Напоминание

Конспект занятия "Мир в СЕМЬЕ"


Автор: Кудрявцева Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ"СРЦдН"
Населённый пункт: Белгородской области.п.Ивня
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия "Мир в СЕМЬЕ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Цель: воспитывать отношение к семье как к базовой ценности общества.

Задачи:

Образовательные: раскрыть понятия «семья», «семейные ценности».

Развивающие: расширять кругозор, способствовать развитию коммуникативных

качеств, умению работать в группе, развивать творческий потенциал детей.

Воспитательные: воспитывать у детей нравственные качества личности, добрые

взаимоотношения между детьми в группе, ценностное отношение к себе и

окружающим.

Оборудование:

Нарисованная поляна, бумажные птицы, дом с изображением «7-я – наша

группа», звезды-оригами, пословицы для игры, раздаточное пособие для

практической работы, компьютер с видеосюжетом «Притча о звезде», песни

«Мир похож на цветной луг», «Твори добро», афоризмы про семью,

фломастеры, свеча.

Ход занятия:

Воспитатель:

Добрый день! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу.

Давайте дадим друг другу руку, улыбнёмся солнышку – пустим по кругу

искорку хорошего настроения.

Ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? (Семья)

Тема нашего часа лиричная:

Место личного в общем строю,

Чтобы крепла ячейка первичная,

Всесторонне обсудим семью.

Английский психолог, философ Фрэнсис Бэкон говорил: «Любовь к Родине

начинается с семьи».

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и

родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому

желаем добра и счастья.

Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не

обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место

– дом, семья. (Показываю плакат в виде дома «7-я – наша группа»)

Что же означает слово «семья» по-вашем? (Дети отвечают по кругу определение

«Семья»)

Семья – сколько в нём загадок, оно делится на два слова: «семь» и «я». Оно

говорит «семья» - это семеро как я. Число семь не делится, оно считается

особенным и напоминает о том, что «семья» тоже едина и неделима.

Давайте посмотрим инсценировку сказки Василия Александровича

Сухомлинского «Лепесток и цветочек». (Просмотр сказки в исполении детей)

«Лепесток и Цветок»

Расцвёл белый Цветок георгина. Летали над ним пчёлы и шмели, брали нектар.

В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился! «Я самый

красивый. Без меня Цветок не цветёт. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что

мне?»

Поднатужился Лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике

розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, Как ни в чём не бывало,

улыбается солнышку, зовёт к себе пчёл и шмелей. Пошёл Лепесток, встречает

Муравья.

- Ты кто? – спрашивает Муравей.

- Я – Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветёт.

- Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты, - не

знаю.

Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветёт. Цветок и без одного

лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.

Воспитатель:

Скажите, ребята, почему погиб лепесток? А как мы можем применить эту сказку

к жизни человека? (Ответы детей)

В семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны.

Только в семье, единстве с родственниками, человек счастлив по-настоящему.

Мне кажется, что и нашу группу можно назвать семьёй. Ведь нас с вами многое

объединяет: мы заботимся друг о друге, помогаем, у нас есть общие увлечения,

любимые занятия и даже семейные традиции.

Скажите своё мнение – считаете ли вы нашу группу семьёй? Что нас объединяет

в семью? (Ответы детей. Затем выбирают карточки с нужными ответами,

помещают в дом «7-я – наша группа», делают обобщение).

1.Занятия

2.Досуг

3.Традиции

4.Труд

5.Увлечения

6.Мероприятия

7.Отдых

8.Школа

Послушайте стихотворение о нашей семье.

Воспитанник:

Семья – это наше счастье, любовь и удача,

Семья – это праздник, семейные даты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это важно!

Семья – это сложно.

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтобы про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья.

Воспитатель:

Хорошо, когда все быстро и дружно справляются с домашними делами и

остаётся свободное время для любимого занятия. Во многих семьях принято

свободное время проводить вместе: обмениваться новостями, обсуждать

события, читать вслух книгу, слушать музыку, смотреть любимую телепередачу,

шутить, вместе гулять, играть.

И сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем.

Игра «Путаница».

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Ведущий выходит из комнаты. Не

расцепляя рук, игроки запутываются в кругу. Задача водящего – вернуть детей в

круг.

Воспитатель:

Молодцы! Задание было веселым и интересным, не правда ли? Скажите, что

помогло вам справиться с ним? Как удалось достичь цели? (Ответы детей)

Да, взаимопомощь, поддержка, доверие друг к другу помогли вам справиться с

этим заданием.

Только понимая друг друга и вежливо относясь друг к другу, можно избежать

семейных ссор, поддержка членов семьи поможет справиться с любой трудной

ситуацией, а доброта в семье помогает сохранить спокойствие и уют. А самое

главное и важное - чтобы в семье был мир и лад.

Мир семьи - это радостный дом, его уют и тепло.

Какие качества важно воспитать в себе, чтобы сохранить этот уютный и теплый

мир семьи? (Трудолюбие, старательность, ответственность, готовность прийти

на помощь, терпимость, взаимопомощь, взаимопонимание, умение уступать

друг другу, гостепреимство).

Давайте попробуем создать наш «Мир семьи».

У вас на столах волшебные птицы, которые помогут вам запомнить эти качества.

Нужно разместить их на сказочной поляне. (Поочерёдно выходят дети, читают

определения качеств, делают обобщение: почему важно воспитывать в себе то

или иное качество).

Американский философ Джордж Сантаяна говорил: «Семья – один из шедевров

природы». И этот шедевр природы – наш «Мир семьи», где есть уют, тепло и

гармония. (Дети поют Песню «Мир похож на цветной луг»)

Но в семье не так-то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло. Что

ещё, по-вашему, необходимо для создания крепкой семьи? (Любовь, уважение,

лад, забота, взаимопонимание, терпение, дружба, юмор, такт, хорошее

настроение, доброта).

Давайте соберём солнечные лучи в единое целое. (Поочерёдно выходят дети,

читают определения к высказыванию «Крепкая семья» и помещают на

сказочную поляну вокруг солнца).

Семья – это маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно. Оно

притягивает к себе. И все мы: и взрослые, и дети, должны сделать так, чтобы это

солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю

жизнь.

«Дом построить – не шапку одеть» - гласит русская народная пословица. В

народе существует множество пословиц и поговорок о доме, о семье. А какие

помните вы?

1.

Мой дом – моя крепость.

2.

В гостях хорошо, а дома лучше.

3.

Дома и стены помогают.

4.

В семье и каша гуще.

5.

Семья в куче, не страшны и тучи.

6.

Яблоко от яблони не далеко падает.

7.

Дети, что цветы: уход любят.

8.

Семейное согласие всего дороже.

9.

В семье разлад, так и дому не рад.

Перед вами пословицы. Но, по ошибке наборщика, они перепутаны. Нужно

вернуть им первоначальный вид, соединив стрелками.

1.Когда семья вместе…(так и душа на месте).

2.Семья без детей…(что цветок без запаха).

3.Согласную семью…(и горе не берёт).

4.Семья – печка: как холодно…(все к ней собираются).

5.Дружная семья…(и землю превращает в золото).

6.В семье любовь да совет…(так и нужды нет).

7.На что клад…(коли в семье лад).

8.Изба детьми…(весела).

9.Семья сильна…(когда крыша одна).

Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием на «отлично».

Скажите, почему люди не любят жить в одиночестве? Для чего они ищут

спутников жизни, воспитывают детей, приобретают друзей? (Ответы детей)

Предлагаю вам посмотреть небольшой видеосюжет о семье «Притча о звезде».

(Просмотр видеосюжета)

Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не

было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой

был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звёздочки:

«Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже

ночью, то тусклый и незаметный»? Звёздочка долго молчала, а потом, вздохнув,

ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом

со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и

слышать кого-то рядом с собой! «А в какие ночи твой свет становится ярким?» -

спросила Луна. «Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих

странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в

дорогу, куда они так спешат»? «Ты узнала тайну спешащих странников»? –

спросила Луна. «Да, - ответила Звёздочка. – Однажды я задала этот вопрос

страннику, который был долгое время в пути. Он выглядел изнемождённым и

очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но

глаза…». «А какими были его глаза»? – недоуменно спросила Луна. «Они

светились в темноте от счастья и радости», - ответила, тяжело вздохнув

Звёздочка и продолжила. – Чему ты радуешься, странник»? И он ответил:

«Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд,

преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота

и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я

готов совершить даже невозможное». Звёздочка замолчала, а затем ответила:

«Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем

путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела

на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь

свою семью?» «А разве это возможно»? – с надеждой спросила Звёздочка. Луна,

не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и вот же миг на

небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым

мерцающим светом маленькой Звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы

здесь, дорогая, мы теперь – одна СЕМЬЯ»!

Воспитатель:

Каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-

то помогать. Людям хочется с кем-то разделить свою радость и печаль, хочется,

чтобы их ждали, любили, хочется создать свою счастливую семью.

Весь народ – наша большая семья. История каждой семьи – частица истории

Родины. Мы с вами тоже частичка своей Родины. И насколько сплочённой и

крепкой будет наша группа, наша семья, зависит от тех качеств, которые вы в

себе воспитываете.

Где-то далеко во Вселенной освещает жизненный путь каждой семьи нашей

необъятной страны большая яркая звезда.

Звезда – это символ единства и сплочённости. Давайте зажжём свои маленькие

звёздочки – символы душевного тепла и покоя, любви, понимания и мира в

нашем доме. (Дети прикрепляют сделанные заранее звёздочки по технике

«оригами» к окнам дома).

Мне очень хотелось бы, чтобы никогда не угасал этот свет в ваших окнах, где

тепло и уютно всем нам.

Постарайтесь, чтобы так и было!

Великий советский педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал:

«Семья – это та первичная среда, где человек должен творить добро».

(Дети поют песню «Твори добро». Зажигается свеча. Она передаётся по кругу).

Наше занятие подходит к концу. Очень хочется, чтобы всё то, что вы сегодня

узнали, осталось с вами, чтобы вам ваш дом был согрет душевным теплом,

уютом и любовью.

Благодарю всех за участие, за вашу активность.



В раздел образования