступающие
социальными
заказчиками
образовательных
услуг,
часто
не
обладают
глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания
должны
быть
предметом
детального
обсуждения
педагогами
и
родителями,
в
ходе
которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания
ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.
Следующим
признаком
и
условием
создания
единого
пространства
развития
должны
стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку
дома и в детском саду. Это способствует не только созданию психологического комфорта
для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.
Не
менее
важным
признаком
и
условием
создания
единого
образовательного
пространства
становится выработка общего подхода к решению проблем воспитания,
выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе
изучения воспитательного опыта семьи и передачи родителям информации о технологиях
образовательного процесса.
Рассматривая родителей не только как социальных заказчиков образовательных
услуг, но и как полноправных партнеров педагогического процесса, педагоги должны
уметь
грамотно
выстраивать
взаимодействие
с
ними,
научиться
принимать
образовательный
потенциал
родителей
и
гармонично
включать
их
в
единое
образовательное пространство.
Выстраиванию
эффективной
совместной
деятельности
может
способствовать
грамотно пройденные этапы общения.
Первый этап – установление с родителями доверительных отношений, которые
могут стать следствием исключительной ориентации воспитателей на положительный
образ
ребенка.
Следует
«забыть»
в
общении
с
родителями
отрицательные
стороны
поведения
их
детей;
сломать
традиционную
установку
педагогов
на
«судейскую»
критическую позицию и оценку. Оправданность этого этапа определяется тем, что часто в
повседневном общении с ребенком родители упускают из вида положительные черты его
личности, сосредоточиваясь на негативных проявлениях. Этот эффект «забвения» может
усиливаться тревожными ожиданиями в отношении поведения ребенка в детском саду.
Данный этап может быть обозначен как этап «перестановки акцентов».
Второй
этап
–
в
ходе
совместного
педагогического
поиска воспитатели
открывают
перед
родителями
неизвестные
им
стороны
знания
о
собственном
ребенке.
Чаще
всего
речь
идет
об
особенностях
взаимоотношений
ребенка
со
сверстниками в игровой, трудовой и учебной деятельностях, о характере межличностного
общения, о социометрическом статусе личности дошкольника в группе. Родители должны
прийти к осознанному пониманию ограниченности, недостаточности их представлений,
сущности
педагогического
процесса
в
детском
саду
и
необходимости
совместного
решения педагогических проблем.
Третий этап
– ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании
ребенка. На этом этапе педагог поддерживает диалог с родителями, в котором последним
принадлежит активная роль. Необходимо отметить, что данный этап неслучайно является
третьим,
только
после
первых
двух
этапов
у
родителей
на
основе
достигнутой
доверительности
возникает
потребность
поделиться
с
воспитателем
сведениями
о
проявлениях индивидуальности ребенка (его вкусы, поведение, привычки) дома, причем
не только о положительных сторонах, но и отрицательных. Необходимо подчеркнуть, что
позиция воспитателя в таком диалоге не столько судейская, сколько партнерская (общение
на равных).
Четвертый
этап
– совместное
исследование
и
формирование
личности
ребенка. (Хотя ФГОС
ДО запрещает проведение диагностики ребенка без согласия
родителей). Содержание такой работы может быть следующим: изучение направленности
и типа протекания
реакций ребенка на условия воспитания, изучение способностей
ребенка, уровня его развития и т.д. Важнейшим результатом такого содержательного,
эмоционально
насыщенного,
деятельностно-опосредованного
общения
воспитателя
и
родителей должна стать активная позиция родителей в воспитании ребенка, их готовность
осуществлять коррекцию их собственных установок, «транслируемых» малышу.
Формы взаимодействия ДОУ и семьи
Взаимодействие
дошкольного
образовательного
учреждения
и
семьи
должно
носить системный характер. Система такого взаимодействия складывается из различных
форм работы, которые могут быть классифицированы по следующим основаниям:
1.
Время проведения. Все формы работы по данному основанию могут быть
разделены на ежедневные, еженедельные, ежемесячные и мероприятия, проводимые с
другой периодичностью (1-2 или 3-4 раза в год) или по необходимости.
2.
Место проведения. Работа с родителями может осуществляться в помещении
ДОУ или за его пределами.
3.
Количество
участников.
Педагог
может
организовать
взаимодействие
с
подгруппой или группой родителей, индивидуально.
4.
Состав участников. При проведении совместных мероприятий в них могут
участвовать
педагоги
(воспитатели,
музыкальный
руководитель,
педагог-психолог,
педагог-дефектолог,
социальный
педагог,
методист,
заведующий)
и
родители,
или
педагоги, родители и дети, или педагоги, родители и приглашенные специалисты (врачи,
финансисты, юристы).
5.
Задачи
взаимодействия
с
семьей.
Формы
могут
подразделяться
на
повышающие педагогическую компетентность родителей и способствующие включению
их в деятельность ДОУ.
6.
Характер взаимодействия педагогов с родителями. Взаимодействие педагогов
с
родителями
может
носить
непосредственный
(личный)
или
опосредованный
наглядностью характер.
7.
Деятельность
участников.
Участники
единого
образовательного
процесса
могут взаимодействовать в познавательной, трудовой или досуговой деятельности.
Реализация
работы
с
семьей
должна
строиться
на
приоритете
родительского
участия в жизни детского сада.
Основными направлениями ДОУ по повышению родительской активности могут
являться:
участие родителей в организации в ДОУ встреч детей представителями
разных
профессий
с
целью
обогащения
знаний
дошкольников
и
формирования
уважительного отношения к людям труда;
воскресные экскурсии ребенка с родителями по району проживания, поиск
исторических сведений о нем, подготовка ребенка к выступлению на вечере «Наша улица»
с информацией об увиденном и услышанном;
выполнение домашних заданий или решение проблемных познавательных
задач с поиском ответа в книгах и журналах;
игротека в детском саду с приглашением родителей и других членов семьи;
беседы с детьми, записанные на магнитофон;
просмотр видеофрагментов различных видов деятельности ребенка в ДОУ с
последующим анализом со стороны родителей, а затем и воспитателей;
домашние задания-отчеты – понаблюдать за трудом ребенка в семье: чем
любит
заниматься
самостоятельно;
как
ведет
себя
ребенок
при
выполнении
заданий
воспитателей;
семейные педагогические советы, которые проводятся у родителей дома;
календарь
родителей:
советы
и
рекомендации
родителей
для
педагогов,
родителей, детей;
справочное бюро.
Формы работы с родителями (традиционные и нетрадиционные)
Важной
формой
работы
специалистов
с
родителями
является педагогический
совет с их участием.
Цель - привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в
семье
с
учетом
их
индивидуальных
потребностей.
Теоретическая
часть
готовится
специалистами
по
проблеме
или
педагогами.
Чтобы
выявить
мнение
родителей
по
обсуждаемой проблеме, заблаговременно проводится анкетирование, и подводятся его
итоги. Интервьюирование родителей помогают педагогам и специалистам установить
контакт с семьями воспитанников, и наладить обратную связь с семьей. Телефон доверия
позволяет родителям задать любые интересующие их вопросы, как в устной, так и в
письменной форме.
Конференции с участием родителей.
Их организуют ДОУ на базе клубов, библиотек. Темы конференций многообразны
и
могут
быть
посвящены
физическому,
умственному,
эстетическому,
нравственному
воспитанию детей, а так же тем вопросам, которые особо интересуют родителей, в
занимательной
форме
педагоги,
профильные
специалисты,
родители
моделируют
жизненные ситуации, проигрывают их. Это дает возможность установить доверительные
отношения с педагогами и специалистами.
Занятия
в
педагогических
кружках имеют
цель
вооружить
родителей
разнообразными
умениями
и
навыками.
Очень
интересно
проходят
такие
занятия.
Выступление специалистов иллюстрируются практическим показом методов и приемов
работы. Руководителями могут быть и педагоги, и специалисты и родители.
Семейный
клуб. Педагоги,
специалисты
и
родители
свободно
обсуждают
насущные проблемы, вопросы воспитания и развития детей. «Школы молодых родителей»,
«Папа и мама», «Молодой папа». Новыми формами работы специалистов с родителями
являются мастер-классы и круглые столы.
Цель мастер-класса - передача оригинального педагогического опыта, авторских
технологий и находок. Обсуждают с коллегами и родителями полученные результаты,
рассказывают
при
помощи
каких
методов
и
приемов они
были
достигнуты.
Учат
изготавливать развивающие игры и поделки.
Цель круглого стола - в нетрадиционной обстановке с обязательным участием,
специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
Деловая игра - предполагает решение педагогических задач и ситуаций, требуют
определенной
роли
и
выбора
способов
взаимодействия.
Это творческая,
свободная
деятельность, увлекающая родителей.
Школа
для
будущих
пап
и
мам. На занятиях в школе родители приобретают
необходимый
багаж
знаний,
а
заодно
знакомятся
с
особенностями образовательного
учреждения.
Тренинги
и
игровые
практикумы, в том числе тренинг детско-родительских
отношений. Он проводится с целью расширения внутрисемейных отношений. В особых
условиях через телесно-ориентированные упражнения,
игры, сказки, беседы, творчество,
моделирование специальных ситуаций ребенок и родитель получают опыт совместного
переживания, осознают свои истинные потребности, приобретают навыки эффективного
общения.
Недели открытых дверей.
Родители
вместе
с
детьми
посещают
занятия,
игры,
прогулки
и
другие
мероприятия, знакомятся со школой, образовательной программой, лучше узнают своих
детей, их возможности.
Недели знаний.
С
участием
родителей,
педагогов
и
детей.
Принимают
и
делятся
своими
знаниями и специалисты и родители детей.
Дерево жизни.
Беседы, знакомство со членами семей детей по фотографиям, фотовыставки
семейных фотографий.
Гость на пороге.
Встречи детей с родителями разных профессий, совместные игры.
Кружок «Истоки радости».
Совместные игры детей и родителей.
Традиционные и семейные праздники.
Совместные детско-родителъские занятия интегрированного характера.
Родители принимают участие с детьми. С начало даются теоретические знания
по теме, потом и занятие.
Выставки.
Это не только украшение интерьера, но и эффективный контакт с семьей.
Информационные стенды.
Представлены информационные, рекомендательные материалы о семье, роли
родителей в воспитании детей, возрастных особенностях дошкольников.
Стенд «Хочу все знать».
Ответ и вопрос. Родители, специалисты и дети могут задать интересующий
вопрос и помочь с решением ответа.
«Почтовый ящик».
Небольшие
записки
родителям
через
детей,
где
описывается
какое
либо
достижение ребенка и родители будут фиксировать успехи дома.
Это позволяет объединить образовательное учреждение и семью, создать единую
среду для развития ребенка. Родители имеют возможность ближе познакомиться друг с
другом,
обменяться
опытом
воспитания,
лучше
узнать своих
детей,
научиться
взаимодействию, сопереживанию, сотворчеству.
Формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими,
социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи,
возможностями
ДОУ
и
др.
При
выборе
форм
осмысливаются
и
вводятся
в
ткань
воспитательного
процесса
имманентные
человеческой
жизни
модусы
-
общение,
понимание, диалог, сострадание, сопереживание, встреча, любовь и т.п.,
т.е. все то, что
сохраняет саму жизнь.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с родителями для
повышения их психолого-педагогического знания, создание условий для их активной роли
в
педагогическом
процессе,
выстраивание
доверительных
отношений
являются
необходимыми условиями взаимодействия детского сада с семьей.