"ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНСАМБЛЯ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ".
Автор: Ворошилова Татьяна Николаевна Должность: педагог по классу домры Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств № 3" Населённый пункт: г.Сургут, ХМАО ЮГРА Наименование материала: Методический доклад Тема: "ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНСАМБЛЯ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ". Раздел: дополнительное образование
Ворошилова Татьяна Николаевна,
преподаватель по классу домры
МБУДО «ДШИ№3», г. Сургут
Методический доклад
«ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНСАМБЛЯ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ
ИСКУССТВ».
Ансамбль – один из видов коллективного музицирования. Занятия в ансамбле
позволяют раскрыть музыкальные способности детей: чувство метроритма,
музыкально-слуховые представления, эмоционально – образную сферу, дают
возможность закреплять приемы игры на инструменте. Ну и самое главное –
это начальные навыки игры в ансамбле: дети учатся слышать не только себя,
свою партию, но и партию своего соседа, партнера и вообще в целом всего
коллектива. Обучение ставит своей целью всестороннее развитие личности
учащегося, развитию эмоционального и глубокого восприятия не только
классической, народной, но и популярной музыки. Исходя из намеченной
цели, формируется ряд задач :
Развивающие:
Развитие творческих способностей;
Развитие
музыкальных
способностей
и
творческих
качеств
учащихся;
Развитие
памяти,
усидчивости,
внимания,
воображения,
воли,
терпения;
Формирование
художественного
вкуса
ребенка,
расширение
музыкального кругозора;
Обучающие:
Умение
осознанно
применять
навыки
профессионального
звукоизвлечению
для
создания
музыкального
образа
в
зависимости от его эмоционально-нравственного содержания;
Навыки исполнения
произведений, среди которых могут быть
народные
песни,
сочинения
композиторов–классиков,
произведения современных композиторов.
Бегло читать ноты с листа;
Слушать
и
понимать
музыку,
слышать
тему,
подголоски,
сопровождение;
Аккомпанировать солистам;
Рассказывать об исполняемом произведении.
Воспитывающие:
Воспитание культуры личности;
Воспитание активного слушателя и любителя музыки;
Нравственное и эстетическое воспитание учащихся;
Способность
взаимодействовать
с
окружением
в
соответствии
с
принятыми нормами и способность понимать чувства и потребности других
людей. Далеко не каждый может стать солистом. Игра в ансамбле во многом
отличается
от
сольного
исполнения.
Струнникам,
как,
впрочем,
и
всем
исполнителям,
обязательно
постоянно
играть
в
оркестрах,
т.к.
это
тоже
развивает навык игры в ансамбле. Подготовка к игре в ансамбле проводиться
на уроках специальности. Специальность дает большие возможности для
более глубокого, детального изучения учащимися звуковых и технических
особенностей инструмента. Большое внимание на уроках ансамбля уделяется
решению
художественных
задач
изучаемых
произведений,
единству
в
исполнении фразировки, звукоизвлечению, штрихов, агогики, динамики.
С первых дней занятий на инструменте, ребенка желательно подключать
к участию в игре ансамблем. Пусть это будут несложные пьесы для двух
инструментов сначала в паре с преподавателем, затем с одноклассниками.
Чувство ансамбля, умение слушать партнера воспитывается уже в начальный
период
обучения
игре
на
струнных
инструментах,
в
сопровождении
фортепиано.
Уже
в
этот
период
требуется
интонационное,
тембральное,
динамическое
единство
инструментов.
Преподавателю
следует
обращать
внимание
ученика
на
ритмический
рисунок,
точность
держания
своей
партии, игру качественным и красивым звуком. Это развивает не только ритм,
слух,
интонацию,
но
и,
самое
главное,
чувство
ансамбля,
чувство
ответственности за совместное дело. Впоследствии усложняются пьесы и
усложняются партии. Так постепенно ребенок привыкает к совместному,
ответственному коллективному труду.
Каждая
репетиция
должна
обязательно
начинаться
с
совместного
разыгрывания.
Система
упражнений
для
разыгрывания
включает
в
себя
мажорные или минорные гаммы, арпеджио, мелодические интервалы.
Формы ансамбля
С самых первых уроков учитель старается поддержать интерес ребенка к
обучению
и
своим
примером
показывает
красоту
и
яркость
звучания
инструмента.
На
самых
первых
уроках
-
это
индивидуальные
занятия
(учитель-ученик). Ощущая поддержку педагога, ученик охотно включается в
процесс совместного музицирования, шаг за шагом приходит к осознанию
равноправной роли в ансамбле .
Затем
мелкогрупповые
(ученик-ученик).
Дуэтное
музицирование
способствует
успешному
преодолению
различных
психологических
напряжений-зажимов, возникающих у ребенка в ходе сольного исполнения
Затем ребенка можно вводить в смешанные ансамбли, унисоны.
В своей практике я применяю такую форму игры в ансамбле как игра с
электронными аккомпанементами. Чем же хороша эта форма работы? Тем,
что в любое время дома или на уроке ребенок не зависит от концертмейстера.
Постоянное полноценное звучание делает выступление ребенка уверенными,
сокращается время на разучивание произведения, и родители могут слушать
и
контролировать
процесс
подготовки.
Такой
вид
работы
значительно
расширяет концертную деятельность учащегося, делают его выступления
яркими, уверенными. Каждое произведение на диске записаны в разных
темпах, начиная с медленного и до быстрого, поэтому педагог с ребенком
могут
варьировать
и
подбирать
комфортный
темп
проигрывания,
в
зависимости от технических возможностей ученика. Произведение можно
исполнять как сольно, так и в составе ансамбля.
Урок-это часть жизни каждого ребенка, и проживание этой жизни должно
совершаться на уровне высокой общественной культуры. И я, как никто
другой заинтересована в профессионально-музыкальном развитии своих
учеников и поддержки их интереса в обучении. В достижении этих задач я
использую системность в формах и методах работы с учащимися:
- посещение концертов совместно с учениками;
-прослушивание
изучаемых
музыкальных
произведений
в
видео
и
аудио
записях в исполнение профессионалов;
- демонстрация музыкального материала в собственном исполнении;
-игра с учащимися в ансамблевом исполнении партий и голосов;
-соединение учащихся в унисоны и ансамбли разных форм;
-беседы, как мотивация к творческому росту и самоанализу. Эффективность
работы
в
ансамбле
неоспорима.
Она
нужна
для
всестороннего
развития
личности. При этой форме работы значительно расширяется концертные
выступления
учащегося,
занятия
в
ансамбле
позволяют
раскрыть
музыкальные способности детей: чувство метроритма, музыкально-слуховые
представления,
эмоционально
–
образную
сферу,
дают
возможность
закреплять приемы игры на инструменте. Младшие тянуться за старшими,
что в свою очередь повышает уровень технических возможностей каждого
ребенка.
Виды
домашней
работы:
самостоятельная
работа,
игра
под
диск,
под
метроном, прослушивание аудио и видео записей, посещение концертов. И в
заключение
своего
урока,
хотела
бы
отметить,
что
сегодня
я
продемонстрировала не только формы работы с ансамблем, но и показала
новые виды ансамблей, которые создала за этот год.
.
Методическая литература.
1.Александров
А. Способы извлечения звука, приёмы игры и штрихи на
домре.- М., 1975
2.Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах.
Свердловск, 1986
3.Вольская Т. и Гареева И. Технология исполнения красочных приёмов игры
на домре. Екатеринбург, 1995
4.Вольская Т. и Уляшкин М. Школа мастерства домриста. Екатеринбург, 1999
5.Круглов А. Школа игры на домре.
6..Бендерский
С.
Киевская
школа
воспитания
исполнителя
на
народных
инструментах.-К.,2005
7.Ихманицкий В. У истоков русской народной оркестровой культуры.