Напоминание

"ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНСАМБЛЯ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ".


Автор: Ворошилова Татьяна Николаевна
Должность: педагог по классу домры
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств № 3"
Населённый пункт: г.Сургут, ХМАО ЮГРА
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНСАМБЛЯ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ".
Раздел: дополнительное образование





Назад




Ворошилова Татьяна Николаевна, преподаватель по классу домры МБУДО «ДШИ№3», г. Сургут Методический доклад
«ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНСАМБЛЯ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ

ИСКУССТВ».
Ансамбль – один из видов коллективного музицирования. Занятия в ансамбле позволяют раскрыть музыкальные способности детей: чувство метроритма, музыкально-слуховые представления, эмоционально – образную сферу, дают возможность закреплять приемы игры на инструменте. Ну и самое главное – это начальные навыки игры в ансамбле: дети учатся слышать не только себя, свою партию, но и партию своего соседа, партнера и вообще в целом всего коллектива. Обучение ставит своей
целью
всестороннее развитие личности учащегося, развитию эмоционального и глубокого восприятия не только классической, народной, но и популярной музыки. Исходя из намеченной цели, формируется ряд
задач
: Развивающие:  Развитие творческих способностей;  Развитие музыкальных способностей и творческих качеств учащихся;  Развитие памяти, усидчивости, внимания, воображения, воли, терпения;  Формирование художественного вкуса ребенка, расширение музыкального кругозора; Обучающие:  Умение осознанно применять навыки профессионального звукоизвлечению для создания музыкального образа в зависимости от его эмоционально-нравственного содержания;  Навыки исполнения произведений, среди которых могут быть народные песни, сочинения композиторов–классиков, произведения современных композиторов.  Бегло читать ноты с листа;  Слушать и понимать музыку, слышать тему, подголоски, сопровождение;  Аккомпанировать солистам;  Рассказывать об исполняемом произведении.
Воспитывающие:  Воспитание культуры личности;  Воспитание активного слушателя и любителя музыки;  Нравственное и эстетическое воспитание учащихся; Способность взаимодействовать с окружением в соответствии с принятыми нормами и способность понимать чувства и потребности других людей. Далеко не каждый может стать солистом. Игра в ансамбле во многом отличается от сольного исполнения. Струнникам, как, впрочем, и всем исполнителям, обязательно постоянно играть в оркестрах, т.к. это тоже развивает навык игры в ансамбле. Подготовка к игре в ансамбле проводиться на уроках специальности. Специальность дает большие возможности для более глубокого, детального изучения учащимися звуковых и технических особенностей инструмента. Большое внимание на уроках ансамбля уделяется решению художественных задач изучаемых произведений, единству в исполнении фразировки, звукоизвлечению, штрихов, агогики, динамики. С первых дней занятий на инструменте, ребенка желательно подключать к участию в игре ансамблем. Пусть это будут несложные пьесы для двух инструментов сначала в паре с преподавателем, затем с одноклассниками. Чувство ансамбля, умение слушать партнера воспитывается уже в начальный период обучения игре на струнных инструментах, в сопровождении фортепиано. Уже в этот период требуется интонационное, тембральное, динамическое единство инструментов. Преподавателю следует обращать внимание ученика на ритмический рисунок, точность держания своей партии, игру качественным и красивым звуком. Это развивает не только ритм, слух, интонацию, но и, самое главное, чувство ансамбля, чувство ответственности за совместное дело. Впоследствии усложняются пьесы и усложняются партии. Так постепенно ребенок привыкает к совместному, ответственному коллективному труду. Каждая репетиция должна обязательно начинаться с совместного разыгрывания. Система упражнений для разыгрывания включает в себя мажорные или минорные гаммы, арпеджио, мелодические интервалы.
Формы ансамбля
С самых первых уроков учитель старается поддержать интерес ребенка к обучению и своим примером показывает красоту и яркость звучания инструмента. На самых первых уроках - это индивидуальные занятия (учитель-ученик). Ощущая поддержку педагога, ученик охотно включается в процесс совместного музицирования, шаг за шагом приходит к осознанию равноправной роли в ансамбле
.



Затем мелкогрупповые (ученик-ученик). Дуэтное музицирование способствует успешному преодолению различных психологических напряжений-зажимов, возникающих у ребенка в ходе сольного исполнения

Затем ребенка можно вводить в смешанные ансамбли, унисоны. В своей практике я применяю такую форму игры в ансамбле как игра с электронными аккомпанементами. Чем же хороша эта форма работы? Тем, что в любое время дома или на уроке ребенок не зависит от концертмейстера. Постоянное полноценное звучание делает выступление ребенка уверенными, сокращается время на разучивание произведения, и родители могут слушать и контролировать процесс подготовки. Такой вид работы значительно расширяет концертную деятельность учащегося, делают его выступления яркими, уверенными. Каждое произведение на диске записаны в разных темпах, начиная с медленного и до быстрого, поэтому педагог с ребенком могут варьировать и подбирать комфортный темп проигрывания, в зависимости от технических возможностей ученика. Произведение можно исполнять как сольно, так и в составе ансамбля. Урок-это часть жизни каждого ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общественной культуры. И я, как никто другой заинтересована в профессионально-музыкальном развитии своих учеников и поддержки их интереса в обучении. В достижении этих задач я использую системность в формах и методах работы с учащимися: - посещение концертов совместно с учениками; -прослушивание изучаемых музыкальных произведений в видео и аудио записях в исполнение профессионалов; - демонстрация музыкального материала в собственном исполнении; -игра с учащимися в ансамблевом исполнении партий и голосов; -соединение учащихся в унисоны и ансамбли разных форм; -беседы, как мотивация к творческому росту и самоанализу. Эффективность работы в ансамбле неоспорима. Она нужна для всестороннего развития личности. При этой форме работы значительно расширяется концертные выступления учащегося, занятия в ансамбле позволяют раскрыть музыкальные способности детей: чувство метроритма, музыкально-слуховые представления, эмоционально – образную сферу, дают возможность закреплять приемы игры на инструменте. Младшие тянуться за старшими, что в свою очередь повышает уровень технических возможностей каждого ребенка. Виды домашней работы: самостоятельная работа, игра под диск, под метроном, прослушивание аудио и видео записей, посещение концертов. И в заключение своего урока, хотела бы отметить, что сегодня я продемонстрировала не только формы работы с ансамблем, но и показала новые виды ансамблей, которые создала за этот год.
.
Методическая литература.
1.Александров А. Способы извлечения звука, приёмы игры и штрихи на домре.- М., 1975 2.Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. Свердловск, 1986 3.Вольская Т. и Гареева И. Технология исполнения красочных приёмов игры на домре. Екатеринбург, 1995 4.Вольская Т. и Уляшкин М. Школа мастерства домриста. Екатеринбург, 1999 5.Круглов А. Школа игры на домре. 6..Бендерский С. Киевская школа воспитания исполнителя на народных инструментах.-К.,2005 7.Ихманицкий В. У истоков русской народной оркестровой культуры.


В раздел образования