Автор: Наумова Евгения Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №8
Населённый пункт: город Балаково, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Пути преодоления речевых недостатков у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Пути преодоления речевых недостатков
у дошкольников»
Как развивать речь ребенка? Как сделать ее
выразительной и грамотной? Эти вопросы
часто волнуют родителей дошкольников,
особенно перед поступлением детей в школу.
Речь выполняет в нашей жизни множество
разнообразных функций:
средство общения
передача накопленного человеческого
опыта
регулятор поведения и деятельности людей.
Развитие речи ребенка тесно связано с его общим психическим развитием. Обычно
потому как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом, готов ли к
обучению в школе.
Речь ребенка формируется на примере взрослых, родных и близких ему людей. Разумная
семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых
ранних лет жизни.
Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной
речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально.
Преодоление нарушений произношения в дошкольном возрасте имеет огромное
значение в последующей жизни ребенка.
Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки
родного языка?
от четкой и внятной дикции зависит
полноценное общение ребенка со
сверстниками и взрослыми. Невнятная
речь - источник осложнений общения.
Трудно понимать и быть понятым.
своевременное устранение недостатков
произношения и развитие фонематического
слуха поможет предотвратить трудности в
овладении навыками чтения и письма,
которые могут возникнуть из-за дефектов в
речи. Дизграфия и дизлексия. Родители
должны знать, что успешное овладение
грамотой (быстрое качественное чтение, письмо) обеспечат ребенку полноценное
усвоение школьной программы (2ое полугодие 70 слов в минуту).
трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение
в детском коллективе. Плохоговорящие дети постепенно начинают осознавать
свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, формируется
неполноценности, неуверенность в себе.
недостаток звукопроизношения могут явиться причиной высших психических
процессов как слуховая память, словесно-логическое мышление, воображение, т.к.
речь тоже является сложным психическим процессом, выполняющим функции –
познание, регуляция, общение.
Бытует глубоко неправильное мнение о том, что
звукопроизносительная сторона речи ребенка
развивается самостоятельно, без специального
воздействия и помощи взрослых, будто бы
ребенок сам, постепенно, овладевает
правильное произношение.
В действительности же вмешательство в
процесс формирования детской речи почти
всегда влечет за собой отставание в развитии.
Речевые недостатки закрепились в детстве, с
большим трудом преодолеваются в
последующие годы.
Преодоление недостатков произношения требует определенной системы и особых
методов коррекционной работы. Логопед ведет индивидуальную и подгрупповую работу с
детьми по нескольким направлениям:
выработка правильного речевого дыхания;
развитие фонематического слуха –это поможет ребенку отличать правильное
произношение звука от неверного, а также дифференцировать различные звуки
родного языка.
развитие органов артикуляционного аппарата, выработка правильной.
постановка и автоматизация звуков в речи;
работа над голосом (интонационная выразительность и сила голоса);
формирование навыков звукового анализа и синтеза;
обучение грамоте и подготовка руки к письму.
Посещение детьми логопедической группы способствует устранению речевых
недостатков.